Особенности славянской риторики — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности славянской риторики

2017-09-28 292
Особенности славянской риторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первая восточнославянская «Риторика» является наследницей античного мира, установок Цицерона, Демосфена, Тацита, Аристотеля. Она стала основой для дальнейшего развития славянского красноречия, опираясь на лучших ее служителей - Феофана Прокоповича, Михаила Ломоносова.

Киево-Могилянская академия в течение длительного времени была единым центром просвещения и культуры на территории нынешних Украины, России, в значительной степени и в Белоруссии и южных славянских странах, имела статус Европейского учебного заведения, а слава о ее выпускниках достигала мирового масштаба. Она возникла в период общего культурного подъема на украинских землях, что было обусловлено социально-экономическим оживлением во второй половине XVI - начале XVII ст.

Начало академии положила Киевская братская школа, основанная в 1615г.; идею поддерживало запорожское казачество и влиятельные образовательные силы, которые собирались в то время в Киеве. Школа достаточно быстро стала первым высшим общеобразовательным учебным заведением Украины.

Академия, имея глубоко национальное направление, пользовалась системой и методами обучения лучших западноевропейских университетов, ее воспитанники получали разностороннее образование и впоследствии ставали выдающимися общественными, политическими, государственными деятелями, известными учеными, художниками, композиторами, которые успешно работали в Украине и за ее пределами.

Уникальные достижения в воспитании и обучении в Киевской академии приходятся на XVII - XVIII вв., Когда здесь читался курс риторики. До наших дней дошли описания 183 учебников риторики, из них 127 составлены в академии. По свидетельству В. Масленка и 3. Хижняк, это были оригинальные курсы риторики как по структуре, так и по содержанию, в которые органично вплетались общественно-политические проблемы; в большей или меньшей степени они выполняли социальный заказ по защите угнетенных и беззащитных людей от иностранных захватчиков и местных «держиморд», которые предали интересы народа. Наиболее убедительно это прослеживается на примерах судебных речей. Риторика в академии была популярным предметом, потому что имела постоянное практическое применение. Студентов учили создавать речи (судебные, панегиричные), писать приветственные, благодарственные, просительные, прощальные письма и т.д.

Киево-Могилянская академия вошла в сокровищницу отечественного риторического наследия, а изучение и осмысление накопленного здесь опыта риторической науки, дает духовно-интеллектуальное воодушевление современным риторам и исследователям. Имя академии прославили и такие выдающиеся риторы-гуманисты, как Григорий Сковорода, Феофан Прокопович, Михаил Ломоносов и другие просветители.

Феофан Прокопович (1681-1736) - выдающийся украинский ученый, оратор, писатель, политический и общественный деятель. Один из основателей стиля украинского барокко с его демократическим ха­рактером, связью с народным творчеством, умелым использованием культурного наследия.

Выходец из средних слоев общества, рано потерял родителей, воспитывался у дяди. Закончив Киевскую академию, продолжал обучение в Польше и Риме. Благодаря своему ораторскому таланту впоследствии достигает высших должностей государства, становится, по сути, правой рукой Петра, его советником, главой «Ученой дружины». С 1706г. Ф. Прокопович - профессор риторики Киевской академии, курс которой в то время рассматривался как уникальная наука о слове вообще. Риторика считалась «царицей душ», «княгиней искусств». Наследие выдающегося украинского просветителя высоко ценили Пушкин, Сумароков, Фонвизин и др..

Учебник риторики, который создал Ф. Прокопович, вобрал в себя прогрессивные идеи Аристотеля и состоял из десяти книг:

Книга I. Общие вступительные установки.

Книга II. О подборе доказательств и амплификации.

Книга III. О расположении материала.

Книга IV. Об лингвостилистических оформлениях.

Книга V. О трактовке чувств.

Книга VI. О методе писания истории и о письмах.

Книга VII. О судебной и совещательной речах.

Книга VIII. Об эпидейктических или приукрашеннойречи.

Книга IX. Кое-что о священном красноречии.

Книга X. О памяти и произнесении.

