Как образы развиваются дальше ? — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Как образы развиваются дальше ?

2019-07-12 136
Как образы развиваются дальше ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так называемые разрешающие образы — это предложения, которые могут меняться. Они медленно развиваются вместе с происходящим у клиента процессом: в них кто-то добавляется, кто-то меняет свою позицию или постепенно блекнет на зад­нем плане. Хорошие образы остаются с клиентом надолго, яв­ляясь для него источником силы и покоя. Неподходящие обра­зы и фразы быстро теряют силу и зачастую полностью стира­ются из памяти.

Разрешающий образ невозможно «сделать», он должен нахо­диться в резонансе с клиентом и отвечать его внутреннему поис­ку. Если терапевт слишком быстро толкает клиента к решению или если в расстановке он отклоняется отличной правды клиента, то какая-то часть клиента очень точно на это реагирует и воз­ражает против этого предложения уходом в себя, а также физи­ческим и психическим напряжением. После расстановки у кли­ента могут проявиться вторичные чувства, соответствующие дви­жению прочь, например, агрессия или депрессивная подавлен­ность. Если от клиента требуется то, чего он не может решить, или то, что находится в противоречии с его собственными глу­бинными импульсами, желаниями и следующими шагами, у него возникает замешательство.

Если после расстановки клиенту хуже, чем было, это указы­вает на то, что в таком виде образ для него неверен и что он уво­дит его прочь от внутренних источников силы и его собственно­го пути. Мы можем проверить эту гипотезу, предложив клиенту альтернативу и понаблюдав за его реакцией. Действенные аль­тернативы содержат в себе противоположность предпринятой до этого попытке или нечто такое, чего клиент ожидает меньше все­го. Если альтернатива эффективна, то мы, следуя здравому смыс­лу, пересматриваем образ. Клиент сам является той инстанцией, которая решает, правилен ли образ и целесообразны ли интер­венции.

Пример

Г-жа Тито, сама работающая врачом и терапевтом в клинике, записалась на семинар, но прежде она хотела непременно по­говорить со мной на индивидуальной сессии. Она пришла в состоянии сильного возбуждения и отчаяния, ее нервы были на пределе, так что она была сама готова обратиться в психи­атрическую клинику, если в ближайшие дни ее состояние не улучшится. Она рассказала, что шесть недель назад сделала расстановку по поводу повторных приступов головокружения и связанных с этим многочисленных несчастных случаев. Веду­щий поставил ее между двумя фигурами и сказал: «Ты еще не сделала выбор между жизнью и смертью». С тех пор ее не покидает душевная боль и тревога, она практически не может спать, а днем живет только на успокоительных средствах. По всей видимости, образ в расстановке и конфронтация тера­певта затронули ее самое больное место и коснулись глубокой динамики. Но она была пока не в состоянии интегрировать эту фразу. Я спросила ее, был ли терапевт прав. Сначала она защищала руководителя семинара, поскольку он все-таки, на­сколько она знает, хороший и опытный терапевт. Я согласилась с ней и задала вопрос снова. Ее внутреннее смятение улег­лось, когда она признала, что была еще не готова принять об­раз своей расстановки. Мы поговорили с ней об амбивалентно­сти, противоречивой лояльности, и вскоре она со всем разоб­ралась и совершенно успокоилась.

Реальность разрешающих образов

Даже если возникающие в расстановке образы находят хоро­ший резонанс у клиента и терапевта, они могут противоречить жизненной реальности присутствующих в них людей. Похоже, образы воспроизводят структуры, лежащие в основе действий, и иногда больше отвечают потенциалу людей, чем их реальной жизни: тому, какими они могли бы быть. Чтобы оставить откры­тым это пространство между действительностью и представле­нием о возможном, терапевт может сказать про образ или дина­мику: «Это выглядит так, как будто...», и тем самым доверить ее внутренней проверяющей инстанции клиента. Словами «это так» он утверждает истину, которая не всегда находит подтверж­дение в реальности отношений.

