Германский император Вильгельм I — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Германский император Вильгельм I

2023-01-16 31
Германский император Вильгельм I 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(1797–1888)

 

Король Пруссии, масон.

Вильгельм был сыном короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы. Как второй сын короля, не считался потенциальным наследником престола и поэтому получил посредственное образование. Служил в армии, сражался против Наполеона, за участие в сражении при Бар-сюр-Обе 27 февраля 1814 года получил Железный крест и русский орден Святого Георгия 4-й степени. В 1818 году был уже генерал-майором и командиром гвардейской бригады, в 1820 году командовал гвардейской дивизией, а в 1824 году – III армейским корпусом. В 1825 году принца произвели в генерал-лейтенанты и назначили председателем комиссий по пересмотру кавалерийских и пехотных уставов. В 1840 году из-за смерти отца и бездетности брата получил титул принца прусского, был произведён в генералы от инфантерии и назначен председателем Совета министров и Государственного совета.

22 мая 1840 года Вильгельм был посвящён в масоны в специальной ложе в Берлине. Покровительствовал масонству в Германии, был почётным членом Великой ложи Шотландии. В 1849 году Вильгельм принял звание гроссмейстера всех прусских масонских лож.

Когда началась революция 1848 года, он в качестве старшего члена государственного министерства подписал указ 18 марта, обещавший конституцию, но ввиду воздвигнутых в Берлине баррикад потребовал, чтобы мятеж был подавлен силой оружия. Его считали реакционером, и он был крайне непопулярен в народе. Поэтому король предпочел отправить Вильгельма в Англию. В 1849 году он был назначен главнокомандующим действующей армией в Бадене и Пфальце, где разбил республиканцев. В октябре 1849 года Вильгельм стал военным губернатором Рейнской провинции и Вестфалии. В 1854 года он получил чин генерал-полковника пехоты со званием генерал-фельдмаршала.

 

Вильгельм I. Художник Э. Хюнтен. 1891 г.

 

В 1857 году Вильгельм стал принцем-регентом при своём брате короле Фридрихе-Вильгельме IV, перенёсшем инсульт. После его смерти в январе 1861 года Вильгельм I стал королем Пруссии. Он стремился усилить военную роль Пруссии в Германском союзе, для чего начал реформу армии. Увеличение военных расходов приводило к постоянным конфликтам правительства с парламентом. Осенью 1862 года Вильгельм назначил канцлером Отто фон Бисмарка и далее следовал его советам во внешней и внутренней политике.

В 1866 году Вильгельм объявил войну Австрии и лично командовал войсками в битве при Садовой. В 1867 году он стал президентом Северогерманского союза. Во время Франко-прусской войны 1870–1871 годов Вильгельм лично командовал войсками в битвах при Гравелоте и Седане. 18 января 1871 года был провозглашён германским императором Вильгельмом I в Версальском дворце короля Людовика XIV.

В последние годы жизни Вильгельм пользовался большой популярностью в народе и воплощал в себе образ «старой Пруссии». Он умер 9 марта 1888 года, 13 дней не дожив до своего 91-летия, в Старом дворце на Унтер-ден-Линден и был похоронен 16 марта в мавзолее Шарлоттенбургского дворца. Вильгельм пережил несколько покушений на свою жизнь. Самое серьезное ранение он получил 2 июня 1878 года, когда ехал в коляске в Тиргартен. Из окна второго этажа дома № 18 на Унтер-ден-Линден в него дважды выстрелил дробью доктор Карл Эдуард Нобилинг, который затем нанес себе смертельную рану. Вильгельм получил несколько тяжелых ранений и лечился в госпитале вплоть до 5 декабря.