Метод риторики автор видел в том, чтобы научить, как в языке с помощью овладения искусством слова дать ответы на важные вопросы и убедить, что эти ответы являются правильными. Источниками красноречия он считал природу, талант, образование, подражание. Ученый отстаивал принцип античной классической эстетики о соответствии словесного выражения идейно-эмо циональному содержанияю. В своем курсе риторики он писал о добродетели оратора, который должен умело начинать изложение, быть уважаемым в наставлении, остроумным в развлечении, сильным и многословным в убеждении, и, наконец, подбирать стиль не по своему усмотрению, а согласно требованиям дела и времени.

Творчески используя достижения античной риторической науки,

Ф. Прокопович разрабатывает учение о трех стилях: высоком, цветистом и низком.

Задача и цель высокого стилях - волновать аудиторию, для чего следует подбирать эмоциональные, величественные способы изложения: частые метафоры, возвышенные фигуры.

Цветистый стиль должен приносить наслаждение, для чего употребляются характерные способы выражения: частые тропы, умеренные сентенции, остроумные высказывания.

Низкий стиль «служит для назидания и употребляется в рассказах, которыми мы поучаем других. Он исключает сильные эмоции, редко принимает фигуры, тропы. Наставление требует низкого стиля, розвеселення - среднего, а волнения - высокого».

Феофан Прокопович - автор знаменитого «Букваря», по которому учились украинцы, россияне, белорусы, молдаване, грузины, сербы, болгары, греки и др. Он призывал ученых академии к формированию самостоятельного мышления, мечтал о генерации украинских «знатоков, а не торговцев науки». Ученый владел многими языками, писал на украинском, латинском, русском, старославянском, немецком, английском, французском, шведском, польском языках. Такая полилингвистическая культура и сегодня поражает.

Последними предсмертными словами просветителя были такие: «О, голова, голова, ума впившись, куда ся твое?» Великий русский ученый М. Ломоносов как студент Киево-Могилянской академии был знаком с риторическими трудами профессора. Знал он и о «Риторике» Ф. Прокоповича.

Основателем русской риторики считается М.В. Ломоносов, который написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Михаил Ломоносов (1711-1765г.г.). Великий русский ученый-энциклопедист, родоначальник материалистической философии в России, поэт. Заложивший основы современного русского литературного языка, стал теоретиком красноречия как автор «Краткого руководства к красноречию», «Краткого пособия к риторике в честь любителей словесности», «Российской грамматики».

Ломоносов писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить, тем самым приклоняя других к своей об этом мысли».

Ученый так классифицировал структуру публичной речи: вступление, толкование, утверждение, заключения. Для успешного воздействия на слушателей он рекомендовал хорошо знать человека, состояние оратора, состояние слушателей - возраст, пол, воспитание, привычки, уровень образования; силу красноречия. Оратор должен владеть своими страстями, уметь возбуждать и тушить свои чувства, тогда слушатели будут знать, что человек честный, совестливый, ей не чужды те страсти, которые она хочет пробудить у слушателей.

Заслуги М. Ломоносова в области художественной культуры современники и последователи видели в его поэтическом, риторической творчества и развития русского языка.

«Ломоносов - гений творческий, он отец нашей поэзии, он первым попытался вступить на путь, который до него никто не открывал, имел смелость составлять рифмы языке, которая, казалось, является не благоприятным материалом для стихосложения... Он открыл нам красоту и богатство нашего языка, дал нам почувствовать гармонию, обнаружил ее очарование и отстранил ее грубость... К славе великого поэта он присоединяет звание удачного прозаика, его похвальная речь Петру Великому - бессмертное произведение, который приносит славу и герою, и автору мужественное, высокое красноречие в этой речи является безграничным, легко здесь высказывается гений возвеличен, который всегда стоит выше того что он творит».

Он выделил качества, которыми должен обладать ритор:

1. природные данные (голосовые качества);

2. образцовый литературный язык, логика суждений;

3. телесные характеристики (фигура, осанка, дыхание);

4. умение творить в речи.

По мнению М.В. Ломоносова, красноречие есть искусство «о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Тем самым Л.ВЛомоносов подчеркивает общественную значимость ораторского искусства и его убеждающую силу.

Разбирая проблему взаимоотношения содержания и формы в оратор­ском искусстве М.В. Ломоносов отдает предпочтение содержанию и подчеркивает логическую значимость аргументов.

Активная деятельность Ломоносова в области теории и практики ораторского искусства принесла свои плоды: во второй половине ХVIII в. риторику преподавали не только в духовных учебных заведени­ях, но и в обоих русских университетах.

