Особенности структурного построения устного выступления — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности структурного построения устного выступления

2017-09-28 151
Особенности структурного построения устного выступления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как известно, любая речь нуждается в своем оформлении, т.е. в организации. Поэтому мы обратимся к разделу классической риторики, который называется диспозицией. Диспозиция (в переводе на русский – развертывание) классически определяется как искусство организации сообщения, т.е. говоря современным языком, искусство композиции.

Этот раздел риторики фактически представлял собой своего рода «науку развития мысли», давал возможность ощутить сообщение как процесс.

    Композиция речи Начало речи: этикетные формулы, «зацепляющий крючок».   Вступление.   Главная часть: основная мысль, последовательность ее раскрытия. 1) …; 2) …. Заключение.
  Логические формы изложения Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение.
  Законы логики Тождества. Непротиворечия. Исключенного третьего. Достаточного основания.
  Способы изложения Дедукция. Индукция. Аналогия.
    Виды аргументов     К существу дела. К человеку. К авторитету. К публике. К личности. К тщеславию. К жалости.

 

Несомненно, что содержание любого публичного устного выступле­ния определяется его темой, конкретным материалом, видовыми осо­бенностями, а также непосредственной целью.

Видовые особенности и характер красноречия, в свою очередь обусловливают его структуру. Наиболее распространенной структурой, особенно развернутого устного выступления, можно считать структуру из трех частей, лежащую в основе формы публичного искусства слова. Она сложилась еще в античной риторике в виде неравнозначных элемен­тов или звеньев: вступления, срединной или главной части и заклю­чения.

Это триединство - классическое, так как верно отражает накоп­ленный опыт красноречия (риторики) и фактически имеет силу закона. Благодаря такому триединству публичная речь становилась стройной и максимально доступной.

Триединство организовало красноречие, определяло его логичес­кую направленность и последовательность, главную и второстепенные части. Оно же облегчало восприятие публичного выступления.

По принципу такого триединства построены и произнесены чуть ли не все речи Демосфена и Цицерона.

Каждая композиционная часть речи обладает вполне определенны­ми, только ей присущими функциями, которые могут варьироваться в зависимости от вида речи.

Вступление в любой речи является «зачином»; введением слуша­теля в тему сообщения.

Под вступлением понимается та часть речи, которая предшеству­ет раскрытию основного содержания.

Роль вступления в ораторской речи значительно повышается, не­сет психологическую нагрузку.

Во вступлении оратор стремится достичь следующих целей:

· вызвать интерес аудитории и овладеть ее вниманием;

· установить контакт с аудиторией и завоевать ее доверие;

· подготовить благоприятную психологическую почву для восприятия речи (сообщить план, если это лекция). Чаще всего начинается с этикетных формул: с обращения «Уважаемые коллеги...», приветствия, представления, изъявления радости; «Дамы и господа», «Товарищи», «Па­нове», «Соотечественники», «Сограждане», «Коллеги», «Друзья!», «Здравствуйте», «Разрешите представиться». Должен сработать «Эффект первых фраз».

Древние ораторы обращали особое внимание на вступление, реко­мендуя заучивать его.

Приемы достижение новизны и необычности высказывания.

1. Прием сопереживания заключается в привлечении необычного, ярко­го эпизода, факта, приковывающего внимание слушателей и застав­ляющее их переживать случившееся вместе с оратором.

2. Прием парадоксальной ситуации (... может быть покажется кому - обидным...).

3. Аппеляция к интересам аудитории.

4. Прием соучастия.

5. Аппеляция к событиям.

6. Аппеляция к географическим и погодным условиям.

7. Аппеляция к речи предыдущего оратора.

8. Аппеляция к авторитетам или известным источникам информации.

9. Аппеляция к личности оратора.

10. Юмористическое замечание.

11. Вопросы к аудитории.

Требование: должно быть максимально лаконичное вступление.

Главная часть: всесторонне раскрывается тема, решаются как об­щая так и конкретная задачи выступления; сообщить аудитории опреде­ленные сведения, убедить ее в чем-либо или побудить к каким-либо действиям.

