Особенности реакций на ложные обвинения о сердечном зле — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности реакций на ложные обвинения о сердечном зле

2022-11-14 23
Особенности реакций на ложные обвинения о сердечном зле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как видим, обвиняющие кого-либо в злых намерениях и чувствах, зачастую руководствуются своими злыми чувствами или внешними впечатлениями, которые, кстати, могут быть вполне обманчивыми по страстному состоянию обвинителя. А те, на кого клеветали, принимали злоречие смиренно. Признание за собой того, в чем их обвиняли, у них было не по ложному смирению, а по истинному, когда человек не просто говорит, что он - грешный, а чувствует это своим сокрушенным духом. Отцы говорят о том, что ложные обвинители покоряются бесам, а кто признает обвинение – осеняются благодатью Божией.

Повести из жития старцев (Отечник Игнатия Брянчанинова): «…(старец) часто слышал демонов, разговаривающих между собою. Между прочим, они говорили: когда мы возбуждаем сердца человеческие к гневу, тогда, если кто из человеков выдержит терпеливо злословие и бесчестие, и обратится к средствам, доставляющим мир, говоря: «я согрешил», - тотчас чувствуем уничтожение всей нашей силы, и поступающих так осеняет благодать Божественного всемогущества».

Будем и мы просить Господа, чтобы и нам, по милости Его, дано было истинно видеть свою греховность, и тогда любое слово другого человека о нас, будь то истинное или ложное, будет служить нам для памяти о своих грехах, смирения и покаяния.

 

Пример не защиты Иисуса, Господа нашего от клеветы о злых намерениях

 

Далее приведем пример из жизни Иисуса, Господа нашего. Конечно, этот пример необходимо ставить ранее всех примеров. Но он поставлен позже для того, чтобы более прочувствовать терпение и кротость Иисуса Христа и для того чтобы мы увидели, как христиане подражали своему Господу.

Итак, приведем поучение на ситуацию, когда в синедрионе явились два свидетеля, обвиняющие Иисуса в богохульстве, и увидим, как он не защищался от явной клеветы и почему. Особенно величественной эта не защита Себя видна в том, что не защищал Себя Тот, Кто мог бы «умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф.26,53) и «Тот, Кто Своим величием и могуществом беспредельно выше всякой твари, благоволил смирением восстановить мир, тогда как Он мог превратить его в ничто одним мановением очей Своих» (Пахомий Великий (Древние иноческие уставы)).

Хотя в этом примере замечательно описаны не только реакция Иисуса, но чувства и намерения клеветников, завистников и ненавистников, стремящихся убить Иисуса, а это относится к другой теме, мы все же приведем всю поучение.

