Макс Гендель (Карл Людвиг фон Грассхоф) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Макс Гендель (Карл Людвиг фон Грассхоф)

2023-01-16 23
Макс Гендель (Карл Людвиг фон Грассхоф) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(1865–1919)

 

Американский оккультист, мистик, ясновидящий, эзотерик, розенкрейцер, писатель, один из основоположников современной астрологии в США.

Карл Людвиг фон Грассхоф появился на свет в Орхусе, Дания. Его отец Франц фон Грассхоф родился в Берлине и прибыл в Данию вместе с прусской армией во время датско-прусско-австрийской войны в 1864 году. Здесь Франц фон Грассхоф женился на датчанке Анне Петерсен. Их сын Карл Людвиг после эмиграции в Америку изменил свое имя и стал зваться Максом Генделем. Его отец умер, когда Карлу Людвигу было всего 6 лет, и семья оказалась в очень стесненных обстоятельствах.

 

Макс Гендель. Фото начала XX в.

 

В 1884 году Карл прибыл в Глазго, Соединенное Королевство. Здесь он познакомился со своей будущей женой Кэтрин. В 1885 году они поженились и уехали из Глазго в Ливерпуль, где Карл работал в службе торгового флота. В 1896 году Карл Людвиг фон Грассхоф превратился в Макса Генделя и эмигрировал в Америку. Он работал инженером на пивоваренном заводе в Сомервилле, Массачусетс, а в 1903 году переехал в Лос-Анджелес. Там он присоединился к Теософскому обществу, вице-президентом которого являлся в 1904–1905 годах. Тогда же он начал изучать астрологию. Книги Генделя «Simplified Scientific Astrology» («Простейшая научная астрология») и «The Message of the Stars» («Послание звезд») сыграли главную роль в возрождении астрологии в Америке в XX веке. В 1907 году во время своей поездки в Германию Гендель встретился со «старшими братьями» из ордена розенкрейцеров и получал от него знания, которые потом изложил в своих книгах. Он утверждал, что совершил путешествие в храм Розы и Креста, расположенный близ границы Германии с Богемией, где оставался в течение месяца, постигая мистическую науку. Братья ему сообщили, что он должен будет опубликовать еще до окончания первых десяти лет XX века, то есть еще до конца декабря 1909 года, работу, созданную под их руководством. Гендель дебютировал книгой «Blavatsky and The Secret Doctrine», где популярно изложил учение Блаватской. Во время своих поездок с лекциями по Америке он почувствовал, что теософские термины, пришедшие из санскрита, только затрудняют понимание учения. И разработал новую терминологию по-английски, так что древние индийские учения стали понятны и доступны людям Запада. Он писал: «Е.П. Блаватская совершила важное дело, когда она мощно напала на материализм и указала на его спесивость. Она сделала это не от собственного имени. Она всегда заявляла, что за ней стоит Учитель. Она обладала тройным качеством, которое давало ей возможность завершить труд:

– во-первых, она могла усваивать сверхестественные знания, которые она принимала;

– во-вторых, благодаря своему стилю жизни она была достойным служителем для распространения этого учения;

– в третьих, она умела часто путаные восточные метафизические учения передать на понятном для западноевропейцев языке и подкрепить их результатами западных исследований. Кроме того, она завоевала большое уважение своим фантастическим моральным мужеством, противопоставив материализму того времени духовные ценности совершенно другой, внутренней науки».

А в 1909 году, учредив братство розенкрейцеров в Америке (впервые – в Колумбусе, Огайо), которое он рассматривал как преемника ордена розенкрейцеров, будто бы существовавшего в Европе в Средние века, Гендель создал и опубликовал свой главный труд, который позднее стали называть учебником христианской метафизики. Эта книга называется «Космическая концепция розенкрейцеров, или Мистическое христианство (элементарный курс о прошлой эволюции, нынешнем строении и будущем развитии человека)», и за 100 лет, с 1909 по 2009 год, она была издана 202 раза на 7 языках. Книга Генделя претендует на универсальное объяснение эволюционных процессов человека и Вселенной в контексте науки и религии начала XX века. В отличие от теософского учения Гендель гораздо большее значение придавал астрологии, христианству, христианскому символизму и наследию розенкрейцеров. Он также находился под влиянием идей Рудольфа Штейнера, с которым встречался в Германии в 1907 году.

