Что такое технологии «репетицио» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Что такое технологии «репетицио»

2017-09-28 194
Что такое технологии «репетицио» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В процессе подготовки оратору важно понять прочитанное, усво­ить понятое и затем использовать усвоенное.

Понимание: ( из чего складывается?)

· понимание слов, фраз, абзацев (работа со словарем);

· усвоение идеи раздела или статьи, книги в целом.

Уместно применить метод беглого чтения (отличать от скорочте­ния).

Усвоение материала

Критерии усвоения:

· способность передать мысли автора своими словами, т.е. переска­зать текст и составить конспект;

· подтвердить мысли автора своими примерами, фактами, аргументами;

· способность связать новые знания со старыми.

 

Что необходимо для того, чтобы успешно использовать усвоение? - конспект должен закрепиться в памяти.

Для достижения этого служит «метод репетицио» по выражению римских педагогов ораторского искусства.

 

Как проводится репетиция?

Первый прием:

· перечитать текст и продумать опорные пункты;

· перечитывание, продумывание, уточнение.

 

Второй прием: «Контрольный прием»

· повторять конспект, не глядя в текст;

· потом записывать и сравнивать тексты;

· плохо запомнившиеся куски целесообразно выписать, перечитать, повторить.

 

Третий прием: Произнесение речи. Это имитация выступления в аудитории (целесооб­разно использовать зеркало).

В результате правильной подготовки создаются все условия для удачного выступления. Теоретическая подготовка подкрепляется психо­логической. Перед выступлением полезно пробежать глазами по тексту или конспекту. Успех обеспечен.

Если выступление предстоит важное, его желательно прорепетировать. Лучше всего, если есть живой слушатель, в крайнем случае стоит использовать диктофон. Готовя выступление, нелишне подумать и о жестикуляции. Конечно, сегодня уже канули в лету времена, когда публичное выступление с необходимостью предполагало владение целой системой жестикулирования, обучение которой играло немалую роль в подготовке высококлассных ораторов.

Здесь теоретики ораторского искусства единодушны: для современного слушателя важнее всего естественность оратора, и если его жесты выглядят вычурно и театрально, ничего, кроме негативного впечатления, он о себе не оставит. Однако при таком подходе появляется противоположная опасность - полная скованность выступающего, неизбежно передающаяся слушателям напряженность каждого мускула, неестественная зажатость жестов и т.д. Именно поэтому начинающим ораторам, по крайней мере, полезно задуматься над жестикуляцией в наиболее важных пунктах выступления: в какой момент поднять палец вверх, в какой момент сделать широкий жест и т.д. И здесь необходимо помнить несложное правило: на любую аудиторию благоприятное впечатление производят широкие жесты, подчеркивающие вашу уверенность в себе и доброжелательность.

Итак, несколько замечаний по поводу репетиции.

Древнее изречение гласит: "В нужный момент все получится". Съевшие в своем деле собаку знают, что это так, поскольку долгая практика отшлифовала их мастерство.

Практика - и только практика - даст вам в руки главное оружие оратора: говорить о незнакомом предмете так вдохновенно, как если бы вы изучали его всю жизнь (особенно если вы совершенно в нем не разбираетесь). Это придаст вам уверенности в своих силах. На публику производят впечатление только уверенные в себе ораторы.

Вот несколько правил, позволяющих настроиться на успешное выступление.

Потренируйтесь перед зеркалом.

Вовсе не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Огромное число знаменитостей тренировались так годами.

Воспользуйтесь диктофоном.

Как ни странно, выступать с речью перед пластмассовой коробкой не так-то просто. Не расстраивайтесь. По крайней мере, она вам не ответит.

И если вам покажется трудным делом развлекать диктофон, подождите, пока вам не представится возможность делать то же самое с аудиторией.

Снимите свое выступление на видеопленку.

Если вас позабавила запись собственного голоса на диктофоне, не откажите себе в удовольствии, снимитесь на видео. Ведь тогда вы сможете не только услышать, но и увидеть себя со стороны. Попытайтесь быть самокритичным и честно ответить на два-три вопроса:

"Есть ли у меня неприятные привычки, о которых я не знал?"