Пример

На супервизии одна коллега рассказала о своей клиентке, г-же Пассер, которая в надежде найти облегчение ходила уже много лет на терапию. Из диффузной симптоматики выкристаллизо­валось то, что она всегда и предполагала: в детстве она под­верглась сексуальному насилию со стороны отца. В расста­новке выявилась соответствующая динамика. Заместитель отца очень горевал, раскаивался в своем поступке и сожалел о пре­рванных отношениях с дочерью. Клиентка утвердилась в своих предположениях, отправилась домой к родителям и заговорила с отцом о произошедшем на семинаре. Отец, который всегда отметал любые посягательства, не проявил ни малейшего по­нимания и страшно разозлился, все кончилось скандалом и новым разрывом отношений.

В конце сессии я схематично зарисовываю образ решения. Иногда я дописываю к нему важную, разрешающую фразу или показываю стрелкой последнее, важное движение клиента.

Пример

Г-н Мероп, возрастом около 60 лет, чуть больше года назад расстался со своей женой, с которой прожил в браке почти 30 лет. Дело в том, что он встретил женщину, с которой его связа­ла большая любовь. Они стали жить вместе. Последние не­сколько недель он постоянно испытывал глубокое беспокой­ство, которое на физическом уровне выражалось в учащенном сердцебиении, внутренней дрожи и нарушениях сна. Посколь­ку, по его словам, он пребывал в этом состоянии постоянно, я спросила его об исключениях и о том, когда он чувствует себя хорошо или, по крайней мере, лучше. «Когда я бываю вместе с моей подругой Регулой или на природе». С женой он после рас­ставания не общался, поскольку не знал, как показаться ей на глаза. Одна мысль о разговоре с ней вызывала ощущение уг­розы и приводила его в состояние боевой готовности. Это определило проект процесса и решения: я подведу его к этой встрече и проведу через нее так, чтобы он без страха (и, таким образом, без симптомов) смог по-хорошему расстаться со своей женой. Но сначала нам нужно было разработать хороший образ будущего, найти ресурсы, которые придадут ему сил, а также обнаружить модели из его истории и, может быть, из исто­рии его семьи, где он научился этому поведению и чувствам. У него всегда были очень сложные отношения с матерью. Ро­дом из бедной семьи, она прожила тяжелую жизнь. Будучи че­ловеком высокой морали, она никогда не обращала внимания на собственные желания и всегда ставила свои потребности на последнее место, отдавая приоритет потребностям детей и мужа. От детей она с самого раннего детства ждала порядка и достижений. Клиент пока не решился рассказать ей о своей новой жизни. На вопрос, что бы она сказала о его разрыве с женой, он с горечью ответил: «Она стала бы меня презирать». А вот отец всегда добрым защитником стоит за его спиной. Гипотезы: сложные отношения с матерью указывают на то, что клиент все еще внутренне к ней привязан и видит в ней инстан­цию, судящую о его поведении. Поскольку мать никогда не следовала своим желаниям, а он, ее сын, поддавшись своим импульсам, нарушил подразумеваемые правила поведения и в ее глазах поставил удовольствие выше долга, в этой структу­ре отношений его поведение было для него как афронт, кото­рый поколебал все его устои. Я предположила, что в отноше­ниях с женой он сейчас испытывал чувства, которые на самом деле были связаны с матерью.

Я попросила его встать и положила напротив него на пол лист бумаги для его жены Сильвии. Он отшатнулся и старался не смотреть на это место. Когда я призвала его посмотреть на жену, он сказал: «Она не хочет». Когда я прокомментировала его попытки уклониться: «Речь идет о вас, а не о вашей жене», он вздохнул, улыбнулся и кивнул.