В «Космической концепции» Гендель сравнил три теории, которые были выдвинуты для разрешения загадки жизни и смерти:

«1. Согласно материалистической теории, жизнь – это странствие от материнского чрева до могилы; ум является продуктом определённых видов материи; человек является высшим познающим существом в космосе; его познавательная способность угасает с распадом тела после смерти.

2. Теологическая теория утверждает, что при каждом рождении вновь созданная душа вступает на жизненную арену прямо из рук Бога, проходя через врата рождения из невидимого состояния в видимое существование; что по истечении одного очень короткого отрезка жизни в материальном мире она уходит через врата смерти в незримое потустороннее нечто, откуда больше не возвращается; что её счастье или страдание там навеки определяются её действиями в ничтожно малый промежуток времени между рождением и смертью.

3. Теория возрождения учит, что каждая душа – это неотъемлемая часть Бога, содержащая в себе все божественные возможности, как зерно содержит в себе растение; что путём повторяющихся существований в земном теле постепенно повышающегося качества латентные возможности медленно развиваются в динамические способности; что ничто не теряется в этом процессе и всё человечество в конце концов достигнет своей цели: совершенства и воссоединения с Богом».

По мнению Генделя, склонявшегося к третьей теории, одним из авторов которой он являлся, «рассматривая жизнь с этической точки зрения, мы находим, что закон Возрождения вместе с сопровождающим его законом Следствий – это единственная теория, удовлетворяющая чувство справедливости и гармонирующая с фактами жизни, как мы их видим».

Символом главного произведения Генделя являются семь алых роз, обвитых вокруг креста, центр которого украшает белая роза – главный символ его учения, «поле чистого всеисцеляющего эфира». Семь роз красные, потому что они символизируют воздействие духа на природу и представляют духовный аспект в личности человека. Кроме того, они указывают на семь духовных иерархий, которые воздействуют на человека и побуждают его развиваться.

Первая роза олицетворяет собой возможность духовного слушания и духовного восприятия и связана с волей человека. Она расцветает тогда, когда люди используют эти качества, чтобы познать, чем страдают их ближние, в чем они нуждаются, и обращаются к ним в любви и служении.

Вторая роза является символом познания прошлого и настоящего. Через понимание причин в собственном «я» и углубление в духовную линию великого плана человек может предвидеть, что должно происходить и что происходит. Это аспект высшего разума человека.

Третья роза – это роза Истины. Она символизирует возможность познания Истины, то есть фактически возможность абстрактного мышления.

Тут открывается четвертая возможность: роза восстановления. Она тесно связана с Христом, духом жизни. Ведь оздоровление происходит от золотых лучей, которые приходят в эфирное тело человека из сферы солнца и хотят «оздоровить» его, привести к исцелению и совершенству.

Пятая возможность развивается только тогда, когда духовные силы могут воздействовать на сознательную личность. Эта возможность распознать и нейтрализовать силы, которые из окружающих магнитных полей влияют на человечество самым негативным образом.

Шестая роза – это символ силы Слова. Вследствие многолетней преданности ученика в слове, которое человек произносит, могут усиливаться творческие силы Сверхприроды, так что силы, приносящие вред, должны отклониться. Процессы Посвящения происходят через слово: с помощью подготовки и пробуждения спящей в нем розы кандидат готов и пригоден для вступления в братство. Поэтому вибрации его мыслей, как камертон, совпадают с колебаниями мыслей, посылаемых «старшими братьями» (иерархией или братством) в форме образов. Но он принимает не только образы, а одновременно и их вибрационную действительность. Благодаря этому силы, дремлющие в нем, приходят в движение и расширяют его сознание.

Наконец, седьмая роза заключает в себе обещание бессмертия. Все смертное полностью отдано, любовь и служение человеку раскрыты. Таким образом, низшее исчезает; все смертное постепенно сгорает, растворяется в бессмертном и трансфигурирует в мощном процессе постоянного повышения вибраций, что и означает трансфигурацию.

С ноября 1909 по март 1910 года он с тремя докладами в неделю заполнял зал на тысячу слушателей. Гендель разъяснял позиции розенкрейцеров также и в письмах, на курсах, в астрологических школах, на докладах и службах. С минимальными средствами он организовал большую работу со многими отделениями в Европе, Бразилии и Индии. Богатство мысли в основном охватывало те же самые (эзотерические) элементы, что и теософия, но без синтеза с восточными ингредиентами.

