Тема 2. История судебного красноречия — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 2. История судебного красноречия

2017-09-28 285
Тема 2. История судебного красноречия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Тема 1. Риторика как наука и учебная дисциплина

1.1. Соотношение понятий «риторика», «ораторское искусство» и «красноречие».

1.2. Предмет и содержание научной риторики.

1.3. Актуальность классической риторики для юристов.

1.4. Роды и виды красноречия.

Тема 2. История судебного красноречия

2.1. Развитие ораторского искусства в Древней Греции и в Древнем Риме.

2.2. Становление и развитие судебного красноречия.

2.3. Особенности славянской риторики.

Тема 3. Методика подготовки устного выступления

3.1. Особенности докоммуникативного периода.

3.2. Алгоритм подготовки устного выступления.

3.3. Подготовка к выступлению в суде.

3.4. Что такое технологии «репетицио».

Тема 4. Композиционно-логическое построение речи

4.1. Особенности структурного построения устного выступления.

4.2.Понятие универсальной композиции.

4.3. Закон «Края» в риторике.

4.4. Инструментарий реализации композиции.

Тема 5.Оратор и аудитория

5.1. Краткая психологическая характеристика аудитории.

5.2. Социально-психологические способы организации слушателей.

5.3. Психолого-педагогические приемы активизации внимания.

5.4. Приемы использования экспрессии.

 

Тема 6. Особенности судебной речи

6.1.Предмет судебной речи.

6.2.Виды судебной речи.

6.3.Особенности обвинительной речи.

6.4. Защитительная речь.

Тема 7. Диалоговые виды красноречия

7.1. Искусство спора.

7.2. Виды спора.

7.3. Методы ведения дискуссии и полемики в суде.

7.4. Выразительность речи полемистов.

7.5. Формы делового общения.

Глоссарий

Примерная тематика рефератов

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов

Упражнения по составлению речей

Примерные вопросы для «блиц-контрольных»

Вопросы к зачету

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Профессиональная подготовка будущих юристов предполагает овладение ими ораторским искусством и судебной риторикой на таком уровне, чтобы, не будучи профессиональными ораторами, быть в состоянии использовать определенный минимум навыков риторики, и технологически грамотно действовать в ряде случаев, связанных с профессиональными задачами специалиста в области юриспруденции.

Судебная риторика как прикладная дисциплина содержит набор теоретических положений, которые создаются в разных сферах лингвистических наук, философии, психологии, логике и др. Кроме того, судебная риторика содержит набор правил, технологий и предписаний, которые позволяют практически создавать и произносить речи, соответствующие культуре и влияющие на людей в процессе юридической практики. Теоретические аспекты риторики позволяют основательно и творчески заниматься конструированием общения.

Судебная риторика или судебное красноречие, основное назначение которого - способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами уголовно-процессуального законодательства и предполагает оценочно-правовой характер речи.

Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления. А также полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию, используя для этого точные языковые средства. Практические технологии помогают создавать речевые высказывания, которые соответствуют целям создателей речи.

 

Цель данного курса (судебная риторика) познакомить студентов с методологическими и теоретическими проблемами в области науки о речевой коммуникации юриста в целом. Судебная риторика призвана сформировать сознательное отношение к оптимальным способам выражения мысли в результате быстрого выбора языковых средств в соответствии с условиями и задачами общения в процессе речевой практики будущего юриста. А также способствовать развитию чувства стиля (соразмерности и сообразности в употреблении языковых единиц), приобретения и закрепления навыка речевого контроля, позволяющего говорящему сознательно воздействовать на свою речь с целью ее постоянного совершенствования.

Изучив дисциплину «Судебная риторика», студенты должны усвоить теоретические основы и категории, закономерности и принципы науки риторики, особенности современного языка судопроизводства, методику подготовки и произнесения устного выступления, психолого-педагогические приемы, используемые в ораторском искусстве, техники развития речи и постановки голоса. Научиться конструировать и произносить публичную речь, а также судебные (обвинительные и защитительные) речи.


 

ТЕМА 1

Риторика как наука и учебная дисциплина

 

1.1.Соотношение понятий «риторика», «ораторское искусство» и «красноречие».

1.2. Предмет и содержание научной риторики.