Иннокентий Херсонский (Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Гл.16): «…оба (свидетеля), злонамеренно или по забывчивости от давности времени, извращали слова Иисуса Христа. Один лжесвидетель утверждал, будто Он сказал однажды: «Я могу разру­шить храм Божий и в три дня воздвигнуть его» (Мф.26, 61). В таком ложном виде слова, приписываемые Иисусу Христу, могли перед судьями звучать как дерзость и самохваль­ство, соединенное с неуважением к самым священным вещам, к храму. Другой лжесвидетель объявлял, будто он слышал, как Господь говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и в три дня воздвигну другой, Нерукотворенный» (Мк.14, 57—58). …Ничего не было легче, как отвечать на обвинения лжесвидетелей, если бы они стоили ответа. Во-первых, Господь никогда не говорил: «Я разрушу, или могу разру­шить храм», а говорил только условно иудеям, требовав­шим чуда: «разрушьте». Во-вторых, когда Он говорил это, то под церковью разумел не храм Иерусалимский, а собственное тело, так что слова Его имели такой смысл: вы требуете чуда и будете иметь его в Моем воскресе­нии; ибо когда вы разрушите церковь тела Моего — умертвите Меня, — то Я через три дня воздвигну ее — воскресну из мертвых (Ин. 2, 19-22). Между тем, Господь не отвечал на эти лжесвидетель­ства. …То, что Он мог сказать в объяснение смысла слов Своих, не послужило бы к Его оправданию: смерть Его уже была решена в сердце первосвященников. С другой стороны, посколь­ку слова Господа заключали в себе символическое пред­сказание о Его смерти и воскресении, то пояснение их смысла было бы странно и бесполезно в настоящих об­стоятельствах и привело бы только к недоумениям и на­смешкам. Молчание, наконец, было самым лучшим от­ветом уже потому, что свидетели не были согласны меж­ду собой, а такое разногласие делало их показания со­вершенно недействительными перед законом. Судьи, при всей личной ненависти к Подсудимому, сами чувствовали слабость лжесвидетельств; но величе­ственное молчание Его для мелкого самолюбия казалось непростительным невниманием или презрением. Если бы Господь защищал Себя, то могли надеяться, что в собственных Его словах найдется что-либо противное закону; ибо первосвященники и книжники не раз испытали на себе строгость Его обличений, воспринятую ими как дерзость и богохульство. И вот Каиафа, который до­селе сидел на своем месте и сохранял, хотя не без при­нуждения, важность председателя нечестивого совета, первый потерял терпение, встал со своего места и, выступив на середину (Мк.14, 60), где находился Господь, сказал с гневом: «Как Ты не отвечаешь ничего? Разве не слышишь, что они против Тебя свидетельствуют?» Но Господь не отвечал ни слова... Раздраженный этим молчанием, первосвященник всего скорее согла­сился бы счесть его за признание в преступлении, но не­который остаток приличия еще обуздывал личную нена­висть. Между тем, вступив в разговор с Узником, он не мог уже без стыда окончить его ничем. Хитрость садду­кея нашла средство, не прибегая к явно несправедли­вым мерам, не только заставить подсудимого говорить, но и сказать нечто такое, чем весь допрос в немногих словах мог быть совершенно окончен. Как первый слу­житель Бога Израилева, первосвященник, при всем не­достоинстве своем, имел право спрашивать о чем-либо обвиняемого под клятвой: способ допроса, при котором нельзя было не отвечать, не преступив должного уваже­ния к клятве, к сану первосвященника и самому закону. К этому-то средству прибег Каиафа. «Заклинаю Тебя, — сказал он с притворным уваже­нием к произносимым словам, — заклинаю Тебя Богом живым: скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (то есть Ты ли Мессия) (Мф.26, 63.) «Я, — отвечал Господь, — даже реку вам более, отсе­ле узрите Сына Человеческого (Меня) седяща одесную си­лы Божьей и грядуща на облацех небесных». То есть: вскоре сами дела покажут вам, что Я тот славный Царь, Который, по описанию пророка Дании­ла, сидит на облаках одесную Ветхого днями (Дан. 7,14). Именно такого признания и желал Каиафа, потому что оно совершенно отвечало его цели. Но положение дела требовало скрыть при этом свое удовольствие; и оно сокрыто... Как бы услышав ужасное, нестерпимое богохульство, лицемер тотчас разыграл крайнее негодование и разодрал одежды свои (переднюю часть): поступок, ко­торый в первосвященнике выражал чрезвычайную степень душевного волнения и показывал величайший избыток мнимой ревности по славе Бога Израилева. «Слышали ли, — вскричал Каиафа к прочим судьям, — слышали ли вы, что Он сказал?.. Он явно богохульствует, и мы еще требуем свидетелей?..» Все молчали, разделяя с первосвященником при­творный ужас от мнимого богохульства. «Что же вы ду­маете, — продолжал лицемер, — чего Он достоин?» (Мф. 26, 65-66.) «Смерти, смерти», — повторяли один за другим ста­рейшины. Так кончился первый допрос».

Итак, в этом примере хорошо видно, когда не стоит защищаться и доказывать свою невиновность. Во-первых, когда наказание или смерть невиновного уже решены в сердце судящих. Во-вторых, когда пояснение духовного «смысла было бы странно и бесполезно в настоящих об­стоятельствах и привело бы только к недоумениям и на­смешкам».

 

Примеры защиты Божией оклеветанного человека и наказания клеветников в случаях, когда праведники не защищались

 

В вышеприведенных примерах было видно, как люди не отвечали злом на зло, а своим смирением, кротостью и терпением исполняли заповеди Божии. И тогда Господь Сам защищает таких людей. Поэтому далее приведем примеры о защите Господа.

Вначале скажем, что вместе с защитой праведников Господь иногда явно для окружающих наказывает клеветников.

Приведем продолжение примеров рассмотренных выше.

1. Пример, в котором старец по зависти украл книгу и подбросил ее Пафнутию. После того, как Пафнутий смиренно принял епитимию

Древний Патерик (гл.16): «…тотчас старец, оклеветавший его сделался одержим бесом и начал признаваться, говоря: «я оклеветал раба Божия». Когда была о нем молитва от всей церкви, он не уврачевался. Тогда великий Исидор говорит при всех авве Пафнутию: «помолись за него; ибо ты оклеветан был и только тобою он уврачуется». Когда Пафнутий помолился о нем, старец немедленно сделался здоровым».