Болезнь сердца стала причиной госпитализации Генделя в марте 1910 года. Находясь в больнице, он пережил опыт выхода из своего физического тела, во время которого выкристаллизовался план его будущей работы. В августе 1910 года женился на Аугусте Фосс (1865–1949), с которой познакомился ещё до смерти своей первой жены Кэтрин, скончавшейся в 1905 году. Часть его видения в больнице получила оформление в 1911 году, когда штаб-квартира розенкрейцеров была установлена на горе Экклезия близ Оушэнсайда в Калифорнии. Там были устроены святилище, различные служебные помещения, женский дортуар, коттеджи, вегетарианское кафе. В Оушэнсайде публиковались ежегодные эфемериды и таблицы домов, которые получили широкое распространение среди астрологов.

Макс Гендель умер 6 января 1919 года в Оушэнсайде, Калифорниия, от сердечного приступа. После смерти Генделя руководство братством розенкрейцеров взяла на себя его вторая жена.

 

Сэр Джозеф Редьярд Киплинг

(1865–1936)

 

Великий английский писатель, масон.

Редьярд Киплинг родился в Бомбее, в Британской Индии, в семье профессора местной школы искусств Джона Локвуда Киплинга (1837–1911) и Алисы Киплинг (урожденной Макдональд) (1837–1910). Имя Редьярд он получил, как полагают, в честь английского озера Редьярд, где познакомились родители. В возрасте 5 лет Киплинга отправили в пансион в Саутси, Англия, где воспитание было весьма суровым. В 1877 году его отдали в частное Девонское училище, чтобы он смог потом поступить в военную академию. Воспитание здесь тоже было жестоким, но Киплинг признал такое воспитание целесообразным, а идея закона как условной системы запретов и разрешений овладела сознанием. Здесь впервые проявился его литературный талант, однако близорукость не позволила Киплингу стать военным. В результате с осени 1882 года он стал журналистом «Гражданской и военной газеты» («Civil and Military Gazette»), выходившей в Лахоре. Здесь же он начал писать и публиковать стихи и короткие рассказы. Первые сборники произведений Киплинга появились в 1883 году. А в 1886 году вышел первый поэтический сборник «Департаментские песни». Киплинг много путешествовал по Индии и пришел к выводу, что здесь массовое невежество и предрассудки сочетаются с высокой духовностью. В середине 80-х годов он также путешествовал по Азии и США, посетил Бирму, Китай и Японию в качестве корреспондента аллахабадской газеты «Пионер» («Pioneer»), с которой заключил контракт на написание путевых очерков. Популярность Киплинга стремительно росла. В 1888 и 1889 годах вышло 6 книг с его рассказами. Киплинг стал признанным писателем.

 

Джозеф Редьярд Киплинг. Фото начала XX в.

 

В 1889 году он предпринял путешествие в Англию, затем побывал в Бирме, Китае, Японии. Киплинг пересек США и через Атлантический океан и вернулся в Лондоне. Его стали называть литературным наследником Чарлза Диккенса. В 1890 году вышел первый роман Киплинга «Свет погас». В то время его наиболее популярным стихотворением была «Баллада о Востоке и Западе».

В Лондоне Киплинг познакомился с молодым американским издателем Уолкоттом Бейлстиром, они вместе работают над повестью «Наулахка». В 1892 году Бейлстир умер от тифа, и Киплинг женился на его сестре Каролине. Во время медового месяца банк, где у Киплинга были сбережения, обанкротился. Денег у четы осталось лишь на то, чтобы добраться до Вермонта (США), где жили родственники Бейлстира. Здесь супруги провели следующие четыре года.

В 1894–1895 годах Киплинг издал знаменитые «Книгу джунглей» и «Вторую книгу джунглей», принесшие ему мировое признание.

В Америке родились дочери Киплинга Джозефина и Элси.

В 1896 году Киплинг вернулся в Англию. В 1899 году, во время визита в США, от воспаления лёгких умерла старшая дочь Джозефина, что стало огромным ударом для Киплинга.

