Социально-психологические способы организации слушателей. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Социально-психологические способы организации слушателей.

2017-09-28 131
Социально-психологические способы организации слушателей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первая задача, которую решает оратор, есть организация ау­дитории, поддержание с ней устойчивого контакта.

Есть мнение, что каждый слушатель, находясь в аудитории под­вергается одновременно действию двух факторов: волнения, которое испытывает оратор, и всеобщего возбуждения, которым охвачены слу­шатели.

Эффект заражения находится в прямой пропорциональной зависи­мости от величины аудитории и степени ее эмоционального накала.

Необходимость вызвать у людей эмоционально-чувственное отно­шение к этим положениям в виде сопереживания, проявление высших че­ловеческих чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических. Единство рационального и эмоционального воздействия на аудиторию наи­более надежно обеспечивает идеологические цели выступления.

Однако в процессе взаимодействия возникают помехи при установ­лении информационного (передающего и воспринимающего) контакта между реципиентом и коммуникатором.

1. Инерция включенности (освобождение сознания от жизненных обстоятельств, проблем).

2. Высокая скорость умственной деятельности. Человек думает в четыре раза быстрее, чем излагает своим мысли и знания. Когда ора­тор говорит, интеллект слушателя больщую часть времени свободен и получает возможность отключаться от речи выступающего.

3. Неустойчивость внимания (отвлекают наружность оратора, его голос, манера произношения, температура помещения, его оформ­ление.

4. Антипатия к чужим мыслям (привычка к своей точке зрения. Порождается потребность в реплике, выкрике).

Широк диапазон психологических и педагогических приемов, кото­рые помогают устранять помехи в психологической организации ауди­тории.

Устойчивое восприятие зрительной, слуховой информации без рас­сеивания внимания не превышает 3 мин. Целесообразно подобрать и рассредоточить материалы по принципу «квантового» выброса (новые факты, нетрафаретные высказывания, творческая интерпретация теоре­тических положений по всему материалу).

Важно знание здесь умелого применения оратором следующих прин­ципов дидактики: наглядность, систематичность, последовательность, посильность.

Выступление оратора призвано организовать аудиторию, настра­ивать ее на общую с ним волну мыслей и переживаний.

Задача оратора - склонить слушателей, отключить их от всего мешающего им концентрировать свое внимание на лекции, беседе. И здесь помогают такие социально-психологические способы организации аудитории как заражение, подражание и внушение.

Заражение характеризуется бессознательной, невольной подвер­женностью человека определенным психологическим состояниям. Оно осуществляется посредством передачи личности психического настроя другой личности, обладающей большим эмоциональным зарядом.

Направленный вызов заражения обеспечивается рядом факторов. Среди них можно назвать следующие: знание и использование наиболее совпадющих интересов и настроений людей, эмоциональная яркость изложения, выразительность примеров, манеры поведения оратора.

Более сложен психологический механизм - подражание, который иг­рал большую роль в истории идей, вкусов, моды, обычаев.

Подражание - это имитация человеком каких-то внешних черт и образцов поведения, манер, поступков, которые характеризуются определенной эмоциональной и рациональной направленностью. Подражание есть повторение образца или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельства воспроизведения.

Таким образом, заражение и подражание обеспечивают такое со­стояние аудитории, когда усиливается момент единого сопереживания слушателей и оратора. Это помогает лучшему усвоению информации ау­диторией, установлению надежной связи между ней и оратором.

Более высокий уровень такой связи дают внушение и убеждение. Они являются известными психическими способами групповой организа­ции аудитории, педагогическими приемами формирования сознания.

Внушение основывается прежде всего на словесном воздействии личности. Этот способ рассчитан на некритичное, бездоказательное восприятие информации. Владение «эффектом внушения» предполагает знание двух основных групп условий:

1. связано с тем, кто подвергается внушению;

2. с тем, кто осуществляет внушение.

Восприимчивость к внушению зависит и от индивидуальных особенностей человека, его убеждений, воли, эмоций.

«Эффект внушения» во многом зависит от внутреннего состояния человека (утомление, растерянность, страх). Нужно «перекрыть» это состояние.

Убеждение - логически обоснованное внедрение в сознание опре­деленных положений. Посредством убеждения можно достигнуть перест­ройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание, изме­нить образ жизни. Убеждение - ведущий метод воспитания и обучения.

Существует ряд педагогических приемов убеждения. Это - показ и разъяснение последствий какого-нибудь поступка. Второй - сравнение действий того или иного индивида с поведением авторитетных лю­дей. А также ссылка на примеры литературных героев, авторитетных людей.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.