Философские взгляды Соловьева — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Философские взгляды Соловьева

2023-01-16 23
Философские взгляды Соловьева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фундаментальная интуиция, из которой исходит при создании своей системы Соловьёв, есть интуиция Всеединства. С точки зрения Соловьёва, мир рожден из Бога, и подобен ему. Бог есть Абсолют, и мир есть Абсолют. Но, Бог - Абсолют вечный, а мир - Абсолют становящийся. Творение превратно использовала свободу, полученную от Бога, произошло отпадение, и в мире начинает господствовать разделение и противостояние друг другу, Но, в мире есть то, что связывает его с Богом, и обеспечивает Всеединство мира, – эта Душа мира, София, Душа - начало двойственное. С одной стороны, всем, что у неё есть, она обязана Богу. Поэтому вся красота нашего мира, его разнообразие, богатство его содержания объясняются Божественнолюбовью. С другой стороны, Душа мира претендует на самовластие. Красота мира, которую она творит, очаровывает её и увлекает. Это приводит к тому, что красота нашего мира становится тленной, несовершенной, относительной.

Мир, отпавший от Бога, мечтает вернуться к Нему. Но сам по себе мир вернуться к Богу не может и Бог посылает в мир Спасителя, Своего Сына - Христа, дабы Тот, приняв на Себя все грехи мира, Своими страстями, смертью и Воскресением искупил мир от зла и небытия. Спасение реально лишь для того, кто стремится к нему.

Бог приходил в мир, однако люди не знают об этом, а иногда, даже зная, – не соглашаются с этим. И потому, человек, познавая мир, осуществляет познание в каких-то отдельных отношениях, отсюда противостояния эмпирического и рационального методов. Указанные виды познания должны быть дополнены внутренним познанием, мистическим. И истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи.

Важной чертой гносеологии Соловьёва является её имперсонализм. Исходя из утверждения, что никакое отдельное не может быть вполне целостным, подлинным субъектом познания является человечество, взятое как целостная совокупность людей. Познание происходит посредством отдельных людей, но познаёт, в собственном смысле, не отдельный человек, а человечество в целом. Этот момент подводит нас к антропологии Соловьёва. Принимая естественнонаучную теорию эволюции, Соловьев дополняет ее. Теория эволюции так, как она присутствует в естественных науках, замыкается состоянии мира, в каком он находится после грехопадения. Но поскольку Бог любит мир и человека, Он ведёт его к совершенству, И два статуса человека, «венца творения» и «вершины эволюции», нисколько не противоречат друг другу. Человек есть результат развития природы, но и венец творения, и стремится воссоединиться с Богом. Произойти это может только посредством любви. Любовь, которая в нас есть, омрачена грехом, себялюбием, эгоизмом, а поэтому нашей задачей является преображение любви, чтобы она стала подобной любви Божией. Подлинной целью брака является духовное преображение, в котором противоречия между мужской и женской природой преодолеваются, что достигается путём самоотречения. В самоотречении человеческая индивидуальность не исчезает, а обретает подлинный смысл, своё настоящее место в Божественном Всеединстве. Из семьи преображённая любовь распространяется на общество и критерием этого распространения является преодоление эксплуатации: люди более не используют друг друга, а помогают, сотрудничают друг с другом. Так появляется Богочеловечество. - подлинный субъект истории. Преображённые отношения между людьми распространяются на весь мир. И завершением мировой истории может быть только построение Царства Божьего. Никакой иной целью человек, как венец творения, удовлетвориться не может. В этом процессе каждая нация, объединенная в соответствующее государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Миссия, нации в составе мирового целого есть ее национальная идея. Это определенное задание, данное Богом. «Русская идея» - это миссия России в составе мирового сообщества. В судьбе русского народа, - главное, что он христианский народ, и поэтому он должен «вступить в совместную жизнь христианского мира» и в согласии с другими народами реализовать совершенное и универсальное единство.

Русский марксизм

Начало русского марксизма, как общественно-политического и философского течения, относится к 90-м годам XIX в., когда в эмиграции бывшими народниками была создана организация «Освобождение труда» (1883), превратившаяся затем в социал-демократическую партию. Основателем и первым лидером новой организации был Георгий Валентинович Плеханов (1856 -1918). Плеханов занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории.

Идеями марксизма увлекаются Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк Однако уже опыт первой русской революции, братоубийственный, кровопролитный сподвигнул «легальных марксистов» ( к которым относились А.Н. Бердяев, П. Б. Струве, С.Л. Франк и др.) отказаться от марксистского материализма и атеизма.

С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 – 1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции.

Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). Некоторые философы-марксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с некоторыми новейшими философскими учениями (например «эмпириомонизм» А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского).

В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». В «Философских тетрадях» (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Философские работы Ленина надолго определили основные черты советской философии.

В 1933 году выходит официальный учебник «Диалектический и исторический материализм» под редакцией Марка Борисовича Митина (1901 - 1987). Начинается этап догматизации философской мысли в советской России. Осуждение в 1956 г. культа личности Сталина способствовало ослаблению жесткого идеологического контроля над общественными науками и открыло более благоприятные возможности для развития философской мысли в стране. В это время в истории советской философии достойное место занимают яркие исследователи: Алексей Фёдорович Лосев (1893 – 1988), Валентин ФердинандовичАсмус (1894 – 1975), Эвальд Васильевич Ильенков (1924 – 1979), и др.

В 70-80-е годы критическое отношение к официальному марксизму-ленинизму принимает по существу необратимый характер. Он все более и более сдает свои позиции под напором пробуждающегося национального самосознания. С конца 80-х годов начинается процесс возвращения эмигрантской части отечественной философии ХХ века, открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры.

Появились предпосылки для дальнейшего развития философии, которая есть творческий поиск свободной личности.

 

Эволюция русского космизма

Отцом русского космизма чаще всего называют Николай Фёдорович Фёдоров (1829 —1903) имя которого было предано забвению в советской России, но его идеи оказали серьезное влияние на творчество Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935), Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945 гг.) и Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964). Невиданные ранее достижения техники позволили Н. Ф. Федорову, рассчитывать, что наука в ближайшем будущем сможет помочь человечеству в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижения бессмертия.

 Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достигла концепция космизма. Ее ярчайшими представителями принято считать В. И. Вернадского (1863–1945) и К. Э. Циолковского (1857–1935). Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три «начала», или «принципа»: время, пространство и силу. С его точки зрения, это не обычные свойства материи, хотя они могут признаваться таковыми. Циолковский броско, с фанатической раскрепощенностьюпервотворца жизни космоса набрасывает общие принципы «нравственности земли и неба». Также ученый настаивал на применении к человеку искусственного отбора, с целью совершенствования человечества в целом. Космический взгляд, за который так ратовал Циолковский, особенно отчетливо выражен в трудах Вернадского. Вернадский стремился определить место человека на своем месте, смысл его философии выражен в книге «Научная мысль как планетное явление», ставшей вершиной его творчества.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

Основная черта русского космизма — идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек — существо сознательное, творческое, но несовершенное, призванное преобразовать не только внешний мир, но и собственную природу. Космисты обосновали нравственную и объективную необходимость активной эволюции и ионосферы, дали дальнейший толчок развитию научной и философской мысли.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.