Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-07-12 | 136 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Так называемые разрешающие образы — это предложения, которые могут меняться. Они медленно развиваются вместе с происходящим у клиента процессом: в них кто-то добавляется, кто-то меняет свою позицию или постепенно блекнет на заднем плане. Хорошие образы остаются с клиентом надолго, являясь для него источником силы и покоя. Неподходящие образы и фразы быстро теряют силу и зачастую полностью стираются из памяти.
Разрешающий образ невозможно «сделать», он должен находиться в резонансе с клиентом и отвечать его внутреннему поиску. Если терапевт слишком быстро толкает клиента к решению или если в расстановке он отклоняется отличной правды клиента, то какая-то часть клиента очень точно на это реагирует и возражает против этого предложения уходом в себя, а также физическим и психическим напряжением. После расстановки у клиента могут проявиться вторичные чувства, соответствующие движению прочь, например, агрессия или депрессивная подавленность. Если от клиента требуется то, чего он не может решить, или то, что находится в противоречии с его собственными глубинными импульсами, желаниями и следующими шагами, у него возникает замешательство.
Если после расстановки клиенту хуже, чем было, это указывает на то, что в таком виде образ для него неверен и что он уводит его прочь от внутренних источников силы и его собственного пути. Мы можем проверить эту гипотезу, предложив клиенту альтернативу и понаблюдав за его реакцией. Действенные альтернативы содержат в себе противоположность предпринятой до этого попытке или нечто такое, чего клиент ожидает меньше всего. Если альтернатива эффективна, то мы, следуя здравому смыслу, пересматриваем образ. Клиент сам является той инстанцией, которая решает, правилен ли образ и целесообразны ли интервенции.
Пример
Г-жа Тито, сама работающая врачом и терапевтом в клинике, записалась на семинар, но прежде она хотела непременно поговорить со мной на индивидуальной сессии. Она пришла в состоянии сильного возбуждения и отчаяния, ее нервы были на пределе, так что она была сама готова обратиться в психиатрическую клинику, если в ближайшие дни ее состояние не улучшится. Она рассказала, что шесть недель назад сделала расстановку по поводу повторных приступов головокружения и связанных с этим многочисленных несчастных случаев. Ведущий поставил ее между двумя фигурами и сказал: «Ты еще не сделала выбор между жизнью и смертью». С тех пор ее не покидает душевная боль и тревога, она практически не может спать, а днем живет только на успокоительных средствах. По всей видимости, образ в расстановке и конфронтация терапевта затронули ее самое больное место и коснулись глубокой динамики. Но она была пока не в состоянии интегрировать эту фразу. Я спросила ее, был ли терапевт прав. Сначала она защищала руководителя семинара, поскольку он все-таки, насколько она знает, хороший и опытный терапевт. Я согласилась с ней и задала вопрос снова. Ее внутреннее смятение улеглось, когда она признала, что была еще не готова принять образ своей расстановки. Мы поговорили с ней об амбивалентности, противоречивой лояльности, и вскоре она со всем разобралась и совершенно успокоилась.
Реальность разрешающих образов
Даже если возникающие в расстановке образы находят хороший резонанс у клиента и терапевта, они могут противоречить жизненной реальности присутствующих в них людей. Похоже, образы воспроизводят структуры, лежащие в основе действий, и иногда больше отвечают потенциалу людей, чем их реальной жизни: тому, какими они могли бы быть. Чтобы оставить открытым это пространство между действительностью и представлением о возможном, терапевт может сказать про образ или динамику: «Это выглядит так, как будто...», и тем самым доверить ее внутренней проверяющей инстанции клиента. Словами «это так» он утверждает истину, которая не всегда находит подтверждение в реальности отношений.