В 1899 году писатель провел несколько месяцев в Южной Африке. А в 1901 году был опубликован один из лучших романов Киплинга «Ким», приключенческая «повесть для мальчиков». Главный герой – Кимбол О’Хара – лахорский мальчишка-сирота, сын ирландского солдата, оставшегося в Индии, когда его полк вернулся домой в Ирландию. Он зарабатывает на жизнь уличным попрошайничеством и исполнением поручений афганского торговца лошадьми по имени Махбуб Али – агента британской разведки. От него Ким узнаёт о «Большой игре» (Great game) за обладание Внутренней Азией, которую ведут между собой британское и русское правительства. Именно после романа Киплинга этот термин вошел в широкий оборот. Ким становится учеником странствующего ламы из тибетского монастыря Сач-Зен, а Махбуб Али направляет его с секретным поручением к британскому командованию в Амбале. Путешествуя вместе с ламой, Ким встречает часть, в которой служил его отец. Военный священник, признав в Киме сына покойного, направляет его на обучение в католическую школу в Лакхнау, а оплату за обучение берёт на себя лама. Во время школьных каникул Ким странствует по Индии, а затем приобщается к ремеслу разведчика-пандита. После школы Ким отправляется в Гималаи, где он должен обвести вокруг пальца русских агентов и добыть секретные документы.

Киплинг показывал обычных людей в необычных и экстремальных, порой фантастических ситуациях, где высвечивается вся сущность человека, открываются его потаенные глубины. И он широко ввел разговорную речь в поэзию и прозу.

В 1902 году Киплинг приобрел загородный дом в графстве Сассекс (Англия). В этом году вышел его сборник «Просто сказки», а в 1906 году – сборники книги «Пак с Холмов» и «Награды и феи» – сказки Старой Англии, объединённые рассказчиком – эльфом Паком, взятым из пьес Шекспира. В 1907 году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе «за мощь наблюдательности, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя, которые характеризуют произведения этого всемирно известного автора». Он стал самым молодым из удостоенных Нобелевской премии.

В своей публицистике Киплинг поддерживал консерваторов, предупреждал о скорой войне с Германией и боролся против феминизма. Во время войны Киплинг вместе с женой работал в Красном Кресте. Гибель старшего сына Джона в Первую мировую войну в 1915 году подкосила писателя. Его тело не было найдено, и Киплинг до последнего надеялся, что сын оказался в германском плену. В июне 1919 года, потеряв все надежды, Киплинг в письме военному командованию признал, что его сын, скорее всего, погиб. В одной из «Эпитафий войны» (1919) он написал: «Если кто-то спросит, почему мы погибли, ответьте им, потому что наши отцы лгали нам». После войны Киплинг стал членом Комиссии по военным захоронениям. Именно он выбрал цитату из Библии «Их имена будут жить вечно» (Ек. 44: 14, версия короля Якова) на обелисках памяти. Во время поездки в 1922 году по Франции он познакомился с английским королём Георгом V (1865–1936), с которым у них завязалась большая дружба. Они были ровесниками, и король умер всего на два дня позже писателя.

После прихода к власти в Германии Гитлера Киплинг убрал с обложек своих книг свой логотип, разработанный его отцом на основе знака индийского торговца и представлявший собой свастику с головой слона, держащего в хоботе цветок лотоса.

Редьярд Киплинг умер от прободения язвы желудка 18 января 1936 года в Лондоне.

Киплинг стал масоном 15 апреля 1886 года, вступив в ложу «Надежда и настойчивость» № 782, которая находилась в Лахоре.

Дух масонства, его обрядность, беспрекословное подчинение законам и мессианизм оказались привлекательны для Киплинга на всю жизнь. Уже в первый год он прочитал два доклада и быстро был возведен в степень мастера. Позднее Киплинг вспоминал в лондонской «Таймс»: «Я был секретарём ложи несколько лет… в которую вошли братья по крайней мере четырёх вероисповеданий. Я был введён [в ученики] членом Брахмо Сомадж, индусом, повышен [в степень подмастерья] мусульманином и возведён [в степень мастера] англичанином. Наш привратник был индийским евреем».

Киплинг также был членом французской ложи «Строители совершенного города» № 12 в Сан-Омере.

В рассказе «Человек, который хотел стать королем» (1888) присутствует масонская символика.

Свой масонский опыт Киплинг запечатлел в стихотворении «Материнская ложа»:

 

Был там Рандл, начальник базы,

Ну и Бизли, что с Пути,

И Эккман, с Комиссариата,

А от Тюрьмы – Донкли;

И Блейк, кондуктор старший

(Два срока Мастер был),

И тот, что с магазином модным, —

Старый Фрэмджи Эленджил.