Чтобы дать ему возможность прочувствовать другую позицию, я попросила его встать на место жены. У него тут же возникла сильная физическая реакция: участилось сердцебиение и стало трудно дышать. Я вернула его обратно. «Как вы себя чувствуе­те, когда вы это видите?» Теперь он посмотрел на жену. Он был очень растерян. «Она смотрит сердито и с таким упреком». Чтобы придать ему большую стабильность и внутреннюю уве­ренность, я включила в образ отца, положив за ним лист бума­ги. «Представьте себе, что за вами стоит ваш отец, так что вы можете немного на него опереться». — «Это хорошо, когда он здесь, но мне не нужно, чтобы он был так близко». Я отодвину­ла лист подальше. Он кивнул. «Что меняется, когда за вами стоит ваш отец?» — «Тепло спине». Он звучно выдохнул. «А что меняется у вашей жены, когда появляется ваш отец?» — «Она выглядит более приветливо, менее агрессивно, но так по­терянно». Это говорило о том, что жене тоже не помешала бы поддержка. Я положила за ней два листа бумаги для ее отца и матери. «Что происходит, когда за вашей женой стоят ее роди­тели?» — «Для нее это хорошо». Они стояли друг напротив друга, но никаких импульсов больше не возникало. После этого интермеццо в поле зрения оказались самые слож­ные отношения клиента, а именно отношения с матерью. Он увидел, что жена становится сильнее, когда за ней стоят оба ее родителя. Я положила рядом с отцом лист бумаги. «Что про­изойдет, если вы поставите за собой вашу мать?» Он немного сжался. «Мне нужна дистанция». Что сделать, чтобы обеспе­чить мирную встречу? «Что произойдет, если вы повернетесь к родителям?» Он развернулся и посмотрел на оба листа бумаги на полу перед собой. Он молчал.

Чтобы облегчить ему доступ к матери, процесс выяснения я на­чала с его, как он сказал, доброжелательного отца. Потом я про­шла бы ту же модель с матерью, поставив их напротив и дав им возможность встретиться. «Как на вас смотрит ваш отец?» — «Приветливо и добродушно». Я положила лист бумаги для под­руги клиента. «Что произойдет, если вы скажите ему: «Смотри, отец, это так», и укажете на подругу?» Делая это, он тяжело вздохнул, а потом кивнул. «Хорошо». - «Как на вас смотрит ваш отец?» — «Он согласно кивает». Клиент сделал легкий поклон перед отцом и сказал: «Спасибо». Затем он выпрямился. Проделав это по отношению к отцу, он приобрел хороший опыт, который мог послужить моделью для встречи с матерью. «Что, если вы встанете перед матерью и посмотрите на нее?» У него заколо­тилось сердце и появилась тревога. «Что произойдет, если вы ска­жете ей: «Смотри, мама, это так», и укажете на подругу?» — «Она смотрит критично и говорит, что не может этого одобрить». Я предлагала ему одну часть фразы и давала достаточно вре­мени до следующей части, чтобы он мог почувствовать в себе отзвук этих слов. Когда он легким движением показывал, что осознает то, что говорит, шла следующая часть. Он громко про­износил слова и фразы: «Мама... пожалуйста... смотри на меня приветливо... если я пойду своей дорогой... и буду счастлив». Преимущество такого замедления и постепенного продвижения вперед заключается в том, что клиент получает согласие на каждую часть своей просьбы. При этом его внимание направ­лено на реакцию его визави. Он меньше воспринимает себя самого, что облегчает ему произнесение того, на что направлен самый глубокий внутренний импульс.

По моему представлению, ему было бы легче установить откры­тую связь с матерью, если бы он смог увидеть в своих действи­ях попытку продолжить жизненный путь матери, которым она идти не могла. «Я делаю это для тебя». Он произнес эти слова, но признаков физического согласия не было. «Я могу это сказать, но тут, внутри, ничего не происходит». Он показал на свою грудь. «А фраза правильная?» — «Нет, не совсем». Я взяла ее обрат­но. «Это была всего лишь идея». Так же как перед отцом, он сделал легкий поклон перед матерью, сказал: «Спасибо», и по­вернулся к жене. Он стоял прямой и окрепший. «Что произойдет, если вы скажете ей: «Посмотри, Сильвия, это так», и при этом покажете на свою подругу?» Он непрерывно кивал. «Ваш симп­том будет все время напоминать вам о том, что вам нужно еще кое-что сделать». Он кивнул и глубоко вздохнул.