2. Пример об обвинении старца-отшельника Никона в прелюбодеянии.

Древний Патерик (гл.16): «…Наконец сделавший грех и сложивший искушение на отшельника стал мучиться демоном. Он признался в церкви: «я сделал грех и сказал, чтобы она оклеветала раба Божия». И тогда весь народ, пошедши, принес раскаяние старцу Никону, говоря: «прости нам, авва!»

Как видим в выше приведенных примерах, Господь попускал людям стать одержимыми бесами, и тем восстанавливалась справедливость.

3. Пример о том, как старец заподозрил авву Андрея в краже денег и тот не оправдывался, а взял вину на себя и принес свои деньги. И когда он их отдавал,

Луг духовный (гл. 116): «В келье старца находился один мирянин. Старец отвечает (Андрею): «Ступай, чадо, я ничего не потерял». Снова бросился я к ногам старца со словами: «Ради Господа, возьми номисму — вот она! И сотвори обо мне молитву, потому что сатана внушил мне украсть ее и огорчить тебя». «Чадо, я вовсе не терял ничего», — снова то же самое сказал старец. Но я не слушал старца. Тогда мирянин сказал мне: «Действи­тельно, брат, придя вчера к старцу, я нашел его в слезах, в большой скорби, на поклонах. Увидев старца в такой скорби, я спросил его: «Сделай милость, скажи мне, что с тобой?» Старец ответил мне: «Я оклеветал брата, будто он взял номисму; между тем, я нашел ее там, где сам положил». Так старец получил тогда от меня назидание. Не брав номисмы, я принес ее ему и сказал: «Возьми номисму, так как я взял ее»».

Как видим, так как оклеветание происходило не от злого умысла старца, то Господь дал ему увидеть свою ошибку уже до того, как оклеветанный смиренно принял клевету.

4. Пример об обвинении св. Феодоры, выдававшей себя за мужчину, и воспитывавшей ребенка, покажет, как Господь награждает человека за такое праведное терпение клеветы.

Из жития святой Феодоры (Евергетин): «По прошествии семи лет монашествующие Энатской Лав­ры стали просить игумена монастыря Феодоры, чтобы он при­нял святую обратно в лик монашествующих. «Он был уже до­статочно наказан, — говорили они, — прожив семь лет вне мона­стыря». К тому же, как они говорили, им было видение, что Феодору уже прощен его грех. Игумен согласился на их просьбу. Он снял с Феодоры несправедливое наказание, велел ей жить в самой отдаленной келье монастыря, никому с ней не общаться и не привлекать ее ни к какому послушанию. Так миновало два года. Святая подвизалась в еще большем воздержании и в сугубой молитве. …Как-то вечером свя­тая взяла к себе ребенка и всю ночь самым тщательным образом наставляла его. В таких наставлениях она с радостью предала свой дух в руки Божий. Ребенок тут же разразился рыданиями, и плач его наполнил хижину. Те, кто оказался рядом, узнали, что случилось, и доложили игумену. А тот, когда услышал, и сам рассказал монахам бывшее ему видение. «Виделось мне, — рассказывал он, — что двое мужей ув­лекли меня ввысь, а высота была необыкновенная. И видел я ангельский лик, и эхом прогремел голос: «Смотри, вот какие блага уготованы Феодоре, Моей не­весте». И явилось мне ложе, которое охранял ангел, и брачный чер­тог неописуемой красоты. Мне очень хотелось узнать, чей это брачный чертог, который я вижу, и кто — та, для которой он приготовлен. Об этом я и спросил своих спутников. И видится мне сонм пророков, апостолов, мучеников и вслед за ними ос­тальных праведников, а посреди сонма — жена, украшенная бо­жественной славой. Она вошла в брачный покой и села на ложе. «Это, — сказали мне мои спутники, — авва Феодор — тот, кого обвинили в прелюбодеянии и кто должен был семь лет терпеть изгнание из монастыря. Его считали отцом чужого ре­бенка, а он взял на себя заботу о нем и его пропитании, вместо того чтобы открыть свою природу и тем избавиться от стыда и скорби. Потому он и был удостоен той славы, которую видишь». После этого сон оставил меня, и стал я оплакивать наши согрешения».