1.3. Актуальность классической риторики для юристов.

1.4. Роды и виды красноречия.


Роды и виды красноречия

 

Уже в античности ораторское искусство не было однородным. В Древней Греции различали риторику по видам: политическая или совещательная речь, судебная и торжественная.

Такое разделение риторики было эмпирическим, даже эмоциональным, нежели логически обоснованным.

Аристотель в «Риторике» не дал глубокой классификации видов красноречия. Он различал не виды, а стили заранее написанной и произносимой (выученной наизусть) речи.

Написанная Речь - точна, но суха, лишена эффектов.

Другая - наиболее актерская, т.е. творческая.

Цицерон также занимался дифференциацией античного красноречия.

В труде об «Ораторе» он писал, что существуют «три рода красноре­чия», и связывал их с типами самих ораторов.

В цицероновской классификации игнорируется предмет и тема публичной речи. Согласно Цицерону не предмет и тема определяют ее характер, ее видовую (родовую) особенность, а сама манера (стиль) этой речи играет решающую роль для ее предмета. Кроме того, Цицерон исходил не из объективно сложившихся форм и приемов риторики, а из личности оратора.

Таким образом, та ранняя дифферинциация красноречия, о которой говорится, фактически не охватывала всех действительно существовавших видов риторики. Попытки классифицировать виды красноречия отражали движение к созданию оратороведения.

Более многообразным стало красноречие в XX столетии. Любой вид красноречия есть частное по отношению к общему, т.е. к ораторскому искусству, вместе с тем вид красноречия действует в своей сфере как общее, поэтому необходимо знать его.

Ораторская речь должна быть определенной не только по своей теме, конкретному седержанию, но и способу изложения, как она исполняется, по степени эмоциональности, по характеру терминологии.

Род в ораторском искусстве более устоявшийся раздел, характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора оценки и особенностью их ближайших целей. Что касается вида, его можно определить как жанр.

В зависимости от содержания, цели и условия высказывания выделяют следущие роды красноречия: академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное.

 

РОД ВИД
1.Социально - политическое красноречие. · Доклад на социально-политические темы; · Отчетный доклад на собрании; · Политическая речь; · Дипломатическая речь; · Военно-патриотическая речь; · Политическое обозрение; · Митинговая речь.
2.Академическое красноречие. · Лекция вузовская; · Научный доклад; · Научное обозрение; · Научное сообщение, информация.
3.Судебное красноречие. · Прокурорская или обвинительная речь; · Адвокатская или защитительная речь; · Общественно-обвинительная речь; · Общественно-защитительная речь; · Самозащитительная речь обвиняемого.
4.Социально-бытовое красноречие. · Юбилейная или похвальная речь; · Застольная речь; · Надгробное слово, поминальная речь.
5.Богословско-церковное красноречие. · Проповедь; · Речь на соборе.

 

Речь можно назвать первичной формой речевой деятельности, основным видом публичного выступления. Это наиболее простая, первичная форма среди таких видов публичных выступлений, как доклад, лекция, беседа. Если встать на точку зрения, что речь - исходная форма речевой деятельности, то меньше речи оказывается реплика, вопрос, уточнение, поправка, справка. Они соответствуют синтаксической форме простого или распространенного предложения.

В форме речи осуществляются краткие сообщения на собраниях, конференциях, в прениях по докладу, в процессе полемики, дискуссии.

Речь должна отличаться от доклада, беседы, тем более лекции. Это отличие, помимо других особенностей, связано:

1. с временными границами выступления;

2. эмоциональностью;

3. четкостью постанов­ки вопросов, ответов;

4. конкретностью;

5. действенностью.

Это не означает, что данные свойства в той или иной мере не присущи дру­гим видам выступлений. Разница в большей концентрации этих качеств в речи.

Социально-политическая речь. Обычно носит программный характер. Содержит проблемы, указывает пути их решения, ставит опреде­ленные задачи. В наши дни стремительно развивается парламентское красноречие, в котором отражается столкновение различных суждений, борьба мнений и которое имеет свои правила и этические нормы, свя­занные с дискуссионным направлением речи.

Академическая речь. В речах относящихся к этому роду, сообща­ются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты тестов, экспери­ментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям.

