Вводное слово о том, что можно считать злом, исходящим от других людей — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Вводное слово о том, что можно считать злом, исходящим от других людей

2022-11-14 24
Вводное слово о том, что можно считать злом, исходящим от других людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прежде чем сказать о праведных реакциях, кратко скажем о том, что считается злом. Но заметим, что в этой же главе этот вопрос будет рассмотрен подробнее, а пока скажем только то, что:

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 10-й заповеди. Дела духовного милосердия: Не воздавать ближнему злом за зло (не мстить)): «Злом, которое простить ближнему значит сделать милостыню, на­зывается вот что: нас оскорбили в лицо, и тем более при других; нас напрасно похулили за глазами; очернили наши добрые заслуги, как некогда фарисеи унижали благодеяния Иисуса Христа; отняли у нас что либо принадле­жащее нам, например, какое либо преимущество, награду, деньги, вещь; подвергли нас какому либо страданию или буквально ударили. Словом, обиженными мы можем счи­тать себя только тогда как: 1) были мы правы, встречая обиду, или 2) когда обида нанесена нам несравненно большая, чем был повод к ней с нашей стороны, или же 3) когда кто только не по праву и злонамеренно судит нас за действительные наши вины».

Заметим сразу, в каждом из этих случаях мы должны прощать и не отвечать ответным злом, хотя и можем считать себя обиженными (но следует знать, что считать себя обиженным или чувствовать обиду является естественной душевной реакцией, но не духовной).

Также отметим, что в некоторых случаях, а возможно и во многих, мы обманываемся в понимании зла.

Нравственное Богословие (Грехи против 10-й заповеди. Дела духовного милосердия: Не воздавать ближнему злом за зло (не мстить)): «Многие … «зло» ошибочно понимают: они самое-то добро называют злом, мир — враждою. Отсюда считают врагами своими и тех, которые нисколько не враждуют против них. Так, например, начальник (или родитель – от сост.) справедливо и благонамеренно взыскал с подчиненного, а подчиненный считает его своим обидчиком: благонамеренный человек высказал другому правду и предостережение, а последний называет его своим злодеем (Гал.4,16); соискатель с нами известной должности или места имеет те же права, как и мы, а в нем мы видим своего врага. В подобных случаях, очевидно, нет никакой обиды нам со стороны ближнего и ближний не нуждается в нашем прощении…. Тут одно малодушие, один нерассудительный гнев, как и вообще оскорбляются большею частью люди неумные, не­развитые или малодушные. Тем более обижаться напрасно на ближнего не будет согласно с братской христианской лю­бовью. Любовь, сказано: «не мыслит зла».По первому тол­кованию настоящих слов это значит: «не берет в счет зла и того, в чем другие или со стороны видят зло, не видит в самом зле (в отношении к себе) зла», а не только, что сама не придумывает зло в отмщение».

(О том, что мы часто обманываемся в понимании зла, мы увидим еще не раз).

Исходя из того, что обиды могут быть от действительного зла, исходящего от людей или не от зла, но нам оно представляется таким, разберем эти вопросы отдельно. В этой главе будет рассмотрены реакции христиан на действительное зло, исходящее от других людей.

Далее. Есть зло, передающееся словом (злоречия) или делом (злодействия). Вначале мы будем рассматривать случаи злоречия. К ним относятся клевета, оскорбления, незаслуженные укоры и осуждения. Также к ним можно отнести незаслуженное раздражение на тебя другого человека в тех случаях, когда ты не сделал ничего плохого (хотя это может быть весьма спорным, потому что мы не всегда видим, чем мы руководствуемся и, как правило, мы считаем себя всегда невиновными).

Клевета, незаслуженные укоры или другие злоречия относятся к тому положению, когда человек был действительно невиновен в чем-то конкретном, а другие люди обвинили его в каком-либо зле.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, § 94): «Поношение и оклеветание бывает или праведное, или ложное. Праведное, когда мы подлинно в том виноваты, в чем поносят нас, и потому достойное страждем, почему должны исправляться, чтобы поношение упразднилось и ложным стало. Ложное есть поношение, ког­да мы не виноваты в том, в чем нас поносят: и это поношение с радостью терпеть должно и утешаться надеждой вечной Божией милости. К тому же, хотя в том и не виноваты, в чем поносят нас, но в другом согрешили и потому тер­петь должны».

