Искусство как социокультурное явление — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Искусство как социокультурное явление

2023-02-07 36
Искусство как социокультурное явление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искусство издавна привлекает внимание философов и эстетиков. Причем их интерес к искусству многомерен в силу многомерности самого этого явления. Прежде всего, необходимо определить специфику и границы искусства, его роль в жизни человека и общества.

Искусство – это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. В отличие от конкретных гуманитарных наук, изучающих искусство (искусствоведение, литературоведение, музыковедение, история и теория архитектуры и т. п.), философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство, как специализированная деятельность и как особый вид художественного творчества, исторически восходит ко всякому умело, мастерски, искусно сделанному человеком предмету, т. е. оно было органически вплетено в практическую жизнь. Затем постепенно оно стало отражением и художественным изображением жизни. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах, которые позволяют человеку непосредственно, в чувственном виде переживать то, что в них заключил художник. Чем талантливее произведение, тем более оно приближено к жизни, но не в плане ее простого копирования, а в смысле глубокого воздействия произведения на душу читателя, зрителя, слушателя, побуждающего их к творчеству, труду, благородным поступкам и т. д.

Искусство следует отличать не только от жизни, но и от различного рода зрелищ, спорта, цирка, корриды, карнавала, гладиаторских боев и т. д. Некоторые виды спорта приближаются к искусству (например, художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание), в них много изящного и красивого. Однако они все же не выходят за пределы спорта, ибо главное для него – состязательность. Характер воздействия различных зрелищ и искусства на человека отличаются друг от друга. Зрелища вызывают у зрителей множество разнообразных и сильных эмоций. Не случайно любителей спорта называют у нас болельщиками. Победа национальной команды способна вызвать небывалый энтузиазм, даже подъем патриотических чувств, а поражение – чревато унынием и даже летальным исходом у особо чувствительных и не совсем здоровых болельщиков. Искусство, разумеется, также способно вызвать сильные переживания, но у них совершенно иная направленность и тональность. Искусство не просто возбуждает эмоции, а вызывает у человека катарсис (греч. – очищение души под воздействием сильного, благородного переживания). Искусство требует от человека более менее развитого художественного вкуса и понимания. Оно производно от замыслов художника и вызывает всегда не только эмоциональные переживания, но и мысли человека о жизни, о себе, о других людях. Настоящее искусство работает на духовный рост человека, зрелища же просто волнуют его нервы.

Искусство в структурном аспекте представляет собой сложную совокупность видов, родов и жанров. К видам искусства относятся: литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура, театр, кинематограф. В свою очередь виды искусства делятся на роды, эпос, проза, поэзия, драматургия (литература); живопись, графика, скульптура (изобразительное искусство); инструментальная и вокальная музыка; гражданская и промышленная архитектура; драматический, музыкальный театры и пантомима; игровое, документальное и анимационное кино. Жанры искусства – это еще более дифференцированные формы художественного творчества. Поэзия, например, может быть представлена в жанре сонета, поэмы, стансов, баллады, эпиграммы, басни, элегии и т. д.

Этот сложный комплекс видов и форм искусства выполняет в обществе ряд вполне определенных функций. Принято выделять следующие социокультурные функции искусства.

Познавательная (см. Раздел по гносеологии).

Передачи социального опыта. Читатель "Доктора Живаго" Б. Пастернака может получить бесценный опыт ужаса гражданской войны. Едва ли ему захочется стать в жизни участником или хотя бы свидетелем гражданской войны. Человечество очень часто повторяет одни и те же ошибки, переживает одни и те же трагедии, потому что утратило какую-то часть социального опыта. Но не обязательно этот опыт нужно заново приобретать. Достаточно пережить его, общаясь с теми произведениями искусства, в которых изображены важные события истории и человеческой жизни.

Коммуникативная. Благодаря искусству человек способен утолить свою жажду в общении, снять состояние одиночества и заброшенности. Важно подчеркнуть, что посредством искусства общаются не только его "потребители" между собой, но и художник с читателем, слушателем, зрителем. В современном искусстве акцент делается на творческом сопереживании любителя искусства с произведением. Так, например, зритель, пораженный необычностью сюжета, цветовой гаммы или манеры изображения той или иной картины, дает волю своему воображению, пытаясь понять, что хотел сказать автор своим произведением, а затем делится своими переживаниями и ощущениями с другими людьми.

Компенсаторная. Искусство позволяет человеку раздвинуть пространственно-временные рамки своего существования. Идентифицируя себя с персонажами художественных произведений, он проживает множество жизней разнообразных людей, живших в разных культурах и эпохах.

Гедонистическая. Искусство приносит человеку наслаждение. Чем более развит у человека художественный вкус, тем более тонкие, одухотворенные наслаждения он может получать. А чтобы иметь развитый художественный вкус, нужно иметь соответствующие склонности и нужно обязательно учиться понимать искусство. Чем более образован человек, тем более полной является его палитра восприятия прекрасного, тем больше радости он получает от общения с искусством.

Воспитательная. Искусство является мощным фактором воспитания человека. Очень часто нравственные идеалы, на которые ориентируются миллионы людей, рождались в литературе и других видах искусства. К сожалению, очень часто эту функцию искусства, способность художника увлечь людей своими героями, эксплуатировали в своих интересах политики и идеологи. Так, например, на образе Овода из одноименного романа Э.Л. Войнич воспиталось не одно поколение революционеров. Павка Корчагин из романа Николая Островского был кумиром советской молодежи 30 – 40-х годов.

Таким образом, структурно-функциональный анализ искусства дает возможность определить его границы, позволяет отделить его от других общественных явлений и видов деятельности, показывает многоролевую задачу искусства в жизни общества и отдельного человека.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.