Судебная речь призвана оказать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан. Судебный процесс - это разби­рательства гражданского или уголовного дел, исследование всех ма­териалов, связанных с ними, которое происходит в обстановке поис­ка истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Его конечная цель - вынести законный и обоснованный приговор.

Выяснить, доказать, убедить - три взаимосвязанных функции, определяющие форму и содержание судебной речи.

Социально-бытовая речь. То, что греки называли эпидейктичес­ким, или торжественным, мы называем социально-бытовым красноречи­ем. Для речей этого типа часто характерен свободный план изложения и освещения разных сторон жизни личности. Их (юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь) объединяет одно - говорится о положительных сторонах самой личности и ее деятельности.

Богословско-церковное красноречие - древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. В духовных речах отражается ин­терес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Духовное красноречие изучает специальная наука - гомелетика, которая занимается предметом и природой церковной проповеди, существенными чертами ее содержания и метода, построением и преизнесением, воздействием на паству.

В любом роде красноречия большую часть составляют общеязыковые, межстилевые средства. Однако основа каждого рода имеет специфические, языковые черты, которые составляют систему с одинаковой стилистической окраской.

Роды красноречия не изолированы друг от друга. Они не образуют замкнутых систем, между ними существует широкое взаимодействие.

Как видим, ораторское искусство, риторика - это чреавычайно сложный вид человеческой деятельности, которому нужно много и долго учиться.

 

 

Вопросы для самопроверки:

Что такое риторика?

Как соотносятся понятия «риторика», «ораторское искусство», «красноречие»?

Как определяется предмет классической риторики?

Что изучает судебная риторика?

Что собой представляет ораторское искусство как вид человеческой деятельности?

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2012. – 576 с.

2. Руденко А.М., Шестаков Ю.А. Котлярова В.В. Основы риторики. – Ростов на Дону.: Феникс, 2016. – 381 с.

3. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юрайт, 2016. – З14 с.

4. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. Пособие / Л.А.Введенская. – Ростов на Дону.: Феникс, 2004. – 544 с.

5. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н.Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

6.Молдован В.В.Судова риторика. – К.: Юр.Інком, 2011. – 324 с.

7. Ментцель В. Риторика: искусство говорить свободно и убедительно / Вольфган Ментцель; пер. с нем. И.Ю.Облачко. – М.: СмартБук, 2011. – 132 с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с.

9. Марченко О.И. Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать. – М.: Форум, 2016. – 466 с.

ТЕМА 2

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2012. – 576 с.

2. Руденко А.М., Шестаков Ю.А. Котлярова В.В. Основы риторики. – Ростов на Дону.: Феникс, 2016. – 381 с.

3. Корнилова Е.Н. Риторика- искусство убеждать. – М.: УРАО, 2008.-208с.

Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юрайт, 2016. – З14 с.

4. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. Пособие / Л.А.Введенская. – Ростов на Дону.: Феникс, 2004. – 544 с.

5. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Полн.собр.соч.: в 11 т. – М.: 1951.

6. Кошанский Н.Ф.Общая риторика / Н.Ф. Кошанский. – СПб., 1829. – 131 с.

7. Аристотель. Риторика / Аристотель // Античные риторики. – М., 1978. – С.3-164.

8. Аннушкин В.И. Русская риторика. Исторический аспект. – М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.

9. Плевако Н. Ф. Избранные речи. – М.: Юрайт, 2011. – 649 с.

10. Плевако Ф., Александров П. и др. Судебные речи известных русских юристов. Антология. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – 695 с.

 

ТЕМА 3

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

 

ПЛАН

 

3.1. Особенности докоммуникативного периода.

3.2. Алгоритм подготовки устного выступления.

3.3. Подготовка к выступлению в суде.

3.4. Что такое технологии «репетицио».

 

 

Подготовка к выступлению в суде.

 

Для того, чтобы успешно выступить в суде, юристу необходима хорошая подготовка к процессу. Она складывается из ряда этапов:

1. изучение материала дела;

2. определение процессуальной позиции по делу;

3. разработка композиции и плана речи, ее литературное оформле­ние, т.е. работа над языком.