Светское красноречие в России в ХVШ в. - нач. XIX в. своди­лось к торжественному, академическому, дипломатическому и военно­му.

Начало Х1Х века ознаменовано творчеством выдающихся ораторов и преподавателей риторики.

Михаил Сперанский (1772-1839гг.) - граф, известный российский государственный деятель, с 1808г. ближайший советник Александра I, инициатор создания Государственного совета, в 1812-1816 находился в ссылке, руководил кодификацией основных государственных законов Российской империи(1832г.). Он автор «Правил высшего красноречия».

Алексей Мерзляков (1778-1830) - профессор Московского университета. На его публичные речи собиралась чуть ли не вся московская верхушка. Он был учителем А. Грибоедова, П. Вяземского, П. Чаадаева, Тургенева, М. Муравьева, Н. Бестужева-Рюмина и др..., у него брал частные уроки при подоготовки в университет М.Лермонтов.

 

Николай Кошанский (1781-1831) - профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, учитель А. Пушкина, который сохранил о наставнике теплые воспоминания. Как и упомянутые уже Сперанский, К. Зеленецкий, А. Мерзляков - автор учебников риторики, которые были популярны в прошлом веке.

Алексей Иванович Галич (1783-1848гг) преподавал русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее, учитель Пушкина, автор учебника «Риторика» из 2-х частей: «Части общей, или чистой» и «Части особенной, или прикладной». Он выделяет 3 базовых момента в науке о красноречии: счастливое изобретение мыслей, приличных предмету; благоразумное расположение мыслей и умение воздействовать на слушателей так, чтобы они могли легко воспринимать идею в целом и по частям; изложение или выражение мыслей словами; провозглашение,т.е. произнесение, ораторской речи.

Во второй половине XIX века в России достигла совер­шенства как практика, так и теория судебного красноречия, вопло­тив в себе опыт лучших русских судебных ораторов, и прежде всего А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.Я. Александрова, А.И.Урусова, В.Д. Спасовича и др. Для их ораторского творчества характерны такие черты, как глубокие знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности.

В 1910 году выходит оригинальный труд по теории русского су­дебного красноречия «Искусство речи на суде» П.С. Пороховщикова (1867-1954г.г.) (псевдоним - П.Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка ораторского выступления, организации материала, завоевания внимания и т.п. сохраняют практическую ценность и сегодня.

Петр Пороховщиков, для широкой общественности юристов более известный под псевдонимом П. Сергеич. Родился в Санкт-Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета.

С 1889 года работает в министерстве юстиции, затем в Московской судебной палате, прокурором Орловского окружного суда. Работал он и в Украине - прокурором Харьковского окружного суда. До 1917 года - судья Петербургского,

а затем Петроградского окружного суда. Имел генеральский чин действительного статского советника. Юристам известны его труды «Искусство речи на суде»,

«Уголовная защита». Многие рекомендации этого юриста-практика по методике построения судебной речи полезны и в наши дни.

П. Пороховщиков подчеркивает, что на суде нужна прежде всего чрезвычайная, исключительная ясность и четкость. Слушатели имеют право все понимать сразу, без дополнительных усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. А потому следует говорить не так, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья.

В этой связи автор отмечает особое существенное отличие судебного спора от научного: «Наука свободна в выборе своих средств; ученый считает свою работу завершенной только тогда, когда его выводы подтверждены безусловными доказательствами; но он не может найти решение своей научной загадки, если у него не хватает средств исследования или отказывается дальше работать голова, он забросит свои чертежи и вычисления и займется другим. Истина остается выясненной, и человечество ждет, пока не найдется удачливый искатель. Не то в суде: там нет произвольной отсрочки. Виноват или не виноват? Отвечать надо».

Чтобы убедиться, насколько глубоко и аргументированно раскрывается в «Искусстве речи на суде» данная тема, стоит рассмотреть ее структуру и содержание.

Глава І. О составе (Чистота стиля. О точности стиля. Багатство слов. Знание предмета. Сорные мысли. О порядочности. О благозвучии).

Глава II. Цветы красноречия (Образы. Метафоры и сравнения. Антитеза. Другие риторические обороты. Общие мысли).

Глава III. Медитация (Поиски истины. Картины. Схема речи).

Глава IV. О психологии в речи (Характеристика. Житейская психология. О мотиве).