Снаружи – «Сэр! Сержант! Салям! Привет!»

Внутри же каждый – «Брат», порядку не во вред;

На Уровне собравшись, другим на Встречу шли,

Я в Ложе Младший Дьякон… как жаль, те дни вдали!

 

Бола Натх, бухгалтер, с нами,

Саул, аденский еврей,

Дин Мохаммед, он топограф

(Ну, разведчик, коль прямей).

Тут и Бабу Чакербатти,

Бородатый сикх Амир,

И был католик римский Кастро,

Со Снабжения кассир!

 

Роскоши здесь не нашли бы,

Ложа старая пуста,

Но мы чтили Знаки Древних —

Свята каждая черта;

 

Как прошлое я вспомню,

Такой мне дорог штрих:

Что в мире не было «неверных»,

Кроме, может, нас самих.

 

В месяц раз, свершив Работу,

Собирались покурить

(Мы пиров не задавали,

Не порвать бы Братства нить),

Друг с другом вели речи

(Про веру, мудрость, идеал),

И – не для спора, для сравненья —

О Боге, кто его как знал.

Так друг с другом вели речи,

Дружбы не забыв границ;

Ранняя заря будила

До безумья громких птиц.

Потом, сказав, что это чудно,

На лошадей садились и – домой,

В свой срок Мохаммед, Бог и Шива

Несли дозор над головой.

 

На правительственной службе

Не жалели своих ног,

И несли привет мы братский

Всюду – запад иль восток.

Управляли там и помогали,

Сингапур, и Симла, Кохат…

Как же снова их всех увидеть

Был бы в Матери – Ложе рад!

 

Как бы снова был я рад им,

Братьям черным и цветным,

Чтобы шел хог-дарн по кругу

И летел сигарок дым,

Кансама, старик, храпел бы тихо

И шумел за буфетом сад…

А я, встав пред Ложей как Мастер,

Ритуал совершать был бы рад!

 

Снаружи – «Сэр! Сержант! Салям! Привет!»

Внутри же каждый – «Брат», порядку не во вред;

На Уровне собравшись, другим на Встречу шли,

Был там я Младший Дьякон… как жаль, те дни вдали!

 

(Перевод Э. Ермакова )

 

Джон Гутзон Борглум

(1867–1941)

 

Американский скульптор и архитектор, масон, член ку-клукс-клана.

Джон Гутзон де ла Мот Борглум родился в Сент-Чарльзе, Айдахо, в семье художника и резчика по дереву датского происхождения. Он учился в Академии художеств Сан-Франциско. В 1890 году Борглум впервые приехал в Париж. Здесь он поступил в академию Жюлиана. Во время пребывания во Франции будущий скульптор был поражен работами Огюста Родена. Заглянув по пути в Лондон, Борглум в 1893 году вернулся в Америку. С 1901 года он поселился в Нью-Йорке. За свои достижения в области скульптуры Борглум в 1904 году на Всемирной выставке в Сент-Луисе был награждён золотой медалью.

Главным произведением Борглума является Рашморский мемориал, представляющий собой гигантские монументальные, высеченные в скалах горы Рашмор скульптурные портреты четырёх американских президентов: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта. Борглум начал эту сложнейшую работу в 1927 году, закончил же её уже после его смерти его сын Линкольн Борглум. Борглум-старший также принимал участие в строительстве Мемориала Конфедерации на Каменной горе в Джорджии с барельефом президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса и генералов Роберта Ли и Томаса Джексона на их любимых лошадях, но в 1925 году оставил эту работу для создания Рашморского мемориала.

Борглум был активным членом древней масонской ложи «Говард» № 35 в Нью-Йорке, куда вступил 10 июня 1904 года и где в 1910–1911 годах являлся почтенным мастером. В 1915 году он был назначен великим представителем Великой ложи Дании при Великой ложе Нью-Йорка. 25 октября 1907 года Борглум получил свои степени Шотландского устава в консистории Нью-Йорка. Краеугольный камень его студии в Стэмфорде, Коннектикут, был заложен с соблюдением масонского церемониала, на что было получено специальное разрешение, поскольку это было не общественное здание.

 

Джон Гутзон Борглум. Фото 1919 г.

