Об оскорблениях людей по недовольству на них — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Об оскорблениях людей по недовольству на них

2022-11-14 24
Об оскорблениях людей по недовольству на них 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В нижеприведенных примерах людей оскорбляли не за веру, а просто от злобных чувств и недовольства их словами и действиями. Но еще раз напомним, все слова и действия оскорбляемых не были не правыми и греховными, и сейчас мы не рассматриваем те ситуации, когда человек вольно или не вольно поступил неправильно.

 

Примеры реакций святых и подвижников на оскорбления - улыбкой, прощением и доброделанием

 

Вот примеры когда, несмотря на различные злоречия, христиане отвечали с улыбкой, добрым расположением и делали добро оскорбителям.

Антоний Воронежский и Задонский (Наставления): «…когда приходил к нему (Атонию Задонскому) тот, кто худо о нем отзывался, преосвященный ему не выговаривал, пред ним не оправдывался, а с отличной любовью и ласковостью его принимал, угощал, благодетельствовал ему, хорошо о таковом отзывался в исполнение слов Спасителя: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6, 27,28)».

Жизнеописание св. Тихона Задонского (Творения, т.1): «Рассказывают…, что во время личной раздачи милостыни, Тихону (Задонскому) приходилось неред­ко выслушивать от недовольных подаянием просителей различные непристойные бранные слова, но он не только не оскорблялся на таких просителей, а напротив, смотрел на них, как на малых и неразумных детей, с улыбкой, а иног­да в ответ говорил им: «Ну, брани, брани боль­ше», — и потом все-таки жалел их и прибавлял (подаяния), «для того единственно, — замечает его келей­ник, — дабы, удоволясь подаянием, проситель без ропота пошел от него».

Жития святых от Дмитрия Ростовского (Мартин Милостивый, 12 октября): «Кротость, какою отличался Мартин, заставляла даже язычников любить его. У него едва ли были вообще какие-либо враги, но если и были таковые, то они ненавидели его за добродетели, коими не обладали сами и которым не могли подражать. Между тем, Мартин никого не осуждал, никому не воздавал злом за зло. При всех оскорблениях он был столь терпелив, что безнаказанно иногда был оскорбляем от низших членов своего духовенства: он никогда не низлагал их за причиняемые ему скорби и, насколько это зависело от него, не лишал их своей любви. Никто не видел его никогда гневным, или расстроенным, или смеющимся. Он всегда был одним и тем же, нося на своем лице нечто вроде небесной радости. Никогда на его устах не было ничего другого, кроме имени Христа. Никогда в его сердце не было чего-либо иного, кроме благочестия, мира и сожаления. Часто он плакал о грехах даже тех из своих поносителей, которые при нем, или в его отсутствие, нападали на него с змеиными устами и ядовитыми языками. Каковы были терпение и кротость святого Мартина в отношении к своим оскорбителям, – ясно показывает следующий пример. Среди духовенства в монастыре был один молодой человек по имени Брикций, который происходил из самого низкого звания, но которого Мартин приютил, воспитал и впоследствии возвел в сан диакона. Возбуждаемый злыми духами, Брикций стал страшно поносить своего незлобивого учителя в глаза и за глаза. Святой муж старался образумить его кроткими наставлениями; но это не действовало на безумца, и он продолжал изрыгать еще большие хулы и потом убежал. Встретив на дороге больного, спрашивавшего у него, где ему найти святого Мартина, Брикций назвал святителя старым обманщиком и другими позорными кличками. Когда, вскоре после того, по исцелении сего больного, Мартин встретил Брикция, то лишь кротко спросил его: «Почему ты меня назвал обманщиком?» «Я никогда не называл тебя так», – отвечал диакон. «Разве ухо мое не было у твоих уст, хотя ты и говорил за спиной у меня? – заметил святитель. – Ты также, когда я умру, сделаешься епископом, и тебе придется много пострадать». После того с Брикцием сделались припадки бешенства, и, однажды, когда Мартин сидел на скамье пред своей келлией, Брикций набросился на него с яростными ругательствами, причем на соседних скалах ему виднелись два демона, поощрявшие его к безумству. «Я святее тебя, – говорил диакон, – я воспитался в монастыре, а ты некогда был солдатом». Братия требовали, чтобы Брикций был подвергнут примерному наказанию и лишен священного сана; но Мартин спокойно перенес его ругательство. Когда вскоре после того Брикций, тронутый кротостью святого, опомнился и бросился к его ногам, мучимый угрызениями совести, Мартин только заметил: «Брикций повредил только себе, а не мне. Господь Иисус Христос терпел около Себя даже Иуду: не должен ли я после сего терпеть юношу этого около себя?» Предсказание Мартина исполнилось. Брикций впоследствии настолько переменился, что по смерти святого был сделан его преемником, после чего должен был вытерпеть много скорбей и поношений и потом в мире скончался».

 

Примеры реакций на оскорбления путем удаления от злоречивых

 

Следующие примеры покажут, как подвижники удалялись в другие места, чтобы оскорбители и враждующие успокоились.