Глава V. Предыдущая обработка речи (Юридическая оценка деяния. Нравственная оценка преступления. О творчестве. Художественная обработка. Идея. Диспозиция).

Глава VI. Судебное следствие (О допросе свидетелей. О достоверности свидетельских показаний. О разборе свидетельских показаний. Об экспертизе).

Глава VII. Искусство дискуссии на суде (Некоторые правила диалектики. Преувеличение. Повторение. О недомолвках. О здравом смысле. О моральной свободе оратора).

Глава VIII. О пафосе(Здравый смысл и чувства. Чувства и справедливость. Пафос как неизбежное, законное и справедливое. Искусство пафоса. Пафос фактов).

Глава IX. Заключительные замечания (Письменная работа и импровизация. О внимании слушателей. Несколько слов обвинителю. Несколько слов защитнику).

П. Пороховщиков был и остается выдающимся теоретиком судебной риторики. Вот его ценные советы, будто обращеные к нынешним судебным ораторам:

• уважайте достоинство лиц, выступающих в судебном процессе;

• избегайте домыслов о самом себе и о присяжных;

• не допускайте, чтобы резкость переходила в грубость, но помните и другое: вежливость также может резать ухо и, хуже того, может быть смешной;

• говорите просто, но в то же время отчетливо и изящно;

• знайте цену словам, помните, что одно простое слово может иногда выражать всю суть дела с точки зрения обвинения или защиты, один удачный эпитет иногда стоит целой характеристики.

Константин Зеленецкий (1812-1858). Профессор Ришельевского лицея в Одессе, автор многих книг, статей по вопросам философии, логики, эстетики, словесности, истории, географии, в частности преподавания этих наук в учебных заведениях. Написал интересные работы, не утратившие ценность до сих пор: «Исследование о риторике», «Исследование значения построения и развития слова человеческого».

Ученый разработал оригинальное понимание творческого акта в словесной деятельности, преодолел абстрактное разделение слова и мысли в процессе «порождения мыслей».

Среди популярных учебников риторики того времени, которые многократно переиздавались, не потеряли ценности до сих пор, имели определенное влияние на формирование украинской риторической культуры, были курсы М. Сперанского, А. Мерзлякова, М. Кошанского и др..

В 1864 году в Российской империи, в состав которой входила Украина, была проведена судебная реформа, которая ввела суд присяжных, отделила суд от администрации, закрепила выборность судей, состязательность уголовного процесса. Была создана адвокатура. Между обвинением и защитой проходили публичные состязания, которые вызывали интерес слушателей. Судебные речи часто освещались в прессе. Все это способствовало быстрому развитию и совершенствованию судебной риторики.

Появляется целое созвездие талантов, среди которых и звезды из Украины Сергей Андриевский, Николай Карабчевский, Николай Холев. К этому созвездию можно отнести и Анатолия Кони, мать которого была украинкой из Полтавской губернии, а сам он с 1867 по 1870 работал товарищем прокурора сначала Сумского, а затем Харьковского окружного суда.

С.Андриевский (1847-1918). Родился в Екатеринославе. В 1865 году с золотой медалью окончил курс в местной гимназии и поступил на юридический факультет Харьковского университета. После его окончания в 1869 году работает в прокуратуре Харьковской судебной палаты, затем следователем в г. Карачеве, товарищем прокурора Казанского окружного суда. В 1873 году, при непосредственном участии А. Кони, с которым был близок по совместной работе в Харьковской судебной палате, Сергей Андриевский переводится товарищем прокурора Петербургского окружного суда. Работая в прокуратуре столицы России, он зарекомендовал себя первоклассным оратором, одним из ведущих государственных обвинителей.

Когда в 1878 году готовилось к слушанию дело Веры Засулич, которая обвинялась в покушении на убийство Петербургского градоначальника генерала Трепова, Андреевскому предложили выступать обвинителем в процессе, однако он отказался участвовать. Самостоятелен в своих рассуждениях, смелый во взглядах, молодой юрист поставил условие предоставить ему право в своей речи определить общественную оценку поступка Трепова и его личности. Понятно, что администрация на такое требование не согласилась. Более того, после рассмотрения дела В. Засулич Андриевский был уволен в отставку. Однако А. Кони подыскал своему другу месте юрисконсульта в одном из Петербургских банков, а затем рекомендовал к вступлению в адвокатуру. Уже первый процесс, в котором выступал Андриевский, создал ему репутациюак сильного адвоката. Речь по делу Бекера принесла репутацию ему, к одному из самых блестящих риторов, и популярность за пределами Российской империи.

