ХАДИС 74 Слова мольбы, обращаемой к Аллаху перед началом путешествия. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

ХАДИС 74 Слова мольбы, обращаемой к Аллаху перед началом путешествия.

2022-11-14 209
ХАДИС 74 Слова мольбы, обращаемой к Аллаху перед началом путешествия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Когда посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) усаживался на своего верблюда, отправляясь куда-нибудь, он обычно трижды произносил слова: «Аллах велик» (Аллаху акбар), а потом говорил: «Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся! [См.: “Украшения”, 13 – 14]. О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и Ты останешься с семьёй, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!»

 

(Субхана-Ллязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ля-ху мукринин, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун! Аллахумма, инна нас`алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра ва-т-таква, ва мин аль-‘амали ма тарда! Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу‘да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ва`саи-с-сафари, ва каабати-ль-манзари ва су’и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли!).

 

А когда посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) возвращался, он произносил те же слова и добавлял к ним следующее: «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему!» (Айибуна, та’ибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидун!). Муслим.

 

Этот хадис содержит в себе много полезного из того, что имеет отношение к путешествиям и поездкам.

 

Вышеупомянутые обращения к Аллаху заключают в себе просьбы о даровании того, что приносит человеку пользу в делах религии, являющихся важнейшими из всех дел, а также и в его мирских делах, о достижении желаемого, об отвращении неприятного и вредоносного, о даровании человеку возможности благодарить Аллаха за Его милости и помнить о Его благодеяниях и Его щедрости, а также о том, чтобы во время путешествия человек проявлял повиновение Аллаху и делал то, что поможет ему приблизиться к Нему.

 

Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Когда посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) усаживался на своего верблюда, отправляясь куда-нибудь, он трижды произносил слова: «Аллах велик».

 

Таким образом, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) начинал свои путешествия с возвеличивания Аллаха и воздавания Ему хвалы, и точно так же он завершал их.

 

Слова посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!» [См.: “Украшения”, 13 – 14], заключают в себе благодарность Аллаху за то, что Он подчинил Своим рабам средства передвижения, которые перевозят грузы и людей в далёкие страны, и признание этого благодеяния Аллаха.

 

Под средствами передвижения подразумеваются все сухопутные, морские и воздушные транспортные средства.

 

Вот почему Нух (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал тем, кто вместе с ним находился в ковчеге: «Садитесь в (ковчег)! С именем Аллаха поплывёт он и остановится». “Худ”, 41.

 

Все эти средства передвижения, все их принадлежности и всё то, что делает их совершенными, являются результатом благодеяний Аллаха, подчинившегося людям всё это, а поэтому рабам Аллаха следует признавать эти благодеяния, особенно в те моменты, когда они непосредственно пользуются ими.

 

В словах «ведь нам такое не под силу!» [См.: “Украшения”, 14] содержится указание на то, что стало возможным только благодаря Творцу. Иначе говоря, если бы Аллах предоставил всё нашим собственным силам, то мы оказались бы наиболее невежественными, бессильными и безвольными созданиями.

 

Однако Аллах подчинил людям животных, и научил их делать средства передвижения, и облегчил им путь к созданию доспехов для защиты, о чём Всевышний сказал так: «И Мы научили его [пророка Дауда, мир ему] изготовлять для вас доспехи, чтобы они защищали вас в сражениях ваших (, но) станете ли вы благодарить?» “Пророки”, 80.

 

Таким образом, людям следует благодарить Аллаха, ибо Он научил их делать одежду, прикрывающую их наготу, и роскошную одежду, и доспехи, и всевозможное военное снаряжение. И Он научил их создавать средства передвижения по воде, по суше и по воздуху, и научил их делать всё то, в чём они нуждаются, и создал железо, в котором заключено для них и великое зло, и много полезного. [См.: “Железо”, 25].

 

Однако по большей части люди забывают благодарить Аллаха, более того, по отношению к Аллаху они ведут себя заносчиво и превозносятся над теми милостями, которые оказаны рабам Аллаха Всевышнего.

 

В этом хадисе упоминание о земном путешествии перекликается с упоминанием о путешествии духовном в мире ином, так как пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!» [См.: “Украшения”, 14]. Эти слова указывают на то, что Аллах снова создаст всё точно так же, как Он создал всё в первый раз. Он сделает это для того, чтобы по заслугам воздать творившим дурное и воздать тем, кто совершал благое, лучшим.

