Вопрос 24. Теория познания И. Канта — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос 24. Теория познания И. Канта

2023-01-16 28
Вопрос 24. Теория познания И. Канта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.
2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.

Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:
1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.
2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.
3. Сознание систематизирует образы.
4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.

Данная картина является лишь образом, не имеющим ничего общего с реальностью из-за неразрешимых противоречий и невозможности познания «вещей в себе».

 

Понятие «вещь в себе»важнейшее в философии Канта. Это то, что невозможно постигнуть разумом, истинная, внутренняя природа вещи. Человек способен знать лишь явления – вещи в том виде, в котором они существуют в его сознании, образы вещей. Качество же вещей вне своего сознания он понять не в силах. Это абсолютно неопределенное, практически отрицательное понятие.

Окружающую действительность невозможно познать, о чем Кант говорит в работе «Критика чистого разума». Как доказательство этого, Кант приводит антиномии разума, неразрешимые противоречия, возникающие когда человек пытается познать «вещи в себе».

Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:
1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.
2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.
3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.
4.Бог есть\ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

 

25. Принцип наукоучения И. Фихте

Задача и тема философии Фихте следует из учения Канта. Единство знания, к которому Кант пришел индуктивным путем, выявляя условия возможности познания, по мнению Фихте, должно быть выведено дедуктивным путем. Все выделенные Кантом способности души, соединяющиеся в факте знания, должны исходить из одного идеального принципа. Если Кант исходит из неустранимого различия сознания (“Я”) и мышления (категорий), то Фихте сводит их к некоторому объемлющему сверхединству (Абсолютному “Я”).

Темой философии Фихте является возникновение и развитие сознания, или духа. Поэтому Фихте и называет свою философскую систему наукоучением — наукой об эволюции сознания (духа). Вся эволюция духа состоит в том, что он превращает свое состояние в свой предмет и благодаря этому дух движется по ступеням саморазвития — от более низкой к более высокой. Обоснование закона саморазвития, опирающееся на принцип тождества противоположностей, составляет все содержание фихтеанского наукоучения. Чтобы познать свое бытие, необходимо помыслить свою собственную деятельность, это бытие образующую. Следовательно, закон развития тождествен закону рефлексии; бытие есть мышление бытия. Позднее Гегель переформулирует этот спекулятивный принцип в принцип онтологический: мышление тождественно бытию. По Фихте, бытие сознания составляет его собственное развитие, точнее, тот опыт, в котором сознание делает себя своим собственным предметом. В этом опыте возникает субъект, которому сознание дано как его собственный объект в предметных формах. Фихте называет такой субъект самосознанием или идеальным единством сознания. Наукоучение есть изображение этого опыта саморазвития — опыта самого сознания по отношению к самому себе, а не к внешним ему явлениям. Высшая ступень развития сознания — совпадение мышления и бытия, или самосознание.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.