Отметим, что вопрос о злоречиях необходимо рассматривать в трех ситуациях: человек сам злоречит, на человека злоречат и при человеке злоречат на другого. В этой главе рассмотрим вопрос о злоречиях относительно человека, на которого злословят, и когда при тебе злоречат Бога, веру и других людей.

Кратко отметим, что существует три основные реакции на зло, направленное на тебя: 1) праведные, это означает не испытывать обиды и не защищаться, 2) естественные – испытывать скорбь (или обиду) и желание защититься, и 3) греховные – злопамятствовать (или долго и со злобой обижаться) и мстить (или защищаться ответным злом). Вначале рассмотрим вопрос о том, что относится к праведным реакциям на злые слова и действия людей. Отметим, что понятие «праведное» означает «чистое, святое и угодное Богу», т.к. является подражанием Христу.

Также заметим, что, говоря о реакциях, нельзя назвать только одну праведную или греховную реакцию, т.к. реакций может быть много, и это зависит от ситуации, от характера обижаемого или обидчика и т.д. Главное в этих реакциях, это – соблюдение заповедей Божиих и действие по добродетелям, таким как смирение, терпение и кротость.

Далее приведем примеры, как истинные христиане реагировали на злое слово, т.е. на клевету, оскорбления, насмешки и т.п., и на злое дело, т.е. злые действия против них.

 

Раздел 3.1: Примеры праведных реакций на клевету и их характерные особенности

 

Клевета может быть о действиях человека. Примером этому могут служить ситуации, когда ты не брал чужую вещь или не говорил каких-либо слов, а тебя в этом обвиняют.

Также клевета может быть о намерениях и чувствах человека (или клевета на его сердце). Например, человека видят в пост, покупающим мясо, и делается вывод о его намерениях: «он покупает себе и нарушает пост». На самом же деле мясо действительно покупалось, но не себе, а ближнему, который не соблюдает пост.

Разница между этими видами клеветы в том, что в первом случае ты не делал того в чем тебя обвиняют, а во втором – ты делал, но по другим причинам и с другими намерениями.

Примеры смиреной реакции на клевету о том, чего человек не совершал

 

В начале рассмотрим ситуации и реакции, когда человек ничего не сделал плохого, и его обвиняют в том, чего он не делал.

Далее будут приводиться некоторые примеры из патериков, которые еще будут использованы в главе о злопамятстве и мести, в разделах о видах клеветы, и сейчас будут кратко излагаться их предыстории, чтобы увидеть реакцию оклеветанных.

В приведенных ниже примерах будет видно, как оклеветанные не оправдывались, а брали вину на себя.

1. Предыстория этого примера такова: один старец, позавидовав смирению Пафнутия, украл у кого-то книгу и подбросил ее в келью Пафнутия, и после чего Пафнутия обвинили в краже. Когда книгу принесли в церковь и объявили о том, что она найдена в его кельи, то

Древний Патерик (гл.16): «Авва Пафнутий творит раскаяние пред всем народом авве Исидору пресвитеру, говоря: «я согрешил, дай мне епитимью». Он дал ему епитимью, чтобы он в течение трех недель не имел с ними общения, и, приходя с каждым собранием пред церковь, падал пред всем народом, говоря: «простите меня, я согрешил!» По прошествии же трех недель он принят был в общение…».

Как видим, подвижник не оправдывался, а принял вину на себя. То же мы увидим и в других примерах.

2. Предыстория этого примера такова: человек пал с дочерью Фаранита и обвинил в этом старца Никона. И тогда отец пошел к старцу, чтобы убить его.

Древний Патерик (гл.16): «Когда (Фаранит) постучался, старец вышел, отец поднял меч, чтобы умертвить его, но рука его сделалась сухою. Фаранит, пошедши в церковь, сказал о сем пресвитерам. Они послали за старцем. Старец пришел. Они, нанеся ему многие удары, хотели его выгнать, а старец упрашивал их, говоря: «оставьте меня здесь, чтобы покаяться». Пресвитеры отлучили его на три года и дали заповедь, чтобы никто не ходил к нему. Старец провел три года в покаянии, ходя каждый воскресный день к церкви и каясь, упрашивал, говоря: «помолитесь за меня»».

