I.B.l.a. Определение стадии зарождения. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

I.B.l.a. Определение стадии зарождения.

2019-07-11 223
I.B.l.a. Определение стадии зарождения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Стадию зарождения определяют как йогу, в которую входит особое созерцание, призванное с помощью визуализации задействовать любые аспекты смерти, бардо и рождения. Она также является фактором подготовки к созреванию ума, происходящему на второй стадии, стадии завершения, в отличие от которой первая напрямую не связана с применением специальных йоговских методов для втягивания, удержания и растворения ветров в авадхути. Синонимы – кьерим, стадия зарождения, воображаемая стадия, йога приписывания и йога первой ступени.

 

Йогины стадии зарождения представляют себя божеством-идамом со свитой окружающих божеств. Как видно из определения, их практика в основном направлена на обращение трёх обычных состояний – смерти, бардо и нового рождения – в пути обретения трёх кай, или тел Пробуждённого. На этой стадии йогины направляют всю силу воображения (mos pa) и весь опыт на практику йоги идама. Такая йога задействует не только аспекты смерти, бардо и рождения, но и аспекты трикаи плода, состояния будды. В двух словах, эта практика представляет собой созерцание стадий растворения телесных элементов вместе с соответствующими им божествами, кульминацией которого является ясный свет смерти – аналог дхармакаи25.

25 После растворения махабхут тела и божеств, связанных с ними, «...воспроизведи гордость Ваджрадхары, тело которого превращается затем в ореол света. Этот свет равномерно от краёв к центру угасает в сердце подобно тому, как испаряется туман на запотевшем от дыхания зеркале; представляй, что и сам ты растворяешься в мудрости тождества блаженства и шуньяты, и удерживай эту мудрость, пока сохраняется осознание. В этих наставлениях содержится высшая суть йоги переноса сознания. Им нет равных во всём Тибете, им уступают даже самые авторитетные и велеречивые напутствия по столь популярной нынче практике пхова, которые кроме как за золото и не получишь». (Кедруб Ринпоче. Цит. соч., стр. 233-234).

 

За этим следует созерцание периода бардо, когда йогины, вместо того, чтобы стать существами промежуточного состояния, возникают как самбхогакая, а затем, уже принимая новое рождение, становятся нирманакаей.

Когда человек умирает по-настоящему, его телесные элементы постепенно угасают. Кроме особых внутренних знаков, которые видит умирающий, этот процесс сопровождается внешними признаками, связанными с растворением его элементов. Сначала перед ним появляется видение миража, когда махабхута земля растворяется в махабхуте вода. Это только так говорится, что физические элементы растворяются один в другом. На самом деле энергия предыдущего элемента и его способность поддерживать тело угасают, а энергия следующего кажется возросшей. Однако на следующем шаге иссякает и она. Сознание же во время процесса угасания, кульминацией которого является ясный свет смерти26, становится всё тоньше и тоньше.

 

26 См. Death, Intermediate State and Rebirth by Lati and Hopkins.

 

Из определения йоги стадии зарождения ясно, что в ней напрямую не используются специальные йоговские приёмы для втягивания, удержания и растворения ветров в авадхути. Тем не менее, уже на этой стадии йогины представляют, что ветра входят, остаются и угасают в авадхути. А вот на стадии завершения йогины самым ощутимым образом обретают опыт этого необычного переживания. Йога стадии зарождения подготавливает ум практиков для его созревания на последующей стадии – стадии завершения. Таким образом, эта йога является необходимым предварительной подготовкой для перехода к йоге стадии завершения27.

 

27 Как сказано в тантрах ануттара-йоги и комментариях к ним, две стадии необходимо созерцать в строгой последовательности. Правда, некоторые ранние тибетские ламы применили этот принцип к самому порядку созерцания, утверждая, что в практике можно переходить от кьерима к дзогриму. Однако, согласно Арье Нагарджуне и его духовным сыновьям, нельзя созерцать вторую стадию до тех пор, пока не обретена устойчивость в первой. (Кедруб Ринпоче. Цит. соч., стр. 28).

