Эстетические основания и закономерности развития искусства — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эстетические основания и закономерности развития искусства

2023-02-07 21
Эстетические основания и закономерности развития искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Другой очень важной задачей философии искусства является определение эстетических оснований художественного творчества.

Одна из задач эстетики заключается в том, чтобы познать как художник той или иной эпохи, той или иной культуры чувствует и понимает красоту, как преломляет ее в своем творчестве, какие эстетические цели ставит перед собой и какое влияние они оказывают, в конечном счете, на жизнь общества и человека.

Как и все в мире, искусство, развивается. Однако его развитие нельзя представить в виде неуклонного прогресса. Развитие искусства обнаруживается, прежде всего, в смене эстетических идеалов, в изменении представлений о красоте, предназначении искусства и роли художника в обществе. Развитие искусства осуществляется через борьбу разных эстетических концепций, художественных течений и творческих сообществ.

По истории искусства написаны многотомные труды, в которых показана логика и закономерности развития искусства вообще и отдельных его видов и родов в частности. Объем данного учебника не позволяет во всей полноте рассмотреть данный вопрос. В качестве иллюстрации некоторых закономерностей развития искусства рассмотрим два периода русской культуры: так называемые Золотой век и Серебряный век.

Под Золотым веком русской культуры имеется в виду период в художественной жизни России, охвативший большую часть XIX столетия. Ключевой фигурой Золотого века считается А.С. Пушкин, заложивший основы современной русской словесности. Десятки великих имен художников (писателей, композиторов, живописцев и т. д.): Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.М. Мусоргский, П.И. Федотов, И. Н. Крамской, В.И. Суриков, Н.Н. Ге составили цвет этой культурной эпохи. Серебряным веком русской культуры называют традиционно период конца XIX – начала (до Октябрьской революции) XX вв. Наиболее колоритной фигурой, но не единственной, определяющей пафос этой эпохи, был, безусловно, А.А. Блок. Серебряный век породил огромное количество одаренных людей в разных сферах искусства. Достаточно назвать такие имена как В. Брюсов, А. Белый, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, И.А. Бунин, Вяч. Иванов, М. Врубель, В.А. Серов, Б. Кустодиев, К. Сомов, Л. Бакст, М. Нестеров, А.Н. Скрябин, И. Стравинский, С.В. Рахманинов, С.П. Дягилев, В. Нижинский, Ф.И. Шаляпин. По количеству гениев и талантов, по масштабу творческого энтузиазма, по обилию художественных шедевров Серебряный век русской культуры можно сопоставить с эпохой Возрождения в Европе. Почему, однако, он назван Серебряным? Ведь серебро, будучи драгоценным металлом, все же уступает в цене и по потребительским свойствам золоту. Дело в том, что искусство Серебряного века, будучи в художественном плане не менее совершенным, чем искусство Золотого века, тем не менее, несло на себе печать декаданса, упадничества. В чем это конкретно выражалось?

Во-первых, если в искусстве Золотого века содержание и форма были одинаково значимы и находились в состоянии гармонического равновесия, то Серебряный век вошел в историю культуры как эпоха поиска новых художественных форм.

На этой основе возникло множество модернистских течений в искусстве: символизм, имаженизм, футуризм, кубизм, абстракционизм и т. п.

Отсюда, во-вторых, в искусстве Серебряного века акцент делается на самовыражении художника, в то время как в искусстве Золотого века художник стремился к правдивому (реалистическому) изображению жизни.

В-третьих, искусство Золотого века было пронизано моральным пафосом, оно пробуждало "милость к падшим" и звало человека к высоким гражданским целям. Своеобразие искусства Серебряного века проявилось, по словам Н. Бердяева "в преобладании эротики и эстетики над этикой" (Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С. 129). Значительная часть художников Серебряного века становились индифферентными к событиям общественно-политической жизни страны, провозглашая тезис "искусство для искусства".

Наконец, искусство Серебряного века (по крайней мере, значительная его часть) отрывалось не только от этической основы, но и от здоровой духовной основы. Красота здесь виделась в отрыве от Добра и Истины. Это проявилось, в частности, в увлеченности определенных слоев художественной интеллигенции России мистикой, оккультизмом, теософией и антропософией, богоискательством и богоборчеством.

Пожалуй, наиболее типичным произведением, в котором присутствуют все отмеченные выше признаки искусства Серебряного века, является "Поэма экстаза" А.Н. Скрябина.

Искусство Серебряного века не только хронологически предшествовало первой мировой войне и Октябрьской революции, но в значительной степени ответственно за потрясение и катаклизмы, которые обрушились на людей и обрушили Россию. Утратив гражданский пафос, оно перестало благотворно воздействовать на волю и нравственное сознание людей.

Философы, осмысливавшие развитие искусства XIX–XX вв. Не только в России, но и в Европе, пришли к выводу о том, что искусство, оторвавшееся от духовной основы, потерявшее четкие нравственные ориентиры, имеет тенденцию к превращению в "праздное развлечение и нервирующее зрелище" (Ильин И.А. Основы христианской культуры // Одинокий художник. М., 1993. С. 295). Эти прогнозы, к сожалению, оправдались и стали реальностью, так называемой, массовой культуры, представляющей собой индустрию грез, часто пропагандирующую культ эротики и насилия.

Предназначение философии искусства заключается также в том, чтобы переломить эту негативную тенденцию, чтобы показать, что искусство объективно служит либо силам Добра, либо Зла, чтобы изобличать мнимую красоту и обосновывать Красоту подлинную.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.