 

Далее посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен!»

 

Таким образом, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) просил Аллаха о том, чтобы во время путешествия иметь возможность совершать все благие дела, о сохранении богобоязненности, которая представляет собой не что иное, как боязнь гнева Аллаха, и выражается в отказе от всех явных и тайных слов и дел, которые ненавистны Аллаху, и он просил Аллаха о том, чтобы иметь возможность совершать такие дела, которыми Он останется доволен.

 

Это включает в себя все виды поклонения Аллаху и все средства приближения Нему. Когда путешествие станет таким, это значит, что оно станет успешным, и надо сказать, что все поездки, путешествия и походы посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) были именно такими.

 

Далее пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) обратился к Аллаху с просьбой о помощи и облегчении трудностей путии сказал: «О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность!»

 

Путешествие доставляет человеку мучения, и поэтому пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) просил Аллаха облегчить его и сократить его дальность, уменьшить заботы и трудности путешествия и даровать ему благо в пути, чтобы он мог преодолевать его, не обращая внимания на расстояние. И он просил Аллаха даровать ему много такого, что позволяет человеку отдонуть, например, сердечный покой, хороших спутников, лёгкий путь, избавление от всего внушающего страх и так далее.

 

И действительно, сколько раз бывало так, что путешествие продолжалось в течение многих дней, однако Аллах облегчал его для путешественников, и сколько раз бывало так, что короткое путешествие становилось труднее трудного, а это значит, что всё зависит только от милости и помощи Аллаха, облегчающего его.

 

И поэтому посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) просивший об облегчении, говорил: «…о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути…», то есть от всех затруднений.

 

И он говорил: «…от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу…», то есть от постоянной печали и озабоченности. И он (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорил: «…и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!»

Последнее означает: О Господь, мы просим Тебя сохранить наших жён, детей и имущество, то есть всё то, что мы оставили позади себя и с чем расстались, отправляясь в путешествие, и даровать им и нам безопасность, и постоянно оказывать нам благодеяния, в чём и заключается совершенство милости, оказываемой Аллахом Его рабу, и радости, которую испытывает благодаря этому раб Аллаха.

 

Те же слова посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) произносил, когда возращался из путешествия, добавляя к этому следующее: «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему!»

 

Это значит: О Аллах, мы просим Тебя, чтобы во время нашего возвращения Ты дал нам возможность постоянно приносить Тебе своё покаяние, поклоняться Тебе и воздавать Тебе хвалу и чтобы Ты позволил нам завершить проявлением повиновения Тебе наше путешествие, которое началось благодаря Твоему содействию.

 

Вот почему Аллах Всевышний сказал: «И говори: “Господь мой, введи меня чрез врата искренности, и выведи меня чрез врата искренности, и даруй в помощь мне силу от Тебя!”». “Ночное путешествие”, 80.

 

Это означает, что рабу Аллаха следует просить, чтобы его путешествия и всё то, что будет иметь отношение к его вступлению куда-либо или выходу откуда-либо, было связано с искренностью, истиной и занятостью тем, что любит Аллах, и чтобы это было связано с упованием на Аллаха и с получением помощи от Него.

 

Кроме того, слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) «…и воздаём хвалу Господу нашему!» является выражением признания милости Аллаха на завершающем этапе, подобного признанию её в начале.

 

Таким образом, рабу Аллаха следует воздавать Ему хвалу не только за содействие в осуществлении поклонения и начало совершения чего-либо, но и за завершение и освобождение от этого. Поистине, любая милость – это Его милость, любое благо – это Его благо, и любые средства – это Его средства, и Аллах – Обладатель великой милости!

 

ХАДИС 75 Следование пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) в исполнении обрядов хаджа.

 

Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Поистине, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Перенимайте свои обряды от меня». Муслим, Ахмад и ан-Насаи.

 

Эти слова носят общий характер, и улемы используют их как доказательство того, что силу закона приобретает всё, что делал или говорил пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) во время совершения им хаджжа. Иначе говоря, всё обязательное из совершённого им рассматривается как обязательное, а всё желательное – как желательное.

