Наталья Алексеевна ВЕНКСТЕРН — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наталья Алексеевна ВЕНКСТЕРН

2019-07-12 181
Наталья Алексеевна ВЕНКСТЕРН 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(21.10.1891 [1893?] — 06.09.1957, Москва) — литератор. Родившись в семье писателя и переводчика А. А. Венкстерна, с детства увлекалась литературой и театром, писала стихи, рассказы, пьесы. В юности готовила себя к артистической карьере: вместе со своей двоюродной сестрой С. В. Гиацинтовой занималась у актрисы МХТ Е. П. Муратовой. Попытка поступления в МХТ (1910) закончилась неудачей; она избрала литературную профессию (основной жанр — инсценировки). В. принадлежат инсценировки романов Г. де Мопассана, М. Твена, Ч. Диккенса, А. Конан-Дойла, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского и ряд собственных пьес: «Кусок мяса», «Дуэль», «Метель», «Письмо в крепость», «Судьба Байрона», «Юный Герцен», водевиль «Друзья-сочинители» (последний ставился в Театре им. Ленинского комсомола) и др.; многие пьесы написаны в соавторстве, просматривается интерес автора к исторической теме.

Пьеса В. «В 1825 году» была поставлена во МХАТе 2‑м (режиссеры Б. М. Сушкевич и И. Н. Берсенев) к 100‑летию восстания декабристов. Положительно отозвавшись об актерах {349} («лучшее в спектакле — это прекрасное актерское исполнение» — В. З. Масс; особенно пленила рецензентов С. В. Гиацинтова в роли Шурочки Ланской), критика предъявила автору упреки в политической (и драматургической) наивности и сентиментальности (вплоть до выражений о пьесе «наивная безделушка» — Ю. В. Соболев и «лирически-сентиментальный анекдот» — П. А. Марков), преследовавшие В. и в дальнейшем. Самые значительные комплименты из выпавших на долю этого сочинения В. таковы: «… пьеса, все же приятно выделяющаяся своею скромною грамотностью из общей массы “исторических” пьес, не во всем скромных, но бьющих на сенсацию» (Г. Треплев) и «наивная и осторожная мелодрама, обезоруживающая критика чистотой намерений и кротостью мировоззрения» (П. А. Марков).

На основе инсценировок В. были созданы спектакли МХАТ 1‑го «Пиквикский клуб» (1934, возобновлен в 1955) и «Домби и сын» (1949). Обе работы по Диккенсу осуществил как режиссер В. Я. Станицын. В работе над пьесой по «Пиквикскому клубу» В. поначалу помогал М. А. Булгаков. Эту инсценировку выбрал для своей постановки и Г. А. Товстоногов (БДТ, 1978). «Домби и сын», выпущенный отнюдь не в «диккенсовскую эпоху» (премьеры МХАТ того же сезона — «Зеленая улица» А. Сурова и «Заговор обреченных» Н. Вирты), пользовался неизменной любовью публики и прошел 317 раз; здесь заявили о себе первенцы Школы-студии МХАТ, тонко почувствовавшие жанровые особенности и сердечные струны романа (Флоренс — В. В. Калинина, Сьюзен — К. И. Ростовцева, Эдит — М. В. Юрьева, Уолтер Гей — А. В. Вербицкий, миссис Чик — Е. Н. Ханаева); в их ансамбль легко входил В. Н. Муравьев — мистер Тутс. Из «старших» успеху содействовали А. И. Чебан (мистер Домби) и А. П. Кторов (Кэркер).

По поводу инсценировок В. знаток английской культуры М. М. Морозов замечал, что «дух романов Диккенса был очень верно передан». В инсценировках В. спектакли по Диккенсу шли в Англии.

В расчете на молодежь МХАТ, многообещающе представшую в спектакле «Домби и сын», и режиссера В. Я. Станицына (в этот раз имелся сорежиссер — С. К. Блинников) создавалась пьеса «Вторая любовь» — инсценировка романа Елизара Мальцева «От всего сердца» из колхозной жизни (1950). В том же году ее поставила в Театре им. Ленинского комсомола Гиацинтова, сотрудничавшая с В. неоднократно. Во МХАТе играли Е. А. Хромова, В. С. Давыдов, А. В. Вербицкий, В. К. Трошин, из «старших» — А. П. Георгиевская.

