Александр Лаврентьевич (Карл Магнус) Витберг — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Александр Лаврентьевич (Карл Магнус) Витберг

2023-01-16 25
Александр Лаврентьевич (Карл Магнус) Витберг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(1787–1855)

 

Русский художник и архитектор, масон.

Александр Лаврентьевич (Карл Магнус) Витберг родился в Петербурге в шведской семье. Его отец Лоренц (Лаврентий Самойлович) Витберг (1753–1834), шведский бюргер, переехал с женой Анной-Елизаветой, урожденной Шпетер (1753–1829), в Россию в 1779 году и устроился на работу учителем в школе лейб-гвардии Преображенского полка. В 1817 году, будучи произведен в чин коллежского асессора, получил потомственное российское дворянство. Владел имением в Можайском уезде – селом Грибово. В 1802 году Карл поступил в Академию художеств. Здесь он познакомился с Александром Лабзиным, вице-президентом академии, а позже вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», мастером стула которой являлся Лабзин. Витберг был награжден всеми малыми и большими золотыми и серебряными медалями академии. В 1807 году он получил золотую медаль за картину на тему «Три отрока в пещи огненной». Окончив в том же году Академию, Витберг остался работать в ней «пансионером для вояжирования». Он был награждён золотой медалью в 1808 году за картину «Русская правда», а в 1809 году – за картину «Андромаха, оплакивающая Гектора». Затем Витберга назначили помощником профессора для обучения в натурном классе.

 

А.Л. Витберг. Гравюра XIX в.

 

В 1813 году на время отпуска Витберг уехал в Москву, где занимался исполнением виньеток и картин на события 1812 года. Здесь он писал портреты героев Отечественной войны, благодаря чему Карл познакомился со многими участниками тех событий. По совету тогдашнего министра просвещения князя Александра Николаевича Голицына Витберг стал изучать архитектуру. В 1814 году был объявлен международный открытый конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве, задуманного Александром I ещё в 1812 году в честь победы в Отечественной войне. Из всех проектов император выбрал проект Витберга как самый грандиозный. Александр сказал молодому архитектору: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали моё желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлён какой-либо религиозной идеей, но я не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, что бы кто-то был одушевлён ею и потому скрывал своё желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить». Витберг был назначен архитектором храма и директором комиссии по строительству.

Он создал необычный проект огромного (втрое больше нынешнего) храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Храм должны были украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне, памятники монархам и видным полководцам. На строительство было выделено 16 млн казённых рублей, поступили значительные пожертвования от частных лиц. Торжественная закладка храма в присутствии императора состоялась 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французов из Москвы, церемония обошлась в 24 тысячи рублей. Местом для строительства были выбраны Воробьёвы горы. На открытие пришло около 400 тысяч человек – почти все тогдашнее население Москвы. Для строительства были собраны 20 тысяч подмосковных крепостных. Витбергу был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест. В 1818 году Карл принял православие. Восприемником Витберга стал сам Александр I, в его честь Карл стал Александром.

Перед началом строительства Витберг самостоятельно произвел точный экономический расчет и составил смету строительства, причем он подсчитал средства очень экономно и спланировал их рациональное освоение. Первые шаги в строительстве храма действительно были очень удачными, удалось приобрести большее, чем планировалось, число рабочих за ту же цену, наладить поставку строительных материалов.

Вначале был выкопан гигантский котлован и заложено мощное основание. Если бы проект Витберга был реализован, то храм Христа Спасителя стал бы самым крупным зданием Европы. От Москвы-реки планировалось построить систему лестничных маршей, ведущих к нижнему храму, высота которого должна была быть 15 саженей (32 метра). Он тремя сторонами уходил в склон крутого берега, четвертая же сторона была открыта к реке. Над этим храмом возвышались два других, высотой 80 саженей (170 метров). Огромная колоннада с трех сторон окружала храм, оставляя открытым лишь спуск к реке. Эта колоннада оформляла квадрат, сторона которого равнялась 300 саженям (640 метров). С двух сторон храма должны были стоять монументы высотой 50 саженей (106 метров), составленные из трофейных французских пушек. Мистическая идея заключалась в том, что храм уподоблялся человеку: нижний храм – тело, второй – душа и верхний – дух. Так архитектор представил путь человека к Богу. Вот как описывал идею храма сам Витберг: «С восторгом видел я мысль Александра воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя – эти три слова раскрыли мне новую жизнь императора, искушаемого бедствиями и скорбями; я видел его высокое христианское одушевление – и вот начало первого желания удовлетворить требование царя достойным храмом. Могли ли его удовлетворить обыкновенные храмы, в числе которых множество произведений высокоизящных, но созданных без всякой религиозной идеи? И могли ли они быть таковыми, когда по большей части зодчие пеклись только об архитектурной красоте, не имея религиозного взгляда?