Скитский Патерик (Гл.26): «Рассказывал об авве Мотии ученик его авва Исаак. Старец построил сперва монастырь в Гераклее. Удалившись отсюда, пришел он в другое место и там построил еще монастырь. Но, по действию диавола, нашелся тут один брат, который враждовал на старца и оскорблял его. Старец встал и ушел в свое село, построил себе там еще монастырь и заключился в нем. Спустя несколько времени пришли к нему старцы того монастыря, из которого он удалился, взяли с собой и брата, который огорчал его, пошли с тем, чтобы просить его возвратиться в их обитель. Когда они пришли к тому месту, где жил авва Сорий, оставили близ оного свои милоти и брата, который огорчал старца. Как скоро они постучались, старец приставил небольшую лестницу, начал всматриваться, узнал их и спрашивает: «Где же ваши милоти?». Они отвечали: «Вон там-то и с таким-то братом». Старец, услышав имя брата, который оскорблял его, обрадовался, взял топор, разломал двери и побежал туда, где был брат, первый поклонился ему, обнял его и привел в свою келью. Целых три дня он делал им утешение и сам разрешил (себя от поста) с ними, чего прежде по обыкновению своему не делал. Наконец, встав, отправился с ними в монастырь».

Отечник (Игнатия Брянчанинова): «Рассказывали об авве Пимене, что он безмолвствовал в Ските с двумя братьями своими по плоти. Меньший оскорблял его. И сказал Пимен другому брату: «меньший брат возмущает наше безмолвие: встанем, уйдем отсюда». Ни сказав ничего меньшему брату, они ушли. Брат, заметив, что они долго не возвращаются, вышел из келии посмотреть где они, и увидел, что они уже далеко. Тогда с криком побежал он вслед за ними. Авва Пимен сказал брату, шедшему с ним: «подождем брата, потому он трудился». Они остановились. Меньший брат, настигши их, спросил: «куда идете вы, оставя меня?» Старец отвечал: «мы уходим от тебя, потому что ты разрушаешь наше жительство». Меньший брат сказал на это: «истинно, истинно говорю вам, куда вы ни пойдете, пойду и я с вами». Старец, видя незлобие его, сказал другому брату: «он поступает так ненамеренно, но враг употребляет его в свое орудие». И возвратились они в свою келию».

Житие и подвиги преп. Григория Синаита (Новый эклогион): «Однако ненавистник добра диавол не успокоился, но воз­двиг против преподобного (Григория Синаита) наиболее образованных монахов, которые, как и обычные люди, подверглись страсти. Они позавидовали божественному Григорию и положили своей целью изгнать его со Святой Горы. По неведению с ними со­гласились и другие, которые, спутав упрямство с гордыней и возношением, говорили преподобному: "Не учи нас этому пути, о котором мы ничего не знаем", имея в виду умную молитву и хранение ума. Видя, что вместо мира разгорается зависть, а добро уступает место злобе, преподобный с одним из своих учеников…, ушли оттуда в Протат».

В другом же месте с Григорием Синаитом и его друзьями случилось следующее:

Житие и подвиги преп. Григория Синаита (Новый эклогион): «Покинув Константинополь, мы морем отправились в Созополь, где пробыли недолго, ибо о нас узнал некий монах Амиралис, который обитал в глубокой пустыне Парорийской и пригласил преподобного Григория к себе. Посетив Амиралиса, преподобный подумал, что место здесь тихое и будет способствовать исполнению его богоугодной цели, и решил поселиться там. Преподобный и его ученики своими руками построили небольшие кельи, находившиеся на расстоянии одной мили и от того места, где подвизался Амиралис, то­же имевший своих учеников, и друг от друга. …Спустя некоторое время и сам Амиралис, под воздействи­ем началозлобного врага, позавидовал святому и, разгорев­шись гневом, бесчинно кричал на него и пугал, что если тот как можно скорее не уйдет отсюда, то он подкупит множество разбойников, которые придут и убьют всех, что потом он и сделал. Вот такую награду божественному Григорию воздал притворявшийся монахом, однако напрасно трудился безумный, ибо Бог, по молитвам преподобного, сохранил нас всех невредимыми. Уйдя оттуда вместе со всеми монахами, что собрались ради него, божественный отец Григорий при­шел на гору, называемую Катакекримени. Через несколько дней тот завистливый Амиралис подослал разбойников, ко­торые, напав на нас как львы, всех схватили, а преподобного (о горе!) связали платком и стали искать деньги у того, кото­рый еще с юного возраста не желал иметь ни одного обола. Ничего не обнаружив, они нас отпустили. Поскольку зависть полностью овладела душой Амирали­са, а страсть эта не проходит легко, мы ушли оттуда и при­шли снова в Созополь, откуда в декабре вернулись в Кон­стантинополь».

Такие удаления от злоречивых не являлись плодом обид или мести, как у многих из нас, грешных. Это был плод смирения христиан и плод Промысла Божия в отношении оскорбителей, т.к. благодаря этому они иногда приходили к сокрушению о своих злых делах.

