Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве. Глава из книги Воронковой Л.Ф. «Девочка из города» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве. Глава из книги Воронковой Л.Ф. «Девочка из города»

2023-02-03 49
Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве. Глава из книги Воронковой Л.Ф. «Девочка из города» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы по произведению:

1. Знаете ли вы, кто такие беженцы?

2. Почему девочка отправилась в дорогу с чужими женщинами?

3. Почему женщина из села решила оставить Валю у себя?

4. Какая жизнь была в тыловой деревне во время войны?

5. Какие эмоции вызвал рассказ?

Кассиль Л. А. Рассказ об отсутствующем

Вопросы по произведению:

1. Зачем мальчик следил за фашистами?

2. Почему мальчик бросился бежать, встретившись с фашистами?

3. Почему разведчик не спас мальчика, не отомстил врагам?

4. Почему награжденный решил рассказать эту историю всем собравшимся?

5. Почему герои войны встали, когда услышали историю награжденного?

6. Знаете ли вы имена и истории кого-то из пионеров-героев?

7. Какие еще произведения о подвигах детей во Время великой Отечественной войны вы знаете?

8. Какие эмоции вызвал рассказ?

Кассиль Л.А. У классной доски

Вопросы по произведению:

1. Для чего во дворе школы была вырыта траншея?

2. Почему и дети, и взрослые относятся к учительнице Ксении Андреевне со столь большим уважением?

3. Что хотели от ребят фашисты?

4. Кто такие партизаны?

5. Почему именно к детям обратились фашисты?

6. Как вела себя Ксения Андреевна?

7. А ребята?

8. Что подумала учительница, когда узнала, что Рожков хочет рассказать о партизанах врагам?

9. Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова?

10. Какой момент вам показался самым напряжённым?

11. Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?

12. Какие черты характера присущи главным героям рассказа?

13. Какую роль выполняли дети и женщины, когда мужчины были на фронте?

14. Как мирное население помогало красноармейцам?

15. Какие эмоции вызвал рассказ?


Митяев А. Мешок овсянки

Вопросы по произведению:

1. Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?

2. Почему все-таки отдали мешок?

3. Почему рыжий не поделился овсянкой с голодными солдатами?

4. Почему санитар не ел овсянку сам?

5. Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?

6. Как собаки помогают людям в мирное время?


Митяев А. Серьги для ослика

Вопросы по произведению:

1. Как ослик появился у бойцов?

2. Как ослик помогал солдатам?

3. Что случилось с Яшей?

4. Почему ослик раненый все же пошел за водой, хоть его уже накормили?

5. Как относились к Яше бойцы-пехотинцы?

6. Можно ли назвать ослика героем? Почему?

7. Зачем солдаты вдели Яше в уши серьги?

8. Знаете ли вы еще какие-нибудь истории о животных, помогавших нашим солдатам в Великой Отечественной войне?


Яковлев Ю.Я. Где стояла батарея

Вопросы по произведению:

1. Почему автор после окончания войны продолжал ориентироваться в Москве по расположению уже не существующих батарей?

2. Почему мальчик не понял, о чем его спрашивал автор? Значит ли это, что мы так привыкли к мирной жизни, что уже забыли о войне?

3. Нужно ли хранить память об этих событиях?

4. Какая фраза рассказа является ключевой? Что имел в виду автор?

5. Знаете ли вы о солдатах, которые ушли на фронт из вашей школы, с вашей улицы, из вашего района, вашего населенного пункта?

Яковлев Ю.Я. Девочки с Васильевского острова

Вопросы по произведению:

1. Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?

2. Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?

3. За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему она этого не поняла?

4. Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?

5. Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?

6. Слышали ли вы раньше о Тане Савичевой?

7. Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

8. Какое впечатление произвел на вас рассказ?

 

Пример занятия в 1 классе.

Константин Георгиевич Паустовский

 Похождения жука-носорога

                          (Солдатская сказка)

 

 Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степане знал, что подарить отцу на прощание, и подарил, наконец, старогожука - носорога. Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек. Носорогсердился, стучал, требовал, чтобы его выпустили. Но Степа его не выпускал, аподсовывал ему в коробок травинки, чтобы жук не умер от голода. Носорогтравинки сгрызал, но все равно продолжал стучать и браниться. Степа прорезал в коробке маленькое оконце для притока свежего воздуха. Жуквысовывал в оконце мохнатую лапу и старался ухватить Степу за палец, - хотел, должно быть, поцарапать от злости. Но Степа пальца не давал. Тогда жук начиналс досады так жужжать, что мать Степы Акулина кричала:

- Выпусти ты его, лешего! Весь день жундит и жундит, голова от него

распухла! Петр Терентьев усмехнулся на Степин подарок, погладил Степу по головкешершавой рукой и спрятал коробок с жуком в сумку от противогаза.

