Материалы Всероссийской научной конференции — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Материалы Всероссийской научной конференции

2022-11-24 22
Материалы Всероссийской научной конференции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Архангельск

2006

Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации

Архангельский государственный технический университет

Современный мир:

Проблема свободы

Материалы Всероссийской научной конференции

(14 – 16 сентября 2006 г.)

 

Архангельск

Г.

ББК 67я43

Р75

Редакционная коллегия:

Колосов В. А. – проф., д-р филос. наук

(ответственный редактор)

Малый А. Ф. – проф., д-р юрид. наук

Скорюков Н. М. – доц., канд. филос. наук

Минькин К. В. –доц., канд. ист. наук

Деменев А. Г. – доц., канд. филос. наук

ISBN-261-00048-3                      ©Архангельский государственный

                                                      технический университет, 2006

Свобода как моральный выбор

Культура, являясь способами подлинно человеческой жизни, воплощается в ее результатах, то есть смыслах и ценностях. Ценности формируются в социуме веками на основе социально-нравственного опыта и выражаются в категориях «добра» и «зла».

Для каждого отдельного человека его индивидуальный нравственный опыт – это его умение различать добро и зло и делать моральный выбор между ними. Нам представляется, что такой выбор и есть акт внутренней духовной свободы человека.

Ситуация выбора в человеческой жизни одна из самых распространенных и типичных. Выбор может совершаться по самым разным основаниям: интуиции, логике, опыту или же вопреки им. Гносеологически эта процедура не является абсолютно логической. Для духовно развитого человека самыми сильными основаниями в его действиях являются уроки воспитания, усвоенные нравственные правила. «Не ум главное, а то, что направляет его: воспитание, благородные свойства, натура» (Ф.М. Достоевский).

Чем более глубок и содержателен нравственный опыт человека, тем императивнее его система ценностей, тем легче он делает свой моральный выбор и тем неуклоннее ему следует, несмотря ни на что. При этом мы говорим о духовной стойкости человека, о его независимости от любых внешних обстоятельств, то есть о его полной внутренней свободе. Свобода здесь может трактоваться как моральное господство человека над собой, над своими колебаниями, метаниями, слабостями (обладателями такой свободы были, например, Сократ, выпивший чашу с цикутой или адмирал А.В. Колчак, руководивший собственной казнью).

Само содержание морального выбора может быть достаточно сложным. Свобода как моральный выбор предполагает объективное наличие нескольких возможностей, из которых можно выбирать. Авторитарное, тем более тоталитарное общество задает жесткую систему ценностей, предельно сужая поле выбора, тогда свобода становится инакомыслием и инакодействием, что может восприниматься социумом как духовная и моральная крамола. В более демократических социальных вариантах возможность выбора растет, и свобода воспринимается как духовная и моральная смелость, как творческий поиск, как гражданская позиция; социум признает их и хотя может не вполне их разделять, вынужден с ними считаться.

Таким образом, индивидуальный нравственный выбор связан с существующими социальными вариантами, и свобода встречается в социуме со своими пределами, ограничениями, то есть несвободой.

Не в последнюю очередь ограниченность морального выбора связана и с тем, что, выбирая нечто, человек отказывается от других вариантов выбора и тем самым задает своим действиям некоторую линейность, одномерность, жесткость, которые в своей полноте обозначаются как жизненный путь или судьба. Свобода оборачивается некоторой предначертанностью, несвободой. «Своя воля, своя и доля» (народная мудрость). Кроме того, сделав выбор, человек не только реализует его, но и ответственен за него перед собой, истиной, социумом, Богом или др.

В то же время человек вправе и может в своих духовных поисках, в нравственном диалоге с самим собой переосмысливать и переоценивать свою жизнь, пересматривать свою систему ценностей, задавать другие основания морального выбора. Самим человеком этот наисложнейший процесс воспринимается как жизненная драма (Н.А. Бердяев Самопознание).

Соотношение свободы и культуры не ограничивается рассмотренными выше соображениями, связанными с аксиологичностью культуры. Речь идет лишь о том, что культура как способность человека к его подлинному существованию с необходимостью содержит внутри себя возможность такого существования. Такой возможностью представляется нам свобода, понимаемая как задаваемая культурой ситуация морального выбора.

 

 

КАРИВЕЦ И. В.

Национальный университет

«Львовская политехника»

III.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Зубкова  Г. А. Свобода и культура

Буторина Т. С. Приобщение детей к традициям РусскогоСсевера

Козлов М. И. Эволюция представлений о социальной справедливости в русской православной мысли на рубеже XIX – XX вв.