Директор департамента полиции Степан Петрович Белецкий писал в докладной записке от 17 марта 1916 года: «Как известно, в начале Франко-прусской войны в 1870 г. король Вильгельм I торжественно заявил, что Пруссия ведет войну не с французским народом, а с Наполеоном III. Когда после Седана Наполеон попал в плен и тем не менее война продолжалась, одиннадцать парижских лож на чрезвычайном собрании 16 сентября 1870 г. составили протест, обращенный к германским масонам, в коем, между прочим, было сказано следующее: «Братья король Вильгельм I и его сын кронпринц Фридрих хорошо осведомлены о наших убеждениях, наших стремлениях и целях. Они заставили немецких франкмасонов уклониться от этих принципов и целей и подчиниться ненасытным властолюбивым стремлениям. Они фанатизировали большинство наших немецких братьев, внушив им, что они вовлечены в священную войну, истинная цель которой состоит в насаждении среди масонских народов протестантства вместо католичества, то есть замена одной религиозной секты другою. Вследствие сего Берлинские Великие Ложи признают за братьев только часть христиан и совершенно не допускают в свои ложи магометан и иудеев, то есть лишают их права, присущего всякому свободному человеку, быть по его желанию масоном. Мы сожалеем о заблуждении наших братьев, приносящих себя добровольно в жертву честолюбию своих правителей.

Мы считаем, что братья Вильгельм I и кронпринц Фридрих нарушили свою масонскую присягу и потому, как клятвопреступники, недостойны носить высокое звание вольных каменщиков. Они утратили свою честь. Потому мы порываем всякие сношения с этими чудовищами в человеческом образе и исключаем их из масонской семьи».

 

Генрих Гейне

(1797–1856)

 

Великий немецкий поэт, масон.

Христиан Иоганн Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе в семье обедневшего еврейского купца Самсона Гейне (1764–1829), торговавшего тканью. В то же время эта семья находилась в тесном родстве с богатыми купцами, даже мультимиллионерами. При рождении назван Хаим, в семье его называли Гарри. Гейне рос в семье, проникнутой свободомыслием и деизмом, но соблюдавшей еврейские традиции, и в городе, где действовали законы о равноправии евреев, принятые в ходе Великой французской революции. Главную роль в его воспитании играла мать, образованная и властная Бетти (Пейра, урожденная ван Гельдерн; 1771–1859). Она забрала Гейне из частной еврейской школы и определила его в школу при монастыре францисканцев, а в 1808 году – во французский лицей, где преподавание было преимущественно на французском языке. После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа и всей Рейнской области к Пруссии Генрих Гейне переходит в экономическое училище. Потом Генриха отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне учиться у богатой родни купеческому делу, но у юноши душа не лежала к торговле.

 

Генрих Гейне. Гравюра первой пол. XIX в.

 

В 1816 году родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, мультимиллионера Соломона Гейне (1767–1844), был свой банк. Соломон был не только банкиром, но и большим филантропом. Благодаря его материальной поддержке в размере восьми миллионов талеров (огромной по тем временам суммы) после страшного пожара 1842 года город смог довольно быстро восстановиться. Несмотря на широкую благотворительность, Соломон Гейне после смерти оставил своим наследникам капитал в 30 млн франков. Он попробовал Генриха в деле, поставил племянника во главе маленькой компании. Для нее все кончилось печально меньше чем за полгода. Тогда дядя поставил Генриха вести бухгалтерские счета, но племянник всё больше увлекался лирикой. И Соломон счел за лучшее отпустить его домой, но стал помогать юному поэтическому дарованию. Ежегодно он высылал ему по 6 тысяч франков, а по завещанию оставил 16 тысяч франков и обещал выплачивать Генриху пенсию в полном объеме, а его жене после смерти поэта.

За три года у Соломона Генрих влюбился в свою кузину Амалию, дочь Соломона. Любовь осталась безответной, но зато отразилась в лирике Гейне.

В 1819 году Гейне на деньги дяди Соломона поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, прослушав всего одну лекцию, Гейне увлекается посещением лекции по истории немецкого языка и поэзии, которую читал Август Шлегель (1767–1845). В Бонне поэт участвовал в жизни студенческой организации – буршеншафт, проникнутой смутно либеральными и националистическими настроениями. Отражением этих настроений стало стихотворение «Германия».