В 1946 г. для выпускного спектакля Школы-студии МХАТ В. была сделана инсценировка романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия». В середине 50‑х гг. предполагалась постановка во МХАТе {350} ее пьесы «Утраченные иллюзии» по одноименному роману О. де Бальзака, но все осталось на уровне замысла.

Сохранились отдельные наброски и черновые материалы к задумывавшейся В. книге «О драматургии» (труд завершен не был, как и несколько начатых романов). Опубликованный в 1928 г. роман «Аничкина революция» был запрещен цензурой.

М. Хализева

Елена Ивановна ВИШНЕВСКАЯ

(17.05.1907, Киев — 1981) — актриса. З. а. Литовской ССР (1954). Отец — актер Малого театра. Театральное образование получила в Киеве на Гос. драматических курсах (ее педагогом тут был А. М. Бучма), а затем в театральном техникуме, где преподавал А. И. Адашев. Окончив техникум в 1927 г., поступила в МХАТ 2‑й, где оставалась до его ликвидации. Среди ее ролей здесь — вводы в «Сверчка на печи» (Мей), в «Блоху» (участница народной сцены). Она участвовала в пляске скоморохов («Смерть Иоанна Грозного»), выходила в толпе во «Взятии Бастилии», в «Закате» ее ролью была одна из девок в трактире Рябцова, в «Фроле Севастьянове» играла одну из безымянных студенток, во второй и в последней картинах «Человека, который смеется» появлялась среди «мужчин и женщин Лондона».

Под конец своего второго сезона в МХАТ 2‑м В. получила роль Беатриче в «Бабах». Более или менее заметные работы ей доставались в «Чудаке» (дублировала Дурасову в роли Юли), играла Любиньку с Е. И. Корнаковой — Аннинькой («Тень освободителя»), в «Униженных и оскорбленных» ей была отдана роль Кати, богатой невесты, которую прочат Алеше. В последующих постановках В. имела роли Феклы, невестки Чикильдеевых («В овраге») и мадемуазель Сюро — секретарши и любовницы главного героя «Мольбы о жизни».

После закрытия МХАТ 2‑го распоряжением УГАТ В. была направлена в Центральный театр Красной Армии.

При довольно бескрасочных ранних годах дальнейшая жизнь актрисы богата событиями. В автобиографии она рассказывает: выехав во время войны с фронтовой бригадой, она оказалась в плену, была на принудительных работах в Германии, в 1945 г. попала в сборный лагерь военнопленных, оттуда уехала с группой французов. Жила и работала со {351} своим другом Роже Дессеном в Нанте. В 1946 г. она восстанавливает советское гражданство и возвращается в Москву, к А. Д. Попову в ЦТСА. Год спустя она оказывается в Прибалтике, в Лиепае, в Театре Балтийского флота, где служат три ее сотоварища по МХАТ 2‑му. За одного из них — за Г. А. Палина — она выходит замуж и в 1949 г. вместе с ним переходит на работу в Русский драматический театр в Вильнюсе. Преподает актерское искусство в Литовской консерватории (1960 – 1963). Как актриса в обоих театрах несла основной репертуар. Среди ее ролей в Вильнюсской русской драме — герцогиня Мальборо («Стакан воды» Скриба), Елена Кармина («Женитьба Белугина» Островского и Соловьева), Купавина («Волки и овцы» Островского), Панова («Любовь Яровая» Тренева) и т. п., вплоть до Матрены во «Власти тьмы». С 1963 г. персональный пенсионер.

Е. К.