Если вы заметите за собой вещи, которых предпочли бы не видеть, то, вполне вероятно, их не захочет видеть и аудитория.

"Как я выгляжу?"

Говорят, что камера не лжет, но это может оказаться как раз тем случаем, когда вам захочется, чтобы она изменила этому правилу. Есть люди, которые немедленно садятся на диету или год не вылезают из гимнастического зала после того, как увидели себя в видеозаписи.

"Как это звучит?"

После того как вы переживете потрясение от того, что ваш голос звучит совсем не так приятно, как вы думали, постарайтесь внести в него нечто особенное. Меняйте тональность, тембр, голосовые модуляции. Попробуйте петь в ванной. Все с этого начинали. Вступите в местное общество любителей оперного пения. Короче, работайте над собой.

Обкатайте речь на родных и друзьях.

Конечно, все зависит от того, насколько вы полагаетесь на прочность родственных и дружеских уз. Может быть, и не стоит подвергать их столь серьезному испытанию. Но человек, преданный своему делу, не позволит этим соображениям быть тормозом на его пути к признанию.

Практика показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20-25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно. Как утверждают опытные ораторы, невидимый ни для кого труд - основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному груду.

Усвоение речи на память – в большей степени процесс внутреннего обучения, чем поверхностного заучивания наизусть.

Хорошо зарекомендовала себя также следующая техника:

1. Мы запоминаем основные мысли (и целые высказывания).

2. Мы усваиваем план речи (ее структуру).

3. Мы запоминаем часть за частью. Многократно читаем. Упражняемся в словесном формулировании.

4. Пробное произнесение речи.

Речь не должна застыть в окончательном отлитом виде. Она должна быть в подвижном состоянии.

Мы представляем мысленно своих слушателей и место выступления.

5. Мысленно прокручиваем речь в обратном направлении.

При этом рассматриваем зависимость следствий от предпосылок.

Существует три способа произнесения речи:

- Чтение текста;

- Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);

Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы- восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

Иногда приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на больших знаний, владения риторическими навыками.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

При произнесении речи необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты.

Необходимо добиваться соответствия внешнего вида оратора характеру аудитории и тематике речи. Нелепо выглядит докладчик на научной конференции и джинсах и ковбойке. Но выступающий на форму, например, дизайнеров, одетый в строгий деловой костюм, тоже будет испытывать трудности с налаживанием контакта с аудиторией. Помимо очевидных требований к опрятности и аккуратности внешнего вида оратора, необходимо заботиться об органичности связки имидж выступающего - тема речи - характер аудитории.

Очень сложно добиться внимания аудитории на протяжении всего выступления, не обладая при этом достаточно четкой дикцией. Конечно, вопросы коррекции дефектов речи не всегда решаются оперативно, требуют помощи специалистов - логопедов. Тем не менее, человек, род деятельности которого предполагает публичные выступления, должен обратить внимание на чистоту своей дикции, при необходимости пройти курс специальных занятий.

Помимо дикции оратору необходимо обратить внимание на постановку голося, и это он может сделать самостоятельно.

Первое правило постановки голоса - Вас должны слышать. Простая и самая большая проблема с голосом - стремление говорить монотонно. И действительно, пересказывая и тем более читая заранее подготовленный конспект, трудно не говорить монотонным голосом. Изменения громкости, тона голоса, темпа речи требуют сознательного усилия. Работать в направлении подготовки речи необходимо на последних этапах подготовки речи. Во время выступления необходимо контролировать тон своей речи. Ошибкой является мнение, что единственное, что следует делать - это говорить громким голосом. Но час громкой монотонности быстро становится часом громкого шума. В своей речи нужно быть естественным.

Приведем лишь несколько приемов работы с тоном речи. Каждый из них мы используем в бытовых разговорах сотни раз в течение дня, даже не задумываясь об этом. Использование же этих приемов при произнесении публичной речи требует некоторых сознательных усилий.

- акцентирование главных слов предложения;

- изменение тона голоса;

- изменение темпа речи;

- использование пауз.