Вот требования нового храма: чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи. Как Писание говорит, что человек сам храм, то надлежит искать идеи для храма наружного во внутренних идеях самого человека. Рассматривая себя, найдем, что он состоит из трех начал (principium): тела, души и духа. Эту тройственность необходимо было выразить сколько возможно яснее в частях храма. Мне казалось недостаточным, чтобы храм удовлетворял токмо требованиям церкви греко-российской, – но вообще всем христианским, ибо само посвящение его Христу показывало его принадлежность всему христианству. Следственно, храм должен был быть тройственный, то есть. храм тела, храм души, храм духа, – но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм, при своей тройственности, должен был быть единым. Эта тройственность везде: и в божестве, и в природе, даже в мышлении. В жизни Спасителя мы находим три периода, которые согласны с его тройственностью. Воплощение Христа – принятие на себя смертного тела, преображение, показывающее, до какого просветления очищенное тело душевными свойствами доведено быть может, и воскресение, показывающее, в какое духовное состояние тело доведено быть может. Тем более надлежало выразить три храма тремя моментами жизни Спасителя, что весь храм долженствовал быть ему посвященным… Таким образом в храме выражалась и изображалась вся история Спасителя, имени коего он посвящен. Такова идея этого тройственного храма относительно внутренних его частей, но наружность его должна была представлять одно целое, единое здание. Так, как внутренний храм должен был представить духовного человека, так и наружный храм должен был не отрываться от сей идеи в своей общности».

Однако позднее в среде строителей и подрядчиков, которые непосредственно занимались строительными работами, началось злоупотребление и расхищение средств. В последующие семь лет строительство протекало вяло, а под конец и совсем остановилось. Выяснилось, что миллион рублей из денег, выделенных на строительство, расхищен. После смерти Александра I императором стал Николай I. По официальной версии, из-за ненадёжности почвы строительство храма в 1828 году было остановлено. Руководители строительства, в том числе и Витберг, были обвинены в растратах и хищениях и отданы под суд. Судебное разбирательство затянулось, в 1835 году суд постановил Витберг и его люди признавались виновными в убытках казне на сумму 580 тысяч рублей. Все имущество виновных было конфисковано и продано с публичных торгов. За злоупотребление доверием императора Витберг был сослан в Вятку. Некоторые современники считали наказание несправедливым: казначей комиссии сооружения храма Христа Спасителя Василий Владимирович Берг указывал, что Витберг «оказался виноватым, будучи человеком редкой, высокой честности, который, конечно, не посягнул бы ни на одну казённую (да и никакую) копейку».

В ноябре 1835 года только что прибывший Витберг совершил дружескую прогулку по городу с вятским губернатором Кириллом Яковлевичем Тюфяевым (1777–1845). Известный портретист Дмитрий Яковлевич Чарушин так описал ее в дневнике: «Слышу лавочников разговор: «От реки по Спасской улице губернатор с архитектором Витбергом идёт». Я немедленно выскочил из лавки на галерею и вижу такого великого знаменитого человека, идущего посреди дороги. Приближаясь, поравнялись с лавками и шли, продолжая путь. Лавочники и народ раскланивались губернатору и великому архитектору. Кланялись и губернатор, и Витберг. Губернатор в чёрном пальто с тростью, а г. Витберг в пальто серого цвета, и фуражка серая же, и трость в левой руке. С выражением роста, осанкою и движением манеров, величием натуральным, природным, скромностью освещённым мне показался Александр Лаврентьевич…» В Вятке Витбергу было запрещено работать на государственной службе. Всё его имущество конфисковали по решению суда, и вплоть до второй половины марта 1836 года, когда из Петербурга приехала его семья, Витберг жил в доме З.Х. Леушиной на Московской улице в компании с другим ссыльным, Александром Герценым. Тот вспоминал: «Середь уродливых и сальных, мелких и отвратительных лиц и сцен, дел и заголовков, в этой канцелярской раме и приказной обстановке вспоминаются мне печальные, благородные черты художника, задавленного правительством с холодной и бесчувственной жестокостью».

В Вятке Витберг создал проект Александро-Невского собора и проект портала и ограды парадной стороны Александровского сада. Только в 1840 году, по ходатайству Жуковского, Витбергу позволили вернуться в Петербург. В 1844 году он выхлопотал пенсию 400 рублей, положенную ему как академику. В 1838 годупрошла церемония переноса предметов закладки храма Христа Спасителя с Воробьевых гор в Успенский собор Московского Кремля, а 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя по проекта Тона на месте Алексеевского монастыря.

Александр Витберг умер 12 января 1855 года и был похоронен на Волковом кладбище. В 2014 году в Грозном по эскизу Витберга для храма Христа Спасителя, датируемому 1817 годом, был построен «Дом приемов».

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.