В основу судебной речи Андриевский всегда выдвигал личность подсудимого, условия его жизни, внутренние мотивы преступления. Он не отличался изучением, глубоким всесторонним анализом материалов дела, недостаточно придавал внимания выводам предварительного следствия. «Не строит строить решение на доказаности его поступка, - говорил он в одном деле, защищая подсудимого, - а загляните в его душу и в то, что неизбежно привело подсудимого к его образу действий».

Сергей Андриевский - мастер психологической защиты, оригинальный ритор, самостоятельный, с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Умело пользовался точными сравнениями, часто употреблял острые сопоставления.

В своей книге «Драмы жизни. Защитные речи» С. Андриевский пишет: «...Вообще же для уголовного защиты, не считая природные дарования, скорее всего, полезны образованные, умные, искренние, добрые люди, а менее всего нужны казуисты или пустые фразерами, которые самодовольно предлагают публике потрепанные цветы красноречия».

А вот еще одна выдержка из этой книги, удостоверяющая жизненное и профессиональное кредо автора: «Как-то в Вильно, один из приятелей моего клиента после дебатов сказал мне: «Что бы о вас не думали, но каждый, кто слушает вас, невольно чувствует: этот человек говорит правду И ни от кого другого я не слышал отзыва более для меня ценного, более подходящего в том, куда я всегда стремился».

Красноречивая деталь. В романе «Хождение по мукам» прообразом мужа Кати адвоката Николая Ивановича для Алексея Толстого был именно Сергей Андриевский.

Достаточно успешно Андриевский занимался и литературной деятельностью. Он часто печатался в «Вестнике Европы». В книге «Литературные чтения»за 1881 опубликован ряд его произведений, критических статей о Некрасове, Тургеневе, Достоевском, Баратынском. Опубликовано два сборника его стихов.

А упоминавшиеся судебные речи Сергея Андриевского еще при его жизни выдержали пять изданий. В 1997 году отмечалось 150-летний юбилей со дня рождения этого выдающегося юриста.

Анатолий Федорович Кони (1844-1927г.г.). Родился в Санкт-Петербурге

в интеллигентной семье, отец - преподаватель истории в гимназии, доктор философии, мать - актриса и писательница. 1865 Анатолий Кони окончил юридический факультет Московского университета. Вначале был помощником секретаря Петербургской судебной палаты. Потом - товарищем прокурора окружного суда в Сумах, Харькове, где обратил на себя внимание общественности как смелый, объективный обвинитель.

Двадцатисемилетний Анатолий Кони становится прокурором Петербургского окружного суда, а через шесть лет назначается председателем столичного окружного суда - первого суда Российской империи. Как председатель суда он связал свое имя с одним из самых известных политических процессов того времени – процессом над Верой Засулич.

Александр II, высокая судебная администрация требовали от суда вынесения обвинительного приговора, причем очень сурового. Однако А. Кони не только не пошел на компромисс с собственной совестью, но и отстоял независимость своих взглядов. Рассмотрение дела В. Засулич закончилось оправдательным вердиктом. На непокорного судью падает гнев начальства. «Выгнать» из суда его не могли, поскольку судьи избирались пожизненно, и Кони переводят в гражданскую Колегию «воевать с бумагами».

После семилетнего забвения, когда улеглись политические страсти, уже при другом царе, А. Кони присваивают генеральский чин действительного статского советника и назначают обер-прокурором Правительственного Сената, сенатором, членом Государственного совета. В 1888 году он снова в Украине, в Харькове, руководит следствием по делу об аварии царского поезда в районе ст. Боярки. Вскоре ученым советом Харьковского университета ему присвоена ученая степень доктора уголовного права по совокупности работ.

В 1917 году указом Временного правительства А. Кони назначен председателем кассационных департаментов Сената. А через год его избирают профессором кафедры уголовного судопроизводства первого Петроградского университета, профессором Института живого слова - уникального учебного заведения, где готовили судебных ораторов, специалистов по искусству речи, писателей, актеров. К тому времени только в Оксфордском университете существовала кафедра поэзии.