3. В следующем примере монаха обвинила в любодеянии сама девица.

Достопамятные сказания: «Тогда меня (авву Макария) схватили, навешали на шею горшков закопченых, руче и посуды, водили по городу, били и кричали: «этот монах растлил нашу девицу». Затем избили меня едва не до смерти. Родители девицы требовали поручителя, что я буду кормить ее. Благочестивый мирянин, посещавший меня, поручился за меня. Возвратившись в свою келью, я отдал ему корзины, сколько имел и сказал: "Продай и отдай жене моей на пропитание". Самому же себе говорил: "Макарий! Вот нашел ты себе жену: теперь тебе надобно немного больше работать, чтобы кормить ее". Работал день и ночь и посылал ей».

Как видим, подвижник делал клеветнице добро, помогая ей материально.

4. Следующая история о том, что оклеветанный также не оправдывался, и будучи невиновным в краже, вернул украденное.

Луг духовный (гл. 116): «Вот что слышали мы от аввы Андрея Мессинского: «Когда я был молод, отправились мы с аввой из Раифа и пришли в Палестину. Там мы остановились у одного старца. У принявшего нас старца была всего одна номисма, да и ту он потерял, забыв, где положил. Он заподозрил меня, как молодого человека, в краже монеты и сказал отцам того места, что брат Андрей взял у него монету. Узнал об этом (подозрении старца) мой авва, призвав меня, спросил: «Скажи, Андрей, ты взял номисму у старца?» «Прости, авва: я не брал ничего». У меня был плащ, и я продал его за номисму. Придя к старцу, я поклонился ему и сказал: «Прости меня, авва: сатана посмеялся надо мною — и я взял у тебя номисму».

5. А теперь приведем пример, в котором оклеветанный человек не взял вину на себя, но все равно заботился не о своем ребенке.

Из жития святой Феодоры (Евергетин, гл.40): «В монастыре, где святая Феодора подвизалась в муж­ском образе, стал кончаться хлеб. Игумен велел святой взять верблюдов, отправиться в город и закупить там для них хле­ба. А поскольку она не смогла бы вернуться до вечера, ей разрешили остановиться в Энатоне и дать там отдых верб­людам. На обратном пути из города Феодора увидела, что солнце уже на закате, и стала проситься в Энатскую обитель, чтобы оставить там верблюдов. Их пустили, и она легла спать у ног верблюдов. А при монастыре жила одна девица, родственница кого-то из монахов, и лукавый стал разжигать в ней похоть. По внешнему виду она приняла блаженную за мужчину. Тут она отбросила вся­кий стыд и стала зазывать святую перейти спать к ней. Но Фео­дора сделала вид, будто не слышит, предпочитая остаться на зем­ле с верблюдами, чем спать на кровати. Девушка это поняла, од­нако страсть была так мучительна, что она не могла сдержаться. Тогда она отдалась одному из тех, кто тоже там спал. Человек этот тоже путешествовал и на ночь остановился в монастыре. Совершив такое беззаконие, он на следующее утро отбыл из монастыря. Пошла и преподобная в свой монастырь. Между тем прошло время, и оказалось, что девушка беременна. А по­скольку родственники заставляли ее признаться, она сказала, что ее развратил монах Феодор из Октокедекатского монастыря. Монахи сразу поверили ее словам. Не иначе, как враг строил козни блаженной, и он надоумил девушку сказать, а монахов — поверить. Тогда они пришли в монастырь, где подвизалась святая, подняли шум и стали кричать, что вот, мол, Феодор у вас подви­зается как монах, а не постыдился такого позорного дела. На вопрос игумена, действительно ли та совершила такое нечестие, Феодора отвечала, что в этом деле она неповинна. Тогда при­шедшие монахи вернулись в свою обитель. Но когда ребенок родился, они его забрали и подбросили в тот монастырь, где под­визалась святая. Что же далее? Все поверили, что Феодора — отец ребенка, а поскольку она молчала, то ее осудили и вместе с ребенком изгнали из монастыря. Так она стала кормилицей ребенка, и пришлось ей заботиться о нем, словно матери. Она кормила его овечьим моло­ком, а у пастухов выпрашивала шерсть и делала из нее одежду для ребенка. Но кто и чья душа могла бы выдержать столь тяжкую клевету? Чьи руки могли бы нести столь тяжкий труд? Так прошло семь лет, а святая жена все еще терпела стра­дания. О, всевидящий Господь! Оклеветанная, изгнанная из мо­настыря, она добровольно терпела позор, словно действительно сделала что-то постыдное. Более того, она продолжала держать пост вместе со всеми. Пищей была ей дикая трава, а питьем — вода, которую она, как придется, набирала в озере, если не ска­зать — слезы, которые она постоянно проливала, так что на ней исполнились слова псалма: «Питие мое с плачем растворях» (Пс.101. 10). Феодора изнуряла тело и нисколько о нем не заботилась: ногти у нее были такие длинные, что скорее походили на когти зверей, волосы — грязные и косматые, словно лесная чаща, лицо так выгорело на солнце, что стало темнее, чем у эфиопов, а глаза совсем запали от постоянного бдения. При этом, как ни было трудно ей подвизаться, как ни одолевали ее внешняя непогода и внутренние бури страстей, она даже не думала уходить из мона­стыря. Возле монастырских врат она построила хижину и, по слову Пророка, с радостью «изволила приметатися в дому Божием» (Пс 83. 11). Кто бы ей что ни говорил и какие бы иску­шения ее ни преследовали, убедить святую было невозможно».