В 1820 году Гейне перешел в Геттингенский университет, однако его исключили за вызов одного из студентов на дуэль, которым он отреагировал на оскорбления. В 1821–1823 годах Гейне учился в Берлинском университете, где слушал лекции Гегеля. В 1821 году он стал членом Общества культуры и науки евреев, имевшего просветительские и реформистские цели. Однако в путевых заметках о Польше в 1822 года Гейне утверждал, что ортодоксальные евреи Восточной Европы более достойны уважения, чем их увлеченные реформизмом западные соплеменники. Тогда же он начал писать повесть «Бахарахский раввин», оконченную в 1840 году, о жизни еврейской общины в XIII веке, борющейся с кровавым наветом. В 1825 году перед получением диплома доктора права Гейне вынужден был перейти в лютеранство, так как дипломы выдавались только христианам.

С 1826 года Гейне всецело посвящает себя литературному творчеству. Его новаторские «Книга песен» (1827) и прозаические «Путевые картины» (т. 1–4, 1826–1831) пользовались большим успехом у публики и оказали заметное влияние на европейскую литературу. Стихи Гейне утверждали в поэзии глубокое чувство вместо модной чувствительности эпигонов романтизма. Романтическая ирония, порой даже издевка, направленные на собственные чувства и переживания, лишали их ореола, делали еще более человечески понятными. Немецкому стиху Гейне придал напевность народной песни, ритмическую энергию и эпиграмматичность, ввел в него интонации и обороты обыденной речи. Гейне приспособил разговорный язык к лирике. Прозу «Путевых картин» отличают легкость и непринужденность языка. Личную обездоленность поэт отождествлял с царящей в мире общественной несправедливостью.

После Июльской революции 1830 года поэт, уставший от постоянной борьбы с цензурой, переехал в свободный, как он думал, Париж. В 1834 году Гейне познакомился с девятнадцатилетней Криссенсией Эжени Мира (Гейне называл её Матильдой), на которой женился в 1841 году. Она была из простых крестьян и приехала в пятнадцатилетнем возрасте к тётке-башмачнице в Париж. Гейне финансировал её учебу в нескольких учебных заведениях для молодых женщин. Она пережила Гейне и умерла 17 февраля 1883 года, в день смерти поэта.

В стихотворении 1844 года «Доктрина», подводившие итоги его творчества в парижский период, Гейне писал:

 

Стучи в барабан и не бойся,

Целуй маркитантку под стук;

Вся мудрость житейская в этом,

Весь смысл глубочайший наук.

 

Буди барабаном уснувших,

Тревогу без устали бей;

Вперёд и вперёд подвигайся —

В том тайна премудрости всей.

 

И Гегель, и тайны науки —

Всё в этой доктрине одной;

Я понял её, потому что

Я сам барабанщик лихой!

 

В 1846 году у Гейне начался прогрессивный паралич – последняя стадия сифилиса, ставшего следствием многочисленных сексуальных связей поэта. Но поэт продолжал творить до самого конца. Даже после 8 лет болезни Гейне не сдавался и сохранял чувство юмора. В 1851 году вышел его последний сборник – «Романсеро», где преобладали скептические и пессимистические настроения.

В мае 1848 года Гейне, полуслепой, полухромой, в последний раз вышел из дому на прогулку и с тех пор уже до самой смерти остался прикованным к своей «матрасной могиле», как называл он те 12 матрасов, на которых лежал. В опубликованном после революции списке лиц, получавших субсидии из секретного фонда правительства Гизо, значилось и имя Гейне.

