ХАДИС 81 Отец обязан нести расходы на детей. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

ХАДИС 81 Отец обязан нести расходы на детей.

2022-11-14 24
ХАДИС 81 Отец обязан нести расходы на детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды к посланнику Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам)) пришла жена Абу Суфйана Хинд бинт ‘Утба и сказала (ему): “О посланник Аллаха, поистине, Абу Суфйан [он был мужем Хинд, да будет доволен Аллах ими обоими] – человек скупой, и того, что он даёт мне, недостаточно для меня и моих детей, если я сама не беру что-то из его средств без его ведома, так не является ли это грехом для меня?” (На это посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам)) сказал: «Бери из средств его столько, сколько будет хватать тебе и твоим детям сообразно обычаю». Аль-Бухари и Муслим.

 

Улемы вывели из этого хадиса много положений фикха, и на некоторые из них мне хотелось бы указать.

 

В соответствии с этими положениями, человек, который просит о заключении по религиозно-юридическому вопросу и подаёт жалобу на кого-либо, может открыто говорить всё о том, кого касается этот вопрос или жалоба, так как в подобном случае это не считается запретной хулой, а является одним из исключений, касающихся хулы, и все улемы сходятся на том, что в случае необходимости о других можно говорить подобные вещи.

 

Дело в том, что запретной хулой является всё сказанное о твоём брате, что не понравилось бы ему, если бы он услышал это, однако в ситуации, подобной той, о которой мы ведём речь, когда в этом возникает необходимость, или если человек нуждается в этом для получения совета по общему или частному вопросу, или если речь идёт о таком человеке, который известен только по кличке, это становится дозволенным в той мере, в какой будет способствовать достижению его цели.

 

Расходы на детей входят в круг обязанностей отца, тогда как ни мать и никто другой нести их не обязаны.

 

Кроме того, мужчина должен предоставлять жене необходимый минимум средств, которого будет достаточно для жизни, так как пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Бери из средств его столько, сколько обычно хватает тебе и твоим сыновьям».

 

Если говорить о достаточности, то здесь следует принимать во внимание обычай. Иными словами, это определяется конкретными условиями жизни людей и зависит от конкретного времени, места и того, насколько трудным или лёгким является их положение. Если же человек, обязанный нести расходы, отказывается делать это или скупится в целом или в частностях, тот, на кого должны расходоваться эти деньги, или же управляющий того, кто должен их выплачивать, может взять необходимое даже и без ведома хозяина.

 

Это можно сделать в силу того, что в данном случае причина очевидна, а кроме того, это не имеет отношения к обману, и поэтому на подобные случаи не распространяются слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) который сказал: «Не проявляй вероломство по отношению к тому, кто поступил вероломно с тобой». Абу Дауд, ат-Тирмизи и ад-Дарими. [Этот хадис, передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах].

 

Это и есть правильная и умеренная точка зрения по вопросу, касающемуся позволительности брать положенное из средств того, кто должен нести расходы, без его ведома. Что же касается мнения, распространённого среди ханбалитов, то оно сводится к тому, что подобное является допустимым только в том случае, когда причина является очевидной, например, когда речь идёт о расходах на жену, детей, рабов и так далее, а также об обязательных расходах на угощение гостя.

К числу вышеупомянутых положений фикха относится и то, что, если человеку будет поручено какое-нибудь дело, осуществление которого требует предварительного определения затрат, необходимо прислушаться к мнению этого человека относительно необходимой суммы, так как выполнение этого дела доверяется ему.

 

К этому имеет отношение и то, что, если кто-нибудь просит о заключении по религиозно-правовому вопросу, что затрагивает и другого человека, и если тот, к кому обращаются с просьбой о таком заключении, считает, что обращающийся с подобной просьбой говорит правду, то нет необходимости в вызове того, кого это касается, особенно в том случае, когда это может принести вред. Примером может служить ситуация, подобная той, о которой говорится в рассматриваемом нами хадисе, так как если бы в связи с упомянутой жалобой был вызван Абу Суфйан, нельзя было бы исключить что затем между ним и его женой не произошло бы чего-нибудь нежелательного. [Имеются в виду ссоры, развод и тому подобные вещи].

 

Однако это не рассматривается как свидетельство относительно третьего лица, поскольку речь идёт не о суде, а только о просьбе дать заключение по религиозно-юридическому вопросу, а Аллах знает об этом лучше.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.