 

Эти слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) подобны тому, что он сказал о молитве: «Молитесь так, как на ваших глазах молился я». Аль-Бухари и Муслим.

 

И подобно тому как сказанное пророком (салла Ллаху `алейхи уа салам) о молитве касается всех её частностей, так и сказанное им об обрядах хаджжа касается всех его частностей.

 

В своём сочинении под названием “Аль-кава‘ид ан-нуранийа” шейх-уль-ислам Ибн Таймийа очень хорошо говорит о сути хаджжа пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам). Так, например, он, да помилует его Аллах, пишет: – Многие сообщения, переданные лучшими знатоками хадисов из многих источников и имеющиеся в обоих “Сахихах” и других известных сборниках, позволяют установить, что, когда пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) отправлялся в прощальное паломничество, он, как и другие мусульмане, облачился в ихрам в Зу-ль-Хуляйфе[1], где он сказал: «Кто желает объявить[2] о совершении умры, пусть сделает это, кто желает объявить о совершении хаджжа, пусть сделает это, кто желает объявить о совершении умры и хаджжа вместе, пусть сделает это». Аль-Бухари и Муслим. [Этот хадис передаётся со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах].

 

1 [Зу-ль-Хуляйфа находится в десяти километрах к юго-западу от Медины и является микатом (то есть тем местом, где паломники входят в состояние ихрама) для жителей Медины, а также паломников, направляющихся в Мекку из Сирии и некоторых других стран].

 

2 [“Ахалля би-‘умратин” – здесь имеется в виду, что человек должен вознамериться совершить умру (или хаджж, или умру и хаджж вместе) надеть ихрам и сказать: “О Аллах, вот я перед Тобой (с намерением) совершить умру!” (Ляббай-кя, Аллахумма, ‘умратан!)].

 

А когда они прибыли в Мекку, совершили обход Каабы и ритуальный бег (са‘й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) велел всем мусульманам, совершавшим хаджж вместе с ним, выйти из состояния ихрама и считать совершённые ими обряды совершением умры. Это веление касалось всех, кроме тех, кто гнал с собой жертвенный скот, так как эти люди не должны были выходить из состояния ихрама до тех пор, пока этот скот не будет принесён в жертву. Некоторые из них стали переспрашивать его об этом, однако пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) разгневался и сказал: «Обращайте внимание на то, что я велю вам, и делайте это!». [Этот хадис передаётся со слов аль-Бара бин `Азиба, да будет доволен им Аллах].

 

Что касается самого пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) то он гнал с собой скот и поэтому не снял ихрам, увидев же, что некоторые люди также не хотят снимать его, он сказал: «Если бы мне снова пришлось делать то же самое [Имеется в виду совершение хаджжа], то я не стал бы гнать скот и совершил умру отдельно, и если бы не было со мной жертвенного скота, то я обязательно снял бы ихрам!*». Аль-Бухари и Муслим. [Этот хадис передаётся со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах].

 

*[То есть вышел бы из состояния ихрама после совершения умры и до начала хаджа].

 

И сообщается также, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, я покрыл волосы камедью и повязал шеи жертвенных животных верёвками из шерсти и теперь я не сниму ихрам до тех пор, пока не принесу скот в жертву». Муслим. [Этот хадис передаётся со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах].

 

После этого свои ихрамы сняли все мусульмане, кроме гнавших с собой жертвенный скот, и в числе их были посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) Али бин Абу Талиб и Тальха бин Убайдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими.

 

А в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа (иаум ат-тарвийа) люди, снявшие ихрамы, надели их для совершения хаджжа и направились в Мину. И пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) провёл с ними эту ночь в Мине, совершив там полуденную, послеполуденную, закатную, вечернюю и утреннюю молитвы, после чего через Дабб [Название места близ Арафата] направился с ними в Намиру.

 

Намира находится за пределами Арафата к западу и справа от него и не относится ни к хараму*, ни к Арафату.

 

*[Харам – священная территория Мекки, где на человека накладываются определённые запреты не только во время совершения хаджжа или умры].

 

Там для него поставили палатку, и там же после него останавливались праведные халифы. В этом месте можно было что-нибудь купить, поесть, сделать всё неободимое и так далее.