Гейне был дальним родственником Карла Маркса по материнской линии. Когда они познакомились в 1843 году в Париже, они еще не знали о своём родстве. Гейне и Маркс подружились. Их сближала в то время приверженность утопическому социализму. В 1844 году они вместе сотрудничали в выходившей краткое время в Париже газете немецкой революционной эмиграции «Форвертс». По воспоминаниям Франциски Кугельман, во время последней встречи Маркса и Гейне, незадолго до смерти последнего, «Гейне как раз перестилали постель, когда вошёл Маркс; он был так болен, что к нему едва можно было прикасаться, сиделки поэтому несли его в кровать на простыне. Гейне, которого даже в этот момент не оставил его юмор, совсем слабым голосом приветствовал Маркса: – Видите, дорогой Маркс, дамы всё ещё носят меня на руках…»

В 1819 году в Бонне Гейне был посвящен в градус ученика местной ложи вольных каменщиков, и до конца дней его судьба будет связана с масонством, в котором он достиг высоких степеней посвящения. В «Путевых картинах» он писал: «Право, не знаю, заслуживаю ли я того, чтобы гроб мой украсили когда-нибудь лавровым венком. Поэзия, при всей моей любви к ней, всегда была для меня только священной игрушкой или же освящённым средством для небесных целей. Я никогда не придавал большого значения славе поэта, и меня мало беспокоит, хвалят ли мои песни или порицают. Но на гроб мой вы должны возложить меч, ибо я был храбрым солдатом в войне за освобождение человечества».

Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года в Париже вследствие прогрессивного паралича и был похоронен на кладбище Монмартра.

 

Антон Антонович Дельвиг

(1798–1831)

 

Русский поэт, издатель, масон, барон.

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве в семье генерал-майора барона Антона Антоновича (Отто Якова) Дельвига (1773–1828) и Любови Матвеевны Красильниковой (26 сентября 1777 – ум. 1859), дочери статского советника Матвея Андреевича Красильникова, директора Московского ассигнационного банка.

В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей, где подружился с Пушкиным. Он рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа»). Дельвиг служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; в 1821–1825 годах он был помощником библиотекаря баснописца Ивана Андреевича Крылова в Императорской публичной библиотеке.

30 октября (11 ноября) 1825 года Дельвиг женился на Софье Михайловне Салтыковой (1806–1888), и их дом превратился в литературный салон. Поэт проявил себя и как издатель. В 1825–1830 годах он издал семь книжек альманаха «Северные цветы» и альманах «Подснежник» на 1829 год, а с 1830 года начал издавать «Литературную газету», которая продолжила выходить и после смерти Дельвига.

Дельвиг был членом масонской ложи «Избранный Михаил». Он также был членом преддекабристской организации «Священная артель» и литературного общества «Зеленая лампа».

Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни «Соловей мой, соловей» (1826) и «Не осенний мелкий дождичек…» (1829).

 

А.А. Дельвиг. Портрет 1830-х гг.

 

В последние годы жизни Дельвиг служил в Министерстве внутренних дел. Он умер от тифа 14 (26) января 1831 года в Петербурге и был похоронен на Волковом православном кладбище. В 1934 году его прах был перенесен в некрополь мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Узнав о смерти Дельвига, Пушкин писал: «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига». И он же писал о поэзии Дельвига: «Идиллии Дельвига… удивительны. Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из XIX столетия в золотой век, и необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы, эту роскошь, эту негу греческую, эту прелесть более отрицательную, чем положительную, не допускающую ничего запутанного, темного или глубокого, лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах…»

 

Александр Сергеевич Пушкин

(1799–1837)

 

Великий русский поэт, основоположник современного русского литературного языка, масон.

Пушкин родился в Москве в семье Сергея Львовича Пушкина (1770–1848), представителя старинного дворянского рода, и Надежды Осиповны, урожденной Ганнибал (1775–1836), внучки «арапа Петра Великого», выходца из Эфиопии Абрама Петровича Ганнибала (1696–1781). Отец Александра Сергеевича в 1814 году вступил в Варшаве в масонскую ложу «Северный Щит», а в 1817 году был членом шотландской ложи «Александр», из которой в том же году перешел в ложу «Сфинкс», в 1818 году исполнял должность второго стюарта в ложе «Северные друзья». Дядя Александра Сергеевича, Василий Львович Пушкин (1766–1830), известный поэт своего времени, вошёл в состав петербургской ложи «Соединённые друзья» французской системы в 1810 году и написал для нее три масонские песни на французском языке (рабочий язык ложи был французский). В 1811 году он перешел в русскоязычную ложу «Елизаветы к Добродетели» и был избран ритором (витией) ложи – как раз во время визита в Петербург с племянником Александром с целью определить его в Царскосельский лицей. В ноябре 1817 года ложа «Елизавета к добродетели» основала ложу «Ищущие манны» в Москве, с ещё более строгим уставом и ритуалом, чем материнская. Все члены капитула имели рыцарское достоинство и входили в Капитул Феникса, причём Василий Львович числился там под № 25, что было выше, чем у остальных членов ложи «Ищущие манны». Здесь он написал «Песнь в торжественный день Св. Иоанна Крестителя 24-го Июня» (Святой Иоанн Креститель был покровителем российских масонов). Члены ложи занимались в основном изучением мистических текстов. Ложа «Ищущие манны» была закрыта в 1822 году.