- Только ты его не теряй, сбереги, - сказал Степа.

- Нешто можно такие гостинцы терять, - ответил Петр. - Уж как-нибудь

сберегу.

То ли жуку понравился запах резины, то ли от Петра приятно пахло шинелью ичерным хлебом, но жук присмирел и так и доехал с Петром до самого фронта. На фронте бойцы удивлялись жуку, трогали пальцами его крепкий рог, выслушивали рассказ Петра о сыновьем подарке, говорили:

- До чего додумался парнишка! А жук, видать, боевой. Прямо ефрейтор, а нежук. Бойцы интересовались, долго ли жук протянет и как у него обстоит дело спищевым довольствием - чем его Петр будет кормить и поить. Без воды он, хотя ижук, а прожить не сможет. Петр смущенно усмехался, отвечал, что жуку дашь какой-нибудь колосок – они питается неделю. Много ли ему нужно. Однажды ночью Петр в окопе задремал, выронил коробок с жуком из сумки. Жукдолго ворочался, раздвинул щель в коробке, вылез, пошевелил усиками, прислушался. Далеко гремела земля, сверкали желтые молнии. Жук полез на куст бузины на краю окопа, чтобы получше осмотреться. Такойгрозы он еще не видал. Молний было слишком много. Звезды не висели неподвижнона небе, как у жука на родине, в Петровой деревне, а взлетали с земли, освещали все вокруг ярким светом, дымились и гасли. Гром гремел непрерывно. Какие-то жуки со свистом проносились мимо. Один из них так ударил в кустбузины, что с него посыпались красные ягоды. Старый носорог упал, прикинулсямертвым и долго боялся пошевелиться. Он понял, что с такими жуками лучше не связываться, - уж очень много их свистело вокруг.

Так он пролежал до утра, пока не поднялось солнце. Жук открыл один глаз, посмотрел на небо. Оно было синее, теплое, такого неба не было в его деревне. Огромные птицы с воем падали с этого неба, как коршуны. Жук быстроперевернулся, стал на ноги, полез под лопух, - испугался, что коршуны егозаклюют до смерти.

Утром Петр хватился жука, начал шарить кругом по земле.

- Ты чего? - спросил сосед-боец с таким загорелым лицом, что его можнобыло принять за негра.

 - Жук ушел, - ответил Петр с огорчением. - Вот беда!

 - Нашел о чем горевать, - сказал загорелый боец. - Жук и есть жук,

насекомое. От него солдату никакой пользы сроду не было.

- Дело не в пользе, - возразил Петр, - а в памяти. Сынишка мне его подарил

напоследок. Тут, брат, не насекомое дорого, дорога память.

- Это точно! - согласился загорелый боец. - Это, конечно, дело другого

порядка. Только найти его - все равно, что махорочную крошку в океане-море. Пропал, значит, жук.

Старый носорог услышал голос Петра, зажужжал, поднялся с земли, перелетелнесколько шагов и сел Петру на рукав шинели. Петр обрадовался, засмеялся, азагорелый боец сказал:

- Ну и шельма! На хозяйский голос идет, как собака. Насекомое, а котелок унего варит.С тех пор Петр перестал сажать жука в коробок, а носил его прямо в сумкеот противогаза, и бойцы еще больше удивлялись: "Видишь ты, совсем ручнойсделался жук!"

Иногда в свободное время Петр выпускал жука, а жук ползал вокруг,

выискивал какие-то корешки, жевал листья. Они были уже не те, что в деревне. Вместо листьев березы много было листьев вяза и тополя. И Петр, рассуждая сбойцами, говорил:

 - Перешел мой жук на трофейную пищу.

Однажды вечером в сумку от противогаза подуло свежестью, запахом большойводы, и жук вылез из сумки, чтобы посмотреть, куда это он попал.

Петр стоял вместе с бойцами на пароме. Паром плыл через широкую светлую реку. За ней садилось золотое солнце, по берегам стояли ракиты, летали надними аисты с красными лапами.