УПРАЖНЕНИЯ И ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Изменение и упражнение

Изменения — это многослойные процессы, которые затра­гивают все тесно взаимодействующие уровни организма. Даже если клиент совсем немного изменит свою психическую органи­зацию и модель поведения, со временем это может развиться в комплексное изменение. Поэтому, чтобы инициировать жела­тельное развитие, имеет смысл вместе с клиентом внимательно проверять, что в данный момент будет для него правильным за­данием.

Во многих формах терапии (прежде всего поведенческой те­рапии, гипнотерапии и краткосрочной терапии) известны упраж­нения или домашние задания, которые поддерживают клиента в его процессах19. С одной стороны, в начале терапии они помога­ют заложить основы для терапевтической работы и придать кли­енту большую стабильность, когда он не находится непосредствен­но в личном контакте с терапевтом. С другой стороны, они сохра­няют и усиливают действие терапевтических интервенций, кото­рые терапевт и клиент выработали во время сессии.

Если во время сессии клиент обрел понимание себя, своих структур и внутренних процессов и, возможно, ему удалось прийти к глубоким чувствам; если во время расстановки он вы­полнял новые, непривычные для его мышления ритуалы, кото­рые, однако, сразу показали хорошее воздействие на его физи­ческое состояние; если он подошел к собственным точкам нере­шительности и сомнений и понял, что, несмотря на все его же­лание, процесс принятия решений и внутреннего развития далеко еще не завершен, и теперь он возвращается в свою обыч­ную жизнь, то домашние задания будут напоминать ему о том, что с ним происходило, и о приобретенном им опыте. Теперь продолжение и углубление инициированных процессов зависит от него.

В принципе не играет роли, что именно клиент меняет или тренирует в своем поведении или мышлении. Упражнения при­званы давать импульсы, которые пробуждают в клиенте радость от экспериментирования и тем самым облегчают для него про­цесс изменений. Ему должно стать любопытно, что он может делать иначе, чем раньше, чтобы обнаружить возможные взаи­мосвязи, на которые он способен влиять. Поэтому домашние задания и упражнения должны быть построены так, чтобы они позволяли приобрести хороший, укрепляющий опыт. Если уп­ражнения легки, если они дают непосредственный позитивный эффект и, может быть, даже поднимают настроение и доставля­ют клиенту удовольствие, то они сохранят его интерес. Опыт са­модейственности тоже придает сил. Таким образом, клиент на­ходится на постоянно самообновляющемся пути: он делает то, что идет ему на пользу, черпая силу из своих собственных дей­ствий. Этот опыт часто находится в явном противоречии с его прежним опытом и действиями и ведет к первому важному из­менению: клиент доволен.

Если удалось пробудить любопытство клиента к его собствен­ным структурированиям, то постепенно место самой проблемы и попыток заставить ее исчезнуть в его мышлении займет интерес к доселе неизвестным возможностям и радость экспериментирова­ния. Тогда проблема уже не приводит в уныние, а предоставляет простор для открытий, живого опыта и приключений и позволя­ет клиенту осуществить переструктуризацию мышления из ори­ентированного на проблему в ориентированное на решение.

Модели

Также как при создании новой, сознательной модели дыха­ния, которая в конечном итоге становится естественной и спон­танной, клиент может экспериментировать со своими запечат-лениями, моделями поведения и мышления и постепенно их перестраивать. Практиковавшиеся десятилетиями старые базовые структуры и модели очень стабильны. В определенных ситуаци­ях они срабатывают почти рефлекторно и, таким образом, не поддаются сознательному вмешательству. Конечно, у клиента есть альтернативы, просто в данный момент они ему недоступ­ны. Если же теперь он будет раз за разом все более осознанно наблюдать, как срабатывает эта модель, и, может быть, даже на­меренно оказываться в тех же ситуациях, то постепенно он смо­жет выработать альтернативы и проверить их функциональность. Так он будет создавать новую функциональную модель, пока, в конце концов, она не сменит нежелательную старую.

