В Древней Греции и в Древнем Риме — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

В Древней Греции и в Древнем Риме

2017-09-28 157
В Древней Греции и в Древнем Риме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современному человеку трудно представить и понять, какое значение имела для античности культура красноречия, и каким по­четом она пользовалась.

Культура Древней Греции и Рима в большей степени была куль­турой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, их было мало, многое приходилось заучивать наизусть, и люди хранили любимые сочинения поэтов и прозаиков не на книжных полках, а в памяти. Стихи Вергилия и речи Цицерона одинаково рассчитаны не на чтение глазами, а на произнесение вслух. Даже философские трактаты, научные исследования писались преж де всего для громкого чтения.

Наконец, в общественной жизни античности красноречие играло неизмеримо более важную роль, чем в новое время. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые явились в сенат, и только тем гражданам, которые толпились на площади народного собрания; и обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.

Ораторское искусство широко было известно еще в древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако древняя Греция признается родиной красноречия. Выдающимися мастерами слова были Динарх, Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхил, Филокрит и особенно Демосфен. Их знали как видных общественных и государствен­ных деятелей.

Возникает теория красноречия - риторика как теоретическое обобщение практики.

Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной зна­чимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена(ок. 384-322д.н.э.). С семи лет он остался сиротой, опекуны растратили его наследство, а достигший совершеннолетия юноша имел дефекты речи, неуверенную манеру держаться, но при этом – огромное желание добиться справедливости в суде и наказать виновных. С этой целью Демосфен начал обучаться ораторскому искусству, стал выдающимся судебным оратором и общественно-политическим деятелем. Выступал против ФилиппаII Македонского, участвовал в создании коалиции против захватнической политики Македонии, а когда Греция была подчинена, настигнутый преследователями был вынужден скрываться в храме; поняв, что спасения нет – принял яд, но не сдался.

Его речи были насыщены фактическим материалом, содержали не­мало личных наблюдений, были отмечены предельной напряженностью, динамикой, аргументированы, понятны слушателю. Для Демосфена была характерна артистическая манера держаться на трибуне. В суде он выступал в качестве адвоката.

Первыми преподавателями красноречия в Элладе были софисты - странствующие «учителя мудрости». В основу представления о сущности красноречия они положили учение об относительности истинности. По их мнению, объективной истины не существует, есть лишь субъективные суждения о ней. Поэтому нельзя считать, что одно мнение истинно, а другое - нет.

Против учения об относительности истинности – краеугольного камня риторических воззрений софистов - впервые выступил Сократ, а потом Платон.

Софистическая система суждений и их словесного воплощения сложилась как совокупность преднамеренно используемых в полемике неправильных доводов. Для сторонников такой системы была важна не столько искомая истина, сколько видимость доказательности своих умозаключений и утверждений, а нередко просто словесная виртуозность.

Наиболее видные из софистов - Протагор, Горгий – ученики Демосфена.

Однако нельзя отрицать роль софистов, особенно «старших» в развитии риторики, в частности такой ее трудной формы, как словесная полемика.

Выдающимся мастером академических бесед - диалогов был Сократ (469или 470-399 гг. до н.э.). Он избрал «иронию» как способ критического отношения

к догматике, как острое оружие философии. Сократовская ирония сделала диалог острым, будящим мысль. К сожалению, о трудах Сократа мы знаем от его учеников, в частности, из произведений Платона «Федр», «Пир» и др. Смерть Сократа стала примером мужества человека, который жил согласно своим убеждениям и не отказался от них под страхом смерти. Трое: поэт Мелет, владелец кожевенных мастерских Анит и оратор Ликон написали донос: «Сократ преступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает знамения каких-то новых гениев», а в качестве наказания требовали смерти. Суд требовал от Сократа признать вину и покаяться, но он не токо не сделал этого, но сказал: «… мне смерть, попросту говоря, нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого – это для меня все».

Ученик Сократа Платон (427или428-348или347в.д.н.э.) значительно поднял искусство диалога, сделав его совершенной формой устного публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, яркой выразительностью языка: иносказаниями и метафорами.

Несомненен его вклад в теорию красноречия. «Теэтет» - труд, в котором он дал толкование сущности красноречия и обоснование неко­торых важных принципов и теоретических положений.

Платон отождествлял оратора и мудреца, следовательно, считал, что риторика есть орудие формирования ораторского искусства, а также как собрание правил и методических приемов обучения красноречию. Вместе с риторикой возникла и новая профессия ритора учителя красноречия.

К этому времени стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Причем, «услаждение» слушателя свежей или смелой мыслью, бла­городными чувствами, например, добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалась особенно важной задачей оратора, правильного общественного мнения, знания и достижения истины. Платон также считал, что оратор - носитель просвещения. В платоновс­ких суждениях о риторике важно, прежде всего, то большое и серьезное значение, которое он придавал ораторскому искусству как обществен­ному явлению, как средству знания и воспитания мудрости и доброде­тели.

Итог древнегреческому периоду в развитии красноречия подвел в своих работах по теории ораторского искусства величайший мыслитель древности Аристотель (384-622 гг. до н.э.).

Если до Аристотеля все теории красноречия ограничивались почти перечнем ораторских приемов, то он впервые дал научное обоснование ораторскому искусству как особому виду человеческой деятельности, определив риторику как «возможность находить возможные способы убеждение относительно каждого данного предмета».

Аристотель создал специальный труд – «Риторику». Риторика стала теперь теорией ораторского искусства. А также нес­колько глав своей «Поэтики», ознаменовавшей важную веху в истории эстетической мысли, мыслитель также посвятил риторике.

«Риторика» состоит из трех книг и посвящена трем вопросам ора­торского искусства: языку, стилю и структуре речи.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.