К этому следует добавить, что в 1910 году Академией наук Российской империи А. Кони (вместе с Л. Толстым, А. Чеховым и В. Короленко) был избран академиком словесности. Награжден шестью золотыми медалями Академии наук, восемью орденами царского правительства.

В 1927 году, читая лекцию в холодном помещении, получил воспаление легких, что привело к смерти. Похоронен в Санкт-Петербурге рядом с могилами Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина. На могиле сохранилась надпись: «думал, чувствовал, трудился».

Николай Карабчевский (1851-1925г.г.). Родился в Херсонской губернии. После окончания (с серебряной медалью) Николаевской реальной гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, который в 1874 году успешно окончил со степенью кандидата права.

Не получив удостоверения о благонадежности, которое требовалось для работы в учреждениях министерства юстиции, Николай Карабчевский поступает

в адвокатуру Петербургской судебной палаты. Довольно быстро завоевывает популярность как один из лучших защитников, с успехом выступает во многих «громких» процессах: об интендантском злоупотреблении во время русско-турецкой войны (уголовное дело рассматривалось особым присутствием Петербургского Военно-окружного суда), в защиту Ольги Палем, которая обвинялась в убийстве студента Довнара, братьев Скитских, мултанских вотяков («мултанское дело 1892-1895гг.» - процесс над группой крестьян-удмуртов по обвинению в ритуальном убийстве: возбуждено полицейскими властями с целью разжигания национальной розни, обвиняемые были оправданы), в решении судьбы которых активное участие принимал его земляк, писатель В. Короленко; широкую популярность приобрела его речь по делу о крушении парохода «Владимир», защитные речи по политическим вопросам.

Защитные речи Николая Карабчевского убедительные, уверенные, страстные. Он всегда детально изучал материалы предварительного расследования, достаточно активным был на судебном следствии. Умел показать ошибки и недостатки противоположной стороны.

В 1894 году М. Карабчевский провозгласил знаменитую речь по делу Сазонова, который обвинялся в убийстве министра внутренних дел Плеве. Чрезвычайно возбужденный, оратор провозгласил: «Господа судьи! Видимо бомба, которую бросил Сазонов, была наполнена не динамитом, а гневом народа». Здесь его перебивает председательствующий: «Это крамола». Но М. Карабчевский быстро сориентировался и ответил: «Так думал Сазонов».

Интересы Николая Карабчевского были чрезвычайно многогранными: активно занимался наукой, публицистикой, критикой, художественной прозой и стихами. Его литературные произведения опубликованы в сборнике «Поднятие завесы». Отдельными изданиями вышли две фундаментальные работы - «Возле правосудия» (СПб., 1902) и «Речи» (М., 1916). Редактировал он также и журнал «Юрист».

Николай Холев (1858-1899). Родился в г. Керчи Таврической губернии.

После окончания курса местной классической гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Работал в адвокатуре

при Петербургской судебной палате.

Характерной особенностью для Холева как адвоката есть редкая добросовестность и исключительное трудолюбие. Он всегда много внимания уделял детальному изучению дела, всех его обстоятельств. Его выступления - это результат большой предварительной работы и основательной подготовки к процессу. Для адвоката не существовало мелочей в обстоятельствах дела.

Любой факт - существенный или второстепенный - не проходил мимо его внимания. Речи четкие, последовательные. До тех пор, пока не заканчивал всестороннего рассмотрения одного вопроса, он не переключал свое внимание на что-то другое.

Речь о деле Максименко очень хорошо отражает особенности ораторского дарования Николая Холева. В ней плавно и последовательно освещаются все события дела. Анализ доказательств исчерпывающий и всесторонний. Очень обстоятельный разбор выводов экспертов. В защитительной речи отсутствуют отступления по вопросам, не касаюшимся дела. В других речах, например по делу о крушении парохода «Владимир», удачно использовано литературно-художественное описание отдельных событий, образные сравнения.

Николай Иосифович занимался литературной работой. Участвовал в издании журналов и газет, работал секретарем комиссии по сбору юридических обычаев при этнографическом отделении Географического общества.

Николай Крыленко (1885-1938). Родился в селе Бехтеевых Смоленской области (Россия) в семье политического изгнанника из Украины. В 1914 окончил юридический факультет Харьковского университета. В 1917 году - Верховный главнокомандующий и нарком по военным их делам. С 1918 года работает

в органах юстиции, организует судебные и прокурорские органы. Впоследствии - председатель Верховного трибунала при ВЦИК, прокурор Российской Федерации. Народный комиссар юстиции СССР, государственный обвинитель из крупнейших политических процессов, заведующий кафедрой уголовного права Московского института советского права.