- Висла! - говорили бойцы, зачерпывали манерками воду, пили, а кое-кто

умывал в прохладной воде пыльное лицо. - Пили мы, значит, воду из Дона, Днепраи Буга, а теперь попьем и из Вислы. Больно сладкая в Висле вода.

Жук подышал речной прохладой, пошевелил усиками, залез в сумку, уснул. Проснулся он от сильной тряски. Сумку мотало, она подскакивала. Жук быстровылез, огляделся. Петр бежал по пшеничному полю, а рядом бежали бойцы, кричали "ура". Чуть светало. На касках бойцов блестела роса.

Жук сначала изо всех сил цеплялся лапками за сумку, потом сообразил, чтовсе равно ему не удержаться, раскрыл крылья, снялся, полетел рядом с Петром изагудел, будто подбодряя Петра.

Какой-то человек в грязном зеленом мундире прицелился в Петра из винтовки, но жук с налета ударил этого человека в глаз. Человек пошатнулся, выронилвинтовку и побежал.

Жук полетел следом за Петром, вцепился ему в плечи и слез в сумку толькотогда, когда Петр упал на землю и крикнул кому-то: "Вот незадача! В ногу менязадело!" В это время люди в грязных зеленых мундирах уже бежали, оглядываясь, и за ними по пятам катилось громовое "ура".

Месяц Петр пролежал в лазарете, а жука отдали на сохранение польскомумальчику. Мальчик этот жил в том же дворе, где помещался лазарет. Из лазарета Петр снова ушел на фронт - рана у него была легкая. Часть своюон догнал уже в Германии. Дым от тяжелых боев был такой, будто горела самаземля и выбрасывала из каждой лощинки громадные черные тучи. Солнце меркло внебе. Жук, должно быть, оглох от грома пушек и сидел в сумке тихо, нешевелясь.

Но как-то утром он задвигался и вылез. Дул теплый ветер, уносил далеко наюг последние полосы дыма. Чистое высокое солнце сверкало в синей небеснойглубине. Было так тихо, что жук слышал шелест листа на дереве над собой. Вселистья висели неподвижно, и только один трепетал и шумел, будто радовалсячему-то и хотел рассказать об этом всем остальным листьям.

Петр сидел на земле, пил из фляжки воду. Капли стекали по его небритому подбородку, играли на солнце. Напившись, Петр засмеялся и сказал:

- Победа!

- Победа! - отозвались бойцы, сидевшие рядом.

Один из них вытер рукавом глаза и добавил:

- Вечная слава! Стосковалась по нашим рукам родная земля. Мы теперь из неесделаем сад и заживем, братцы, вольные и счастливые.

Вскоре после этого Петр вернулся домой. Акулина закричала и заплакала отрадости, а Степа тоже заплакал и спросил:

- Жук живой?

- Живой он, мой товарищ, - ответил Петр. - Не тронула его пуля. Воротилсяон в родные места с победителями. И мы его выпустим с тобой, Степа.

Петр вынул жука из сумки, положил на ладонь.

Жук долго сидел, озирался, поводил усами, потом приподнялся на задниелапки, раскрыл крылья, снова сложил их, подумал и вдруг взлетел с громкимжужжанием - узнал родные места. Он сделал круг над колодцем, над грядкойукропа в огороде и полетел через речку в лес, где аукались ребята, собиралигрибы и дикую малину. Степа долго бежал за ним, махал картузом.

- Ну вот, - сказал Петр, когда Степа вернулся, - теперь жучище этотрасскажет своим про войну и про геройское свое поведение. Соберет всех жуковпод можжевельником, поклонится на все стороны и расскажет.

Степа засмеялся, а Акулина сказала:

- Будя мальчику сказки рассказывать. Он и впрямь поверит.

- И пусть его верит, - ответил Петр. - От сказки не только ребятам, а дажебойцам одно удовольствие.

 - Ну, разве так! - согласилась Акулина и подбросила в самовар сосновыхшишек.

Самовар загудел, как старый жук-носорог. Синий дым из самоварной трубызаструился, полетел в вечернее небо, где уже стоял молодой месяц, отражался возерах, в реке, смотрел сверху на тихую нашу землю.

Ответьте на вопросы:

- Как звали мальчика? (Стёпа Терентьев)

- Где он жил? (В деревне)

- Куда отправлялся отец Пётр Терентьев? (На войну 1941г.)