«Теперь о том, какого объёма должна быть стадия зарождения, которую необходимо практиковать перед тем, как перейти к стадии завершения. Согласно двенадцатой главе "Коренной тантры Гухьясамаджи", стадия зарождения представляет собой четверичный ритуал (bsnyen sgrub yan lag bzhi). Смысл этого ритуала разъясняется в "Ясной лампаде", где сказано, что стадия зарождения продолжается от созерцания ступени джняны (уе shes kyi sa sgom pa) до завершения высших деяний мандолы (las rgyai mchog). В то же время сокращённый кьерим состоит в созерцании того, что называется четырьмя ваджрами (rdo rje bzhi bskyed). Великий Наропа считает, что кьерим продолжается от порождения ступени джняны до стадии Победоносный владыка мандалы (dkyil 'khor rgyal mchog), но этот подход является расширенным вариантом всё тех же четырёх ваджров. А вот сжатая форма начинается со ступени джняны и заканчивается установкой слогов в ваджре яба и лотосе юма. Вроде бы сказано ясно, однако к такой йоге нужно добавить тонкий кьерим, начитывание мантры и т.д. В одиннадцатой главе "Ясной лампады" описывается шестичленная йога шести семейств будд от созерцания ступени джняны до трисаттвы (самадхисаттвы, самаясаттвы и джнянасаттвы) и утверждается, что выполнение такой практики по четыре раза в день приведёт к созреванию сантаны йогина. Это и есть свёрнутая стадия зарождения. Более сжатой стадии зарождения, чем эта, в трудах Арья Нагарджуны и его духовных сыновей не встречается.... Таким образом, после того, как сантана йогина созреет в результате созерцания полной мандалы стадии зарождения, хотя бы в соответствии с сокращённой стадией зарождения, описанной выше, он должен переходить к созерцанию стадии завершения». (Кедруб Ринпоче. Цит. соч., стр. 31-33).

 

Кьерим – это йога, в состав которой входят способы созерцаний, разработанные для превращения аспектов трёх обычных состояний уровня основы – смерти, бардо и нового рождения – в пути духовного роста. Вот почему, как утверждает «Молитва Гухьясамаджи» (gSang 'dus smon lam), мы должны освоиться с процессами смерти, бардо и нового рождения, чтобы суметь сочетать их с йогой кьерима и превратить их в подспорье для духовного восхождения. А посему мне бы хотелось сначала кратко остановиться на естественном процессе умирания.

 

Смерть и умирание.

 

Процесс умирания включает в себя восемь стадий угасания первоэлементов. Сначала махабхута земля растворяется в махабхуте вода, затем вода – в махабхуте огонь, огонь – в махабхуте воздух, воздух угасает в первоэлементе сознание, сознание – в уме белого сияния, ум белого сияния – в уме сияющего красного разлива (ум красного увеличения), ум красного увеличения – в уме чёрного кануна (ум чёрного близкого достижения), и тогда, наконец, рассветает ум ясного света смерти28.

 

28 «Когда во время смерти на уровне основы постепенно стихают ветра и возникают четыре шуньяты, сердце становится той последней чакрой, в которой ветра угасают. Об этом сказано в "Ваджрамале": "Жизненосный ветер (srog gi rlung) пребывает в сердце". В самом начале, когда жизнь ещё только зарождается, в сердце образуется жизненосный ветер, а ведь сказывают, что откуда этот ветер приходит, туда он под конец и возвращается, чтобы угаснуть». (Кедруб Ринпоче. Цит. соч., стр. 243)

 

Эти стадии растворения психофизических элементов сопровождаются особыми внешними и внутренними знаками. Вот что имеется в виду под растворением одного первоэлемента в другом: когда, скажем, значение махабхуты земля в поддержании тела уменьшается, то роль махабхуты вода становится доминирующей, то есть, начинает преобладать. В этот момент могут наблюдаться внутренние и внешние знаки, хочется, например, позвать на помощь, потому что тело стало таким тяжёлым, словно тонет в земле. Умирающего посещает видение, похожее на мираж. Видения такого типа обычно возникают в пустыне, где ослепительный солнечный свет падает на раскалённый песок29, способствуя появлению обманчивой картины, которую на расстоянии можно принять за водоём. Но никакой воды там нет, это только мираж, обман зрения, галлюцинация.