Не следует думать, что нужно заставить себя выполнять рекомендации - и все получится. Если будете пытаться именно заставить себя, то выступление потеряет главное - естественность, голос станет как бы механическим. Стоит подойти к решению с другой стороны - прислушаться к себе. В разговоре с любым собеседником любой из нас совершенно естественно для себя постоянно использует эти приемы.

В каждом слове есть ударение. ТранЗИстор, идеоЛОгия, аранжиРОвка. Выделив ударением один из слогов слова, остальные слоги произносятся быстро, не привлекая к ним внимания. Такой же подход стоит использовать к фразам.

В каждой из них есть одно или несколько ключевых слов, несущих смысловую нагрузку. На них следует делаете смысловое ударение. Однако, способов выделить слово во фразе больше, чем отдельный слог в слове. Наряду с изменением громкости нужно пользовать изменением тона - это инструмент с колоссальными возможностями.

Уместным кажется здесь известное высказывание Дэниэла Вебстера. Его можно произнести вслух, выделяя отдельные элементы фразы, например, таким образом:

"Если бы ВСЕ мои таланты были ОТНЯТЫ у меня неумолимым провидением, (пауза) а мне был бы оставлен шанс сохранить лишь ОДИН (пауза), я, не колеблясь, попросил бы разрешить оставить мне (пауза) ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ, (пауза) так как, используя его, я БЫСТРО восстановил бы ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ."

Ключевые слова фразы "искусство говорить" выделены не только тоном, но и паузами. Пауза до произнесенных слов привлекает внимание слушателя к словам, которые будут произнесены. Пауза после них дает время на осмысление сказанного.

Обращаясь к аудитории, необходимо прислушиваться к себе. Если выступающий заметил, что стал говорить монотонно, нужно остановиться и одернуть себя мысленным приказом: "БЕСЕДУЙ со слушателями. Говори естественно, по-человечески." Поможет и собственно самовнушение, и пауза, сопровождающая этот внутренний монолог, которая дополнительно привлечет внимание аудитории.

Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности - как не бывало.

Нужно добиваться автоматического, бессознательного использования приемов привлечения внимания голосом. Именно таким образом мы применяем их в обычной бытовой речи. Естественность приходит в процессе тренировок и практики.

Повседневная манера общения практически каждого человека нуждается в совершенствовании - в избавлении от грамматических ошибок, слов-паразитов, корректировке жестикуляции. Совершенствование естественную манеру разговора ведет к усовершенствованию уровня публичных выступлений. Совершенствование манеры разговора требует обучения. Бесплатный урок использования голоса можно получить всего лишь послушав выступление диктора телевидения в вечернем выпуске новостей. Великолепным учителем может стать артист разговорного жанра. Они используют свой голос виртуозно.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

Как подготовиться к устному выступлению?

Каков алгоритм подготовки устного выступления?

Как определить стратегию выступления?

Каковы особенности подготовки к выступлению в суде?

Какие технологии репетиции можно использовать?

Литература

1. Молдован В.В. Судова риторика. К.: ЮрІнком, 2004, – 267с.

2. Сопер П. Основы искусства речи /пер. с англ.- 2-е изд. – М.: Про­гресс, 2006. – 572 с.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2012. – 576 с.

4. Руденко А.М., Шестаков Ю.А. Котлярова В.В. Основы риторики. – Ростов на Дону.: Феникс, 2016. – 381 с.

5. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. Пособие / Л.А.Введенская. – Ростов на Дону.: Феникс, 2004. – 544 с.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н.Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

7.Молдован В.В.Судова риторика. – К.: Юр.Інком, 2011. – 324 с.

8. Ментцель В. Риторика: искусство говорить свободно и убедительно / Вольфган Ментцель; пер. с нем. И.Ю.Облачко. – М.: СмартБук, 2011. – 132 с.

9. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 176 с.

10. Клюев Е.В. Риторика. Инвеция. Диспозиция: учеб. Элокуция: учеб.пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 2001. – 272 с.

 

 

ТЕМА 4


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.