Аркадий Григорьевич ВОВСИ

(01.05.1900 – 29.06.1971, Москва) — актер. Н. а. РСФСР (1962). Актерское образование начал в Студии М. А. Чехова, окончил Цететис в 1926 г. (курс Б. М. Сушкевича); вместе с другими его и А. П. Петровского выпускниками вошел в Театр Замоскворецкого совета, которым руководили их педагоги. В 1930 г. перешел в МХАТ 2‑й. В. прочно занял здесь положение если не ведущего, то достаточно занятого в репертуаре характерного актера. В старых спектаклях, унаследованных от первых лет театра, его не занимали, как не занимали и в постановках русской классики (исключение — ввод на роль купца Ахова, «Не все коту масленица»), но почти во всех новых постановках советских драматургов В. играл (постоянно переходящий на крик и ругань технорук Штандаренко в «Деле чести», помнач милиции Тургачского района Горбатенко в «Неблагодарной роли», Хвощ в «Земле и небе», комсомолец Эрих Кетвиг в «Суде», шофер Таратута в «Часовщике и курице», скептик-интеллигент Дмитрий Сергеевич в «Свидании»). Характерный актер, комик по преимуществу, В. умел соединять присущую этому амплуа крепкую, усмешливую наблюдательность с теплотой красок, а позднее — и с глуховатой печальной нотой. Наиболее заметной его работой в МХАТ 2‑м был пономарь Диего, спутник «испанского священника» Лопеса: в блистательном спектакле {352} с солирующей исполнительницей центральной роли Амаранты, с бисером изысканных режиссерских подробностей, с очарованием конструкций Аристарха Лентулова дуэт В. с В. А. Поповым смешил безотказно: «Оба вечно хмельные, они прямо-таки с трогательной сосредоточенностью соображали, кого и как бы еще обмишурить» (Гиацинтова, с. 325). После закрытия МХАТ 2‑го В. не расставался с Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман, вместе с ними перейдя сперва в Театр им. МОСПС (1936 – 1938), а затем в Театр им. Ленинского комсомола. В новых для него театрах, как и в МХАТ 2‑м, В. был занят по преимуществе в пьесах современных советских авторов (успешно играл в первых же пьесах К. Симонова); всегда был контактен при встречах с новой режиссурой (участвовал в спектаклях А. В. Эфроса по пьесам Э. Радзинского «104 страницы про любовь», «Снимается кино»). В Театре им. Ленинского комсомола В. пребывал с небольшим перерывом до конца артистической карьеры.

И. С.

Леонид Андреевич ВОЛКОВ

(наст. фам. Зимнюков; 05.05.1893, поселок Дубовка Саратовской губ. — 18.09.1976, Москва) — актер, режиссер, педагог. Н. а. РСФСР (1945). По анкете — «из мещан». Окончив реальное училище в Вольске, прослушал курс лекций в московском Коммерческом институте, но диплома не получал. По-видимому, увлекся театром. В. стал одним из организаторов Студенческой студии, руководство которой принял Вахтангов. Мастер следил за В. внимательно (вот замечания насчет работы над «Егерем» по А. П. Чехову: «Вы хорошо работаете. Имейте чуть терпения. Поверьте немножко и мне, и Вы увидите, как будет идти “Егерь”. Его нельзя найти скоро». — Вахтангов, с. 213). Вахтангов сделал с ним также роль матроса Селестена («В гавани» по Мопассану). В ноябре 1918 г. Вахтангов поручил ему режиссерскую и педагогическую работу над «Потопом» — спектакль силами учеников готовился для Народного театра у Б. Каменного моста.

Дарование актера раскрывалось в ролях характерных, которые В. решал в духе вахтанговской театральности. (В. называет сыгранных в Студенческой (Мансуровской) студии чеховского «Злоумышленника» и Селестена, далее в послужном списке — Жозеф, Доктор и Кюре в спектакле {353} «Чудо святого Антония», Фрэзер в «Потопе», Сержант в пьесе «Когда взойдет месяц» (см. личное дело, хранящееся в Музее МХАТ)). В. принимал также участие в спектаклях Второй студии МХТ «Зеленое кольцо» (Вожжин), «Узор из роз» (Повар), «Младость» (Василий Васильевич).

Числясь одним из организаторов Студенческой студии, В. был причастен и к ее распаду. Имя В. снова и снова проходит в записях Вахтангова с осени 1918 г., когда он констатирует угрозу такого распада и анализирует характеры студийцев: «Или вы не видите, как эгоистичен Леонид Андреевич, не желающий поступиться ради Студии ни одной своей слабостью, а особенно слабостью держать людей в подчинении?» Вахтангов обещает сдерживаться при студийцах, когда ему «нужно будет выругать Леонида Андреевича за дурной характер, за пристрастие, за неумение быть объективным» (Вахтангов, с. 239, 242).