5. Следующие примеры о монахе, заботящемся о девице, как о жене и чтеце, взявшем в жены беременную девицу. В них мы увидим, как Господь послал клеветникам тяжелые телесные скорби и страх смерти привел их к покаянию.

Достопамятные сказания: «Когда же пришло время родить, то она много дней мучилась и не могла родить. Тогда начала она каяться, что ложно оклеветала отшельника. Прибежал ко мне (Авве Макарию) тот мирянин и с радостью сказал, что открылась истина и все село желает идти ко мне просить прощения. Услышав о сем, я встал и убежал оттуда».

Лавсаик (гл.123): «…чтец заключился в нечистую келью и стал вести жизнь крайне суровую, припадая ко Христу с сокрушенным сердцем, со многими слезами и стенаниями. … Между тем как юноша прилежно молился и с терпением пребывал в посте, уже приближалось для девицы время родов, а когда настало это время, начал открываться и праведный суд Божий, который подверг клеветницу жестокому и нестерпимому страданию. Безмерное множество стенаний, несказанные муки рождения, страшные видения адских мук сильно терзали несчастную: младенец не выходил из чрева. Прошел день, другой – муки становились несноснее; настал третий, четвертый – мучение в тысячу крат стало тяжелее; затем следовал день пятый, шестой и самый тяжкий седьмой, и несчастная от сильного мучения была при дверях смерти. Во все дни она и пищи совсем не принимала, и сна нисколько не имела. Но вслед за болезнями рождения, беспрестанно возраставшими с новою силою, по молитвам юноши преклонилось наконец сердце грешницы и лжесвидетельницы, доселе не преклоненное неимоверными страданиями. Она призналась, и признание ее сопровождалось жалобными воплями. «Увы, мне несчастной! – вопияла она.– Мне предстоит опасность погибнуть – мне, отягченной двумя грехами: клеветою и блудом; погубила я свое девство и отдалась на позор; меня осквернил другой, а я обвинила чтеца». Услышав сие, девственницы монастыря обо всем объявили отцу ее. Отец, опасаясь, чтобы не признали его участником в клевете, не поверил сказанному и умолчал обо всем. Но праведный суд Божий, все открывающий, продолжал поражать несчастную непристающими скорбями. Когда она уже не в силах была переносить борьбу между жизнью и смертью, а между тем не переставала мучиться, настает восьмой день, потом девятый, которые покрыли несчастную глубочайшею тьмою неутихающих мук. Сильные вопли ее стали, наконец, невыносимы для окружавших ее, и они поспешно дали знать епископу, что вот уже теперь девятый день, как такая-то признается, что она напрасно обвинила чтеца и потому не может родить, что оклеветала его. Епископ, выслушав девственниц, послал к чтецу двух диаконов объявить ему о всем и сказать, чтобы он помолился об избавлении несчастной жены от мучения. Но твердый юноша не дал им ответа и даже не отворил дверей. Со времени удаления в келью он постоянно выполнял обычное правило поста и молился Богу. Наконец отец сжалился над своею дочерью и, пришедши к епископу, неотступно просил его принести о ней молитвы в церкви. Но, когда и всеми совершена была молитва ко Господу, и тогда несчастная не избавилась от мучения, ибо молитвы оклеветанного о его оправдании, преклоняя Господа, препятствовали услышанию молитв церкви. При таких обстоятельствах епископ решился сам идти в келью, в которой находился чтец, и, когда он стал стучаться в дверь, чтец не хотел ему отпереть. Епископ, долго простояв за дверью, тогда как тот находился внутри, приказал наконец снять двери. Нашли юношу в усердной молитве, простертым на земле, и епископ, после долгих увещаний, поднял его и сказал: «Брат, чтец Евстафий! По смотрению Божию, клевета открыта, молитвы твои услышаны; сжалься же над согрешившею пред тобою, которая измучилась от тяжких страданий; прости ей грехи, ибо по твоим молитвам она терпит сие; скажи ко Господу, да разрешит ее от бремени». Когда же достопочтенный чтец усердно помолился вместе с епископом, нечастная тотчас освободилась от мучения, родила дитя и стала просить всех, чтобы простили ей беззаконие ради молитв праведника, которого за мужество с сих пор все ставили в чине мучеников, ибо, сложив с себя все заботы, он восшел на такую высоту добродетели, что удостоился дара духовного. Сие написал я, чтобы за клевету никто не попал в сети врага и не подвергся несносным страданиям в сей жизни, как случилось с упомянутою лжесвидетельницею, а по отрешении от плоти чтобы не был предан мукам вечным и нескончаемым, ибо клеветник прогневляет Бога. А кто, будучи оклеветан, терпит благодушно и молитвою достигает обнаружения клеветы в ожидании праведного суда Божия, тот, подобно оному чтецу, увенчанному Христом, и здесь, сколько можно, прославится и удостоится вечных венцов. Итак, познаем верно непобедимую силу молитвы, которая утверждает верующих, милует грешников, помогает упражняющимся в добродетели, преодолевает всякое создание, преклоняет Создателя всех, доставляет венцы провождающим благочестивую жизнь, обличает клеветников и дарует Царствие Небесное тем, которые с твердостью терпят клевету».