Пример
На супервизии одна коллега рассказала о своей клиентке, г-же Пассер, которая в надежде найти облегчение ходила уже много лет на терапию. Из диффузной симптоматики выкристаллизовалось то, что она всегда и предполагала: в детстве она подверглась сексуальному насилию со стороны отца. В расстановке выявилась соответствующая динамика. Заместитель отца очень горевал, раскаивался в своем поступке и сожалел о прерванных отношениях с дочерью. Клиентка утвердилась в своих предположениях, отправилась домой к родителям и заговорила с отцом о произошедшем на семинаре. Отец, который всегда отметал любые посягательства, не проявил ни малейшего понимания и страшно разозлился, все кончилось скандалом и новым разрывом отношений.
В конце сессии я схематично зарисовываю образ решения. Иногда я дописываю к нему важную, разрешающую фразу или показываю стрелкой последнее, важное движение клиента.
Пример
Г-н Мероп, возрастом около 60 лет, чуть больше года назад расстался со своей женой, с которой прожил в браке почти 30 лет. Дело в том, что он встретил женщину, с которой его связала большая любовь. Они стали жить вместе. Последние несколько недель он постоянно испытывал глубокое беспокойство, которое на физическом уровне выражалось в учащенном сердцебиении, внутренней дрожи и нарушениях сна. Поскольку, по его словам, он пребывал в этом состоянии постоянно, я спросила его об исключениях и о том, когда он чувствует себя хорошо или, по крайней мере, лучше. «Когда я бываю вместе с моей подругой Регулой или на природе». С женой он после расставания не общался, поскольку не знал, как показаться ей на глаза. Одна мысль о разговоре с ней вызывала ощущение угрозы и приводила его в состояние боевой готовности. Это определило проект процесса и решения: я подведу его к этой встрече и проведу через нее так, чтобы он без страха (и, таким образом, без симптомов) смог по-хорошему расстаться со своей женой. Но сначала нам нужно было разработать хороший образ будущего, найти ресурсы, которые придадут ему сил, а также обнаружить модели из его истории и, может быть, из истории его семьи, где он научился этому поведению и чувствам. У него всегда были очень сложные отношения с матерью. Родом из бедной семьи, она прожила тяжелую жизнь. Будучи человеком высокой морали, она никогда не обращала внимания на собственные желания и всегда ставила свои потребности на последнее место, отдавая приоритет потребностям детей и мужа. От детей она с самого раннего детства ждала порядка и достижений. Клиент пока не решился рассказать ей о своей новой жизни. На вопрос, что бы она сказала о его разрыве с женой, он с горечью ответил: «Она стала бы меня презирать». А вот отец всегда добрым защитником стоит за его спиной. Гипотезы: сложные отношения с матерью указывают на то, что клиент все еще внутренне к ней привязан и видит в ней инстанцию, судящую о его поведении. Поскольку мать никогда не следовала своим желаниям, а он, ее сын, поддавшись своим импульсам, нарушил подразумеваемые правила поведения и в ее глазах поставил удовольствие выше долга, в этой структуре отношений его поведение было для него как афронт, который поколебал все его устои. Я предположила, что в отношениях с женой он сейчас испытывал чувства, которые на самом деле были связаны с матерью.
Я попросила его встать и положила напротив него на пол лист бумаги для его жены Сильвии. Он отшатнулся и старался не смотреть на это место. Когда я призвала его посмотреть на жену, он сказал: «Она не хочет». Когда я прокомментировала его попытки уклониться: «Речь идет о вас, а не о вашей жене», он вздохнул, улыбнулся и кивнул.