 

А.С. Пушкин. Портрет 1831 г.

 

В 1817 году Пушкин окончил Царскосельский лицей и в чине коллежского секретаря поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В лицее нравственных и политических наук читал профессор Александр Петрович Куницын, учившийся в Геттингенском университете, предположительно принадлежавший к масонству и оказавший большое влияние на юного Пушкина. Во всяком случае, в посвященных ему пушкинских строках в «Лицейской годовщине 19 октября 1825 г.» появляется масонская символика.

Ещё будучи воспитанником лицея, Пушкин вошёл в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературе. А в 1819 году он стал членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит Союз благоденствия, где преобладали будущие декабристы. Еще в 1818 году Пушкин пытался вступить в ложу «Три добродетели», однако не прошёл баллотировку из-за неподобающего поведения (в уставе ложи содержалось требование, чтобы поступающий в масонство должен быть человеком «добрых нравов», а Пушкин в Петербурге вел слишком разгульную жизнь).

Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу Михаилу Андреевичу Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, в особенности эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I. Поэту грозила ссылка на Соловки или в Сибирь. Но за Пушкина заступился придворный историограф и масон Н.М. Карамзин, и Александр Сергеевич отделался переводом из столицы на юг, в Кишинев, в канцелярию генерала от инфантерии Ивана Никитича Инзова (1768–1845), наместника Бессарабской области, попечителя колонистов Новороссийского края и Бессарабии и масона, члена кишинёвской масонской ложи «Овидий». Он покровительствовал Пушкину и предложил ему вступить в ложу. 4 мая 1821 года Пушкин был посвящен в степень ученика в ложе «Овидий» Великой ложи «Астрея» в Кишинёве, о чем сделал соответствующую запись в своем дневнике. Здесь же он близко общается с членами преддекабристского Союза благоденствия М.Ф. Орловым, К.А. Охотниковым, В.Ф. Раевским. Обряд посвящения проходил в подвале дома молдаванина Михалаки Кацики. Начальник Главного штаба князь П.М. Волконский (прототип Андрея Болконского в «Войне и мире») запрашивал Инзова «касательно деятельности г-на Пушкина донести Его Императорскому Величеству, в чем состоит его занятие со времени определения к вам, как он вел себя и почему не обратили вы внимания на занятие его по масонским ложам». Инзов спокойно солгал в ответе начальству: «Относительно же занятия его (Пушкина. – Б. С .) по масонской ложе, то по неоткрытию таковой не может быть оным, хотя бы и желание его к тому было». И это при том, что существование ложи «Овидий» в Кишиневе было секретом Полишинеля.

Досточтимым мастером кишинёвской ложи был генерал-майор Павел Сергеевич Пущин (1785–1865), в то время – командир бригады в 16-й пехотной дивизии и член Союза благоденствия. Ему Пушкин посвятил стихотворение «Генералу Пущину»:

 

И скоро, скоро смолкнет брань

Средь рабского народа,

Ты молоток возьмёшь во длань

И воззовёшь: свобода!

Хвалю тебя, о верный брат!

О каменщик почтенный!

О Кишинёв, о темный град!

Ликуй, им просвещенный!