ПетроваЕ.В. Социальное воспитание как проблема философско-педагогической антропологии В. в. Зеньковского

ПотапенкоС.М. К проблеме разноуровневой первоначальной подготовленности студентов в области информационных технологий

Гессе С. В. Знаки культуры и проблема свободы

Булатова ж. Е. Теория свободного воспитания Л.Н. Толстого

Смирнова О. В., Старжинская О. Н. Мировоззренческие аспекты образования

Пушкина Н. М. Проблема свободы в отечественной педагогике конца XIX-начала XX вв

Сластилина Ю. В. некоторые аспекты «свободы совести и свободы вероисповедания»

Широких Н. Н. Категория «свобода» в трудах Виктора Франкла

Цветков Е. В. Фантазия как особый элемент социальной реальности

 


[1] Философия истории. М.,1999.С.296.

[2] Лавров П.Л. Исторические письма.//Лавров П. Л. Избранные произведения. М.,1965. В 2Т. Т.2.С.54.

[3] См.: Лавров П. Л. Задачи понимания истории. СПб.,1903.121.

[4] См.: Лавров П. Л. Собр. соч. Т.2,1918,вып.YII. С. 75.

[5].Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произв. в 2-х томах. М.,1965.Т.2.С.54.

[6] Там же. С.254 

[7] Лавров П. Л. Социально-революционная и буржуазная нравственность.// Сочинения. Т. 4, М., 1934.С.63.

[8] Лавров П. Л. Философия и социология. Т. 2.С.98.

 

 

 

 

 

.

 

 

1 См. подр.: Философский словарь / Под. ред. И.Т.Фроловой, М.: Политиздат, 1986. 433-434. Краткая философская энциклопедия,- М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. С.422.

2 Цит.: Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. №2. С.22.

3 Цит.: Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. №1. С.9.

4 Цит.: Бурьянов С.А. Новая парадигма реализации свободы совести // Современное право. 2003. №5. С.11.

[13] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992. С. 156-160.

 

[14] Общая социология: Учеб. пособие / Отв. ред. А.Г. Эфендиев./ М., 2005.С.127.

 

[15] Аналогия // Словарь иностранных слов. М.,: 1988.- С.36.

[16] Метафора // Советский энциклопедический словарь. М.,: 1982.С.805.

[17] Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений / Теория метафоры. М.,1990. С.131.

[18] Райх В. Психология масс и фашизм: Пер. с англ. СПб. 1997.

 


[i] Там же. С. 152.

1 Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. 2003. С. 10-11.

2 Рыльская О.А. Социально-политические истоки, формы и признаки терроризма // Российский следователь. 2003 № 10. С. 39-42.

 

[ii] Э.Радлов. Очерки истории русской философии. Пг., 1920. С.92.

[iii] Светлов П.Я. Идея Царства Божия в ее значении для христианского мировоззрения (Богословско-апологетическое исследование). Сергиев Посад, 1904. С.160.

[iv] Кудрявцев-Платонов В.Д. Соч. Сергиев Посад, 1898. Т. 2. Вып. 2. С. 97.

[v] Тареев М.М. Основы христианства. В 5т. Сергиев Посад, 1908-1910. Т. 3. С. 70. 

[vi] Тареев М.М. Философия жизни. Сергиев Посад, 1916. - С. 142.

[vii] Тареев М.М. Основы христианства. В 5т. Сергиев Посад, 1908-1910. Т. 3. С. 22.

[viii] Там же. С. 42.

[ix] Светлов П.Я. Идея Царства Божия в ее значении для христианского мировоззрения (Богословско-апологетическое исследование). – Сергиев Посад, 1904. – С. 203.

[x] Там же.

[xi] Пирс Ч. С. Учение о знаках // Избранные произведения. М.: ЛОГОС, 2000, С. 230.   

[xii] Моррис У. Основания теории знаков / Семиотика. М.; 1983. С. 68.

[xiii] См: Пирс Ч. С. Учение о знаках / Избранные произведения. М., 2000 С. 230 – 235.

[xiv] Л. Н. Толстой. Соб. соч. в 20-ти томах. М., «Художественная литература» 1983год. С. 32.

[xv] Л. Н. Толстой. Там же. С. 25.

[xvi] Л. Н. Толстой. Там же. С. 27.

[xvii] Л. Н. Толстой. «О народном образовании» Собр. соч. в 20-ти т.16. С. 26.

[xviii] Там же. С. 29.

[xix] Л. Н. Толстой. Соб. соч. в 20-ти т. т. 16. М., г. С. 32.

Архангельск

2006

Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации

Архангельский государственный технический университет

Современный мир:

Проблема свободы

Материалы Всероссийской научной конференции

(14 – 16 сентября 2006 г.)

 

Архангельск

Г.

ББК 67я43

Р75

Редакционная коллегия:


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.