 

Николай Крыленко был примером умелого и глубокого сообщения юридического и психологического анализа обстоятельств дела. Мастерски владел всеми приемами полемики, обращал особое внимание на общественное

и политическое значение дела. Писатель Л. Шейнин писал о Крыленко, что он был «оратором незабываемым».

Каковы же основные особенности судебного красноречия вышеперечисленных ораторов?

Во-первых, это широта гуманистического подхода к фактам, которые рассматривались в суде. На ораторов смотрели как на выразителей общей совести и морали;

во-вторых, они были общественными деятелями и в буквальном, и в широком смысле этого слова;

в-третьих, мастерское владение устной и письменной речью (А.Кони,

С. Андриевский, М. Карабчевский публиковали свои романы, сборники стихов).

Николай Васильевич Крыленко - автор фундаментальных произведений: «Суд и право в СССР», т. 1-3 (М..; Л., 1927-1930), «Судебные речи. Избранное»(М., 1964).

Характерной чертой деятельности этих личностей является высокий профессиональной уровень, прекрасная общая и юридическая подготовка, знание нескольких иностранных языков. Они смотрели на суд как на «школу для народа» в которой, по выражению Анатолия Кони, «должны выноситься уроки служения правде и уважения человеческого достоинства».

Нельзя не отметить, что лучшие традиции судебного красноречия были продолжены и в трудные послевоенные годы советскими юристами.

Роман Руденко (1907-1981). Родился в городе Носовка Черниговской губернии. Окончил Московскую юридическую школу и Высшие юридические курсы при Всесоюзной правовой академии в 1941 году. В 1944 - 1953 pp. - Прокурор УССР, а с 1953 г. - Генеральный прокурор СССР. Почетный доктор юридических наук университета им. Гумбольдта (1960), Пражского университета (1966).

Выступал с обвинительными речами в известных международных процессах:

по делу главных немецких военных преступников в Нюрнберге; по делу американского летчика-шпиона Ф. Пауэрса.

Роман Руденко провозглашал свои речи ярко, сильно, глубоко анализировал международную обстановку и политическое значение дел, которые рассматривались. Был объективным не только в исследовании обстоятельств дела, но и в отношении личности подсудимого. Его заключительная речь как главного обвинителя на Нюрнбергском процессе была событием большой политической значимости.

Таким образом, вся история становления и развития риторики как науки являет собой примеры творческой деятельности выдающихся людей, посвятивших свою жизнь служению своенравной музе красноречия.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

Какие факторы способствовали появлению риторики как науки в Древней Греции?

Кто стал основоположниками риторики в Древней Элладе?

Что привнесли в теорию красноречия софисты?

Чем отличалась риторика Древнего Рима?

Как развивалось судебное красноречие?

Что собой представляет современное красноречие?

 

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2012. – 576 с.

2. Руденко А.М., Шестаков Ю.А. Котлярова В.В. Основы риторики. – Ростов на Дону.: Феникс, 2016. – 381 с.

3. Корнилова Е.Н. Риторика- искусство убеждать. – М.: УРАО, 2008.-208с.

Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юрайт, 2016. – З14 с.

4. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. Пособие / Л.А.Введенская. – Ростов на Дону.: Феникс, 2004. – 544 с.

5. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Полн.собр.соч.: в 11 т. – М.: 1951.

6. Кошанский Н.Ф.Общая риторика / Н.Ф. Кошанский. – СПб., 1829. – 131 с.

7. Аристотель. Риторика / Аристотель // Античные риторики. – М., 1978. – С.3-164.

8. Аннушкин В.И. Русская риторика. Исторический аспект. – М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.

9. Плевако Н. Ф. Избранные речи. – М.: Юрайт, 2011. – 649 с.

10. Плевако Ф., Александров П. и др. Судебные речи известных русских юристов. Антология. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – 695 с.

 

ТЕМА 3

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

 

ПЛАН

 

3.1. Особенности докоммуникативного периода.

3.2. Алгоритм подготовки устного выступления.

3.3. Подготовка к выступлению в суде.

3.4. Что такое технологии «репетицио».

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.