Лекарство от невежества и анартх — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Лекарство от невежества и анартх

2023-02-16 32
Лекарство от невежества и анартх 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

на̄ма̄бха̄с e р a a в a дхи

с a мб a ндх a -т a ттв e р a джн̃а̄н a йа̄в a т на̄ х a я
та̄в a т с e на̄ма̄бха̄с a джӣв e р a а̄ш́р a я
॥15॥

са̄дх a к a ядьяпи па̄й a с a д-гуру а̄ш́р a я
бх a дж a н a -н a ипун̣й e м e гх a а̄ди дӯр a х a я
॥16॥

Облака анартх препятствуют прохождению трансцендентных лучей солнца Святого Имени, в результате чего живое существо обретает лишь частичное благо от произнесения имени. Это — нама-абхаса, слабый отблеск Святого Имени. До тех пор, пока живое существо пребывает в неведении относительно самбандха-гьяны — природы дживы, Бога, материи и их взаимодействий — оно будет оставаться в тени нама-абхасы. Однако, если человек серьезно относится к духовной практике, он примет прибежище подлинного гуру, который объяснит ему самбандха-гьяну. Повторение Святого Имени с должным пониманием рассеет тучи и туман, и тогда сверкающее солнце Святого Имени откроется взору преданного и одарит его сокровищем любви к Богу.

 

С a мб a ндх a , a бхидх e я, пр a й o дж a н a

м e гх a куджжх a т̣ика̄ г e л e на̄м a -дива̄к a р a
пр a ка̄ш́ a х a ийа̄ бх a кт e д e н a пр e м a -в a р a
॥17॥

с a д-гуру с a мб a ндх a джн̃а̄н a к a рийа̄ a рп a н̣ a
a бхидх e я рӯп e к a ра̄н a на̄ма̄нуш́ӣл a н a
॥18॥

на̄м a -сӯрья св a лп a -ка̄л e пр a б a л a х a ийа̄
a н a ртх a -куджжх a т̣ика̄ д e н a та̄д̣а̄ийа̄
॥19॥

пр a й o дж a н a -т a ттв a т a б e д e н a пр e м a -дх a н a
пра̄пт a -пр e м a джӣв a к a р e на̄м a -с a н̇кӣрт a н a
॥20॥

 

Задача духовного учителя — дать ученику знание о взаимоотношениях Господа, дживы и материальной природы, чтобы тот мог практиковать повторение Святого Имени в качестве садханы для осознания этих взаимоотношений. Это называется абхидхеей, методом. Следование конкретному методу приведет к тому, что вскоре солнце Святого Имени своими яркими лучами рассеет невежество и анартхи и затем дарует преданному кришна-прему, любовь к Богу. Любовь к Богу — это прайоджана, цель жизни, и, даже достигнув ее, живое существо продолжает повторять Святое Имя.

 

Самбандха

 

с a мб a ндх a -джн̃а̄н a

с a д-гуру-ч a р a н̣ e джӣв a ш́р a ддха̄ с a х a ка̄р e
пр a тх a м e с a мб a ндх a -джн̃а̄н a па̄й a сувича̄р e
॥21॥

кр̣ш̣н̣ a нитья пр a бху а̄р a джӣв a нитья да̄с a
кр̣ш̣н̣ a пр e м a нитья джӣв a -св a бха̄в a пр a ка̄ш́ a
॥22॥

кр̣ш̣н̣ a нитья да̄с a джӣв a та̄ха̄ висм a рийа̄
ма̄йик a дж a г a т e пхир e сукх a a нв e ш̣ийа̄
॥23॥

ма̄йик a дж a г a т х a я джӣв a ка̄ра̄га̄р a
джӣв e р a в a имукхья д o ш̣ e д a н̣д̣ a пр a тика̄р a
॥ ।24॥

т a б e яди джӣв a са̄дху в a иш̣н̣ a в a кр̣па̄й a
с a мб a ндх a джн̃а̄н e т e пун a х̣ кр̣ш̣н̣ a -на̄м a па̄й a
॥25॥