- Какой подарок сделал сын отцу? (Жука-носорога)

- Какие условия нужно создать жуку, чтобы он не умер? (Оконце для воздуха, травинки)

- Нравилось ли жуку в коробке? (Он стучал, сердился, высовывал лапку, жужжал, жундел)

-Почему жуку понравилось в сумке от противогаза? (Пахло чёрным хлебом, резиной и шинелью)

- Чем кормил его отец? ( Свежими колосками)

-Что произошло однажды ночью? ( Жук спас жизнь солдату)

- Где был жук, пока Пётр лежал в лазарете? ( У польского мальчика)

- Сколько длилось путешествие жука? (4 года)

_ Как звал Пётр жука? (Товарищ)

- Почему жук не хотел улетать из сумки солдата? (Стал ручной)

-Что в книге сказочного, а какие события реальны?

Сказка. Быль.
Жук спас жизнь солдату. Великая Отечественная война.
- Может ли жук прожить 4 года?  Ответ: - У жука 4 стадии развития: яйцо, личинка, куколка, жук. Жук – носорог живёт 3 месяца, а личинка 3-4 года. Сын дарит отцу, уходящему на фронт, жука-носорога

 

Это завязка сказки. И этот жук становится той тонюсенькой ниточкой, которая связывает Петра с мирной жизнью, родным домом. Пропадет жук - пропадет и он. Глазами жука мы видим небывалую грозу с непрерывно сверкающими молниями, падающими звездами, постоянным страшным громом. С неба пикируют большие страшные птицы. И понимаем - это битва.

В сказке нет ни пафоса, ни громких призывов, ни слов о любви или ненависти. Но она так соткана, что за простыми словами открывается мир с тревогами и надеждами, верой в чудесное, чуткая доброта и детская непосредственность бойцов, готовых в, то, же время к жестокому бою.

 

Эту замечательную сказку можно и нужно прочитать ребятишкам. В ней нет ужасов, которые могут травмировать маленьких детей, в то же время эта сказка знакомит детей с кусочком истории нашей Родины, дает веру в дружбу, победу добра. И, конечно, знакомит ребенка с красивым, поэтичным классическим русским языком.

Меняется пища жука - вместо березовых - листья вяза, тополя. Это значит - наши войска наступают, продвинулись на запад. Пересекли Дон, Днепр, Буг, плывут по Висле. Еще немного, и Рейн будет.При атаке в Польше бегут по полю бойцы, бежит Петр, а за ним жук летит. И остался бы Петр лежать на поле средь других убитых бойцов, да был у него заветный талисман. Увидел жук, как какой-то человек целится из винтовки в его друга, и ударился прямо в его глаз. Отделался Петр в этом бою легким ранением. Пока был в госпитале, за жуком мальчик-поляк присматривал.

Догнали свою часть уже в Германии. И что здесь ощущает жук? Страх. Кругом сплошной дым и грохот. Забился в сумку, да там и отсиживался.

Соотнесите картинку тексту. Предположите о чём они могут говорить?

Литература

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

3. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.

4. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

5. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

6. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

7. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

Приложение.

Василий Сухомлинский

Могила героев

Каждое утро я иду мимо могилы воинов, которые погибли в боях за освобождение нашего села от фашистов. Ее называют братской могилой. Ведь они, наши дорогие освободители, кровью скрепили свое братство.

Когда я иду мимо могилы братьев-воинов, я останавливаюсь и вспоминаю дедушку. Он тоже отдал свою жизнь за нашу Отчизну. Мой дедушка погиб на фронте.

Где твоя могила, дедушка? Если бы я знал, я бы поехал к тебе. Взял бы горсть родной земли и положил бы на твою могилу.

Возле школы цветут красные розы, над ульями гудят пчелы, воркуют голуби. А солнце смеется с голубого неба. Не было бы этого ничего, если бы не пал мой дедушка за освобождение Родины. Не было бы ни красных роз, ни тихой пчелиной музыки, ни голубиного воркования. Не было бы счастья. Спасибо вам, дорогие воины, за то, что вы победили фашистов.

Василий Сухомлинский

Ложка солдата

Эта ложка лежит у нас в шкафу. Она стала нашей семейной святыней. Мама рассказывает:

– Я еще маленькая была, когда на нашу землю напали фашисты. Тяжело было жить под властью оккупантов, есть, было, нечего, закрылись школы.