Методы подготовки оратора во многом зависят от его психики, от особенностей его умственной деятельности, привычек, характера вы­ступления, от его темы. Однако имеются некоторые общие, обязатель­ные для каждого выступающего принципы подготовки:

· разработка плана;

· оперативная шлифовка материала;

· психическая настроенность перед выступлением.

 

Разработка новой темы выступления начинается с определения главной идеи, центральной мысли, основной целевой установки.

Дальше следует составить предварительный рабочий план будущей речи. Он нужен только в процессе поиска материала. Это компас, ко­торый поможет разобраться в материале и систематизировать его.

Собирательный или заготовительный период:

· обращение к книгам,

· журналам,

· личному опыту,

· воспоминание прослушанных речей.

Найденная и незаписанная мысль - это найденная и утерянная дра­гоценность. Никогда нельзя полагаться на одну память, только то, что записано, становится твоим.

Выписки лучше делать своими словами.

При выписках полезно соблюдать некоторые правила:

· делать записи на отдельных листках;

· запись - с одной стороны;

· записывать следующие данные: автор, название книги, год и место издания, страница, а в уголке шифр - указатель темы, вопроса.

Выписки - это архив оратора, помогающий ему готовиться к высту­плению, это его творческая биография, молчаливый свидетель его тру­да и любви к делу.

Полезно собирать вопросы, которые задают в период выступления, их можно включать в речь.

Хорошо записывать пословицы, поговорки, афоризмы, короткие шут­ливые рассказы, эпизоды из жизни. Это всегда пригодится, если на­до будет «освежить» утомленные головы слушателей.

При подготовке выступления оратору необходимо оценить материал как с собственных позиций, так и с позиций воображаемых слушателей: вызовет ли это у них интерес? Важно уметь «перевоплощаться».

При подготовке к выступлению приходится работать над различ­ными источниками:

1. законы;

2. материалы дела;

3. личные знания и опыт;

4. лич­ные контакты;

5. продукция средств массовой информации и пропаганды (печать, радио, телевидение, кино).

Очень важно уметь углубленно читать материалы:

1. уяснить себе и усвоить прочитанный материал;

2. продумать прочитанное;

3. сделать необходимые выписки;

4. дать себе отчет, что новое вы подчеркнули из источника.

Умелый отбор информации - одна из первостепенных проблем совре­менного ораторского искусства.

К информации должен быть деловой и строго научный подход. Ора­тору нужно знавь откуда, какую информацию надо выбрать для своей темы. Информация, призванная стать «строительным материалом» публич­ной речи должна отвечать следующим требованиям:

1. быть достаточно добротной и показательной (характерной, ти­пологической);

2. быть упорядоченной, систематизированной;

3. быть предметной и работающей именно на данную тему, стать основой и своеобразной фабулой убеждающего ораторского выступле­ния.

Отметим еще четыре важнейших принципа обращения с информацией:

1. выборочность и строгая классификация;

2. верность ее освещения и выделение в ней того, что является главным в группе фактов;

3. правильность их оценки и толкования;

4. адресность информации.

Когда собрано большое количество материала, наступает пери­од отбора и оформления аудиторных материалов. Он начинается с клас­сификации выписок, контрольного просмотра накопленного, отбора све­дений для речи. Это трудный период, когда материал еще владеет ора­тором, а задача заключается в том, чтобы овладеть материалом и вы­брать для выступления самое главное.

Составление аудиторного материала.

Аудиторный материал - это тот, с которым оратор выходит на трибуну. Может быть нескольких видов.

1. Полный текст речи.

  ДОСТОИНСТВА     НЕДОСТАТКИ
· отработаны лексика, фразеология, фразы; · приведены цитаты; · отобраны примеры; · цифры; · четкая последовательность материала.   · некоторый налет формализма; · появляется искушение читать.

 

Есть целесообразность составлять конспект выступления, его «об­зор». Он дает значительно больше свободы, но требует умения созда­вать речь на основе кратких заметок.

В конспекте есть:

· план, т.е. то, о чем надо говорить,

· тезисы, т.е. то, что надо говорить,

· вспомогательный материал (факты, цифры, цитаты, примеры, иллюстрации).

 

Форма конспекта

Лист делится на три части

 

Левая – содержит план Тезисы Фактический материал

 

Это удобно, сразу видно, что где находится.