 

29 Хочу к этим описаниям водного миража в буддийской литературе добавить свой собственный опыт встречи с этим явлением. Это было в пустыне, в один из жарких дней, когда мы с друзьями возвращались из поездки по Западному побережью Соединённых Штатов домой в Монтану. Машина мчалась из Санта-Барбары через Рено Невада. За рулём была моя подруга Карлин Гондер, а я сидел с ней рядом на переднем сиденье, как вдруг отчётливо увидел мираж совсем рядом. Он действительно казался водой, хотя это всего лишь солнце играло на раскалённом гудроне шоссе. Я успел показать мираж своим спутникам.

 

Подобным же образом, когда значение махабхуты вода иссякает, роль махабхуты огонь выходит на первый план. На этой стадии умирающий теряет способность говорить, а жидкости в его теле – например, слюна, – высыхают. Что касается внутреннего видения, то оно похоже на дым. Далее, когда махабхута огонь растворяется в махабхуте ветер, умирающий теряет тепло своего тела. Говорят, что если ему суждено провалиться в один из трёх низших миров, то сначала остывает верхняя часть его тела, а если он заслужил право переродиться в высшем мире, то у него сначала холодеют ноги. Внутреннее видение на этой стадии похоже на рой светлячков.

Когда воздух угасает в первоэлементе пространство-сознание, умирающий почти перестаёт дышать. Органы чувств тоже перестают функционировать, и врачи могут даже диагностировать клиническую смерть. Внутреннее видение на этой стадии напоминает мерцание потрескивающего масляного светильника.

Потом, когда сознание угасает в уме белого сияния, умирающий переживает появление белого сияния. Это внутреннее видение, вызванное тем, что в сердце стекает полученная от отца белая капля (санскр. bindu; тиб. thig le), которая обычно находится в темени, похоже на ясное зимнее небо в лунном свете. Когда ум белого сияния угасает в уме красного разлива, возникает видение сияющей красноты, вызванное тем, что снизу в сердце поднимается полученная от матери красная капля, которая обычно пребывает в пупочной чакре. Эта сияющая краснота напоминает вечернюю зарю – яркий красный свет заходящего солнца, разливающийся по закатному небу.

Далее, когда ум сияющего красного разлива угасает в уме чёрного кануна (чёрного близкого достижения), то появляется непроглядная темнота. Это внутреннее видение вызывается столкновением красной и белой капель (бинду), которые образуют пространство нерушимого бинду (mi gshigs pa’i thig le) в сердце. Видение чёрного кануна напоминает кромешную тьму ночного безлунного неба. Умам этих трёх видений соответствуют только внутренние знаки угасания. Наконец, когда ум чёрного кануна угасает, то рассветает тончайший ум ясного света смерти. На этой стадии все грубые сознания и даже упомянутые умы трёх видений уже прекращают функционировать, за исключением тончайшего ума ясного света, того ясного света, который объясняется только в буддийской тантре, но никак не в сутре. Кроме пустоты, никаких других явлений перед этим умом ясного света не предстаёт. Как уже было сказано, красная и белая капли30, полученные от родителей, обхватывают нерушимое бинду. Само оно прозрачное, а нерушимым называется только потому, что остаётся неизменным от рождения до смерти. Вообще-то эта капля (бинду) – лишь временно нерушимая, а вот самый тонкий ветер и ум, пребывающие в ней, действительно являются нерушимыми, потому что всегда сохраняют свою неизменность при переходе из одной жизни в другую. По этой причине они и есть истинно нерушимое бинду. Период ясного света начинается по прекращении ума чёрного кануна и заканчивается вскрытием содержимого нерушимого бинду31. Бардо начинается с возникновения ума чёрного кануна, когда процесс угасания со всеми его восемью стадиями обращается вспять. Опытный лама или йогин может пребывать в состоянии ясного света за счёт использования его в качестве субъективного ума для постижения шуньяты, тем самым, продлевая этот ясный свет смерти32.

