Какова структура занятия в форме громкого чтения? — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Какова структура занятия в форме громкого чтения?

2023-02-03 41
Какова структура занятия в форме громкого чтения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По структуре такое занятие состоит из трех основных блоков:

- вступительная беседа;

- собственно чтение;

- беседа после чтения и творческие задания.

Специалисты по работе с младшими школьниками предлагают повторять чтение художественного текста и в конце занятия, чтобы восстановить в памяти текст целиком после его разбора.

Последовательность блоков может варьироваться. Продолжительность чтения зависит от возраста детей. Дошкольники и первоклассники быстро устают, удерживать их внимание трудно, поэтому для них чтение с последующей беседой не должно занимать более 20–25 минут. Старшие школьники способны слушать более продолжительное время.

Чтение одного произведения можно разделить на несколько встреч. Каждая складывается из тех же блоков: вступительная беседа, чтение, беседа о прочитанном и творческие задания.

Нередко в библиотеках проводятся циклы громких чтений, что даёт возможность в определённой последовательности познакомить детей с отдельными темами, с творчеством лучших писателей.

Вступительная беседа.

Начать громкое чтение следует с вступительной беседы. Вступительная беседа - важный этап громкого чтения. Её цель - заинтересовать читателя, подготовить его к предстоящей работе с книгой, т.е. до чтения возбудить в читателе необходимые эмоции, оживить в его памяти нужные слова, словосочетания, небольшой опыт, касающийся того, о чём пойдёт речь в книге. Необходимо объяснить незнакомые новые слова, с которыми дети встретятся в данном тексте.

Сюда могут быть включены отдельные биографические сведения о писателе, факты, касающиеся истории написания книги, рассказ о том, как вы впервые прочитали её и почему решили познакомить с ней детей. А может быть, это будет рассказ об описанных в книге реальных исторических событиях и т.п. Вступительная беседа должна заинтриговать ребенка, вызвать любопытство и настроить на позитивное отношение к последующему совместному чтению.

Очень важно с самого начала создать особую тёплую атмосферу, в которой только и способны рождаться творческий дух, желание раскрыть себя, - без боязни непонимания, собственных ошибок, унижающей оценки взрослого или сверстника.

Вариант вступительной беседы перед громким чтением сказки «Последний динозавр»: Умеешь ли ты, читатель, видеть необычное в обычном, в повседневном? Слышишь ли, о чем рассказывают нам некоторые окружающие вещи, предметы? Здесь надо иметь не только чуткий слух, но и чуткое сердце... Я хочу рассказать тебе одну историю. Думаю, многое в ней покажется тебе знакомым…

Как читать?

Нет надобности доказывать, какую силу воздействия на человека имеет слово. Оно всемогуще. Если же слово сказано мастерски, то воспитательная роль его неоценима.

Культура эмоций - это культура души, поэтому необходимо через произведения художественной литературы воздействовать на душу ребёнка. Чтобы полноценно воспринять литературное произведение, нужно эмоционально пережить его, заразиться им. Чтение - это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без переживания, без радости, без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов.

Читая детям литературное произведение, учитель делится с ними теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную идею произведения. Чтение должно быть простым и выразительным. Хорошее чтение - прежде всего правдивое и искреннее, верно истолковывающее текст и исключающее внешний эффект, театральность. К чтению надо готовиться заранее: знать текст и читать так, как будто лишь пробегаешь глазами по страницам книги. Но вот ещё одно мнение: «Не играйте с детьми понарошку. Не читайте как взрослый с высоты своего возраста. Не проводите мероприятия. Читайте по-всамделишному, как будто и сами как в первый раз, как в шесть лет… с изумлением. Мы же актёры высокой пробы, но дети всё равно талантливее нас. И фальшь чувствуют тут же. И не прощают. Не верят. И если там умерла собака, а вы улыбаетесь, то вы и есть главный злодей и чужой взрослый». Так считает Л. Воронова.

Таким образом, особенности устной речи - экспрессия, интонация, - выделяют главное в тексте или то, что остаётся за текстом, и что в силу возрастных особенностей младшему школьнику трудно выявить самостоятельно, облегчают процесс восприятия. Во время чтения руководитель может сразу почувствовать непосредственную реакцию детей на прочитанное. Эффективность же громких чтений повышается в том случае, если они проводятся регулярно.

Младшие школьники, слушая выразительное чтение, сами начинают читать по-иному: более выразительно, пользуются паузами, передают в диалоге характер действующих лиц.

Не следует прерывать чтение, чтобы давать детям рассматривать иллюстрации. Какие-то картинки к рассказу мы можем показать во время вступительной беседы, остальные - в ходе беседы по содержанию текста.

Беседа о прочитанном .

Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображённым событиям и героям, но вместе с тем бывает иногда неполным, поверхностным. Ещё В. Одоевский писал: «Дитя не может научиться из одних книг всему, что ему нужно знать. При книге необходимы ему объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помогал таким образом его разумению».