Форма может быть и другая. Пишут пункт плана - вопрос и тут же под ним ответ - содержание вопроса.

Конспект может быть распространенным. Однако при любом объеме он должен быть зрительно выразительным и структурно четким.

Конспект пишется крупно. Используется цвет, различные другие сигналы: скобки. Сокращение слов.

Однако самое главное - это не текст, не конспект, не план. Главное - создать свою лабораторию по теме, разработать ее «объем­но»: вширь, вглубь, многопланово.

Иногда вместо конспекта составляют тезисы выступления - это краткое изложение существа вопроса без фактического материала.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

Как подготовиться к устному выступлению?

Каков алгоритм подготовки устного выступления?

Как определить стратегию выступления?

Каковы особенности подготовки к выступлению в суде?

Какие технологии репетиции можно использовать?

Литература

1. Молдован В.В. Судова риторика. К.: ЮрІнком, 2004, – 267с.

2. Сопер П. Основы искусства речи /пер. с англ.- 2-е изд. – М.: Про­гресс, 2006. – 572 с.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2012. – 576 с.

4. Руденко А.М., Шестаков Ю.А. Котлярова В.В. Основы риторики. – Ростов на Дону.: Феникс, 2016. – 381 с.

5. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. Пособие / Л.А.Введенская. – Ростов на Дону.: Феникс, 2004. – 544 с.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н.Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

7.Молдован В.В.Судова риторика. – К.: Юр.Інком, 2011. – 324 с.

8. Ментцель В. Риторика: искусство говорить свободно и убедительно / Вольфган Ментцель; пер. с нем. И.Ю.Облачко. – М.: СмартБук, 2011. – 132 с.

9. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 176 с.

10. Клюев Е.В. Риторика. Инвеция. Диспозиция: учеб. Элокуция: учеб.пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 2001. – 272 с.

 

 

ТЕМА 4

ПЛАН

4.1. Особенности структурного построения устного выступления.

4.2.Понятие универсальной композиции.

4.3. Закон «Края» в риторике.

4.4. Инструментарий реализации композиции.

 

 

Закон «Края» в риторике»

 

Человеческое мышление логично от природы, и в рассуждени­ях мы, как правило, стихийно следуем этим законам.

Учение о законах связи мыслей в рассуждениях - формальная ло­гика - основывается на четырех принципах. Судебный оратор должен знать и применять следующие законы логики:

· закон тождества;

· закон противоречия;

· закон исключительного третьего;

· закон достаточного основания.

Закон тождества: каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она не повторялась. Иными словами, закон тождества требует определен­ности и точности мысли, как важнейшего условия правильного рассуж­дения. Он направлен против гуманности, расплывчивости в мыслях или высказываниях.

Закон противоречия: две противоположные мысли об одном и том же отношении, не могут быть в одно и то же время истинными. Одна из них будет ложной. Этот закон учит последовательности в мышлении и речи. Речь оратора должна быть свободной от противоречий, он дол­жен последовательно отстаивать высказанную точку зрения.

Закон исключенного третьего. Близок к закону противоречия. Это такие суждения, которые отрицают друг друга и между которыми нет среднего, третьего. Рассуждение ведется по формуле: «или-или». Платон проиллюстрировал этот закон так: «Человек не может быть од­новременно как здоровым, так и больным».

Соблюдение требований этого закона обеспечивает последователь­ность и принципиальность мышления.

Закон достаточного основания гласит: всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказа­на практикой человека. Этот закон требует обоснованности, доказа­тельности, т.е. связи любого положения с действительными фактами, примерами из реальной жизни.

Искусству говорить надо учиться. Не все могут подняться до высот Демосфена или Цицерона, Плевако или Кони, но многие юристы могут овладеть в определенной мере риторикой. Для этого, кроме искреннего желания добиться этого и серьезной работы над собой, следует особое внимание уделять познанию технологической оснастки построения коммуникационного общения. Под ней имеется в виду набор условий и инструментов, необходимых для построения коммуникационных технологий.

Доступность.

Взвешенность содержания речи, его подчиненность раскрытию ее замысла. Учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и профессионального опыта. Никогда нельзя забывать, что многие люди слышат то, что хотят услышать. Отсюда - принятие во внимание социально-психологического расслоения каждой аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Помнить совет М.М. Сперанского: заставить многого от себя ожидать есть верный способ упасть. Весьма эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность, теоретическая и фактологическая подтвержденность.

