II.6. Личность и homo sapiens — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

II.6. Личность и homo sapiens

2022-12-20 25
II.6. Личность и homo sapiens 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Личность» это понятие современной философии. Содержание и смысл этого термина в богословии и в секулярной психологии и философии не тождественны. Психология все время пытается в эмпирический реальности найти «корень» личности. Поэтому делаются попытки «определить» смысл этого слова. К примеру, Эрих Фром сводит понятие личности к сумме «приобретенных и унаследованных от родителей психических свойств конкретного лица»[17].

Современный философ Суинберн является сторонником простой теории тождества личности, которая показывает, что личность неразложима и непредставима через какой-либо комплекс свойств и/или степеней обладания ими. В этой связи личность не обладает свойствами, она характеризуется этовостью (thisness), которая и отличает одни личности от других.

Вот этой самой неразложимой «этовостью» человек обладает именно с первых секунд зачатия, т.к. генетически все его физиологическое становление «предопределено» в момент слияния гамет и образования нового живого существа. Это существо будет проходить этапы своего развития и становления, но при этом на всех этапах это будет «вот это самое существо». Распространенная в общества ошибка состоит в том, что многие определяют понятие «человек» через конечный результат, воспринимая весь путь развития как какие-то переходные формы. На самом же деле весь путь психо-физического развития есть путь «этого самого» человека. Подчеркнем, что в развитии человека речь идет не о мутации, а именно о развитии, раскрытии. Человек – не результат развития, а тот, кто постоянно проходит этапы развития от зачатия и до смерти.

Возражение: Понятие «личности» сформулировано языком философии, а не науки. На усмотрение носителей первой и следует отнести отношение к аборту как к убийству.

Понятие «личности» – да, а вот понятие «homo sapiens» – это как раз сфера науки. Потому что границу человеческого определяет генетика, а не философия. Генетически же мы видим, что с самых первых секунд от зачатия развивается уже не часть организма матери, но новый субъект homo sapiens. Соответственно закон должен учитывать данные науки (а не мнения мыслителей) – в первую очередь генетики и антропологии. Понимая, что генетика и антропология тут согласны с религией, наш закон может пойти по одному из двух путей: Либо станет оберегать то, что утвердила религия и подтвердила наука, либо в основу своих норм положит что-то сомнительное и совершенно не имеющее ценности (как то – произвол толпы, мнение окружающих и т.п.). В первом случае закон будет действительно гуманным, ибо будет оберегать личность человека не «начиная с такой-то фазы бытия», а с самого возникновения этой самой новой человеческой особи. Решившись же идти вторым путем, наш закон продемонстрирует свою бесчеловечность.

В православном богословии понятие «личность» является результатом синтеза таких понятий как «ипостась», «лицо» (persona) и «индивидуум». В современном православном богословии оно, как правило, составляет аналог термина «ипостась». Следует отличать от богословского понятия «личности» аналогичное понятие в психологии (Э. Фром., Юнг, Фрейд). В православии личность мыслится скорее апофатически. Ведь даже при отсутствии всех позитивных (или, говоря языком богословия, «катафатических») элементов, человек останется человеком. К примеру, если мы будем иметь пред собою существо, полностью парализованное, лишенное сознания (к примеру, при болезни Альцгеймера), чувств и рассудка (различные болезни и отклонения умственного развития), питающееся от аппарата питания, лишенное самостоятельности, находящееся в коме, мы все равно будем твердо стоять на том, что перед нами человек. Он находится в бедственном состоянии, но в сущности он не перестает нести в себе тайну человеческой личности. Именно личность, а не совокупность позитивных свойств, составляет подлинное величие человеческого существа, делает человека подлинно чудесным и великим явлением на земле. Можно сказать словами современного философа Леги В.П.: «Личность есть бесконечность духовного царства, есть тайна, есть, по выражению В.Лосского, несводимость ни к чему. Тайна человеческой личности невыразима словами, рассудочное познание может относиться лишь к индивидууму»[18]. Но ни одна наука не может «схватить» личность, «пощупать её». Прикосновение к тайне дано только тем, кто в состояниит подняться над реальностью эмпирической, увидеть человека не просто как сгусток законов природы и носителя тех, или иных свойств и возможностей, но увидеть человека как образ Невидимого Бога. Это под силу только религиозному взгляду на человека. Этот взгляд, к слову, ничего не убавляет у научного изучения человека. Наоборот – религиозный подход возвышает человека.

И, тем ни менее, именно ввиду двусмысленности понятия «личность» в современном мире, мы предпочитаем говорить не о личности, а о субъекте Homo Sapiens: каждый субъект Homo Sapiens имеет право на существование по факту своего зачатия.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.