Особенности праведных реакций, связанных с оскорблениями и гонениями христианина за его веру — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности праведных реакций, связанных с оскорблениями и гонениями христианина за его веру

2022-11-14 26
Особенности праведных реакций, связанных с оскорблениями и гонениями христианина за его веру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так как оскорбления христианина за веру являются злоречиями и против человека, и против веры, то и реакция состоит как бы из трех реакций: первая – смирение, кротость и терпение в отношении оскорблений себя, вторая – решимость, твердость и мужество исполнять заповеди, дела милосердия и оставаться в благочестии, т.е. сохранить верность Богу, и третья – правильное отношение к тем людям, которые злоречат за веру. Кратко рассмотри их.

1. Смиренное, кроткое и терпеливое перенесение злоречий.

Приведем пример, как христианин терпел издевательства, но вместе с тем мужественно отвечал на вопросы о Боге.

Иоанн Максимович (Илиотропион… Кн.3, гл.5): «Кассиан рассказывает следующий случай: однажды старик из Александрии, христианин, окружен был множеством язычников, подобно тому как волки окружают и нападают на ягненка. Все нападающие единогласно решили растерзать этого старика, повалить, избить, надругаться над ним. Наконец один из них, издеваясь над стариком, спросил его: «какие чудеса сотворил Христос, которым вы так величаетесь?» Благоразумно отвечал ему старик со смирением: «вот какое чудо сотворил Он: что я обиды, насмешки ваши надо мной терпеливо переношу и не переменяю своего разумения о Его величии и готов претерпеть еще большие обиды по любви к Нему, если бы вам вздумалось их совершить надо мной».

Итак, необходимо сохранять спокойствие и терпеть злоречия. Этому помогают обетования Божии, данные всем христианам.

Василий Великий (Нравственные правила, пр.62): «Уверовавшие в Бога и крестившиеся долж­ны тотчас быть готовыми и от домашних своих тер­петь искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание. …(Мф.10, 16-18): «Вот, Я посылаю вас, как овец среди вол­ков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». И вско­ре потом (21-22): «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». (38): «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». (Ин. 16, 1-3): «Сие сказал Я вам, что­бы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, бу­дет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня», и прочее. …(2 Тим. 3, 12): «Да и все, желающие жить благочести­во во Христе Иисусе, будут гонимы».

Амвросий Оптинский (Письма к монашествующем): «Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: «все хотящии благочестно жити гоними будут», если не от людей, так от бесов; и Господь глаголет: враги человеку домашние его. Терпи все и смиряйся, тогда будет и хорошо и спокойно».

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 9-ой заповеди, грех - излишнее смущение кого-либо собственным духом от клевет и оттого, что имеет он много напрасных врагов): «Ис­тина в истине и добродетель в добродетели тем то и познаются, что встречают себе клеветы и вражду: это их участь (Ин.15,19-21) и вместе венец. И нечего надеяться христианину (снова повторим здесь), хоть бы он сам «с ненавидящими мира быль мирен» (Пс.119,6),—надеяться ему на мир и любовь к себе со стороны тех, в которых нет или мало ве­ры, которые забыли Бога. Одна христианская любовь к Богу и терпеливость могут пережить все несогласия со стороны людей».

2. О не отступлении от веры и добродетелей.

Нравственное Богословие Е.Попова (Грехи против 2 запов. Грех: Название набожности, добродетелей ханжеством, фарисейством, юродством; или гонение человека благочестивого на деле): «Что же делать набожному человеку, чтоб избавиться от имени «ханжи, пустосвята, фанатика», чтоб помириться с людьми мирского духа? Ужели изменить сво­ему религиозному направлению? О, это было бы слишком легкомысленно!»

Конечно, для того чтобы не малодушествовать и не отступить от веры необходимо много душеных сил.

Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди. 9 заповедь блаженства): «Сколько мужества требуется, чтобы не бросить дела, не охладеть, не отчаяться и, главное, не возненавидеть гонителей!»

Но за это христианин удостаивается быть мучеником.