 

Писатель и масон М.А. Осоргин в 1937 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Пушкина говорил в Париже: «Что Пушкин стал масоном – более чем естественно. В его время, как и в предшествовавшие эпохи, екатерининскую и павловскую, значительное число людей выдающихся и образованных входило в масонские ложи; по последним историческим данным, в России конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века масонов было свыше 3500, если говорить только о тех, имена которых точно установлены… Пушкина, человека независимого духа, проникнутого передовыми взглядами того времени, многое роднило с масонской идеологией свободы личности и торжества просвещения».

В июле 1823 года Пушкин по его просьбе был переведен в Одессу в канцелярию графа Михаила Сергеевича Воронцова (1782–1856), новороссийского и бессарабского генерал-губернатора. Однако граф крайне негативно воспринял роман своей жены Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (урожденной графини Браницкой) (1792–1880) с Пушкиным. И месть не заставила себя ждать.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери Михайловское и провёл там два года (до сентября 1826 года). Пушкин часто навещал соседку по имению Прасковью Александровну Осипову (урожденную Вындомскую, в первом браке Вульф) (1781–1859) в Тригорском и пользовался её библиотекой. Ее отец, отставной полковник Александр Максимович Вындомский, умерший в 1813 году, был членом казанской масонской ложи, близким к Н.И. Новикову, и оставил после себя богатую библиотеку, в том числе с масонскими изданиями. Пушкин активно пользовался этой библиотекой.

В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б.А. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где на время коронационных торжеств находился император Николай I. 8 сентября император встретился с царем. Поэту было обещано возвращение из ссылки, высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры, которая заменялась личной цензурой царя.

В послании ссыльным декабристам «Во глубине сибирских руд», написанном в конце 1826 – начале 1827 года также присутствуют масонские мотивы:

 

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

……………………………………………….

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 

Масоны считали всякий труд священным, а под «братьями» здесь могли подразумеваться члены лож. А обнажённый меч, применявшийся при посвящении, в руках масонов означает не только наказание злодеев и предателей, но и защиту человеческой непорочности, добродетели и гармонии. Меч – это еще и символ свободы, и вернут ее братья – товарищи по ложам. Ведь среди декабристов было порядка 120 масонов.

В 1827 году началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» (написанного ещё в Михайловском в 1825 году), в котором был усмотрен отклик на восстание декабристов. А в 1828 году властям стал известен текст кишинёвской атеистической и сатирической поэмы «Гавриилиада». Дела эти были по высочайшему повелению прекращены после объяснений Пушкина, но за поэтом установили негласный полицейский надзор. В том же году Пушкин опубликовал стихотворение «Пророк», в котором М.А. Осоргин и другие масоны видели масонские мотивы, прежде всего в заключительной строчке:

 

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

 

Осоргин использовал пушкинские строки при образном описании масонского обряда: «Она рассекла ему грудь мечом, и сердце трепетное вынула, и уголь, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинула. И тогда Егор Егорович услыхал и понял то, чего не может услышать и понять непосвященный».

В конце 1829 года Пушкин обратился с просьбой разрешить ему заграничную поездку, но в январе 1830 года получил отказ императора.

18 февраля (2 марта) 1831 года Пушкин обвенчается с Натальей Николаевной Гончаровой (1812–1863), дочерью Николая Афанасьевича Гончарова (1787–1861), коллежского асессора и потомственного дворянина, но происходившего из семьи богатых купцов и промышленников. Ее мать Наталья Ивановна, урождённая Загряжская (1785–1848), фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны, была прапраправнучкой украинского гетмана Петра Дорошенко и незаконнорождённой дочерью Эуфрозины Ульрики, баронессы Поссе (урождённой Липхарт), от генерал-лейтенанта Ивана Александровича Загряжского (1749–1807), удочеренной им. Наталья Николаевна была одной из первых московских красавиц.

В конце 1833 года император пожаловал Пушкина в камер-юнкеры. Александр Сергеевич был этим назначением недоволен и 1 января 1834 года записал в дневнике: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N. N. [Наталья Николаевна] танцовала в Аничкове».