Вопросы, обращённые к детям, после громкого чтения, - предмет особого разговора. Мы выделяем следующие категории вопросов, задаваемых после чтения:

- Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям, изображённым в произведении: что больше всего понравилось? Нравится или не нравится тот или иной герой? Не оставьте без внимания и такой вопрос: что не понравилось в рассказе? (Когда что-либо не нравится, причём мотивированно, это уже показатель определённого читательского вкуса.Малоразвитым читателям, как правило, всё нравится.) Такие вопросы задают обычно в начале беседы, они оживляют и обобщают первые впечатления.

- Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему, что даст возможность узнать, насколько глубоко дети поняли произведение.

- Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей. Вопросы подобного характера заставляют ребёнка размышлять о поступках героев, причинах и следствиях этих поступков, выявлять внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

- Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Они помогают ребёнку понять, что те или иные слова использованы не случайно, помогают понять эмоциональную окраску слов. Например: «дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе – “схватил”. Почему схватил, а не взял?»

- Вопросы, направленные: на воспроизведение содержания; на выяснение местонахождения; на выяснение обстоятельств; на констатацию фактов и явлений; на выяснение свойств и качеств. Отвечая на них, ребёнок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их. Отметим, что не следует злоупотреблять вопросами, направленными на воспроизведение содержания, так как это делает беседу скучной и неинтересной.

- Вопросы, побуждающие ребёнка к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение этих вопросов - вызвать у ребёнка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Например: зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ? Почему писатель так назвал это произведение? Вопросы после чтения побуждают детей не только запомнить и воспроизвести литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникшие при слушании мысли и впечатления.

При обсуждении прочитанного с детьми младшего школьного возраста подобных вопросов бывает достаточно.

- Проверка образного мышления ребёнка

Как представляет он тот или иной эпизод? Какие картины предстают перед его глазами? Какие звуки? Какие запахи? Что бы он нарисовал, если бы был художником?

- Проверка эмоционального резонанса читателя

Какой момент в книге показался наиболее светлым и радостным? Что вызвало улыбку или смех? Какой момент заставил загрустить?

- Проверка способности читателя проникать во внутренний мир персонажа и авторский подтекст

Объясните, почему герой действовал так, а не иначе? Почему у него возникли такие чувства, а не другие? Что скрыто за словами персонажа? Каким вам видится автор этого произведения? Как он относится к своим персонажам? Разделяете ли вы его отношение?

- Проверка умения читателя чувствовать подтекст произведения

Есть ли какой-нибудь тайный смысл, скрытый в этом произведении, о чём автор не говорит открытым текстом, но даёт понять всем повествованием в целом? Выскажите свои соображения.

- Проверка фантазии читателя

Каким вы представляете будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?

- Проверка тонкости восприятия, умения истолковать мелочи и детали

Обратили ли вы внимание на такую подробность? Что она означает? О чём говорит? Какое отношение имеет к герою? Как вы можете объяснить то или иное слово?

- Проверка ассоциативного мышления читателя

Бывала ли в вашей жизни или в жизни ваших близких история, похожая на эту? О чём напомнила вам эта книга? Может быть, подобная история или герой знакомы вам по фильмам или другим книгам? С чем увязалась в вашей памяти эта книга?

- Проверка способности перенести читаемое на себя

Если бы вам пришлось играть это произведение на сцене, какую бы роль вы выбрали для себя? Чем она близка вам? Нет ли в персонаже чего-нибудь созвучного вашей душе? В чём сходство или различие?

- Проверка способности целостного восприятия произведения

О чём это произведение? Почему оно так названо? Чем эта книга отличается от всех остальных? В чём её глубинный смысл и её оригинальность?

Следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много, они должны помогать увидеть, рассмотреть скрытое художественное содержание.

Конечно, нет одного варианта вопроса на все произведения. Но несколько универсальных примеров мы можем предложить:

- Почему произошла описанная ситуация?

- Почему каждый из героев ведет себя так, а не иначе?

- Что хотел сказать нам автор этим произведением?

- Как ты относишься к происходящему (описываемому) в книге?

Такие вопросы помогают налаживать диалог между произведением и читателями. Они заставляют думать. Они провоцируют споры, рождают читательское вдохновение, задевают за живое.

Иногда после прочтения школьникам предлагается составить свой круг вопросов для обсуждения, и это позволяет увидеть, умеет ребёнок анализировать произведение или идёт от пересказа его содержания.

Среди специалистов по вопросам детского чтения существует и такое мнение, что беседовать после прочтения не обязательно. Само произведение может вызывать сильные переживания, глубокие мысли. Бывает, что беседа только разбивает впечатление от прочитанного.

Задания.

Нередки случаи, когда художественная литература перестаёт восприниматься как искусство, превращается в познавательную информацию, которую надо запомнить, усвоить, понять, но совсем не обязательно переживать. Поэтому библиотекарю в беседе о книге важно разбудить фантазию читателя, зажечь воображение, всколыхнуть жизненные ассоциации. Специалисты рекомендуют для использования в третьей части громкого чтения творческие задания трех групп: литературные, изобразительные, социальные. Одни рассчитаны на индивидуальное выполнение, другие - на работу в группах. Задания могут переплетаться и становиться смешанными.