 

Борглум был членом ку-клукс-клана и являлся одним из шести рыцарей, которые провели имперский консилиум 1923 года и передали власть от имперского мудреца полковника Уильяма Джозефа Симмонса имперскому мудрецу Хираму Эвансу. Впоследствии, когда приступил к работе над Рашморским мемориалом, Борглум отрицал, что является рыцарем ку-клукс-клана, однако его соратники утверждали, что это заявление делалось лишь для отвода глаз. Имеется письмо к Борглуму Дэвида Куртисса Стефенсона (1891–1966), великого дракона ку-клукс-клана Индианы и соседних штатов. На фото Стефенсона есть надпись: «Моему доброму другу Гутзону Борглуму с величайшим уважением». Письма Борглума к Стефенсону показывают его глубокое убеждение в моральном превосходстве нордической расы и приверженность к строгой иммиграционной политике.

Джон Гутзон Борглум скончался 6 марта 1941 года в Чикаго, Иллинойс, от осложнения после операции и был похоронен в мемориальном парке «Лесная лужайка» в Глендейле, Калифорния. Он был также автором скульптуры генерала Филипа Шеридана в Вашингтоне (1908), статуи Авиатора в университете Вирджинии (1919) и монумента «Войны Америки» (1916) в Военном парке в Ньюарке, Нью-Джерси.

 

Николай Рерих

(1874–1947)

 

Русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель и путешественник.

Николай Константинович Рерих родился в Петербурге в семье нотариуса петербургского окружного суда Константина Фёдоровича Рериха (1837–1900) из остзейских немцев и Марии Васильевны Калашниковой (1844–1927), дочери купца. За свою жизнь он написал около 7 тысяч картин. В 1909 году был избран академиком Императорской академии художеств. В 1898 году окончил юрфак Петербургского университета с диплом «Правовое положение художников Древней Руси». Проводил многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях, собрал богатую коллекцию древностей. Многие картины были посвящены истории Древней Руси.

В 1901 году женился на Еленой Ивановной Шапошниковой (1879–1955). Она была дочерью петербургского академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова, а её мать Екатерина Васильевна Голенищева-Кутузова была двоюродной правнучкой Михаила Илларионовича Голенищев-Кутузова.

Супруги Рерих много путешествовали по России. Художник создал замечательные декорации для постановок «Снегурочки», «Пер Гюнта», «Принцессы Мален», «Валькирии». С 1910 года Рерих возглавлял художественное объединение «Мир искусства». В 1916 году из-за тяжелой болезни лёгких семья Рерих по настоянию врачей переехала в Финляндию, на побережье Ладожского озера.

В 1919 году Рерих переехал в Лондон, чтобы осуществить давнюю месту – отправиться в Индию. Это удалось только в 1923 году, а до этого художник успел побывать в США. Он посетил Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким), готовя большую Центрально-Азиатскую экспедицию в Тибет. Ее маршрут проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет и Гималаи. Экспедиция длилась до 1928 года. Были проведены археологические и этнографические исследования, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические и фольклорные материалы. Рерих написал книги «Сердце Азии» и «Алтай – Гималаи», а также около 500 картин.

Для проведения экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом Луисом Хоршем создали в Нью-Йорке корпорации «Ур» и «Белуха» разработали проект инвестиций в СССР на условии концессий. Вследствие ликвидации в СССР НЭПа эти проекты не осуществились.

 

Н.К. Рерих. Художник С.Н. Рерих. 1937 г.

 

В 1925–1926 годах Н.К. Рерих организует сложнейшую Центрально-Азиатскую экспедицию, имевшую многочисленные научные и культурные цели. С именем Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов связано рождение учения «Агни-Йога» или «Живая Этика», близкого древнейшим религиозным и философским доктринам Востока и теософии.

Суть учения сводится к тому, что человеку следует стремиться к внутреннему преображению, раскрытию внутренних способностей, пытаясь овладеть космической энергией – Агни. Цель учения – стимулирование эволюции человечества ко всё более высоким формам космического бытия, для чего в текстах даются наставления по необходимому образу жизни. В основе системы верований Агни-йоги лежит теософская концепция беспредельной и бесконечной Вселенной, проявляющейся в повторяющихся циклах создания и распада материальных форм, что на общечеловеческом уровне означает подъём и упадок цивилизаций, а для индивидуума – реинкарнацию души. В одной из книг (учения), «Община», в издании 1926 года проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской и давались указания советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным. В издании 1936 года эти параллели уже исчезли, в том числе фраза: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». В 1925 году в Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Здесь же Рерих написал картину «Гора Ленина», которую подарил в 1926 году главе НКИД Г.В. Чичерину. О ней он писал в дневнике: «Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама шепчет: «Ленин не был против истинного буддизма».