т a б e па̄й a пр e м a -дх a н a с a рв a -дх a рм a -са̄р a
йа̄ха̄р a ник a т̣ e са̄йуджйа̄дир a дхикка̄р a
॥26॥

йа̄в a т с a мб a ндх a джн̃а̄н a стхир a на̄хи х a я
та̄в a т a н a ртх e на̄ма̄бха̄с e р a а̄ш́р a я
॥27॥

 

Если джива обладает подлинной верой, то в первую очередь она ищет прибежища у лотосных стоп истинного гуру, который поведает ей о том, что говорят писания о взаимоотношения между Кришной, душой и материальной природой.

Кришна — вечный Господь, а живые существа — Его вечные слуги. Према — узы любви, связывающие Господа и дживу. Эти взаимоотношения вечны, ибо они внутренне присущи природе живого существа, и единственное, что требуется— это возродить их при помощи соответствующего метода.

Как только живое существо забывает, что является вечным слугой Господа, оно оказывается в материальном мире и ищет счастья здесь. Материальная вселенная — это тюрьма для джив, отвернувшихся от Кришны, исправительное учреждение для душ, совершивших эту роковую ошибку. Если по милости вайшнава джива обратится к имени Кришны, вооруженная при этом правильной самбандхой, она обретет ценнейшее сокровище, кришна-прему. Развить любовь к Богу — высшее совершенство для живого существа. Для достигшего этого совершенства даже освобождение — погружение в сияние Господа — теряет всякую привлекательность.

Однако до тех пор, пока не усвоено трансцендентное знание самбандхи, у человека будут сохраняться анартхи и невежество, и жизнь его будет проходить на уровне нама-абхасы.

 

Результат нама-абхасы

 

на̄ма̄бха̄с e р a пх a л a

на̄ма̄бха̄с a д a ш́а̄т e - o a н e к a м a н̇г a л a
джӣв e р a a в a шья х a я сукр̣ти пр a б a л a
॥28॥

на̄ма̄бха̄с e н a ш̣т̣ a х a я а̄чх e па̄п a ят a
на̄ма̄бха̄с e мукти х a я к a ли х a я х a т a
॥29॥

на̄ма̄бха̄с e н a р a х a я суп a н̇кти па̄в a н a
на̄ма̄бха̄с e с a рв a -р o г a х a я нива̄р a н̣ a
॥30॥

с a к a л a а̄ш́ a н̇ка̄ на̄ма̄бха̄с e дӯр a х a я
на̄ма̄бха̄сӣ с a рва̄риш̣т̣ a х a ит e ш́а̄нти па̄й a
॥31॥

й a кш̣ a р a кш̣ a бхӯт a пр e т a гр a х a с a муд a я
на̄ма̄бха̄с e с a к a л a a н a ртх a дӯр e йа̄й a
॥32॥

н a р a к e п a тит a л o к a сукх e мукти па̄й a
с a м a ст a пра̄р a бдх a к a рм a на̄ма̄бха̄с e йа̄й a
॥33॥

с a рв a -в e да̄дхик a с a рв a тӣртх a х a ит e б a д̣ a
на̄ма̄бха̄с a с a рв a -ш́убх a -к a рм a ш́р e ш̣т̣х a т a р a
॥34॥

 

И все же, даже повторение имени на стадии нама-абхасы считается очень благоприятным. Такое повторение — лучшее из всех благочестивых действий, таких как практика йоги, следование дхарме, соблюдение обетов и т.д., ибо нама-абхаса постепенно приведет к развитию в человеке веры, достаточной для того, чтобы начать чистое преданное служение. Другие же благочестивые действия могут привести к бхакти только в том случае, если содержат в себе некоторую примесь бхакти, и никак иначе.

Повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы приводит к разрушению всех грехов и достижению освобождения; нама-абхаса полностью уничтожает тлетворное влияние Кали-юги, разрушает болезни, устраняет все беспокойства и дарует умиротворение. Нама-абхаса нейтрализует негативное влияние духов, привидений, демонов и неблагоприятных планет. Даже обитатели адских планет могут обрести спасение благодаря нама-абхасе, ибо она разрушает даже прарабдха-карму, последствия уже совершенных грехов. Нама-абхаса более могущественна, чем чтение Вед, посещение святых мест и множество других видов материальной благочестивой деятельности, называемой карма-кандой.

 

на̄ма̄бха̄с e р a в a икун̣т̣ха̄ди-пра̄п a к a тв a

дх a рм a a ртх a ка̄м a м o кш̣ a ч a тур-в a рг a -да̄та̄
с a рв a -ш́ a кти дх a р e на̄ма̄бха̄с e джӣв a -тра̄та̄
॥35॥

дж a г a т а̄н a нд a -к a р a ш́р e ш̣т̣х a -п a д a -пр a д a
a г a тир a e к a г a ти с a рв a -ш́р e ш̣т̣х a -п a д a
॥36॥

в a икун̣т̣ха̄ди л o к a пра̄пти на̄ма̄бха̄с e х a я
виш́ e ш̣ a т a х̣ к a ли-йуг e с a рв a -ш́а̄стр a к a я
॥37॥

 

Поскольку Святое Имя несет в себе все трансцендентные энергии Кришны, то даже нама-абхаса позволяет достичь четырех целей системы варнашрамы — дхармы, артхи, камы и мокши. Повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы способно даровать высшее из всех видов счастья, достижимых в материальном мире. Таким образом, Святое Имя — единственное прибежище для беспомощных и наилучшее прибежище для всех остальных. В Кали-югу нама-абхаса может привести даже на Вайкунтху — таково мнение священных писаний.

 

Четыре вида нама-абхасы

 

с a н̇к e т a , п a риха̄с a , ст o бх a o х e ла̄ e и ча̄ри-пр a ка̄р a на̄ма̄бха̄с a

ч a турвидх a на̄ма̄бха̄с a e и ма̄тр a джа̄ни
с a н̇к e т a o п a риха̄с a , ст o бх a , х e ла̄ ма̄ни
॥38॥

 

Иногда нама-абхасу подразделяют на четыре вида, в соответствии с тем, что сопутствует повторению имени.

 

с a н̇к e т a -рӯп a на̄ма̄бха̄с e р a пр a ка̄р a -дв a я

виш̣н̣у л a кш̣й a к a ри дж a д̣ a буддхй e на̄м a л a я
a нья л a кш̣й a к a ри виш̣н̣у на̄м a учча̄р a я
॥39॥

с a н̇г e т e двивидх a e и х a я на̄ма̄бха̄с a
a джа̄мил a са̄кш̣ӣ та̄р a ш́а̄стр e т e пр a ка̄ш́ a
॥40॥

й a в a н a с a к a л a мукт a х a б e a на̄йа̄с e
ха̄ра̄м a ха̄ра̄м a б a ли к a х e на̄ма̄бха̄с e
॥41॥

a ньятр a с a н̇к e т e яди х a я на̄ма̄бха̄с a
т a тха̄пи на̄м e р a т e дж a на̄ х a я вина̄ш́ a
॥42॥

 

1. «Санкета» означает, что при повторении имени Вишну или Кришны ум человека сосредоточен на каком-либо материальном объекте, или же Святое Имя произносится неосознанно. Примером санкеты первого типа является Аджамила. Его сына звали Нарайана, и когда Аджамила звал его, он думал именно о своем сыне, а не о Господе Вишну. И все же, благодаря нама-абхасе он был спасен от рук ямадутов и в конечном счете достиг Вайкунтхи. Пример санкеты второго типа — явана, воскликнувший «харам» в момент смерти. По счастливому совпадению слоги «ха» и «ра» вместе составляют имя Вишну, и поэтому такой человек имеет шанс обрести освобождение, и поскольку этот вид нама-абхасы менее оскорбителен, сила воздействия в этом случае больше.