Наступил счастливый день освобождения нашей родной земли от завоевателей. Был горячий бой за наше село. В этом бою недалеко от нашей хаты тяжело ранило молодого солдата. Несколько часов он жил, я ухаживала за ним. Солдат дал мне свою ложку и сказал: «Ничего больше нет у меня, чтобы оставить на память. Возьми эту ложку – она прошла со мной всю войну».

Лежит эта ложка – дорогая реликвия. Она напоминает нам о подвигах героев. Это маленькая частица нашей Отчизны.

Василий Сухомлинский

Заповедь дедушки

Я учусь в четвертом классе. На самом почетном месте в классе – портрет моего дедушки Павла. Под портретом надпись: «Он отдал свою жизнь за нашу Родину».

Из рассказов мамы и бабушки я знаю, что дедушка мой был разведчиком. Он пал смертью героя далеко на западе, в Карпатских горах.

Приближался день памяти моего дедушки. Каждый год в этот день бабушка несет к портрету дедушки букет цветов. А в этом году и я вырастил белые цветочки абрикоса и понес их рано утром в школу. В школе еще никого не было. Я поставил цветы у портрета. Сел на диван. И вдруг вижу: дедушка улыбнулся.

– Дедушка, – попросил я, – скажи, кем мне быть? Мне и летчиком хочется стать, и агрономом, и врачом. Кем мне быть?

– Будь патриотом, – услышал я голос дедушки. – Люби свою Родину. Это самое главное.

Я вскочил с дивана и думаю: спал я или не спал?

– Мама, – спросил Петрик, – почему Петро Хмара так любил землю?

– Потому что он больше всего любил людей.

Петрик взял комочек земли с Хмариного поля и задумался.

Василий Сухомлинский

Отцовское завещание

Сергейке не было еще пяти лет, когда отец ушел на фронт. Прощаясь с матерью и сыном, отец сказал:

– Вот в этом конверте – письмо. Возвращусь ли я с поля боя, или нет – прочтешь его, сын, когда исполнится тебе шестнадцать лет. Это мое завещание.

Прошло три месяца. Отец изредка писал коротенькие письма, сообщая о тяжелых боях с фашистами. А потом писем не стало. Маму вызвали в военкомат и сказали, что отец погиб смертью героя и похоронен на берегу Днепра.

Плакала мама. Плакал Сергейка. От Сибири до Днепра очень далеко, говорила мама. Но, как только закончится война, они поедут на отцовскую могилу.

Шли годы. Сергейка рос. Вот ему уже десять лет. Поехали мать с сыном на Украину поклониться могиле отца.

А голубой конверт с отцовским письмом лежал в шкафу. Иногда Сергей открывал шкаф, брал конверт и думал: «Что здесь написано? Какое завещание оставил мне отец?»

Когда до шестнадцатилетия Сергея осталась неделя, письмо положили на стол.

Наконец настал долгожданный день. Сергей проснулся на рассвете. Мама уже не спала.

Дрожащими от волнения руками мама взяла конверт, разорвала его, расправила пожелтевший листок и дала сыну.

Он прочитал:

«Дорогой сын. Сегодня тебе шестнадцать лет. Ты становишься мужчиной. Завещаю тебе:

Самое дорогое наше богатство – наша Отчизна. Родина без тебя может обойтись, а ты без Родины – ничто. Без своей Отчизны каждый из нас – как пылинка, которую ветер поднял и понес неизвестно куда.

Будь готов взять в руки оружие и идти на защиту Родины.

А если в тяжелый для Отчизны час ты повернешься к врагу спиной – пусть упадет на тебя мое проклятие, ты не сын мне, и я тебе не отец».

Сергей поцеловал письмо и тихо сказал:

– Отец, я всегда буду твоим верным сыном.

Василий Сухомлинский

Отцовский карандаш

Это было в годы Великой Отечественной войны. У маленького Андрейки папа воевал на фронте, а мама работала на фабрике.

Однажды почтальон принес маме письмо. Открыла конверт мама, заплакала, обняла Андрейку и сказала:

– Нет нашего папы…

Через несколько дней пришла маленькая посылка от товарищей отца. В той посылке были папины вещи: ложка, блокнот и карандаш, которым он писал письма домой.