Центральная идея учения Рериха заключается в том, что «Осознание Красоты спасет Мир». В 1928 году Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха), предусматривающий обязательства сторон о защите культурных ценностей во время военных действий. В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта».

С 1935 года Рерих постоянно жил в Индии, где и умер 13 декабря 1947 года в Наггаре, долина Кулу, штат Химачал-Прадеш. Популяризацию его учения продолжили его вдова Елена и сыновья Юрий и Святослав.

 

Уинстон Черчилль

(1874–1965)

 

Британский политик, масон.

Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль родился в Бленхеймском дворце, родовом имении герцогов Мальборо. Его отец лорд Рэндольф Генри Спенсер-Черчилль, третий сын 7-го герцога Мальборо, был известным политиком, депутатом палаты общин от Консервативной партии, занимал должность канцлера казначейства. Мать – леди Рэндольф Черчилль, в девичестве Дженни Джером, была дочерью богатого американского бизнесмена.

Уинстон учился в школе Хэрроу. В 1889 году его перевели в «армейский класс», где учеников готовили к военной карьере. В 1893 году Черчилль с третьей попытки сдал экзамены в Королевское военное училище в Сандхерсте. В 1895 году он стал младшим лейтенантом. В том же году Черчилль был направлен военным корреспондентом на Кубу освещать антииспанское восстание. Затем он служил в Индии, в 1897 году участвовал в подавлении восстания пуштунских племен, а в 1898 году – в подавлении махдистского восстания в Судане. Его книга про бои в Судане «Война на реке» стала бестселлером.

 

Уинстон Черчилль. Фото 1899 г.

 

В 1899 году Черчилль неудачно баллотировался в британский парламент. И в том же году отправился корреспондентом на войну с бурами. В ходе рекогносцировочного рейда на бронепоезде в ноябре 1899 года Черчилль был захвачен в плен, но через месяц бежал, принял участие в нескольких сражениях и в 1900 году вернулся в Англию. Вскоре он был избран в парламент от Консервативной партии. 18 февраля 1901 года в своей первой парламентской речи Черчилль призвал проявить милосердие к побеждённым бурам, «помочь им смириться с поражением». В дальнейшем он критиковал консерваторов по вопросам протекционизма (Черчилль был против пошлин на зерно) и колониальной политики и в 1904 году перешел в Либеральную партию. В декабре 1905 года Черчилль был назначен на должность заместителя министра по делам колоний и занимался выработкой конституции для побежденных бурских республик. В апреле 1908 года он стал министром торговли и промышленности и выступал за сокращение государственных расходов. В 1908 году Черчилль инициировал закон о минимальной заработной плате, который также регламентировал продолжительность рабочего времени. Его карьерный рост в правительстве продолжился, и в 1910 году Черчилль занял пост министра внутренних дел. В 1911 году он составил меморандум о «военных аспектах континентальной проблемы» и вручил его премьер-министру Герберту Генри Асквиту, а уже в октябре того же года получил пост первого лорда Адмиралтейства. По инициативе Черчилля был организован главный штаб британского флота, создана морская авиация, спроектированы и заложены военные корабли новых типов, в частности линкоры типа «Куин Элизабет», остававшиеся в строю до 1948 года. Он также осуществил перевод военного флота с угля на нефть. Для этого Черчилль добился выделение 2,2 млн фунтов на приобретение Соединенным Королевством 51 % пакета англо-иранской нефтяной компании. В результате регион Персидского залива стал зоной британских стратегических интересов.

Уже 28 июля 1914 года, в день, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Черчилль приказал флоту выдвинуться на боевые позиции у берегов Англии, получив разрешение у премьера задним числом. 5 октября Черчилль прибыл в Антверпен и лично возглавил оборону города, который продержался только до 10 октября.