Чтобы дать ему возможность прочувствовать другую позицию, я попросила его встать на место жены. У него тут же возникла сильная физическая реакция: участилось сердцебиение и стало трудно дышать. Я вернула его обратно. «Как вы себя чувствуете, когда вы это видите?» Теперь он посмотрел на жену. Он был очень растерян. «Она смотрит сердито и с таким упреком». Чтобы придать ему большую стабильность и внутреннюю уверенность, я включила в образ отца, положив за ним лист бумаги. «Представьте себе, что за вами стоит ваш отец, так что вы можете немного на него опереться». — «Это хорошо, когда он здесь, но мне не нужно, чтобы он был так близко». Я отодвинула лист подальше. Он кивнул. «Что меняется, когда за вами стоит ваш отец?» — «Тепло спине». Он звучно выдохнул. «А что меняется у вашей жены, когда появляется ваш отец?» — «Она выглядит более приветливо, менее агрессивно, но так потерянно». Это говорило о том, что жене тоже не помешала бы поддержка. Я положила за ней два листа бумаги для ее отца и матери. «Что происходит, когда за вашей женой стоят ее родители?» — «Для нее это хорошо». Они стояли друг напротив друга, но никаких импульсов больше не возникало. После этого интермеццо в поле зрения оказались самые сложные отношения клиента, а именно отношения с матерью. Он увидел, что жена становится сильнее, когда за ней стоят оба ее родителя. Я положила рядом с отцом лист бумаги. «Что произойдет, если вы поставите за собой вашу мать?» Он немного сжался. «Мне нужна дистанция». Что сделать, чтобы обеспечить мирную встречу? «Что произойдет, если вы повернетесь к родителям?» Он развернулся и посмотрел на оба листа бумаги на полу перед собой. Он молчал.
Чтобы облегчить ему доступ к матери, процесс выяснения я начала с его, как он сказал, доброжелательного отца. Потом я прошла бы ту же модель с матерью, поставив их напротив и дав им возможность встретиться. «Как на вас смотрит ваш отец?» — «Приветливо и добродушно». Я положила лист бумаги для подруги клиента. «Что произойдет, если вы скажите ему: «Смотри, отец, это так», и укажете на подругу?» Делая это, он тяжело вздохнул, а потом кивнул. «Хорошо». - «Как на вас смотрит ваш отец?» — «Он согласно кивает». Клиент сделал легкий поклон перед отцом и сказал: «Спасибо». Затем он выпрямился. Проделав это по отношению к отцу, он приобрел хороший опыт, который мог послужить моделью для встречи с матерью. «Что, если вы встанете перед матерью и посмотрите на нее?» У него заколотилось сердце и появилась тревога. «Что произойдет, если вы скажете ей: «Смотри, мама, это так», и укажете на подругу?» — «Она смотрит критично и говорит, что не может этого одобрить». Я предлагала ему одну часть фразы и давала достаточно времени до следующей части, чтобы он мог почувствовать в себе отзвук этих слов. Когда он легким движением показывал, что осознает то, что говорит, шла следующая часть. Он громко произносил слова и фразы: «Мама... пожалуйста... смотри на меня приветливо... если я пойду своей дорогой... и буду счастлив». Преимущество такого замедления и постепенного продвижения вперед заключается в том, что клиент получает согласие на каждую часть своей просьбы. При этом его внимание направлено на реакцию его визави. Он меньше воспринимает себя самого, что облегчает ему произнесение того, на что направлен самый глубокий внутренний импульс.
По моему представлению, ему было бы легче установить открытую связь с матерью, если бы он смог увидеть в своих действиях попытку продолжить жизненный путь матери, которым она идти не могла. «Я делаю это для тебя». Он произнес эти слова, но признаков физического согласия не было. «Я могу это сказать, но тут, внутри, ничего не происходит». Он показал на свою грудь. «А фраза правильная?» — «Нет, не совсем». Я взяла ее обратно. «Это была всего лишь идея». Так же как перед отцом, он сделал легкий поклон перед матерью, сказал: «Спасибо», и повернулся к жене. Он стоял прямой и окрепший. «Что произойдет, если вы скажете ей: «Посмотри, Сильвия, это так», и при этом покажете на свою подругу?» Он непрерывно кивал. «Ваш симптом будет все время напоминать вам о том, что вам нужно еще кое-что сделать». Он кивнул и глубоко вздохнул.