Прошло много лет. Андрейка стал стройным, красивым юношей.

Мать проводила его на службу в армию и, собирая, дала отцовский карандаш.

Как бесценную святыню положил Андрей карандаш в карман возле сердца. Из армии он написал матери письмо. Первые слова в нем были такие: «Клянусь, мамочка, что буду таким же верным сыном Отчизны, как и мой отец».

Это письмо было написано отцовским карандашом.

Мама радовалась и плакала над письмом сына.

 

Тамара Ломбина

Илюшка потерялся

Такого ЧП еще никогда не было в 457 школе. За два дня до праздника из продленки пропал ученик 2 класса ИлюшкаШиршов. Валентина Петровна сидела в учительской с красным и распухшим от слез носом. Она уже сбилась с ног и теперь, обессилевшая, ждала у телефона: «Как я матери скажу, что я его потеряла?» И она опять начинала плакать: «Отвечай теперь за него… а, главное, перед праздником!» Как будто не перед праздником потерять мальчика было не так страшно. Но завуч, Лариса Дмитриевна, как трезвый человек, успокаивала Валентину Петровну: «Ну, куда он денется, решил попутешествовать: прокатится на автобусе, а как побродит, да поймет, что потерялся, обратится к милиционеру, и доставят его к нам в целости и сохранности». «В кинотеатре помню, что он был, – вспоминала учительница, – возле кинотеатра, помню, был, на автобусной остановке, – она вдруг радостно встрепенулась, – он еще какой-то грязной деревяшкой мне пальто испачкал».

И Валентина Петровна, просияв, бросилась к шкафу и показала всем грязную полу пальто:

– Они ведь лезут куда попало, – все сокрушалась она, – за ними разве уследишь: их тридцать, а я одна.

Мама Илюшки с запавшими от непролитых слез глазами сидела у телефона. Вот уже три часа ей отвечали: «Нет, ваш сын нигде пока не обнаружен».

Она воспитывала Илюшку одна, и ей не с кем было поделиться сейчас своим горем: все родственники жили в другом городе. Мама подошла к портрету сына над кроватью и долго всматривалась в него. Очень хороший получился портрет: Илюшка смотрел со стены своими серыми глазищами.

– Нет, нет, – проговорила мама, – я чувствую, что с ним ничего не должно приключиться, я чувствую.

Виновато задребезжал телефон, и женщина поняла почему-то, что это сын. Где-то далеко-далеко послышалось: «Мамочка, у меня для тебя сюрприз… Ты не беспокойся, у меня не было карты, и я не мог позвонить, а сейчас попросился к сторожу». Раздался отбой, и женщина впервые за весь вечер заплакала.

Илюша пришел только через час. Весь грязный, усталый, он улыбался и протягивал матери тяжелое отсыревшее древко со свернутым грязным полотнищем: «Я его от самого кинотеатра нес».

Мама ни о чем не стала расспрашивать, молча, взяла флаг, поставила его в угол, а потом позвонила учительнице, что сын нашелся.

Когда она подошла к Илюшке, тот уже спал. Мама потихоньку раздела его, да так и оставила всего чумазого на диване.

Утром Илья принялся за рассказ:

– Ну вот, мам, мы мультики-то посмотрели, а потом пошли на автобусную остановку. А тут, представляешь, флаг лежит? Настоящий! И все на него, главное, наступают. Они, наверное, не видели, а я увидел и вытащил его из лужи. Он такой грязный был, даже вода капала. И Валентина Петровна говорит: «Ты что, Илья, ослеп что ли, не видишь, что все пальто мне своей палкой испачкал?»

– Это совсем и не палка, а флаг, – сказал я ей, но она меня не слушала, так как подошел автобус, все закричали: «Садимся, садимся». Тут я и думаю:

– А флаг?

Илюшка вспомнил, как вначале испугался, когда автобус уехал, а он и номера не запомнил. Он поставил, было, флаг около телефонной будки, да тот плохо держался и мог упасть.

– Если бы у меня была телефонная карта, я бы тебе обязательно позвонил, – рассказывал он, – а то и в автобус не войдешь, хотя и знаменосец.

Уходил один автобус за другим, а Илюшка все никак не мог сообразить, что же делать.

Тут подошел какой-то мальчишка, который начал разглядывать сначала Илюшу, а потом его находку: «Флаг, что ли?» – спросил он, наконец.