Ассоциативность. Вызов сопереживаний и соразмышлений. Подобного можно достичь, апеллируя к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Первый вид памяти - блок ранее испытанных впечатлений, не ушедших из психики человека. Например, впечатления детства, эстетические чувства. Второй вид памяти - различные знания и сведения. Например, исторические даты и факты, математические формулы, законы физики. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением музыки, живописи, видеоклипов.

Сенсорность. Чаще обращаться к формуле Я. Каменского: «Наглядность -золотое правило дидактики». Все, что можно, нужно продемонстрировать. Шире использовать цвет, свет, звук, рисунок, модель в коммуникационном общении. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и активнее идет в ней процесс ее чувственного и рационального освоения. В итоге динамизируется их обыденное и теоретическое сознание.

Экспрессивность. Это эмоциональная выразительность звучания речи, ее эмоциональный подтекст, эмоциональная выразительность мимики, жестов, позы коммуникатора. Можно еще так ее определить: это внутренняя развернутость выступающего, свидетельство его полной самоотдачи. Страстность, неподдельная радость или грусть, тактичное сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность. Она характеризует темп подачи информации, степень подвижности коммуникатора во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темпераменты людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, их личную заинтересованность в информации. В этой связи важна ориентация коммуникатора в настроении аудитории, ее способности работать в определенном информационном клише, а также умение искусно предлагать ей скоростной режим усвоения информации.

Принципы - это правила, подлежащие неукоснительному выполнению. Выше представлены словоносительные правила коммуникационного общения, которые обретают наибольшую выразительность при умелом использовании соответствующего «риторического инструментария». Практическое назначение данного инструментария - придать коммуникационному общению душепроникающее воздействие и мыслеобразовательное влияние.. Представим их:

«Эффект имиджа». В восьми из десяти случаев восприятие человека человеком первоначально осуществляется на основе впечатления о внешнем виде. Он имеет существенное значение для принятия аудиторией оратора. Первое впечатление, которое складывается у людей от внешнего вида выступающего, имеет непосредственное отношение к формированию их общей социальной установки, вызову симпатии или антипатии, самоорганизации к слушанию или выражению скепсиса к тому, что еще не сказал коммуникатор. Элегантная манера общения, доброжелательный взгляд, эстетика одежды - все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего и способствует поддержанию внимания к себе на всем протяжении ее исполнения.

«Эффект первых фраз». Он призван закрепить или скорректировать первоначальные впечатления у людей от стоящего перед ними коммуникатора. С чего он начнет? Например, канадский социолог М Маклюэн глубоко убежден, что настоящая новость - это всегда плохая новость. В наше время немало выступающих по телевидению и радио, безбожно эксплуатирующих этот коммуникационный прием. Однако главным критерием «эффекта первых фраз» является заключенная в них интересная информация. Таковой она может быть не только потому, что она абсолютно новая или эпатажная. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению подвергнуть аудиторию социально-психологической стратификации, т.е. выделить в ней основные социально-психологические слои, для которых характерны определенные настроения, ожидания, особенности эмоционального и мыслительного склада. Поэтому надо иметь словесные заготовки - набор первоначальных фраз, ориентированных на социально-психологические слои, которые преобладают в аудитории. Важно, чтобы с первых фраз установился контакт коммуникатора с аудиторией. Можно обозначить следующую классификацию подобного контакта: эмоциональный (симпатия или антипатия), познавательный (интересный факт или оригинальная мысль), • эстетический (приятный голос или элегантная манера), эпатажный (скандальные сведения).

«Эффект аргументации». Это прежде всего логика выступления, которая сама по себе придает ему обоснованность и убедительность. Ее магическое воздействие на людей объясняется тем, что она представляет собой формализованные законы работы нашего интеллекта. Логичное изложение информации - создание комфортных физиологических условий для деятельности интеллекта. В итоге идет активный процесс соразмышления и осмысления информации.