 

После захода солнца пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) и те, кто находился вместе с ним, сели на своих верховых животных и направились к месту молитвы в вади Батн Урана, где потом была построена мечеть. Это место также не относится ни к хараму, ни к Арафату и находится между аль-Маш‘ар аль-Халяль и аль-Маш‘ар аль-Харам [Названия мест в долине Муздалифа] на расстоянии примерно одной мили от места стояния.

 

Там пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сидевший на своей верблюдице, обратился к людям с проповедью, так как дело происходило в пятницу. Затем он спешился и совершил с ними укороченные и объединённые между собой полуденную и послеполуденную молитвы.

Затем он вместе с другими мусульманами направился к месту стояния на Арафате у горы, известной под названием “Джабаль ар-рахма” (Гора милости). В действительности же она носит название Иляль, а люди называют её также Арафат. И пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) вместе с другими мусульманами оставался там до захода солнца, поминая Аллаха и обращаясь к Нему со своими мольбами. А после того, как солнце зашло, он вместе с ними направился в Муздалифу, где с наступлением сумерек совершил закатную и вечернюю молитвы до того, как они стали устраиваться в Муздалифе. Там он оставался всю ночь до появления зари, и там же он совершил с мусульманами утреннюю молитву сразу же после наступления отведённого для неё периода времени, когда ещё не рассеялась предрассветная мгла. Затем он остановился у находящейся в Муздалифе горы Кузах, именуемой также аль-Маш‘ар аль-Харам, и оставался там вместе с другими мусульманами, пока не рассвело полностью, после чего вместе со всеми двинулся в путь и прибыл в Мину. Там он начал кидать камешки с Джамрат аль-Акаба, а потом вернулся к месту своей стоянки в Мине и обрил голову. После этого он (салла Ллаху `алейхи уа салам) принёс в жертву шестьдесят три верблюда из числа тех, что пригнал с собой из Медины, а затем велел Али, да будет доволен им Аллах, принести в жертву остальных, всего же их было сто.

После этого он отправился в Мекку, где совершил семикратный обход Каабы. Он поторапливал слабых из числа членов своей семьи, чтобы они покинули Муздалифу до восхода солнца, и люди бросали камешки в столбы ночью. После этого пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) провёл в Мине ещё три дня, ежедневно совершая там по пять укороченных молитв, которые он не объединял друг с другом, и ежедневно после полудня бросая во все три столба камешки. Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) начинал с первого идола (аль-джамрат ас-сугра), расположенного ближе всех из них к Мине и дальше всех от Мекки, а заканчивал тем, что носит название “джамрат аль-акаба”. И между первым и вторым, а также вторым и третьим столбами он стоял так долго, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочесть суру “Корова”, поминая Аллаха и обращаясь к Нему со своими мольбами. Таким образом, мест стоянок во время хаджжа насчитывается три: на Арафате, в Муздалифе и в Мине. После завершения этих трёх дней (аййам ат-ташрик) и бросания камешков пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) вместе с мусульманами переместился в другое место и остановился в аль-Мухассабе у мест обитания племени бану кинана. Там пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) провёл ночь среды, отправив Аишу вместе с её братом Абд ар-Рахманом, да будет доволен Аллах ими обоими, чтобы она совершила умру, направившись в Мекку из ат-Тан‘има, расположенного на ближайшей к Мекке границе харама, через которую туда прибывают жители Медины. Впоследствии там была построена мечеть, которую люди назвали мечетью Аиши. Это связано с тем, что после хаджжа пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) никто из его сподвижников не совершил умру, кроме Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она же совершила её после всех по той причине, что, когда она совершала её вместе со всеми после прибытия в Мекку, у неё начались месячные и она не могла совершить ни обход вокруг Каабы, ни ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Тогда пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал ей: «Делай всё то, что делает человек, совершающий хаджж, за исключением обхода Каабы». Ахмад и Ибн Маджа. [Этот хадис передаётся со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах].

 

А после этого пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) и все остальные мусульмане попрощались с Каабой и вернулись в Медину.

 

Таким образом, после завершения этих дней ташрика* при жизни пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) никто, кроме Аиши, да будет доволен ею Аллах, не совершил умры. А она сделала это, покинув с этой целью пределы харама, и поэтому авторитетные знатоки хадисов, например имам Ахмад и другие, считали это сунной пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) для подобных случаев.

 

*[То есть одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого дней месяца зу-ль-хиджа].

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.