– Флаг, – ответил Илюшка.

– А че это ты его так испачкал? – удивился тот.

– Это не я, это он сам упал, – ответил Илюшка, прижимая флаг к куртке, которая уже и так вся была в грязных потеках.

– А ты че, себе его хочешь взять? – возмутился мальчишка.

– Да, – ответил Илюшка.

– Ты что, нельзя, это общий флаг, его нельзя брать, – строго сощурил глаза его новый знакомец.

– А чей же он? – спросил Илюшка. – Почему же тогда его никто не поднял?

– Откуда я знаю, а брать его все равно нельзя. Давай занесем его в кинотеатр, они нам еще спасибо скажут.

Мальчишка даже хотел взять флаг, представив, как их похвалят, но передумал, глянув на Илюшкину куртку.

Перед дверьми в фойе была очередь: начинался следующий сеанс.

Илюшка с новым знакомым решили обратиться к контролерше, но на них так все зашикали, что контролерша велела им убираться из кинотеатра: «Хулиганы, мало им улицы, они уже и сюда со своими палками лезут».

– А ты где живешь? – спросил Илюшка.

– Да здесь, за углом, – ответил мальчик.

– А что, может, ты возьмешь его и до праздника у себя оставишь? Вымоешь, и у тебя на праздник будет свой флаг.

Мальчишке понравилось Илюшкино предложение: «А ты мне его донесешь до дома? А то меня ругать будут, если я куртку испачкаю».

– Конечно, – с готовностью ответил Илья. Через пять минут они были в подъезде девятиэтажки. Дверь открыла бабушка.

– Где это ты бродишь? – сердилась она. – Про уроки забыл.

Тут она увидела Илюшку: «А это еще что за явление? Все-все-все, игры закончены, прощайтесь.

Мальчик пожал плечами, мол, сам видишь, ничего не поделаешь, и дверь захлопнулась.

Он вышел на улицу и принял решение идти пешком. Правда, он знал, что из старого города в их микрорайон идти долго, но другого ничего непридумывалось. На автобусной остановке он спросил у взрослого парня, как ему дойти до музыкальной школы.

– Так тебе нужно в новый микрорайон, – ответил тот, – это далековато топать. А вы что в «Зарницу» играете? – он кивнул головой на флаг. Тут к нему подошла девушка, и они вскочили в последнюю дверь автобуса. «Выйди на проспект и иди все время прямо, никуда не сворачивай», – крикнул парень в уже закрывающуюся дверь. Илюшка так и не успел ему объяснить, что это потерявшийся флаг.

Только сейчас мальчик заметил, что на улице уже давно горят фонари. От мелкого дождя он весь промок и был голоден, как крокодил. Он вышел на проспект и пошел, пошел…

Было уже совсем темно, дождь моросил все сильнее, а проспект стал загородной дорогой, по обочинам которой высился темный лес.

– Знаменосцы не трусы, – уговаривал себя Илья. – Дрожащим от страха и холода голосом он запел любимую песню деда:

Мы шли под грохот кононады…

Ветер добирался до самого желудка, так казалось голодному Илюшке. Он поднял флаг высоко над головой и громко-громко продолжил:

Мы смерти смотрели в лицо…

Какая-то огромная машина притормозила около него, и кудрявый шофер с белыми-белыми зубами спросил: «Ты че, малый, псих?» И обдав его брызгами, умчался.

– Сам ты псих, – чихнул Илюшка от гари. – Совсем и не страшно, вон уже и огни нашего микрорайона. Но он все равно почему-то часто оглядывался и пел все громче и громче.

Но вот он подошел к своему дому и вдруг подумал, как обрадуется мама, когда он принесет флаг. Она, конечно, поругает его, но все равно обрадуется.

Илюшка неожиданно замолчал. Мама тоже сидела и смотрела на него.

– Как хорошо, что сегодня воскресенье, правда, мам? – спросил мальчик.

– Хорошо, сын, – мама погладила его по голове и помолчала, ожидая, что же Илюшка скажет еще.

– А флаг?

– Я его уже вымыла, и полотнище погладила, – ответила она.

– Мам, а давай его оставим до праздника, – предложил Илюшка и с испугом ждал, что она ответит.

– Конечно, Илюшенька, – все так же без улыбки сказала мама.