Исаак Сирин (Слово 5): «Не те только мученики, которые приняли смерть за Христа, но и те которые умирают за соблюдение заповедей Христовых».

Иоанн Златоуст (Т.8, кн.1, бес.59): «Те, которые за истину и исповедание Христа подвергаются каким-либо бедствиям и терпят поношение, удостаиваются за то и особенных почестей».

3. Каково должно быть отношение человека к тем, кто его гонит за веру, независимо от того родной это человек или нет?

Христианин не должен поддаватьсячеловекоугодию и потакать малодушию ближних.

Арх. Софроний (Сахаров) (Благословение знать путь): «…"враги человеку домашние его" (Мф. 10,36). Они - "домашние" - любят нас, и мы любим их; но нам нельзя последовать за ними, когда они препятствуют нам отдаться Богу. Постольку, поскольку они отклоняют нас от единого истинного пути, они становятся нашими «врагами», они «суть воры и разбойники»».

Нравственное Богословие (Грехи против 2-ой заповеди. Грех – человекоугодие): «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1,10), говорит ап. Павел. Эти слова с первого раза показывают, что человекоугодник—уже не богоугодник. Почему же именно так?—Потому что он изменяет истине, которая в Боге, которая есть Христос, изменяет истине пред людьми и на словах и в действиях своих; подделывается или применяется во всем к мнениям и характерам грешных людей… Таким образом этот человек поставляет для себя правилом действий не закон Божий и совесть свою, а только желания других; и значит он раб людей, а не раб Божий, значит, изменяет Богу ради людей. …Угождение людям может ка­саться всего, но только не истины. Если можно угодить лю­дям, не изменяя истине и не прогневляя Бога, то в этих случаях и нужно угождать уступать им «к назиданию». Если же нет, если нужно идти вопреки многим и многим: остается быть смиренным богоугодником, а не человекоугодником».

Особенно опасно человекоугодие в делах, которые нарушают заповеди Божии. Самым ярким подтверждением этому является история Адама и Евы.

Иоанн Златоуст (Беседы на Книгу Бытия, бес.16): «И дала, - сказано, - также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих» (Быт.3,6-7). Велика беспечность и мужа. Хотя (предлагавшая плод) была и одной с ним природы, и жена его, но ему, как живо помнившему заповедь Божию, нужно было предпочесть ее неуместному желанию жены, не принимать участия в преступлении, для кратковременного удовольствия не лишать себя стольких блага и не оскорблять такого Благодетеля, который явил ему столько любви и даровал такую безболезненную и безбедную жизнь».

Пусть каждый из нас посмотрит на то, часто ли он уступает ближнему в случаях, когда намеревается действовать по благочестию и богоугождению, но ради того, чтобы, как мы говорим: «не обидеть ближнего», отходит от своих благих намерений. И не являемся ли мы в этих случаях Адамом, который, скорее всего, тоже не хотел обидеть Еву…

Продолжая говорить на тему отношения христианина к родным, не желающим идти путем спасения, напомним еще раз следующие слова Евангелия, которые мы читали множество раз:

Евангелие от Матфея. гл. 10, ст. 34-38: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

Евангелие от Матфея. гл. 19 ст.29: «И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь».

Некоторых людей эти слова пугают и вызывают недоумения. Поэтому приведем толкования этих слов, т.к. они относятся и к теме нашей беседы.

