Особенности докоммуникативного периода — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности докоммуникативного периода

2017-09-28 172
Особенности докоммуникативного периода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Юристу по роду своей деятельности часто приходится высту­пать с речью.

Как наиболее эффективно упорядочить мысли? Что нужно сделать до того, как ты выйдешь на люди? Эта проблема всегда бывает новой; это вечный вопрос, который должен задавать себе каждый оратор и на который снова и снова нужно давать ответ.

У хорошего оратора подготовка речи проходит три этапа:

1. Речь в себе. На этой стадии оратор накапливает в своем сознании необходимый для произнесения речи материал, осмысливает его и запоминает, пропуская его через призму своего сознания.

Затем этот материал оформляется в виде текста, конспекта, тези­сов или развернутого плана.

2. Речь для себя, т.е. произнесение речи либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог).

3. Речь для слушателей. Готовая речь, важно представить себе, как воспримут ее слушатели, что им будет непонятно, какие могут быть вопросы, возражения. Лично применить метод самодебатов, предусмот­реть возражения, ответить на них, вступить в спор с самим собой. Произнести речь другим лицам, услышать их замечания и советы.

Следовательно, в процессе подготовки важно не только самостоя­тельно разобраться в изучаемом материале, не только запомнить его, но и убедиться в собственной правоте, подготовиться к ее отстаива­нию.

 

3.2. Алгоритм подготовки устного выступления.

 

При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи), необходимо постоянно задавать себе и отвечать на три самых важных вопроса (их называют «три основных вопроса рефлексии»):

1. Что я делаю?

2. Зачем я делаю?

3. Как я делаю?

Первый этап подготовки речи - это выбор и уточнение темы выступления. Казалось бы, более очевидного этапа и придумать нельзя. Но дело не только в том, что на этом этапе нужно четко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Очень важно отдать себе отчет, какова субъективная цель вашего выступления. Ведь выступление можно готовить с совершенно разными целями. Можно - для того, чтобы получить пятерку на экзамене, можно - для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно - чтобы выиграть спор, например, в суде. Можно вообще делать это выступление для себя, а вовсе не для аудитории, например, чтобы избавиться от неприятного осадка, который оставило предыдущее выступление, закончившееся, скажем, провалом. Важно ясно понять, какова ваша цель, и признаться себе в этом честно, не пытаясь ничего приукрашивать.

Следующий очень важный этап - определение целевого направления речи. Возможных направлений достаточно много - например, речи воспитательные, речи развлекательные. Хочется выделить два направления, которые, по мнению автора, являются самыми главными - информационная речь и агитационная речь.

У информационной речи главная задача - поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься над ним, больше ничего. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию. Начинающие ораторы часто делают ошибку, смешивая агитационную речь с информационной, и не достигают в результате необходимой для их целей силы воздействия речи.

Особенно важно представить себе то, что режиссер Станиславский называл «сверхзадачей выступления». То есть представить себе идеальный исход: чего автор речи хотел бы в идеале? Если при подготовке речи иметь в виду сверхзадачу, то задачу уж точно будет выполнена. Например, при подготовке курсовой работы задача можно сформулировать так: «Защитить курсовую работу». А какой может быть сверхзадача? Написать работу, которая может стать основой диплома, написать работу, которая убедит преподавателя пригласить вас писать дипломную работу у него, написать курсовую работу, которая покажет, что автор достоин обучения в аспирантуре.

Дальше можно переходить к третьему этапу, а именно - к составлению предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Путать эти два плана - грубейшая ошибка. Рабочий план подчинен логике, он прямолинеен, в нем нет интриги, завязки, интересных деталей. А если в окончательном варианте речи нет ни интриги, ни завязки, ни деталей, то это, конечно же, слабое выступление, даже если информация для него подобрана замечательно.

Рассмотрим основные правила составления рабочего плана. Первое: рабочий план не должен ни в коем случае воспроизводить структуру какой-либо одной книги. Маловероятно, что цели, которые преследовал автор при написании книги, совпадают полностью с целями готовящего выступления. Почти невероятно к тому же, что совпадет и целевая аудитория. Задача автора речи - использовать мысли автора книги, а не подчиниться его логике. Рабочий план должен содержать не более четырех вопросов, которые бы отсылали автора речи к различным типам источников.