 

Примеры праведных реакций детей и язычников на оскорбления

 

А вот пример, как ребенок, помнящий о Боге, реагировал на оскорбления и насмешки.

Дмитрий Ростовский (Жития святых. Георгий Победоносец, 23 апреля): «Дети, собираясь около … церкви (Георгия Победоносца), играли здесь друг с другом, причем поносили и насмехались над одним отроком, которого они всегда побеждали в играх. Потеряв терпение по причине постоянных насмешек, отрок тот, обратившись к храму святого Георгия, сказал: «Святой Георгий! Помоги и мне одолеть моих противников; в благодарность за это я принесу в храм твой большой пирог». И действительно отрок тот победил своих товарищей в играх, и победил не один, а два и еще много раз. Пришедши к своей матери, отрок тот сказал ей, что обещал святому в дар пирог и просил его у нее, чтобы исполнить свой обет святому. Мать его из любви к ребенку, а также из уважения к мученику, приготовила пирог, согласно просьбе своего сына, и передала его сыну еще теплый, не успевшим остыть. Отрок тот принес пирог в церковь и, положив его пред алтарем, поклонился и ушел».

Такая детская простота и такая сила веры ребенка, прибегающего к защите Божией и Святых - умилительна и в то же время поучительна для многих из нас!

Далее приведем пример, как язычник поступал, когда его злословили и угрожали. У этого человека не было веры в Бога, но было человеческое благородство, которого многим из верующих не хватает.

Григорий Богослов (т.2, «На гневливость»): «Один человек, не из числа почтенных граждан, злословил великого Перикла, и до самого вечера преследовал его многими и злыми укоризнами. Но Перикл молчал, принимая это оскорбление, как почесть; когда же ругатель устал и пошел домой, велел проводить его со светильником, и тем угасил его гнев. А другой когда оскорбитель ко множеству оскорблений присоединил такую угрозу: «чтоб самому мне несчастно погибнуть, если тебя негодного при первом удобном случае не предам злой смерти!» - заставил его переменить свое расположение такими, подлинно человеколюбивыми словами: «чтоб и мне погибнуть, если не сделаю тебя своим другом!»».

После всех этих примеров, возможно, многим христианам станет стыдно за свои реакции на оскорбления.

Иоанн Златоуст (т.9, беседа 15): « Если же и женщина, и мытари, и блудницы любомудрствуют, и, притом, прежде (по­лучения) благодати, то какого прощения удостоимся мы, когда при такой благодати хуже диких зверей враждуем, угрызаем и терзаем друг друга?»

Прости нас, Господи!

Примеры, раскрывающие чувства и мысли праведников в момент оскорбления

 

Далее увидим, что думает и чувствует праведный человек, когда его оскорбляют и гонят.

Есть две праведные реакции. Но и в первом и втором случае святые находились в таком устроении, что злословие и брань не вызывали у них ни внутреннего, ни внешнего возмущения, ни раздражения, ни гнева, ни печали и малодушия.

Первая реакция– не чувствуя обиду и смущение, человек смиряется.

Отечник Игнатия Брянчанинова (Повести из жития старцев …египетских, п.132): «Один брат находился в церкви, там отправлялась вечеря любви. Он сел за трапезу, чтоб укрепиться пищею с братиею. Некоторые сказали о нем: «этот зачем здесь?» А ему сказали: «встань и выйди вон». Он встал и вышел. Другие огорчились тем, что его выгнали и позвали его назад. После этого один из братии спросил его: «что помышлял ты, когда тебя сперва выгнали, а потом снова позвали?» Он отвечал: «положил в сердце своем, что равен псу, который выходит, когда его выгоняют и когда призывают, приходит».

Как видим, подвижник смирялся и укорял себя, даже будучи ни в чем не виновным.

Вторая реакция заключается в том, что у оскорбляемого не было чувств обиды или возмущения и он не укорял себя.

Авва Зосима (Собеседования): «…однажды припомнил блаженный (Зосима) о некоем брате, рассказавшем ему, что он имел авву весьма кроткого, которого за великую его добродетель и чудеса им творимые вся страна почитала, как ангела Божия. В один день брат сей, движимый врагом, подошел к нему и начал до последней меры злословить его при всех. Старец спокойно стоял при сем, смотря на уста его и потом сказал: «благодать Божия во устах твоих, брате мой!» Он же еще более вознеистовствовав, закричал: «знаю я, ты это говоришь, бессмысленный и чревонеистовый старик, для того, чтобы показать себя кротким». Старец сказал на это: «истинно так, брате мой; то, что ты говоришь, справедливо». - После сего некто спросил старца: «неужели ты не смутился, старец Божий?» «Нет, ответил он; но чувствовал в душе моей, что она была как бы покрываема Христом».

И, конечно, такие реакции говорит о чистоте сердца христианина. К сожалению, для многих из нас трудно представить, как так может быть…

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.