 

30 «...Поэтому в тексте «Реальность ступеней» (Sa'i dngos gzhi) и утверждается, что тем местом в смеси семени и крови, куда сначала входит существо бардо, является сердце. Затем формируются верхняя и нижняя части тела. И в конце, во время смерти сознание покидает тело тоже из сердца. Это согласуется с пояснительными тантрами «Гухьясамаджи» и объяснениями Арья Нагарджуны и его духовных сыновей». (Кедруб Ринпоче. Цит. соч., стр. 244).

31 Вскрытие содержимого нерушимого бинду означает, что когда эта капля больше не может служить опорой для тончайшего ветра и ума, заключённых в ней, они вынуждены расстаться друг с другом.

32 Даже в наши дни высокие ламы и способные йогины из числа тибетцев, умирая, нередко входят в состояние ясного света смерти. Будучи клинически мёртвыми, они, тем не менее, вполне управляют процессом умирания и, пребывая в состоянии ясного света, как живые сохраняют нетленность, несмотря на индийскую жару. Видеть это собственными глазами – настоящее потрясение. (См. Death and Dying by Mullin).

 

Вообще говоря, во время смерти перед нашим умом ясного света предстаёт некая пустота, но это вовсе не шуньята. Однако наш ум ясного света всё-таки может узреть шуньяту, но только в том случае, если мы уже научились узнавать её и хорошо с ней познакомились. По большей части мы даже не осознаём появление ума ясного света, не говоря уже об узнавании им шуньяты. Чтобы в ясном свете смерти сохранять осознание, к тому же и воспринимающим шуньяту, необходимо изучить созерцательные приёмы и много практиковать в соответствии с ними.

Это краткое объяснение процесса умирания и смерти не претендует на то, чтобы быть общим описанием смерти всех типов существ; оно имеет отношение только к естественной смерти рождённых из матки человеческих существ нашего мира, состоящего из шести сфер33.

 

33 См. Death, Intermediate State and Rebirth by Lati and Hopkins, стр. 30.

 

Процесс угасания в этом случае является постепенным и полным. Однако человек, которого, скажем, застрелили, умирает внезапно, а естественный процесс его умирания нарушается. Вслед за ускоренным процессом смерти и умирания, такими же будут и растворение элементов, и рождение в виде существа бардо. Скорее всего, такой несчастный не сможет от начала до конца созерцать процесс умирания и переживать все те знаки, о которых шла речь выше.

Что касается продолжительности процесса умирания, то общего правила как такового не существует. В некоторых случаях процесс продолжается пару часов, ибо для угасания первоэлементов требуется именно столько времени, а в других может занять и день, и даже более. Интересно, что когда махабхута земля растворяется в махабхуте вода, умирающий всё ещё способен говорить; можно даже порасспросить его о том, что он при этом чувствует. Вспоминаю смерть моего одноклассника после тяжёлой продолжительной болезни. Когда я сидел рядом с умирающим другом, он рассказывал мне, что все вокруг видится ему в жёлтом цвете, что он чувствует, будто тело его тонет в земле. Это жёлтое видение, посетившее его, указывало на удачное будущее перерождение; оно не имело отношения к внешним знакам смерти. Я спросил его, выполнил ли он свои обязательные ежедневные практики, на что он отвечал, что успел закончить только несколько кратких молитв, а к длинным садханам Гухьясамаджи, Ямантаки и Ваджрайогини даже не приступал. Тогда я позвал к его смертному одру монахов, чтобы те прочли для него указанные тексты. Когда они дошли до середины садханы Ваджрайогини, мой умирающий друг испустил свой последний вздох. Процесс его смерти продолжался более двух часов.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.