УПРАЖНЕНИЯ И ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Изменение и упражнение
Изменения — это многослойные процессы, которые затрагивают все тесно взаимодействующие уровни организма. Даже если клиент совсем немного изменит свою психическую организацию и модель поведения, со временем это может развиться в комплексное изменение. Поэтому, чтобы инициировать желательное развитие, имеет смысл вместе с клиентом внимательно проверять, что в данный момент будет для него правильным заданием.
Во многих формах терапии (прежде всего поведенческой терапии, гипнотерапии и краткосрочной терапии) известны упражнения или домашние задания, которые поддерживают клиента в его процессах19. С одной стороны, в начале терапии они помогают заложить основы для терапевтической работы и придать клиенту большую стабильность, когда он не находится непосредственно в личном контакте с терапевтом. С другой стороны, они сохраняют и усиливают действие терапевтических интервенций, которые терапевт и клиент выработали во время сессии.
Если во время сессии клиент обрел понимание себя, своих структур и внутренних процессов и, возможно, ему удалось прийти к глубоким чувствам; если во время расстановки он выполнял новые, непривычные для его мышления ритуалы, которые, однако, сразу показали хорошее воздействие на его физическое состояние; если он подошел к собственным точкам нерешительности и сомнений и понял, что, несмотря на все его желание, процесс принятия решений и внутреннего развития далеко еще не завершен, и теперь он возвращается в свою обычную жизнь, то домашние задания будут напоминать ему о том, что с ним происходило, и о приобретенном им опыте. Теперь продолжение и углубление инициированных процессов зависит от него.
В принципе не играет роли, что именно клиент меняет или тренирует в своем поведении или мышлении. Упражнения призваны давать импульсы, которые пробуждают в клиенте радость от экспериментирования и тем самым облегчают для него процесс изменений. Ему должно стать любопытно, что он может делать иначе, чем раньше, чтобы обнаружить возможные взаимосвязи, на которые он способен влиять. Поэтому домашние задания и упражнения должны быть построены так, чтобы они позволяли приобрести хороший, укрепляющий опыт. Если упражнения легки, если они дают непосредственный позитивный эффект и, может быть, даже поднимают настроение и доставляют клиенту удовольствие, то они сохранят его интерес. Опыт самодейственности тоже придает сил. Таким образом, клиент находится на постоянно самообновляющемся пути: он делает то, что идет ему на пользу, черпая силу из своих собственных действий. Этот опыт часто находится в явном противоречии с его прежним опытом и действиями и ведет к первому важному изменению: клиент доволен.
Если удалось пробудить любопытство клиента к его собственным структурированиям, то постепенно место самой проблемы и попыток заставить ее исчезнуть в его мышлении займет интерес к доселе неизвестным возможностям и радость экспериментирования. Тогда проблема уже не приводит в уныние, а предоставляет простор для открытий, живого опыта и приключений и позволяет клиенту осуществить переструктуризацию мышления из ориентированного на проблему в ориентированное на решение.
Модели
Также как при создании новой, сознательной модели дыхания, которая в конечном итоге становится естественной и спонтанной, клиент может экспериментировать со своими запечат-лениями, моделями поведения и мышления и постепенно их перестраивать. Практиковавшиеся десятилетиями старые базовые структуры и модели очень стабильны. В определенных ситуациях они срабатывают почти рефлекторно и, таким образом, не поддаются сознательному вмешательству. Конечно, у клиента есть альтернативы, просто в данный момент они ему недоступны. Если же теперь он будет раз за разом все более осознанно наблюдать, как срабатывает эта модель, и, может быть, даже намеренно оказываться в тех же ситуациях, то постепенно он сможет выработать альтернативы и проверить их функциональность. Так он будет создавать новую функциональную модель, пока, в конце концов, она не сменит нежелательную старую.