25 июня 1834 года титулярный советник и камер-юнкер Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для написания «Истории Петра». В качестве причин отставки названы семейные дела и невозможность постоянного присутствия в столице. Прошение было принято с отказом пользоваться архивами, поскольку Пушкин формально являлся чиновником при архиве Министерства иностранных дел. Поэтому Пушкин, по совету Жуковского, отозвал прошение об отставке. Позднее Пушкин просил отпуск на 3–4 года: летом 1835 года он писал тёще, что собирается со всей семьёй ехать в деревню на несколько лет. Однако в отпуске ему было отказано, взамен Николай I предложил полугодовой отпуск и 10 тысяч рублей, как было сказано, «на вспоможение». Пушкин их не принял и попросил 30 тысяч рублей с условием удержания из своего жалованья. Отпуск ему был предоставлен на четыре месяца. В 1836 году Пушкин начал издавать журнал «Современник», где печатал свои произведения, а также произведения Николая Гоголя, Александра Тургенева, Василия Жуковского и Петра Вяземского. Но у журнала оказалось всего 600 подписчиков, что даже не покрывало расходов на издание. Однако Пушкин все равно рассчитывал «наперекор судьбе найти и воспитать своего читателя». Он был увлечён «Историей Петра», но опасался проблем с цензурой, поскольку царь будет показан «таким, каким он был в первые годы своего царствования, когда он с яростью приносил всё в жертву своей цели».

В одном из последних стихотворений Пушкина, «Из Пиндемонти», снова проявились масонские мотивы:

 

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, слова, слова.

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! вот права…

 

Осенью 1836 года за женой Пушкина настойчиво ухаживал кавалергард Жорж Шарль Геккерн Дантес, из французских эмигрантов, усыновленный голландским посланником в Петербурге бароном Луи Геккерном. Александра Сергеевича это ухаживание злило. 3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль на французском языке (его авторство не установлено до сих пор) с оскорбительными намёками на связь Натальи Николаевны и Дантеса. Текст пасквиля пародировал масонскую обрядность: «Полные Кавалеры, Командоры и рыцари светлейшего Ордена всех Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле, под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена, Его Превосходительства Д.Л. Нарышкина (жена обер-егермейстера Дмитрия Львовича Нарышкина (1764–1838) Мария Антоновна Святополк-Четверинская (1779–1854) была многолетней любовницей императора Александра I. – Б. С. ), единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором (заместителем) Великого Магистра Ордена всех Рогоносцев и историографом Ордена». Пушкин 4 ноября послал вызов на дуэль Дантесу, так как его и барона Геккерна подозревал в авторстве пасквиля. Дуэль удалось предотвратить тем, что 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой. Но распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны, и он продолжал ухаживать за женой Пушкина. Пушкин послал 26 января (7 февраля) 1837 года Луи Геккерну оскорбительное письмо, после которого дуэль стала неизбежной. За Геккерна дрался Дантес. Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. 29 января (10 февраля) 1837 года Пушкин умер.

Император заплатил долги Пушкина, назначил пенсию вдове и детям и повелел издать собрание сочинений Пушкина на казенный счет. Перед смерть Пушкин и Николай обменялись записками. Поэт просил прощения за то, что нарушил царский запрет на дуэли: «…жду царского слова, чтобы умереть спокойно». Царь ответил: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

Пушкина похоронили в Святогорском монастыре. После похорон Пушкина Александр Иванович Тургенев, отец которого И.П. Тургенев и все братья были масонами, записал в дневнике: «…Заколотили Пушкина в ящик. Вяземский положил с ним свою перчатку». А 28 февраля 1837 года А.И. Тургенев, назначенный лично императором ответственным за доставку гроба поэта в Михайловское, в Святогорский монастырь, писал Н.И. Тургеневу: «Донесли, что Жуковский и Вяземский положили свои перчатки в гроб, и в этом видели что-то и кому-то враждебное». Пара белых перчаток – один из непременных и наиболее значимых атрибутов вольных каменщиков. Они вручаются профану при посвящении в ложу «в напоминание того, что лишь чистыми помыслами, непорочной жизнью можно надеяться возвести Храм Мудрости». Перчатки остаются с масоном на всю жизнь и кладутся в гроб умершего брата женой или близкими друзьями. Таким образом, масоны попрощались с масоном.