Следующий, четвертый, этап работы над речью - сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала - это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому его нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня. Если выступление предстоит через месяц, то при хорошей работоспособности и владении техниками быстрого чтения за несколько дней можно прочесть огромное количество материала. Но за этот срок невозможно выносить мысль, даже приложив колоссальные усилия.

На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме везде, а не только садясь за стол: в транспорте, на прогулке - где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли обязательно записывать. «Мысль изреченная» - явление совершенно особое. Не случайно величайшие умы человечества столько размышляли над фундаментальным различием между мыслью, еще находящейся в голове, и мыслью, оформленной в слова, легшей на бумагу. Запись мысли - это всегда качественное преобразование ее содержания. Поэтому, когда на этапе подготовке речи будущий автор берет в руки карандаш и письменно фиксирует пришедшую в голову идею, он сразу же убивает множество зайцев. Во-первых, чтобы ее записать пришедшую в голову мысль, нужно ее четко сформулировать, что для действительно новых, оригинальных, еще только созревающих мыслей весьма немало. Во-вторых, пока мысль не выплеснута на бумагу, невозможно по-настоящему освободиться от нее, перейти к обдумыванию следующих пунктов выступления или вообще каких-то новых проблем. Наконец, в-третьих, записанная мысль может теперь стать достоянием другого человека.

Где именно записывать, каждый выбирает по вкусу, и во многом это зависит от организованности самого человека. Идеальный вариант - всегда при себе иметь набор заранее подписанных и рассортированных карточек, куда можно легко и быстро записать пришедшие вам в голову мысли по тем или иным темам. Можно использовать любой подручный материал, например, обложки тетрадей. Главное, чтобы это не были отдельные листочки, которые быстро и легко могут затеряться. Ну а самый удобный вариант - конечно, компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл, называется, например, «Заметки по поводу» и всякий раз, когда в голову приходит перспективная мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого нужно для себя определить как часто (раз в пять дней, в неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы. Потом, когда начинается уже к этап компоновки материала, о котором мы дальше поговорим, выясняется, что уже процентов на восемьдесят речь готова: что-то написано уже и по этому поводу что-то написали, и по этому, и по тому... К иным выступлениям следует начинать подготовку не за месяц, а за год, а то и больше.

Следующее правило: на этапе сбора материала необходимо стараться обсуждать тему своего выступления со всеми, с кем только возможно. Пользу таких обсуждений невозможно переоценить. Во-первых, обсуждать то, что вам совершенно не интересно, в неформальной обстановке почти. С ситуациями, когда на трибуну выходит оратор и на протяжении десятка минут произносит скучную, ему самому безразличную речь, мы, к сожалению, сталкиваемся нередко.

Но с друзьями и за чаем говорить о том, что абсолютно вас не трогает, невозможно.

И если при подготовке речи автор почувствует, что не может ни с кем тему своего выступления обсуждать, - значит, он еще плохо с ней знаком, ничего своего, интересного для самого себя в ней не нашел. Во-вторых, если человек, с которым вы беседует автор, не является компетентным в обсуждаемой области, это не неудача, а просто находка. Ведь такой собеседник будет задавать вопросы о вещах, которые автору речи кажутся очевидными и необходимость пояснения которых вполне могла бы составить немалые трудности для автора речи.

Ну а если уж попадется человек осведомленный - конечно, это будет тем более кстати. Невозможно переоценить пользу, получаемую от обсуждения специфических тонкостей темы с профессионалом.

 

Подготовка к выступлению в суде.

 

Для того, чтобы успешно выступить в суде, юристу необходима хорошая подготовка к процессу. Она складывается из ряда этапов:

1. изучение материала дела;

2. определение процессуальной позиции по делу;

3. разработка композиции и плана речи, ее литературное оформле­ние, т.е. работа над языком.

Методы подготовки оратора во многом зависят от его психики, от особенностей его умственной деятельности, привычек, характера вы­ступления, от его темы. Однако имеются некоторые общие, обязатель­ные для каждого выступающего принципы подготовки:

· разработка плана;

· оперативная шлифовка материала;

· психическая настроенность перед выступлением.

 

Разработка новой темы выступления начинается с определения главной идеи, центральной мысли, основной целевой установки.

Дальше следует составить предварительный рабочий план будущей речи. Он нужен только в процессе поиска материала. Это компас, ко­торый поможет разобраться в материале и систематизировать его.