Если клиент готов внимательно следить за эффектом, он увидит, что при каждом повторе действие оказывается несколько иным, а каждая ситуация в своей комплексности приносит другую информацию, даже если он все время проделывает одно и то же упражнение. С каждым разом новая модель будет даваться ему все легче, решение действовать будет становиться все естественней, так же как заученные на физическом уровне процессы движения в конечном итоге начинают управляться из подсознания.
Содержание тренировочных заданий
Так же как в краткосрочной и поведенческой терапии, задания строятся в соответствии с процессом развития клиента. Первые упражнения относятся к восприятию его собственного тела и физического состояния. Далее следует наблюдение за поведением и внутренними процессами, чтобы на этой основе выработать те альтернативы, которые клиент описал как свою цель терапии. И наконец, последним шагом в этом процессе преобразования становится постепенное претворение альтернативных вариантов в жизнь — сначала мысленно, затем в экспериментах, чтобы в конечном итоге из этого опыта выросла новая, стабильная, функциональная модель.
Уже во время сессии терапевт может то и дело вплетать в терапевтический процесс задания, которые в конце встречи клиент получит на дом. Это позволит клиенту приобрести некоторый навык их выполнения, к которому он сможет потом прибегнуть. Упражнения вытекают из актуальных тем сессии и ссылаются на тот особый опыт, который клиент приобрел во время данной сессии. Хорошие упражнения можно оставлять на несколько месяцев, дополняя их новыми заданиями.
Пример
Г-жа Мартин — нервная, напряженная клиентка — была рада, что ее, наконец, кто-то слушает. Она говорила быстро и без передышки, так что скоро у меня зазвенело в ушах. В решении она была пока совершенно не заинтересована. Для проформы я периодически вмешивалась: «Как вы сейчас дышите?», чем лишь ненадолго ее прерывала. Однако постепенно ее темп замедлился. Я ухватилась за эту возможность: «Что, если вы сделаете глубокий выдох?» Наконец, между нами установился некоторый контакт. После того, как мы обсудили различные темы, я дала ей задание к следующему разу потренироваться в медлительности, поэкспериментировать со скоростью и дыханием и понаблюдать за разницей. Она согласилась.
Восприятие своего тела и физического состояния
Упражнения на восприятие тела и физического состояния помогают клиенту осознать свое дыхание, напряжение и возможность расслабления. Они призваны показать ему на физическом, как, впрочем, и на когнитивном уровне, что у него в любой момент есть все средства для изменения своего физического состояния.
В качестве основного упражнения клиенту предписывается «трижды в день выдыхать». Предложение, в трудных ситуациях сначала несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, не особенно оригинально, зато эффективно. Основной упор делается на выдыхании, поскольку вдыхает тело само по себе. Глубокий выдох провоцирует соответствующий вдох. Когда дыхание становится заданием, внимание клиента к этой функции организма повышается. При этом достаточно велика вероятность того, что думать о своем дыхании он будет чаще «предписанных» трех раз, что представляет собой желательный побочный эффект.
Поначалу клиенту придется постоянно об этом вспоминать. Вспоминание само по себе уже является изменением его модели. Но постепенно, благодаря постоянной намеренной тренировке, глубокий выдох и отпускание интегрируются в его физическую организацию как автоматическая модель реакции на возникающее напряжение. Это задание наряду с остальными упражнениями будет даваться клиенту до тех пор, пока эта модель дыхания не разовьется в постоянное глубокое дыхание.
В случае хронического физического напряжения хорошо помогают упражнения на «прогрессивное расслабление мышц по Якобсону», которые клиент может проделывать где угодно. Они приносят моментальное облегчение, а в перспективе, благодаря устойчивому изменению определенных функций тела, помогают прийти к более сбалансированному физическому состоянию. Если клиент овладел способностью расслабляться, ему будет легче принять происходящие в терапии процессы и отдаться во власть вызываемых расстановкой эмоций.
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!