 

п a риха̄с a -на̄ма̄бха̄с a

п a риха̄с e кр̣ш̣н̣ a -на̄м a й e и дж a н a к a р e
дж a ра̄с a ндх a с a м a с e и e с a м̇са̄р e т a р e
॥43॥

 

2. «Парихаса» означает, что имя Господа произносится в шутку, как это делал Джарасандха; в этом случае произносящий имя также освобождается из материального мира.

 

ст o бх a на̄ма̄бха̄с a

a н̇г a -бх a н̇гӣ ч a идья с a м a к a р e на̄ма̄бха̄с a
ст o бх a ма̄тр a х a я т a бу на̄ш́ e бх a в a -па̄ш́ a
॥44॥

 

3. Ироническое произнесение Святого Имени, как это делал Шишупала, называется «стобха», и оно также позволяет человеку разорвать цепи материального существования.

 

х e ла̄ на̄ма̄бха̄с a

м a н a на̄хи д e я а̄р a a в a джн̃а̄ бха̄в e т e
кр̣ш̣н̣ a ра̄м a б a л e х e ла̄ на̄ма̄бха̄с a та̄т e
॥45॥

e и с a б a на̄ма̄бха̄с e мл e ччх a -г a н̣ a т a р e
виш̣ a йӣ a л a с a дж a н a e и п a тх a дх a р e
॥46॥

 

4. Произносящий имя пренебрежительно, без должного почтения, также получает благо. Этот вид нама-абхасы называется «хела». Благодаря ему освобождения достигают млеччхи. Это путь к освобождению для ленивых и материалистичных людей.

Из четырех приведенных выше видов нама-абхасы наименее оскорбительным является санкета, затем по мере возрастания степени оскорбительности следуют пари-хаса, стобха и хела.

 

Шраддха нама-абхаса

 

ш́р a ддха̄ o х e ла̄ на̄ма̄бха̄с e р a бх e д a

ш́р a ддха̄ к a ри к a р e на̄м a a н a ртх a с a хит a
ш́р a ддха̄ на̄м a х a я с e и т o ма̄р a вихит a
॥47॥

с a н̇к e та̄ди a в a джн̃а̄ п a рьянт a бха̄в a дх a ри
на̄м a к a р e х e ла̄й a й e ш́р a ддха̄ п a рих a ри
॥48॥

на̄ма̄бха̄с a a в a дхи с e х e ла̄ на̄м a х a я
та̄ха̄т e - o мукти л a бх e па̄п a х a я кш̣ a я
॥49॥

 

Если у человека отсутствует вера в Кришну и Святое Имя произносится по случайному совпадению, в шутку, иронически или с пренебрежением, как описывалось выше, это представляет собой грубую форму нама-абхасы. Если же у человека, обращающегося к Святому Имени, есть истинная вера в Кришну, однако при этом еще сохраняются анартхи и невежество, это называется шраддха нама-абхасой. И если даже произносящие нама-абхасу без веры обретают освобождение, что говорить о тех, кто произносит нама-абхасу с верой? Такая практика очень быстро приведет к исчезновению всех анартх, ибо благодаря вере влечение к имени и самбандха-гьяна будут расти все больше и больше.

 

a н a ртх a -на̄ш́ e на̄ма̄бха̄с a на̄м a х a ийа̄ пр e м a д e я

кр̣ш̣н̣ a пр e м a чха̄д̣и с a б a на̄ма̄бха̄с e па̄й a
на̄ма̄бха̄с e пун a х̣ ш́уддх a на̄м a х a й e йа̄й a
॥50॥

a н a ртх a виг a т e яб e ш́уддх a на̄м a х a я
кр̣ш̣н̣ a -пр e м a т a б e та̄р a х a -иб e ниш́ч a я
॥51॥

на̄ма̄бха̄с e са̄кш̣а̄т с e пр e м a дит e на̄р e
на̄м a х a й e пр e м a д e я видхи a нуса̄р e
॥52॥

 

Повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы может дать человеку все, за исключением премы. Однако шраддха нама-абхаса постепенно приводит к шуддха-наме, чистому имени. Достигнув чистого имени и освободившись от анартх, преданный, несомненно, вскоре обретет кришна-прему. Итак, само по себе повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы не дает кришна-премы; однако, если человек следует правилам садханы, установленным духовным учителем, он постепенно придет к стадии шуддха-намы и в конце концов достигнет премы.