6. В следующем примере можно увидеть, как оклеветанный вначале отрицал то, в чем его обвиняют, но затем смиренно принял оклеветание и молился к Богу об открытии правды.

Лавсаик (гл.123): «Дочь одного пресвитера в Кесарии Палестинской, девица, пала и научена была соблазнителем своим оклеветать чтеца сего города и на него сложить вину своего срама. Сделавшись беременною, она на расспросы отца своего наименовала чтеца. Услышав это и пришедши в смущение, пресвитер донес епископу, а епископ немедленно созвал церковный совет. Призвали чтеца и стали расспрашивать его, как было дело. Чтец, будучи допрашиваем епископом, не сознавался. И мог ли он сознаться в том, чего не сделал? Разгневанный епископ строжайшим голосом сказал ему: «Так ты не признаешься в преступлении и не раскаиваешься, несчастный и исполненный нечистоты?». «Клянусь тебе,– отвечал чтец,– я сказал сущую правду, что не имею участия в этом деле; я не виновен даже и в помысле о ней. Если же вам хочется, чтобы я сказал то, чего на самом деле не было, то – виноват». Когда он сказал это, епископ отрешил его от должности чтеца. После сего чтец бросился к ногам епископа и стал умолять его: «Если за то только, что я сказал: “Да, я пал с нею”, ты, владыко, рассудил лишить меня почетной степени и признал недостойным должности клирика при твоей святости, то повели, чтобы отныне она выдана была в жену мне, ибо и я теперь уже не клирик, и она не девица». Выслушав сие, епископ и пресвитер, отец этой девицы, согласились отдать ее за чтеца в той мысли, что юноша крепко привязан к ней и уже не может оставить связи своей. Юноша, приняв ее в руки от епископа и отца ее, уговорил ее следовать за ним в женский монастырь и упросил настоятельницу оного держать ее до разрешения от бремени. Оставивши девицу в монастыре, сам чтец заключился в нечистую келью и стал вести жизнь крайне суровую, припадая ко Христу с сокрушенным сердцем, со многими слезами и стенаниями. «Ты знаешь, Господи, мои дела,– говорил он,– потому что Ты знаешь все и от Тебя ничто не сокрыто. Нет ни одного тайного места, в котором бы можно было укрыться от Твоей всепроницающей силы. Ты знаешь все, прежде нежели что случится. Ты один зришь глубины помышлений и всякое движение мысли видишь ясно. Ты строгий испытатель всего, что таится в душе, и Судия Праведный. Ты помощник обидимых. Ты Сам защитник оклеветаемых, недоступный никакому обману, ибо всякая неправда Тебе не угодна и весы правды Твоей всегда склоняются на сторону справедливости. Тебе всегда присущ свет неприступный, и всякое дело человека совершается в очах Твоих! Итак, Твоему праведному и неизменяемому суду предлежит открыть и мою правду».

Подобных примеров о том, как истинные христиане переносили клевету есть великое множество, но мы более не будем их приводить, т.к. и в приведенных уже четко видны характерные черты праведных реакций.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.