Групповая работа строится на постоянной смене членов команды, т.е. группы не статичны, а на каждом последующем занятии преобразуются и делятся по предложенным схемам: цифрам, буквам, пазлам, цветам и т. д. Каждая команда должна выполнить задание и презентовать его перед зрителями.

Индивидуальная работа выполняется по вариантам и направлена на создание окружающей литературно-развивающей среды, элементы которой используются на заключительном празднике и при создании презентационной версии отчёта. Детские работы частично используются при выполнении дальнейших заданий и для накопления наглядного материала в методическом портфеле руководителя.

Младшие школьники после прослушивания художественного произведения любят рисовать, рисунок помогает им вновь пережить прочитанное, восстановить всё в памяти. Пусть дети рисуют всё, что хочется, что родилось в душе как отклик на этот текст. А можно предложить им нарисовать самый важный в их понимании эпизод рассказа и объяснить свой выбор или подписать рисунок цитатой из текста, нарисовать героя по литературному портрету, изобразить пейзаж по описанию, возможно устное словесное рисование.

Читателям постарше могут быть предложены такие задания: «Представьте, что вам надо передать основные события произведения в трёх эпизодах. Какие моменты вы выбрали бы для них? Как назвали бы серию рисунков? Как показали бы в них героев?» или: «Представьте, что школьная киностудия поручила вам сделать по произведению диафильм, слайд-шоу. Какие кадры вы сделали бы? Какими словами текста пояснили бы?», интересно использование приемов воображаемой экранизации и театрализация текста. Необходимо предложить детям аргументировать свой выбор, свои представления, дать им толкование.


Рекомендательный список книг для чтения «Читаем детям книги о войне» для 1-4 класса

1. Алексеев С.П. Богатырские фамилии

2. Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне

3. Алексеев С.П. Рассказы о полководцах

4. Браун Ж. Юта Бондаревская

5. Воронкова Л.Ф. Девочка из города

6. Драгунский В.Ю. Арбузный переулок

7. Кассиль Л.А. Дорогие мои мальчишки

8. Кассиль Л.А. Огнеопасный груз

9. Кассиль Л.А. Рассказ об отсутствующем

10. Кассиль Л.А. Твои защитники

11. Кассиль Л.А. У классной доски

12. Кассиль Л.А. Черемыш - брат героя

13. Кассиль Л.А., Поляновский Л.М. Володя Дубинин

14. Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Улица младшего сына

15. Катаев В. Сын полка

16. Корольков Ю. Валя Котик

17. Корольков Ю. Зина Портнова

18. Корольков Ю. Лёня Голиков

19. Корольков Ю. Марат Казей

20. Лавренев Б. Разведчик Вихров

21. Митяев А. Гвардии медвежонок

22. Митяев А. Иван и фрицы

23. Митяев А. Куриная слепота

24. Митяев А. Лошади

25. Митяев А. Мешок овсянки

26. Митяев А. Носов и Назе

27. Митяев А. Отпуск на четыре часа

28. Митяев А. Серьги для ослика

29. Митяев А. Теплый «язык»

30. Митяев А. Тимофей Беспраздничный

31. Митяев А. Треугольное письмо

32. Митяев А. Шестой – неполный

33. Надеждина Н.А. Партизанка Лара

34. Осеева В.А. Васек Трубачев и его товарищи

35. Паустовский К.Г. Похождения жука-носорога

36. Симонов К. Сын артиллериста

37. Соколовский А.А. Валерий Волков

38. Суворина Е.И. Витя Коробков

39. Туричин И. Крайний случай

40. Яковлев Ю.Я. Как Серёжа на войну ходил

41. Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова

42. Яковлев Ю. Я. Где стояла батарея

Методические рекомендации по обсуждению прочитанного.

В рамках акции «Читаем детям о войне» могут быть прочитаны как целые произведения, так и отрывки из книг. Рекомендуется провести вступительную беседу, а после чтения - задать вопросы, побеседовать о прочитанном.

Для облегчения работы по поиску и обработке материала приводим примеры художественных произведений о Великой Отечественной войне с возможными вариантами вопросов. В списке эти произведения выделены красным цветом. Обращаем ваше внимание на то, что и список книг, и вопросы по произведениям носят исключительно рекомендательный характер. Данное пособие не претендует на абсолютную полноту.

Вопросы для вступительной беседы:

1. Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?

2. Дата начала Великой Отечественной войны?

3. Дата окончания Великой Отечественной войны?

4. Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?

5. Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?

6. Почему люди до сих пор помнят эту войну?

7. Почему наш народ одержал победу над фашизмом?

8. Что есть Родина для каждого из нас?

9. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?

10. Гордитесь ли вы своей страной?

11. Как относитесь к чистоте русского языка?

12. Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

13. Считаете ли вы себя патриотом и почему?

Медицинское задание. Рассказ из книги Алексеева С.П. «Богатырские фамилии»

Вопросы по произведению:

1. Действительно ли медицинским было Галино задание?

2. Важное ли дело делала Галя?

3. Какую роль выполняли женщины во время Великой Отечественной войны?

4. Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

5. Что вы знаете о Пискарёвском кладбище?


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.