В построении этой части речи можно использовать целый ряд ме­тодов.

Индуктивный - способ предполагает изложение материала от част­ной постановки проблемы, вопроса к общей.

Дедуктивный - способ изложения материала от общего к частному. К дедуктивному умозаключению мы прибегаем всякий раз, когда рассмо­треть какое-то явление на основании уже известного нам положения или закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления.

Сочетание индукции и дедукции в современном ораторском искус­стве применяется особенно часть при изложении сложных теоретических проблем.

Метод аналогии. Аналогия - сходство, параллель, подобие. Сюда примыкает принцип контраста в композиции.

Концентрический - способ изложения предполагает периодическое возвращение к начальному тезису, последовательное нанизывание, рас­ширение, уточнение понятий, раскрывающих содержание.

Исторический (хронологический) - способ изложения материала в соответствии с последовательностью тех или иных исторических эта­пов, явлений, научных открытий, экономических процессов. Хронология может излагаться как по восходящей, так и по нисходящей линии, т.е. от прошлого к настоящему или обратно.

Пространственный - помогает передать факты и события наиболее наглядно, зримо, в их динамике и взаимодействии.

Любой процесс передачи информации преследующий задачу донести до слушателей истину и убедить их в правильности тех или иных по­ложений, складывается из трех элементов:

Первый элемент - тезис доказательства, т.е. положение, истин­ность которого пытаются обосновать в выступлении.

Второй элемент - аргументы (доводы, основания) доказательства. Это исходные фактические или теоретические положения, с помощью которых ведется обоснование.

Третий элемент - демонстрация, т.е. логическая связь, показы­вающая зависимость между аргументами и тезисами.

Тезис доказательства является центральным пунктом рассужде­ния, раскрытию которого подчинено содержание публичной речи (доклада, беседы, лекций).

Логика требует соблюдения двух правил по отношению к тезису доказательства:

1. Логическая определенность тезиса.

2. Запрещение изменять тезис в процессе доказатель­ства.

Практика подсказывает, что наиболее целесообразным способом построения выступления является четкое и краткое изложение основ­ного тезиса в начале речи, дальнейшее же изложение служит раскры­тием, обоснованием этой исходной идеи.

Логика предъявляет ряд требований по отношению к аргументам доказательства, в качестве которых могут выступать фактические данные, аксиоматически очевидные утверждения и научно установленные положения.

Требования:

· в качестве аргументов могут выступать лишь истинные положения;

· аргументы должны быть обоснованы автономно или независимот от тезиса;

· аргументы не должны противоречить друг другу;

· аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

Истинность аргументов определяется тем, что они выполняют роль фундамента, на котором строится все здание доказательства (должны быть проверенные факты).

Правило достаточности аргументов связано с логической мерой вещей - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал тезис.

Способ рассуждения должен в ясной и отчетливой форме показать, продемонстрировать слушателям, что основной тезис выступления опи­рается на прочный фундамент. В логике этот элемент доказательного рассуждения называют демонстрацией.

Продемонстрировать - значит показать, что тезис логически необ­ходимо следует или вытекает из принятых аргументов согласно прави­лам соответствующих форм умозаключения.

Заключение

Цели, которые преследует оратор в заключительной части речи: (зависят от вида речи):

1. суммировать сказанное (в лекции);

2. закрепить и усилить впечатление, произведенное речью;

3. поставить перед аудиторией задачи и обеспечить готовность к какой-либо деятельности;

4. призвать аудиторию к каким-либо действиям (митинговая речь).

Заключение может быть простым (все, о чем я говорил...) или сложным:

 

· постановка задач и перспективы;

· краткое повторение основных положений;

· оценка событий, факторов, составивших суть выступления;

· альтернатива;

· упрек;

· предостережение, назидание;

· обращение к началу;

· обращение с отрицанием;

· вопрос к аудитории;

· образное выражение, афоризм, пословицы, поговорки;

· лозунг.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.