Логика - это внутриструктурная организация речи, а материалом ее выстраивания является теоретическая и эмпирическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, гипотетические суждения. К эмпирической причисляют конкретный факт, цифровые показатели, статистические данные. Часто встречаемой ошибкой является увлечение выступающего или теоретической, или эмпирической аргументацией. Исходя из знания аудитории, надо определить объем и характер использования и той, и другой аргументации. Важно, чтобы они присутствовали в каждом выступлении. Дело в том, что эмпирическая информация рассчитана на обыденное, а теоретическая - на теоретическое сознание. Когда искусно используются оба вида информации, то синхронно включается в «работу» и обыденное, и теоретическое сознание, что способствует деятельному овладению личностью информацией.

«Эффект квантового выброса информации». По утверждению А.Ф. Кони, чтобы лекция имела успех, надо, во-первых, завоевать внимание слушателей, во-вторых, удержать их внимание до конца.

Итак, проблема внимания - проблема номер один в коммуникационном общении. Это и понятно. К.Д. Ушинский образно сравнивал внимание с дверью, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.

Эффективным риторическим приемом поддержания внимания аудитории (личности) является «квантовый выброс» информации. Он выступает в виде:

- продуманного распределения по всему пространству речи привлекательных мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного, авторских обобщений по итогам какого-то фрагмента речи.

— психологически грамотного выброса через определенные временные интервалы слушателям кванта «свежей» информации.

В итоге выступающий как бы держит на привязи внимание слушателей.

Данный прием имеет и другое риторическое значение. С его помощью можно обеспечить актуализацию замысла речи, последовательное подведение слушателей к ее конечной цели.

«Эффект интонации и паузы». Это весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что умелое интонирование и своевременные паузы способствуют 10-15%-му приращению информации. Обусловлено это тем, что придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации - воспоминания. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. При этом оно может быть со знаком «+» или «—», в зависимости от того, какие эмоции и ассоциации вызывает озвучиваемая информация.

Деликатным риторическим инструментом является «пауза».

Обращение к ней эффективно тогда, когда есть уверенность у оратора,что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза (временная приостановка подачи информации) как рабочий момент в технологии умственной деятельности, способствующий воспроизводству личностью своих знаний (мыслей).

«Эффект словесной изящности». Он связан с умением «переправлять» мысли в соответствующие слова, грамотным построением предложений, соблюдением правил словоударений. «Прекрасная мысль, - утверждал Вольтер, - теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку».

Предмет и логика речи подсказывают, какие фразы достойны занять место в речи. Не любая фраза может быть вставлена в каркас выступления. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают

его языковое воплощение, доступное для осмысления.

Изящность речи - это умение эстетично использовать литературное богатство языка. Существует прямая связь между словарным запасом выступающего и художественной выразительностью речи.

Одним из показателей богатства речи считается разнообразие синонимов, т.е. близких по значению слов, отличающихся смысловыми и лингвистическими оттенками. Чтобы придать речи художественную образность, использовать в ней разнообразие риторических приемов (метафор, гипербол и т.д.), полезно знать классическую и современную художественную литературу, национальный колорит народных пословиц и поговорок. Например, в русском языке около 5000-6000 слов передают те или иные оттенки различных переживаний.

Несоблюдение языковых норм и литературной чистоты языка - нередко встречаемое явление даже в публичных выступлениях и в работе профессиональных дикторов радио и телевидения. Это проявляется в виде неправильного произношения, искажения смысла понятий или многословия, тавтологии. Многие нарушают требования нормативного ударения и произношения. В этой связи рекомендуется пользоваться специальными справочниками, в которых закреплены литературные нормы в области произношения.

«Эффект релаксации». Чем напряженнее протекает коммуникационное общение, тем больше приходится его участникам прилагать усилий по самоорганизации внимания. Об этом должен знать оратор и помогать слушателям в столь нелегкой работе над самими собой. В этих целях используется «эффект релаксации» - эмоциональное расслабление и умственное переключение.

Классическим риторическим приемом достижения этого является остроумие и юмор. Гете говорил, что юмор - мудрость души.

Он во многом помогает восприятию информации, ее осмыслению. Известно высказывание А. Герцена: смех Вольтера разрушил больше, чем плач Руссо. Юмор создает естественную паузу для отдыха интеллекта людей, помогает «перезарядить» его но


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.202 с.