В качестве председателя Комиссии по сухопутным кораблям Черчилль принял участие в разработке первых танков и создании танковых войск. В 1915 году он стал одним из инициаторов Дарданелльской операции с целью вывода Турции из войны и открытия кратчайшего пути снабжения России через Черноморские проливы. Операция потерпела неудачу, и Черчиллю пришлось в мае 1915 года уйти из Адмиралтейства. До ноября 1915 года он занимал малозначительный пост канцлера герцогства Ланкастерского, а потом до мая 1916 года командовал в чине подполковника 6-м батальоном шотландских королевских фузилёров на Западном фронте. Только в июле 1917 года был назначен министром вооружений, что было связано с предпринятой новым премьер-министром Дэвидом Ллойд Джорджем активизацией военных усилий для скорейшего достижения победы в войне. В январе 1919 года, сразу после окончания Первой мировой войны, Черчилль был назначен военным министром и министром авиации. Он был одним из главных сторонников британской военной интервенции в Россию, считая необходимым «задушить большевизм в колыбели». Однако Ллойд Джордж выступил против интервенции, и она была прекращена в начале 1920 года, когда определилось поражение белых армий.

В 1921 году Черчилль был назначен министром по делам колоний и подписал Англо-ирландский договор, предоставивший независимость Ирландии. Но уже на выборах 1922 года Черчилль, баллотируясь от Либеральной партии, потерпел поражение в округе Данди. Поскольку политические перспективы либералов, стремительно уступавших свои позиции Лейбористской партии, были незавидны, Черчилль решил вернуться к консерваторам. Только в 1924 году ему вновь удалось попасть в палату общин. Вскоре Черчилль официально присоединился к Консервативной партии. В ноябре 1924 года он стал министром финансов (канцлером казначейства). Черчилль руководил неудачным возвращением британской экономики к золотому стандарту, которому, однако, положил конец мировой экономический и финансовый кризис 1929–1933 годов. Эти меры привели к удорожанию британских экспортных товаров, введению промышленниками соответствующей экономии на зарплатах, экономическому спаду, массовой безработице и, как следствие, к всеобщей забастовке 1926 года, с которой правительству удалось справиться лишь с большим трудом. После поражения консерваторов на выборах 1929 года Черчилль ушел в отставку, а когда консерваторы в 1931 году вернулись к власти в составе коалиции, то он не получил приглашения в правительство.

Уинстон занялся литературным трудом – написал биографию своего предка Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо. Ранее, в 1923–1931 годах, вышли его мемуары о Первой мировой войне «Мировой кризис».

В парламенте Черчилль выступал за противодействие перевооружению Германии, против политики «умиротворения» Гитлера, которую проводил премьер-министр Невилл Чемберлен.

3 сентября 1939 года, в день вступления Англии во Вторую мировую войну, Черчилль был возвращен на пост первого лорда Адмиралтейства. Существует легенда, что на британских военных кораблях, узнав о назначении Черчилля, подняли сигнал: «Уинстон вернулся».

7 мая 1940 года в палате общин прошли слушания, посвящённые неудачам англо-французских войск в Норвегии. На следующий день состоялось голосование по вотуму недоверия правительству. Формально Чемберлен выиграл голосование, но с небольшим перевесом всего в 81 голос, поскольку против правительства голосовали многие консерваторы. Поэтому премьер подал в отставку, и 10 мая главой кабинета был назначен Черчилль. Он был настроен приложить все усилия для достижения победы, несмотря на то что через считаные дни после его назначения премьером французские и британские силы во Франции постигла катастрофа. Основные силы французской армии были окружены, а британский экспедиционный корпус отступил к Дюнкерку. В своей первой речи, произнесённой 13 мая в палате общин в качестве премьер-министра Черчилль заявил, обращаясь к нации: «Мне нечего предложить вам, кроме крови, тяжкого труда, слёз и пота». Черчилль учредил и занял пост министра обороны, сосредоточив в своих руках руководство военными действиями. 4 июня, когда определился крах Франции, а британские войска благополучно эвакуировались из Дюнкерка, он заявил в палате общин: «Мы не сдадимся и не проиграем. Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в портах, на суше, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся, и даже, если так случится, во что я ни на мгновение не верю, что этот Остров или большая его часть будет порабощена и будет умирать с голода, тогда наша Империя за морем, вооружённая и под охраной британского флота, будет продолжать сражение до тех пор, пока, в благословенное Богом время, Новый Мир, со всей его силой и мощью, не отправится на спасение и освобождение старого».


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.