Феофилакт Болгарский (Толкование на Еванг. от Матфея 10, 34-38): «Здесь ближайшим родством означается всякое родство. Самых даже близких, говорит, пришел Я разделить, - сына с отцом, дочь с матерью: ибо сын особенно любезен отцу, а дочь матери по естественному подобию. …Не всякое согласие хорошо: напротив иногда бывает хорошо и несогласие. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле Богопочитания. Говорит здесь о том, что должно удаляться, или отделяться от них не без особенной причины, но только тогда, когда они не ведут нас к вере, и еще препятствуют нашей вере. Слова о разделении домашних взяты у пророка Михея, который говорит: «…дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его» (Мих.7,6). Пророк, говоря о врагах человека между домашними его, имел в виду древних иудеев, когда произошло между ними такое разделение сына от отца: Христос же прилагает сии слова вообще к верующему, показывая, что все домашние для хотящего веровать будут враги ему. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» Видишь, тогда должно возненавидеть родителей и детей, когда, то есть, они хотят, чтоб мы любили их больше, нежели Христа. Но что говорю об отце, матери и детях? услышь и больше сего: «И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Дабы кто не подумал, что вышесказанное относится к одним ученикам, Господь распространяет свое обетование на всех, творящих подобное тому, что творили ученики. И они, вместо сродников по плоти, будут иметь свойство и братство с Богом, вместо полей - рай, вместо каменных домов - горний Иерусалим, вместо отца - старцев церковных, вместо матери - церковных стариц, вместо жены - всех верных жен, не в брачном отношении - нет, но в отношениях духовных, в духовной любви и попечении о них. Впрочем, Господь не просто, не без причины велит отделяться от домашних, но тогда, когда они препятствуют благочестию».

Иоанн Златоуст (т.7, ч.1 бес.35): «Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? «не мир пришел Я принести», - чем самым утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом: Я это делаю, потому что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла сверх чаяния. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля. Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников против худого мнения о них в народе. Притом, не сказал: «брань», но, что гораздо ужаснее – «меч». Если сказанное слишком тяжко и грозно, то не дивитесь. Он хотел приучить слух их к жестоким словам, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались. Поэтому и употребил такой образ речи, чтобы кто не сказал, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. По этой причине даже и то, что можно было бы выразить мягче, Христос представлял более страшным и грозным. И действительно, лучше видеть легкость на самом деле, нежели на словах. Потому-то Он не удовольствовался и этим выражением, но, изъясняя самый образ брани, показывает, что она будет гораздо ужаснее даже междоусобной брани, и говорит: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (ст. 35). Не только, говорит, друзья и сограждане, но и сами сродники восстанут друг против друга, и между единокровными произойдет раздор. «Я пришел, говорит, разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее»; то есть, брань будет не просто между домашними, но даже между теми, которые соединены искреннею любовью и теснейшими узами. Это-то особенно и доказывает силу Христову, что ученики, слыша такие слова, и сами принимали их, и других убеждали. И хотя не Христос был причиною этого, но злоба человеческая, тем не менее говорит, что Сам Он делает это. Такой образ выражения свойственен Писанию. Так и в другом месте говорится: дал им Бог очи, чтоб они не видели (Ис.11, 9; Иезек.12, 2). Так говорит Христос и здесь, чтобы ученики, как выше сказал я, предварительно привыкнув к такому образу речи, не смущались и среди самых поношений и обид. … «И враги человеку - домашние его» (ст. 36). И у иудеев случилось нечто подобное. И у них были пророки и лжепророки; бывали также в народе разногласия, и дома разделялись. Одни верили тем, другие другим. Поэтому пророк, увещевая, говорит: «Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его» (Мих.7,5,6). А говорил это для того, чтобы тех, которые примут учение, поставить выше всего. Не смерть, ведь, зло, а худая смерть - зло. Потому и сказал: «Огонь пришел я низвести на землю» (Лук. 12,49). Говоря это, Он показывал силу и горячность той любви, какой требовал. Так как сам Он много нас возлюбил, то хочет, чтоб и мы любили Его столько же. А такие слова и апостолов укрепляли и возвышали в духе. Если и ученики ваши, говорил Он, будут оставлять сродников, детей и родителей, то каковы, подумай, должны быть вы, учители! Бедствия эти не кончатся на вас, но перейдут и на других. Так как Я пришел даровать великие блага, то и требую великого послушания и усердия. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (ст.37-38). Видишь ли достоинство Учителя? Видишь ли, как Он, повелевая все оставить долу и любовь к Нему предпочесть всему, показывает тем, что Он есть единородный Сын Отца? И что говорить, сказал Он, о друзьях и сродниках? Если даже душу свою будешь предпочитать любви ко Мне, ты еще далек от того, чтобы быть Моим учеником. …Если же Павел многое заповедует о родителях, и велит во всем им повиноваться, не дивись. Он велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию. Святое дело - воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Потому и у евангелиста Луки говорится: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14,26). Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно; но если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это. Такая любовь и любимого, и любящего губит. Так говорил Он для того, чтобы и детей сделать мужественнее, и родителей, которые бы стали препятствовать благочестию, уступчивее. Действительно родители, видя, что Христос имеет могущество и силу отторгать от них даже детей, должны были отступиться от своих требований, как невозможных. Вот почему, миновав родителей, Он обращает речь к детям, научая чрез то первых не употреблять бесполезных усилий. Потом, чтобы они на это не досадовали и не скорбели, смотри, до чего простирает речь. Сказавши: «кто не возненавидит отца и матерь», присовокупил: «и душу свою». И что, говорит, думаешь ты о родителях, о братьях, о сестрах и жене? Для всякого ничего нет ближе души своей; но если не возненавидишь и ее, то поступишь совсем не так, как любящий. Притом повелел не просто возненавидеть душу, но даже подвергаться и войне и битвам, не страшиться смерти и кровопролития. «И кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук.14,27). Не просто сказал, что должно быть готовым на смерть; но готовым на смерть, насильственную, и не только насильственную, но и поносную».