Если клиент готов внимательно следить за эффектом, он уви­дит, что при каждом повторе действие оказывается несколько иным, а каждая ситуация в своей комплексности приносит дру­гую информацию, даже если он все время проделывает одно и то же упражнение. С каждым разом новая модель будет даваться ему все легче, решение действовать будет становиться все естествен­ней, так же как заученные на физическом уровне процессы движения в конечном итоге начинают управляться из подсозна­ния.

Содержание тренировочных заданий

Так же как в краткосрочной и поведенческой терапии, зада­ния строятся в соответствии с процессом развития клиента. Пер­вые упражнения относятся к восприятию его собственного тела и физического состояния. Далее следует наблюдение за поведе­нием и внутренними процессами, чтобы на этой основе выра­ботать те альтернативы, которые клиент описал как свою цель терапии. И наконец, последним шагом в этом процессе преоб­разования становится постепенное претворение альтернатив­ных вариантов в жизнь — сначала мысленно, затем в экспери­ментах, чтобы в конечном итоге из этого опыта выросла новая, стабильная, функциональная модель.

Уже во время сессии терапевт может то и дело вплетать в те­рапевтический процесс задания, которые в конце встречи клиент получит на дом. Это позволит клиенту приобрести некото­рый навык их выполнения, к которому он сможет потом при­бегнуть. Упражнения вытекают из актуальных тем сессии и ссы­лаются на тот особый опыт, который клиент приобрел во время данной сессии. Хорошие упражнения можно оставлять на не­сколько месяцев, дополняя их новыми заданиями.

Пример

Г-жа Мартин — нервная, напряженная клиентка — была рада, что ее, наконец, кто-то слушает. Она говорила быстро и без передышки, так что скоро у меня зазвенело в ушах. В решении она была пока совершенно не заинтересована. Для проформы я периодически вмешивалась: «Как вы сейчас дышите?», чем лишь ненадолго ее прерывала. Однако постепенно ее темп за­медлился. Я ухватилась за эту возможность: «Что, если вы сделаете глубокий выдох?» Наконец, между нами установился некоторый контакт. После того, как мы обсудили различные темы, я дала ей задание к следующему разу потренироваться в мед­лительности, поэкспериментировать со скоростью и дыханием и понаблюдать за разницей. Она согласилась.

Восприятие своего тела и физического состояния

Упражнения на восприятие тела и физического состояния по­могают клиенту осознать свое дыхание, напряжение и возмож­ность расслабления. Они призваны показать ему на физическом, как, впрочем, и на когнитивном уровне, что у него в любой мо­мент есть все средства для изменения своего физического состо­яния.

В качестве основного упражнения клиенту предписывается «трижды в день выдыхать». Предложение, в трудных ситуациях сначала несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, не особен­но оригинально, зато эффективно. Основной упор делается на выдыхании, поскольку вдыхает тело само по себе. Глубокий вы­дох провоцирует соответствующий вдох. Когда дыхание стано­вится заданием, внимание клиента к этой функции организма повышается. При этом достаточно велика вероятность того, что думать о своем дыхании он будет чаще «предписанных» трех раз, что представляет собой желательный побочный эффект.

Поначалу клиенту придется постоянно об этом вспоминать. Вспоминание само по себе уже является изменением его модели. Но постепенно, благодаря постоянной намеренной трениров­ке, глубокий выдох и отпускание интегрируются в его физичес­кую организацию как автоматическая модель реакции на возни­кающее напряжение. Это задание наряду с остальными упраж­нениями будет даваться клиенту до тех пор, пока эта модель ды­хания не разовьется в постоянное глубокое дыхание.

В случае хронического физического напряжения хорошо по­могают упражнения на «прогрессивное расслабление мышц по Якобсону», которые клиент может проделывать где угодно. Они приносят моментальное облегчение, а в перспективе, благодаря устойчивому изменению определенных функций тела, помога­ют прийти к более сбалансированному физическому состоянию. Если клиент овладел способностью расслабляться, ему будет легче принять происходящие в терапии процессы и от­даться во власть вызываемых расстановкой эмоций.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.