В честь 200-летия со дня рождения Пушкина в Москве 12 июня 1999 года была торжественно учреждена достопочтенная ложа «Александр Сергеевич Пушкин».

Главные произведения Пушкина: роман в стихах «Евгений Онегин», «История Пугачевского бунта», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник», драма «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», повести «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Капитанская дочка».

 

Карл Павлович Брюллов

(1799–1852)

 

Русский художник, масон.

Карл Брюллов родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры и масона, немца французского происхождения Пауля Брюлло (1760–1833). Как и отец, являясь потомком изгнанных из Франции гугенотов, принадлежал к реформатской церкви и в Россию прибыл в 1770-х годах XVIII века из Люнебурга, где его семья жила с конца XVII века. Его мать Мария-Елизавета Фёдоровна Шредер была немкой. Сам Карл считал себя немцем и в 1822 году изменил свою фамилию Брюлло на немецкий манер Брюллов. В 1809–1822 годах учился в Академии художеств. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830–1833), удостоенную в Париже Гран-при. Когда полотно было выставлен в Академии художеств, оно привлекло так много народу, что посмотреть на него выстраивались длинные очереди. После триумфа этой картины Брюллова стали называть великим Карлом. Там он впервые изобразил падающие статуи, передал движение. Это также символизировало масонского Люцифера. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принесших ему громкую славу. В 1835 году совершил путешествие по Греции и Турции. В 1835–1836 годах жил в Москве, где познакомился с А.С. Пушкиным, затем переехал в Петербург. Пушкин писал: «Брюллов возвращается нехотя, боясь сырого климата и неволи».

 

К.П. Брюллов. Автопортрет. 1830–1833 гг.

 

В 1836–1849 годах Брюллов преподавал в Академии художеств. Он создал ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе поэта и драматурга Нестора Кукольника (1836), скульптора Джованни (Ивана) Витали (1837) и баснописца Ивана Крылова (1839). В 1837 году к Брюллову обратился поэт и воспитатель цесаревича Василий Андреевич Жуковский с просьбой написать его портрет для императорской фамилии, с тем чтобы использовать вырученные средства на выкуп из крепостничества поэта и художника Тараса Шевченко. Брюллов охотно согласился, и портрет Жуковского был разыгран в придворной лотерее, которая принесла 2500 рублей, необходимые для освобождения Шевченко. 22 апреля 1838 года Тарас Григорьевич получил свободу и поступил в Академию художеств, став позднее одним из любимых учеников Брюллова. В 1843–1847 годах Брюллов принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге. В связи с болезнью в 1849 году он уехал на остров Мадейра, а с 1850 года жил в Италии. Он подружился с семьей Анджело Титтони, соратника Гарибальди, и жил в его доме. Весной и летом 1850 года Брюллов посетил Испанию, изучая живопись Веласкеса и Гойи.

Брюллов состоял в масонской ложе «Избранный Михаил» в Петербурге до 1822 года. Эта ложа открыта 18 сентября 1815 года, работа в ней велась по древнеанглийской системе, при этом она была одной из немногочисленных лож, где использовался русский язык. Ложа подчинялась Великой ложе «Астрея», однако затем стала фактическим филиалом тайного общества декабристов Союз благоденствия.

11/23 июня 1852 года Брюллов умер в Манциане, расположенном недалеко от Рима. Похоронен в Риме на кладбище Монте-Тестаччо.

 

Лайош Кошут

(1802–1894)

 

Венгерский государственный деятель, революционер, журналист и юрист, масон.

Лайош Кошут родился в земанской семье (земан – титул ниже баронского в Польше, Чехии и Венгрии, соответствует титулу Ritter (рыцарь) в Германии) в небольшом городке Моноке (<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.