С 1921 г. судьба В. связывается с МХАТом и Первой студией. На сцене метрополии он сыграл Иванова в «Нахлебнике» Тургенева, в «Ревизоре» репетировал Осипа, выходил одним из купцов. В Первой студии был введен в «Гибель “Надежды”» на роль бухгалтера Капса и Дантье; в «Потоп», где играл Нордлинга и Чарли; в «Эрике XIV» участвовал в «народной сцене». В «Расточителе» он вслед за В. А. Поповым сыграл Пармена Семеновича Мякишева. В «Укрощении строптивой» В. получил роль Сляя — пьяницы, которого разыгрывает компания насмешников из замка; роль была выдвинута режиссурой едва ли не на первый план. Актер играл ее — как писали о нем — «со смачным реализмом» (см. МХТ 2, с. 26). В. сыграл также князя Серпуховского в премьере «Любовь — книга золотая». К моменту переформирования студии в МХАТ 2‑й он пробыл тут уже три сезона. Однако пишущие об этом театре воспринимают В. как человека со стороны: («пришли такие интересные актеры, как Берсенев, Волков, Подгорный». — Там же, с. 174 – 175).

В автобиографии, написанной в 1943 г. при поступлении на работу во МХАТ, В. не упомянет ни Первую студию, ни МХАТ 2‑й. Между тем его пребывание здесь в 1921 – 1927 гг. ознаменовалось крупными событиями.

Событием был блистательный тульский оружейник Левша в «Блохе». Эта роль В. закреплена описаниями П. А. Маркова. Марков спектакля не принял, но актером восхищался. Постановщик спектакля в мемуарах писал: «Л. Волков играл Левшу действительно вдохновенно. Он подчеркивал в образе черты народного гения, настоящего русского мастерового-умельца. … Был он простодушен, с курносым носом, с неразлучной гармоникой — тот самый “Иванушка-дурачок” русской сказки, который всех умных перехитрил» (Повесть, с. 347 – 348). «… Трогательная наивность и затаенная грусть светились в открытом, {354} светлом взгляде народного умельца Левши в исполнении Волкова», — напишет много лет спустя С. В. Гиацинтова (с. 258).

О небольшой роли Ивана («В 1825 году»), сыгранной после Левши, отозвались положительно, хваля исполнителя заодно с остальными: «Дейкун, Волков, Готовцев и другие играют четко и просто» («Правда», 1926, 12 января). Но и по размеру успеха в Левше, и по складу натуры В. претендовал на крупную работу. Такой работой могли бы стать «Волки и овцы». Постановку предложили включить в работу театра на заседании правления 9 марта 1926 г. Именно в связи с «Волками…» в сезоне 1926/27 г. впервые был сформулирован конфликт между большинством труппы и группой актеров, в которую вошел В.

Глафиру в комедии Островского должна была играть О. И. Пыжова, Аполлона Мурзавецкого — А. Д. Дикий, Беркутова — Г. В. Музалевский, Горецкого — В. П. Ключарев. Иначе сказать, в «Волках и овцах» были объединены по меньшей мере пятеро из той семерки, которая поведет борьбу с Михаилом Чеховым. Перипетии этой борьбы прослежены в Летописи (см. наст. изд., с. 665 – 686).

В декабре 1926 г. несколько газет поместили сообщение: «Во МХАТ 2 группа артистов во главе с Диким и Волковым потребовала изменения художественной линии театра в сторону отказа от мистических уклонов и переход на современный реализм. Руководители театра Чехов и Берсенев в свою очередь настаивают на сокращении группы артистов, недовольных репертуаром театра» («Красная газета», 1926, 10 декабря).

В марте 1927 г. Гиацинтова пишет Немировичу-Данченко о конфликте в МХАТ 2‑м, называя его мотивами — зависть, интригу в борьбе за власть в театре и находя в доводах противников Чехова — демагогию («ложь — их гражданские чувства…» — НД, № 3697). Трудно сказать, насколько она была права. Столь же вероятно, что В. держался высказанных им убеждений искренне.

С сезона 1927/28 г. перейдя в Театр революции, В. через считанные дни по приходе играет свою первую роль здесь — председателя сельсовета Сидора Ивановича в «Голгофе» Д. Чижевского («октябрьская премьера» 8 ноября 1927 г., поставленная М. Терешковичем в духе агитспектакля). Сыграл затем профессора Андросова в «Человеке с портфелем» А. Файко. Больше как актер в Театре революции не выступал, став заведующим труппой и занявшись режиссурой.