Собирательный или заготовительный период:

· обращение к книгам,

· журналам,

· личному опыту,

· воспоминание прослушанных речей.

Найденная и незаписанная мысль - это найденная и утерянная дра­гоценность. Никогда нельзя полагаться на одну память, только то, что записано, становится твоим.

Выписки лучше делать своими словами.

При выписках полезно соблюдать некоторые правила:

· делать записи на отдельных листках;

· запись - с одной стороны;

· записывать следующие данные: автор, название книги, год и место издания, страница, а в уголке шифр - указатель темы, вопроса.

Выписки - это архив оратора, помогающий ему готовиться к высту­плению, это его творческая биография, молчаливый свидетель его тру­да и любви к делу.

Полезно собирать вопросы, которые задают в период выступления, их можно включать в речь.

Хорошо записывать пословицы, поговорки, афоризмы, короткие шут­ливые рассказы, эпизоды из жизни. Это всегда пригодится, если на­до будет «освежить» утомленные головы слушателей.

При подготовке выступления оратору необходимо оценить материал как с собственных позиций, так и с позиций воображаемых слушателей: вызовет ли это у них интерес? Важно уметь «перевоплощаться».

При подготовке к выступлению приходится работать над различ­ными источниками:

1. законы;

2. материалы дела;

3. личные знания и опыт;

4. лич­ные контакты;

5. продукция средств массовой информации и пропаганды (печать, радио, телевидение, кино).

Очень важно уметь углубленно читать материалы:

1. уяснить себе и усвоить прочитанный материал;

2. продумать прочитанное;

3. сделать необходимые выписки;

4. дать себе отчет, что новое вы подчеркнули из источника.

Умелый отбор информации - одна из первостепенных проблем совре­менного ораторского искусства.

К информации должен быть деловой и строго научный подход. Ора­тору нужно знавь откуда, какую информацию надо выбрать для своей темы. Информация, призванная стать «строительным материалом» публич­ной речи должна отвечать следующим требованиям:

1. быть достаточно добротной и показательной (характерной, ти­пологической);

2. быть упорядоченной, систематизированной;

3. быть предметной и работающей именно на данную тему, стать основой и своеобразной фабулой убеждающего ораторского выступле­ния.

Отметим еще четыре важнейших принципа обращения с информацией:

1. выборочность и строгая классификация;

2. верность ее освещения и выделение в ней того, что является главным в группе фактов;

3. правильность их оценки и толкования;

4. адресность информации.

Когда собрано большое количество материала, наступает пери­од отбора и оформления аудиторных материалов. Он начинается с клас­сификации выписок, контрольного просмотра накопленного, отбора све­дений для речи. Это трудный период, когда материал еще владеет ора­тором, а задача заключается в том, чтобы овладеть материалом и вы­брать для выступления самое главное.

Составление аудиторного материала.

Аудиторный материал - это тот, с которым оратор выходит на трибуну. Может быть нескольких видов.

1. Полный текст речи.

  ДОСТОИНСТВА     НЕДОСТАТКИ
· отработаны лексика, фразеология, фразы; · приведены цитаты; · отобраны примеры; · цифры; · четкая последовательность материала.   · некоторый налет формализма; · появляется искушение читать.

 

Есть целесообразность составлять конспект выступления, его «об­зор». Он дает значительно больше свободы, но требует умения созда­вать речь на основе кратких заметок.

В конспекте есть:

· план, т.е. то, о чем надо говорить,

· тезисы, т.е. то, что надо говорить,

· вспомогательный материал (факты, цифры, цитаты, примеры, иллюстрации).

 

Форма конспекта

Лист делится на три части

 

Левая – содержит план Тезисы Фактический материал

 

Это удобно, сразу видно, что где находится.

Форма может быть и другая. Пишут пункт плана - вопрос и тут же под ним ответ - содержание вопроса.

Конспект может быть распространенным. Однако при любом объеме он должен быть зрительно выразительным и структурно четким.

Конспект пишется крупно. Используется цвет, различные другие сигналы: скобки. Сокращение слов.

Однако самое главное - это не текст, не конспект, не план. Главное - создать свою лабораторию по теме, разработать ее «объем­но»: вширь, вглубь, многопланово.

Иногда вместо конспекта составляют тезисы выступления - это краткое изложение существа вопроса без фактического материала.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.