 

на̄ма̄бха̄с a o на̄ма̄п a ра̄дх e р a бх e д a

a т ae в a на̄м a a п a ра̄дх a п a рих a ри
на̄ма̄бха̄с a к a р e й e и та̄р e н a ти к a ри
॥53॥

к a рм a джн̃а̄н a х a ит e a н a нт a ш́р e ш̣т̣х a т a р a
б a ли на̄ма̄бха̄с e джа̄ни o х e с a рв e ш́в a р a
॥54॥

р a ти мӯла̄ ш́р a ддха̄ яди ш́уддх a -бха̄в e х a я
т a б e т a виш́уддх a на̄м a х a -иб e уд a я
॥55॥

 

Таким образом, даже нама-абхаса благотворна, при условии, что человек избегает апарадхи. Нама-абхаса несравнимо превосходит карму и гьяну, потому что приводит с течением времени к развитию в человеке веры, а из семени веры прорастает привязанность к Кришне.

Привязанность к Кришне развивается во вкус, а вкус ведет сначала к шуддха-наме, а затем — к преме.

 

Абхаса и апарадха

 

чха̄йа̄ o пр a тибимб a бх e д e а̄бха̄с a дуи пр a ка̄р a чха̄йа̄ на̄ма̄бха̄с a

а̄бха̄с a двивидх a х a я пр a тибимб a чха̄йа̄
ш́р a ддха̄бха̄с a дви-пр a ка̄р a с a б a т a в a ма̄йа̄
॥56॥

чха̄йа̄ ш́р a ддха̄бха̄с e чха̄йа̄-на̄ма̄бха̄с a х a я
с e и на̄ма̄бха̄с e джӣв e р a ш́убх a пр a с a в a я
॥57॥

 

«Абхаса» может означать либо «тусклый свет», либо «отражение». Таким образом, есть два вида нама-абхасы: чхайа (слабый свет, дающий тусклое, но подлинное отображение объекта) и пратибимба (отраженный свет, дающий искаженное отражение объекта). Подобным образом, существуют и две разновидности веры: искаженная и слабая вера. Слабая вера дает начало чхая нама-абхасе, которая приводит затем к чистому имени, дарующему любовь к Богу. Это истинная нама-абхаса. Точно так же, как тучи не позволяют видеть яркий солнечный свет во всем его великолепии, облака анартх и туман невежества в сердце дживы позволяют проникнуть туда лишь редким лучам Святого Имени. Такая нама-абхаса приносит дживе огромное благо.

 

пр a тибимб a на̄ма̄бха̄с a

a нья джӣв e ш́уддха̄ ш́р a ддха̄ к a рийа̄ д a рш́ a н a
нидж a м a н e ш́р a ддха̄бха̄с a а̄н e й e и дж a н a
॥58॥

бх o г a м o кш̣ a ва̄н̃чха̄ та̄х e тха̄к e нитья миш́и
a ш́р a м e a бхӣш̣т̣ a ла̄бх e ят e дива̄ниш́и
॥59॥

ш́р a ддха̄р a л a кш̣ a н̣ a ма̄тр a ш́р a ддха̄ та̄х e н a я
та̄к e пр a тибимб a ш́р a ддха̄бха̄с a ш́а̄стр e к a я
॥60॥

пр a тибимб a ш́р a ддха̄бха̄с e на̄ма̄бха̄с a ят a
пр a тибимб a -на̄ма̄бха̄с a х a я a вир a т a
॥61॥

 