Эти примеры в полной мере объясняют следующие слова:

Максим Исповедник (Главы о любви, сотн.2): «Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся».

Далее приведем еще несколько примеров того, как Господь чудесными способами защищает оклеветанных.

Николай Сербский (Десять заповедей, данных Моисею): «В одном селе жили два соседа, Лука и Илья. Лука терпеть не мог Илью, потому что Илья был человек правильный, работящий, а Лука - пьяница и лентяй. В приступе ненависти Лука обратился в суд и донес, что Илья говорил бранные слова в адрес царя. Илья защищался, как мог, и под конец, обернувшись к Луке, сказал: "Даст Бог, Господь Сам откроет твою ложь против меня". Однако суд отправил Илью в темницу, а Лука вернулся домой. Подходя к своему дому, он услышал плач в доме. От ужасного предчувствия кровь застыла в жилах, ибо вспомнил Лука проклятие Ильи. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в костер, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. На заре следующего дня он отправился в суд и признался, что оговорил Илью. Судья тут же отпустил Илью, а Луку наказал за лжесвидетельство. Так Лука за один грех понес два наказания: и от Бога, и от людей».

Следующий пример о том, как один старик-язычник совершил убийство и по злобе сказал, что его соучастником был юноша-христианин.

Луг духовный (гл. 72):«Их (старика и юношу) отвели за пять миль от города, на обычное место казни. … Прибыв на место казни, толпа и воины пожелали, чтобы первым повешен был юноша. Бросившись к ногам воинов, юноша вскричал: «Ради Господа, сделайте милость — повесьте меня лицом к востоку, так чтобы мне смотреть в ту сторону, когда буду висеть». «Зачем это?» — спросили воины. «Ох, милостивые государи, не прошло и семи месяцев, как я, несчастный, удостоился св. крещения и стал христианином». Это признание до слез тронуло воинов. Между тем, старик затрясся от злобы и громко крикнул: «Ради Сераписа, повесьте меня лицом к Крону!» Тогда воины, услыхав это богохульство, оставили юношу и сперва повесили старика. Лишь только они покончили со стариком, как вдруг прискакал всадник, посланный наместником Египта. «Юношу не велено казнить. Возвратите его обратно!» Воины и народ чрезвычайно обрадовались этому и, вернувшись с юношей, представили его в судилище, откуда он был освобожден. Получив спасение сверх ожидания, юноша сделался иноком. Мы записали это для пользы многих».

Бывают случаи, когда Господь посылает ангелов Своих защитить человека или открывает правду через различные откровения.

