Вопрос №22. Общая характеристика эпохи Просвещения. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Вопрос №22. Общая характеристика эпохи Просвещения.

2023-01-16 57
Вопрос №22. Общая характеристика эпохи Просвещения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Просвещение — идейное течение периода становления капитализма, связанное с борьбой против абсолютизма, сословного строя, церкви. Деятели Просвещения выступали за установление “разумного” общества, за политическую свободу и за гражданское равенство. Важным фактором в достижении нового общества они считали распространение знания.

Основная характеристика эпохи - резкий контраст между достижениями разума в научном исследовании природы и сохраняющимся “неразумным” сословным построением общества с привилегированными власть имущими группами илишенным прав третьим сословием, практически создающим все богатство общества.

Основные черты философии Просвещения:

1. На первом плане- социологическая тематика, проблема соотношения человека и общества;

2. защита науки и разума против религии, суеверий, мистики, предрассудков, часто переход на позиции атеизма, наука и знание - важнейший фактор общественного развития;

3. тяготение к материализму, подкрепленному научными знаниями своего времени;

4. рационализм как отстаивание ценности и прав разума (ничего не принимать на веру), но в гносеологии — эмпирическая методология как более последовательно материалистическая;

5. изменяется форма философствования: из замкнутого на себе мыслителя философ превращается в страстного трибуна, обращающегося к массам, стремящегося просветить народ и тем самым способствовать общественным изменениям; философские труды теперь - вид словарей, энциклопедий, популярных статей;

6. философские проблемы активно обсуждаются в салонах и на площадях.

Философ теперь — член интеллектуального сообщества, объединенного едиными целями и задачами общественной деятельности.

Просвещение развивалось в разных странах и везде имело свои особенности, наиболее ярко и активно Просвещение проявилось во Франции XVIII в., когда она остро переживала соц. Конфликты. Осмысление общества и законов его построения -важнейшая задача французской философии XVIII века.

· Шарль Монтескье — французский просветитель, правовед, философ. Он выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства(“Персидские письма”, “О духе законов”)

· Клод Адриан Гельвеций — французский философ-материалист, просветитель. Он развивал теорию общественного договора, при кот. личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения может сочетаться с общественным. Он доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида (“Об уме”, “О человеке”). Философ рассматривал общество как условие, обеспечивающее взаимную пользу изолированных индивидов, которые только в общественном состоянии могут получить выгоду для себя, делая полезное для других. Так Гельвеций отделял мораль от религии и выражал уверенность в возможности общества высоконравственных атеистов.

· Вольтер. Его деятельностьсвязана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы (“Кандид, или Оптимизм”, “Простодушный”, “Философские письма”, “Философский словарь”). В воззрениях на природу он трактовал Бога деистически, обосновывая свои идеи физикой Ньютона, а в этике считал Бога высшим основанием человеческой воли и действия, основой нравственности и предупреждал об опасности общества атеистов (“Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать”).

· Жан-Жак Руссо— французский писатель и философ. Он осуждал официальную церковь и религиозный фанатизм, выразил тенденции сентиментализма, способствовал становлению психологизма в литературе (“Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми”, “Об общественном договоре”, “Эмиль, или О воспитании”). Руссо идеализировал “естественное состояние” человечества, а переход к обществу считал результатом встречи первого дурака с первым обманщиком, который безнаказанно присвоил себе природные богатства, в равной степени принадлежавшие всем людям. Так возникла частная собственность, являющаяся основой социального неравенства и стимулирующая общественный прогресс, который еще больше порабощает неимущих. Руссо ставил естественное состояние человека выше цивилизации и ее прогресса, что современники философа восприняли как призыв к возвращению в докультурное первобытное состояние.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.