В Реалистическом театре В. с успехом поставил «Бравого солдата Швейка» (1929). В Театре революции в конце сезона 1929/30 г. выпустил «Историю одного убийства» М. Левидова. В основе была пьеса американских авторов М. Андерсона и Г. Хикерса, связанная с историей суда над Сакко и Ванцетти. Сценически она {355} была решена как обозрение-сатира. После премьеры В. с Театром революции расстался. Служил в Госцентюзе (в 1931 – 1934 гг. был здесь художественным руководителем).

В 1933 – 1942 гг. работает в Малом театре, где ставит спектакли «Скутаревский» (1934), «Бронепоезд 14-69» (1936), «Ревизор» (1938), «Богдан Хмельницкий» (1939), «Свадьба Кречинского» (1940), «Волки и овцы» (1941). С 1943 по 1948 г. является художественным руководителем ЦДТ (за поставленный здесь вместе с В. С. Колесаевым спектакль «Город мастеров» Т. Габбе получил Сталинскую премию), одновременно актером и режиссером МХАТ (среди ролей Симеонов-Пищик в «Вишневом саде», Ферапонт в «Трех сестрах», Скептик — «Кремлевские куранты», Василий Шуйский — «Иван Грозный», Битков — «Последние дни»). Из МХАТа уходит в 1951 г. в Малый театр режиссером и педагогом по актерскому мастерству в Театральное училище им. Щепкина.

Как режиссер и педагог В. подчеркивал свою приверженность Станиславскому. Педагогической деятельностью занимался на протяжении всей творческой жизни. В личном деле (архив Щепкинского училища) его рукой вписан перечень студий, где с 1918 г. преподавал: студии Вахтангова, «Синяя птица», имени Шаляпина, имени Горького, студия при Театре б. Корш, имени Глазунова и пр.

Драматическую студию он вел и в ЦДТ. В 1948 г. после показа дипломных спектаклей «Машенька» и «Дети Ванюшина» одиннадцать студийцев, учеников В., были приняты в труппу ЦДТ.

В Училище им. Щепкина В. работал до 1969 г. Среди учеников В. — Никита Подгорный, Виталий Коняев, Светлана Немоляева, Микаэлла Дроздовская, Владимир Сулимов, Алина Покровская, Тамара Дегтярева, Инна Чурикова. Его принципы и практика освещены в книге Л. В. Цукасовой «Л. А. Волков. Театральная педагогика».

В автобиографии 1950 г. (архив отдела кадров Училища им. Щепкина) про Первую студию и МХАТ 2‑й В. по-прежнему не упоминает. Но ученикам, вероятно, об этой странице своей жизни рассказывал. Светлана Немоляева в книжке «Школа Малого театра» (М., 2000), выпущенной к 190‑летию Щепкинского училища, написала, что ее учителем был потрясающий педагог-легенда Леонид Андреевич Волков, «выходец из МХАТ 2, ученик Михаила Чехова».

Т. А. Горячева

Клавдия Андреевна ВОРОБЬЕВА

(23.10.1890, Москва —?) — актриса, помощник режиссера. Получила театральное образование в Императорском училище (Москва). С 1908 г. — в Художественном театре. Немирович находил ее дарование сомнительным, о ее вводе на роль Анны при {356} возобновлении «Дна» заметил: «не плоха, но бесцветна»; впрочем, вполне представлял ее в безмолвной роли недокормыша Флипоты, служанки г‑жи Пернель (неосуществленный спектакль «Тартюф»). За В. сохраняли место в театре, ценя ее дисциплинированность, охотно давая деловые поручения. После отъезда МХАТ на зарубежные гастроли в 1922 г. осталась в Первой студии, с которой была связана еще в раннюю ее пору (имя В. стоит в перечне, которым заканчивается запись Станиславского «Студия. Цель»). При создании МХАТ 2‑го она была зачислена в труппу как помощник режиссера. Учитывая многолюдность большинства спектаклей, сложность сценических конструкций и не раз обострявшуюся напряженность обстановки внутри театра и вокруг него, труд человека, отвечающего за безупречный порядок хода действия, был не из легких. Имя В. как помрежа стоит в программах «Потопа», «12‑й ночи», «Эрика XIV», «Расточителя», «Гамлета», «В 1825 году», «Евграфа, искателя приключений», «Дела», «Взятия Бастилии», «Заката». «Тени освободителя», «Суда», «Хорошей жизни», «Свидания». В своей изначальной должности В. оставалась вплоть до ликвидации МХАТ 2‑го и на ту же должность в апреле 1936 г. ее направили в Театр юного зрителя.

И. С.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.