Луг духовный (гл. 108): «Вот что мы узнали от него (аввы Исидора). «За восемь миль от города есть селение и в нем храм. Там служит досточудный священник, которого родители против воли заставили вступить в брак. Однако он не только сам чуждался плотских вожделений, хотя был молод и состоял в законном супружестве, но убедил и супругу проводить свою жизнь с ним в целомудрии и чистоте. Они выучили псалтирь и вместе вдвоем занимались псалмопением в храме, сохранив девство до старости. Однажды на этого священника возве­ли клевету перед епископом. Не зная его образа жизни, епископ по­слал за ним. Когда его привели из селения, он был заключен под стра­жу, куда обыкновенно заключаемы были провинившиеся клирики. Во время пребывания его в темнице настал воскресный день. Ночью является ему юноша благолепного вида и говорит: «Восстань, священник, и ступай в свой храм для совершения св. литургии» «Я не могу, так как я содержусь в заключении», — отвечает свя­щенник. «Я отверзу тебе двери темницы, — сказал явившийся. — Пойдем, иди за мною!» И, отворив двери темницы, вышел перед ним и сопровождал его до самого селения на расстоянии мили. С наступлением дня его хватились. Сторож, не найдя его, явился к епископу и сказал: «Бежал у меня священник... Ключ был при мне». Епископ, решив в самом деле, что он бежал, посылает одного из слуг епископского дома, наказав ему: «Ступай и посмотри, нет ли священника в его селе, и пока ничего не говори ему». Слуга отправился, нашел священника совершающим в храме св. литургию и, возвратившись, сказал епископу: «Он — там, и я застал его за божественной службой». Епископ, еще более разгневавшись, поклялся, что на утро он вернет его с большим бесчестием. На следующую ночь снова предстает священнику явившийся прежде и говорит: «Пойдем в город под стражу, куда заключил епископ». Взяв священника, юноша привел его обратно в темницу, что заведующий ею и не знал об этом. Наутро епископ узнает от сторожа, что священник неведомо как оказался под стражей. Епископ призвал священника и стал его расспрашивать каким образом он мог выйти из темницы и обратно вернуться без ведома сторожа. Тот ответил, что прекрасный юноша в светлой одежде, из епископского дома, по словам его, отворил дверь и беспрепятственно довел его до селения на расстоянии одной мили. В эту ночь обратно при­вел сюда. Тогда епископ позвал всех слуг епископского дома, но свя­щенник не признал ни одного из них. Тогда епископ понял, что то со­вершил ангел Божий, чтобы не осталась скрытой добродетельная жизнь священника, но дабы все узнали о ней и воздали хвалу Богу, прославляющему рабов Своих. Получив от жизни священника нази­дание, епископ отпустил его с миром и сильно порицал клеветников».

Луг духовный (гл. 150): «Авва Феодор рассказывал нам, что в тридцати милях от Рима находится городок Ромилла. Там был епископом великий и добродетельный муж. Однажды несколько человек из Ромиллы пришли к блаженнейшему папе Римскому Агапиту и оклеветали пред папой своего епископа в том, что он ест из освященного сосуда. Папа, по­раженный этим известием, посылает двух клириков, которые пеш­ком привели в Рим связанного епископа и ввергли в темницу. Епи­скоп провел три дня в темнице, и настал воскресный день. На рас­свете воскресного дня папа видит во сне, что кто-то говорит ему: «В это воскресенье ни ты и никто из клириков или находящихся в городе епископов не будет совершать литургии, но да совершит ее епископ, которого ты держишь заключенным в темнице. Я желаю, чтобы он совершил сегодня литургию». Папа проснулся и недо­умевал относительно видения. «Такое обвинение взвели на него — и он будет совершать литургию?!» Но, заснув, он в видении слышит тот же голос: «Я сказал тебе, что епископ, состоящий под стражею, да совершит литургию!» И в третий раз то же видение повтори­лось, и тот же голос слышал недоумевавший папа. Пробудившись, он послал в темницу за епископом и стал его расспрашивать: «Чем ты занимаешься?» На все расспросы епископ повторял только од­но: «Я грешник». Не добившись ничего более от епископа, папа сказал ему: «Сегодня ты будешь совершать литургию». Епископ стоял пред св. престолом, папа стоял близ него, и диаконы окружали престол. И стал епископ совершать св. возношение... Он уже оканчивал молитву св. приношения, но, прежде чем заключить ее, начал опять снова, а потом в третий и в четвертый раз начинал святое возношение, не оканчивая его... Все были изумлены такой медлительностью... Тогда папа сказал епископу: «Что это значит, что ты вот четыре раза произнес святую молитву и все не можешь ее окончить?» Епископ отвечал: «Прости меня, св. папа, я не видел, по обыкновению, схождения Св. Духа, потому и не окан­чивал молитвы. Но удали от св. престола диакона, держащего рипиду, так как я сам не смею сказать ему». Диакон удалился по приказа­нию св. Агапита, и немедленно епископ и папа увидели наитие Св. Духа. Покров, лежавший на св. престоле, поднялся сам собою и осенял в течение трех часов папу, и епископа, и всех диаконов, предстоявших св. престолу... Тогда св. Агапит понял, что этот епископ велик пред Богом и оклеветан. И печалясь о том, что причинил ему огорчение, дал себе слово никогда более не решать чего-либо необдуманно, но осмотрительно и терпеливо».

Заметим, что в этих примерах также видны советы тем, кто слушает клеветников и кто выносит суд об участи людей (но об этом еще будет сказано подробнее в другой теме).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.