Однако, отражаясь в сердце майавади, имя принимает искаженную форму и может привести лишь к саюджья-мукти, но не к преме. На самом деле, этот вид нама-абхасы является апарадхой. Чхая нама-абхаса — это подлинная нама-абхаса, и ее восхваляют все писания. Чхая нама-абхаса возникает из-за анартх, основанных на неведении, отраженная же нама-абхаса возникает из-за анартх, основанных на искаженном знании. Такого рода знание происходит из зависти, оно препятствует преданности и поэтому является апарадхой. Хотя находящийся на уровне нама-абхасы и не может считаться истинным вайшнавом, тем не менее, если он не осквернен философией майавади, ему следует выражать почтение как начинающему преданному. Благодаря хорошему общению он будет быстро духовно развиваться.

 

пр a тибимб a -на̄ма̄бха̄с e ма̄йа̄ва̄д a к a п a т̣ a та̄ утп a нн a к a р e

e и на̄ма̄бха̄с e ма̄йа̄ва̄д a душ̣т̣ a -м a т a
пр a в e ш́ийа̄ ш́ a т̣х a та̄й a х a я п a рин̣ a т a
॥62॥

 

Чистые преданные всегда дружелюбны и сострадательны по отношению к таким искренним людям, к майавади же они проявляют полное безразличие. Чистые преданные взращивают веру новичка, пусть вначале и материалистичную, до тех пор, пока она не превратится в склонность искренне почитать Господа. Давая ему наряду с бхакти самбандха-гьяну, чистые преданные побуждают неофита служить Господу. Но чистый преданный несомненно будет всячески избегать того, кто твердо убежден в философии майавади.

Некоторые начинают имитировать преданных, обладающих чистой верой. Однако из-за того, что неослабевающие желания материальных наслаждений и безличного освобождения преследуют их день и ночь, их собственная вера полностью искажена. По сути дела, у них нет веры, хотя так и может показаться. Эту искаженную веру можно сравнить со светом, отраженным от воды, в этом случае отражение предмета также будет искаженным. И когда люди, имеющие такую покоробившуюся веру, получают Святое Имя, оно также искажается. Может показаться, что у них есть вера в Святое Имя, поскольку они его повторяют; однако вера их не является истинной.

 

к a п a т̣ a пр a тибимб a -на̄ма̄бха̄с a на̄ма̄п a ра̄дх a

нитья са̄дхья на̄м e са̄дх a н a буддхи к a ри
на̄м e р a м a хима̄ на̄ш́и a п a ра̄дх e м a ри
॥63॥

 

Если человек обращается к повторению Святого Имени, имея такую искаженную веру, он не очистится, сколько бы он ни продолжал повторять Святое Имя. Напротив, он вечно будет оставаться на этой извращенной стадии. Как правило, в результате подобной практики у человека развивается нездоровое умонастроение, и в конце концов он превращается в мошенника. Такой человек считает, что Святое Имя — это просто средство для достижения чего-то высшего, и следствием подобного образа мыслей является то, что сила и могущество имени утрачиваются. В конце концов это приводит к апарадхе.

 

чха̄йа̄ на̄ма̄бха̄с a o пр a тибимб a -на̄ма̄бха̄с e р a бх e д a

чха̄йа̄ на̄ма̄бха̄с e ма̄тр a х a ят a a джн̃а̄н a
хр̣д a я-д a урб a лья х a ит e a н a ртх a видха̄н a
॥64॥

с e и с a б a д o ш̣ e на̄м a к a р e н a ма̄рдж a н a
пр a тибимб a на̄ма̄бха̄с e д o ш̣ e р a в a рдх a н a
॥65॥

 

При истинной же нама-абхасе влияние Святого Имени реально ощущается, хотя из-за возникающих препятствий его воздействие невелико. И хотя невежество человека и слабость сердца могут быть источником множества анартх, постоянное повторение Святого Имени устранит все анартхи. Однако при искаженной нама-абахсе, берущей свое начало в обмане, оскорбительное отношение не уменьшается, а, напротив, растет.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.