Вдруг ему в голову пришла замечательная мысль. Он заторопился, глотая слова, боясь, что с ним не согласятся: «Мам, давай сегодня погуляем с флагом, ему же трудно до праздника ждать. Вон у иностранцев везде их флажки, даже на стадионе».

Мама опустила, было, глаза, но потом поцеловала Илюшку и сказала: «Пошли, сын».

Они гуляли в парке с флагом долго, почти все утро, и женщина ловила на себе удивленные взгляды. Она даже предполагала, что у нее могут потребовать объяснение. Но, глядя в сияющие глаза сына, она знала и другое, что смогла бы дать объяснение… кому угодно.

Любовь русского солдата

 

В глухом лесу под Вязьмой был найден вросший в землю танк. Когда машину вскрыли, на месте механика-водителя обнаружили останки младшего лейтенанта-танкиста.

"Здравствуй, моя Варя!Нет, не встретимся мы с тобой.Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока. Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

Вот так из трех танкистов остался один. В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов25 октября 1941 г".

Фикус

После войны мы жили в коммунальной квартире, в комнате с большой печкой. Мебели было мало, цветов много. Чтобы заполнить пустой угол, мама поставила туда в большой деревянной бочке огромный, как дерево, фикус.

Зимой он стоял, сгорбившись в тёмном углу и опустив ветки, тянулся листьями к свету в окне. С больших листьев постоянно стирали пыль, поливали землю.

Иногда по праздникам у нас собирались родственники и друзья. Они оживлённо беседовали, закусывали картошкой в мундире, много пели, танцевали под патефон и громко хвалили мамин фикус.

Когда все уходили, мама сливала из рюмок остатки в кружку и поливала фикус. Он преображался, листья мгновенно становились влажными и блестящими, с них исчезала пыль.

– Цветы это дело тоже любят! – Говорила мама, – но не часто, а только по праздникам, не, то сопьются!

Утром фикус стоял веселый и глянцевый, выпятив грудь, то ли от маминого угощения, то ли от хороших слов, сказанных вчера в его адрес.

Рассказ о Родине

Красиво и певуче звучит слово «Родина». Одна у человека мать, одна у него и Родина. «Нет лучше дружка, чем родимая матушка», — говорит русский человек. Мила ему мать, мила и Родина.

Здесь всё наше дорогое: родимый дом, братья, сестры, родственники, товарищи детства, соседи. Всякое деревцо, речка, лужок – виды, ласкавшие наш детский взор — все это исполнено сладких воспоминаний, в которых ничто не в силах изгладить или заменить,— все это делает Родину драгоценною для нашего сердца на всю жизнь.

У каждого человека своя родина — деревня, город, село, где он родился, рос, учился, играл и провел свое детство. Общая же Родина для всех русских— матушка святая Русь— наше дорогое Отечество.

Матушкой мы ее зовем за то, что она, как добрая мать, кормит нас своим хлебом, поит своей водою, учит своим языком, защищает от врагов. Она для нас — страна святая, ибо мы дорожим ею и чтим ее, как святыню.

Всё на Руси нам, её сынам и дочерям, одинаково дорого и мило: плачущие ивы и белоствольные берёзки, степи, леса, реки, нивы, стога; песни косарей и жниц; стук цепов; праздничные хороводы; святочные игры, игровые сказки, песни; вдохновенное слово любимых писателей; богатырские подвиги обороняющего нас воинства; памятники родной старины; торжественный гул колоколов.

Велика и обширна святая Русь. Все одинаково её любят и благословляют.

Родина! Да не узнай вовек распрей и войн, битв и сражений. Пусть на твоих просторах всегда царит мир; хлеба пусть будут богатые, солнце золотое, а небо голубое, мирное.

О блокадном Ленинграде

Алёша, его мама и папа жили в Ленинграде. В тот жаркий летний день они все вместе пришли в зоопарк. Алёша ел мороженное и ходил от клетки к клетке, рассматривая слонов, жирафов, обезьян... Вдруг по радио объявили: «Началась война». С этой минуты изменилась жизнь каждого человека.

Папа Алёши работал водителем и вскоре ушел на фронт воевать с фашистами. Он стал танкистом.

Через 2 месяца после начала войны немцы окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались, и каждый день бомбили город. Вскоре в магазинах совсем не осталось еды. Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди всё равно продолжали работать. Мама Алёши целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Алёша ходил в детский сад. Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись, друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы.

Ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеб. За водой ходили к


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.