Особенности и проблематика схоластической философии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности и проблематика схоластической философии

2023-01-16 39
Особенности и проблематика схоластической философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этап схоластики делится на раннюю схоластику, зрелую и позднюю.

Представители ранней схоластики (до 13 в) — Иоанн Скот Эриугена, Алкуин, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Росцелин, Гийом из Шампо. На этом этапе заметно влияние неоплатонизма. Складывается основной приём схоластики — метод «за и против», впервые предложенный Абеляром. В своей работе «Да и нет» («Sicetnon») он обнаружил противоречия между Священным Писанием, авторитетами церкви и суждениями философов. Метод демонстрации различных точек зрения на проблему должен способствовать более полному выявлению истины. Попытки использования рациональной аргументации в обосновании религиозных положений вначале вызвали серьезные возражения. Противниками рациональных методов были, в частности, Бернар Клервосский, Петр Дамиани, который считал, что философия должна служить Священному Писанию, как служанка своей госпоже.

XIII в. — второй период развития схоластики, называемый периодом «средней», или «зрелой» схоластики. Представители – Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скот. Этот период ознаменован образованием университетов (XII — Парижский университет, 1117 год — Оксфордский университет, 1209 год — Кембриджский университет). Зрелая схоластика находилась под влиянием учения Аристотеля.

Третий период, поздняя схоластика (XIII — начало XV в.), характеризуется обострением противоречий внутри схоластики. Представители - Жан Буридан, Уильям Оккам. Рациональное обоснование теологических положений в это время всё больше детализируется, но и развиваются мистические направления (например, учение Экхарта), которые вступают в столкновение со схоластической учёностью.

Проблемы, которые актуальны на всех этапах развития схоластической философии:

1) проблема рационального обоснования существования Бога

2) проблема соотношения веры и разума

3) проблема универсалий.

Проблема рационального обоснования существования Бога. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) предложил четыре доказательства бытия Бога. В трех из них, существование Творца он доказывает, исходя из рассмотрения творений. Они отличаются друг от друга степенью совершенства. Наделенные совершенством в разной степени, вещи получают свои относительные совершенства от совершенства высшей степени, которым и является Бог. В онтологическом доказательстве Ансельм Кентерберийский показывает, что в понятии Бога как совершенного существа содержится указание на его существование, поскольку отсутствие существования противоречило бы представлению того, что есть совершенство.

Широкую известность приобрели доказательства существования Бога Фомы Аквинского. Он считал, что доказать существование Бога можно двумя способами, а именно — через причину и через следствие. Оба способа реализованы им в знаменитых пяти путях, из которых первый представляет собой доказательство от движения, второй — от производящей причины, третий — от необходимости и случайности, четвертый — от степени совершенства, пятый — от божественного руководства миром.

Вторая проблема, интересующая схоластов – проблема соотношения веры и знания. Впервые вопрос соотношения веры и знания актуализируется еще на заре средневековой философии. Знаменитое тертуллиановское «Верую, ибо абсурдно» указывает на то, что христианская вера принципиально непонятна с позиции философского рационализма. Для Августина вера обладает приоритетом перед разумом. Через шесть веков после Августина Ансельм Keнтерберийский, выдвинув формулу: «Верую, чтобы понимать», фактически поддержав августиновскую позицию. В 12 веке Пьер Абеляр предпочел отдать приоритет разуму. Чтобы выразить его точку зрения, ансельмовскую формулу следует перевернуть: «Понимаю, чтобы верить». Фома Аквинский оказывается можно сказать выразителем концепции гармонии веры и разума: Понимаю, чтобы верить и верую, чтобы понимать.

Еще одна проблема огромной важности, бывшая темой полемики — это проблема универсалий (универсалия - общее понятие). Суть данной проблемы: считать ли общие понятия реально существующими или же нет. И другая сторона вопроса: что является первичным общие понятия или же единичные вещи?

 В связи с этой проблемой сложились две противоположные концепции: реализм и номинализм. Представители реализма считали универсалии реально существующими, причем существование универсалий, предшествует существованию отдельных вещей. Крайние реалисты (Ансельм, Эриугена) признавали универсалии существующими самостоятельно, вне вещей и «до вещей». Они образуют особый мир. Подобно платоновским идеям, универсалии являются условием существования единичных вещей. С точки зрения умеренных реалистов (Альберт Великий, Фома Аквинский) универсалии существуют в самих вещах (в качестве формы, организующей материю). Согласно учению Фомы Аквинского, универсалии существуют трояким образом: «до вещей» (в разуме Бога), «в вещах» и «после вещей» (в разуме человека). По мнению номиналистов, универсалии не обладают самостоятельным бытием. Крайние номиналисты (Оккам, Росцелин), рассматривали универсалии просто как «сотрясение воздуха»; реальностью, по их мнению, обладают только единичные вещи. Абеляр пытался обойти крайности как реализма, так и номинализма. Его собственная позиция по вопросу универсалий получила название концептуализм. Согласно этой позиции общие понятия формируются разумом на основе чувственного опыта. Разум выделяет сходные свойства различных предметов или явлений, отделяет эти свойства от вещей и обобщает в понятии.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.