4. Когда нас злоречат за веру, мы должны не удивляться, скорбеть и жаловаться, а радоваться исполнению Евангельских пророчеств.

Николай Сербский (Письма духовным детям. П.18): «Ответ одному православному из новоначальных, которого ругают все домашние: Пока ты не начал Богу молиться, ты всем был мил, а теперь ты вдруг оказался в своем доме, как среди вражеского лагеря. Раньше ты и пил, и курил, и понемногу воровал, и ругался, и пролеживал бока в рабочие дни, и творил другие дела, противные Богу и почтенным людям. И все-таки тогда ты был всем своим мил. А когда ты пошел путем правды, Богопочитания и молитвы, тотчас на тебя все набросились, как осы. Радуйся, брат, радуйся сто раз! Разве ты не видишь, что в вашем доме зазвучала Благая Весть. В том самом доме, где до сих пор рассуждали лишь о налогах и работе, о ворах и сообщниках, начало исполняться пророчество Евангельское. Ваш дом вознесся до небес, превратился в сцену для христианской драмы, перенесясь во времена Апостолов и мучеников. В крохотном пространстве вашего дома вершится история Церкви. Вот пророчества Христа, которые бессчетное число раз уже сбывались на этой планете и которые теперь начинают сбываться в вашем доме: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22). «И враги человеку - домашние его» (Мф.10:36). «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лк.6:21-22). «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20). Что может быть яснее этих пророчеств?! Смотри, они исполняются и сегодня, у твоего очага, с тобой. Поэтому принимай всю брань в твой адрес не как брань, а как награду, как орден. Знай, что гонители твои раскаются, хулители твои замолкнут, а ты возрадуешься. Нынче ты последний в доме отца твоего, а скоро будешь первый. А те, что тебя гонят, будут служить тебе. Так было предсказано и исполнилось тысячи раз в тысяче мест».

К вопросу о том, как надо правильно реагировать на злоречия и злые действия против христианской веры и Бога мы еще обратимся чуть позже.

Раздел 3.3: Примеры праведных реакций на злые действия и их характерные особенности

 

Выше было сказано о том, как праведники переносили клевету и оскорбления. А теперь приведем поучительные примеры того, как они как вели себя, когда кто-либо действовал против них не за веру, а по своему злому сердцу. И т.к. злые действия происходят не только от незнакомых злоумышленников (или разбойников), но и, к сожалению, зачастую и христианами, то мы будем отдельно говорить о тех и других случаях, т.к. реакции иногда отличаются. Прости, Господи, нас, грешных!


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.