О тех, кто злоречат христианина за веру — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

О тех, кто злоречат христианина за веру

2022-11-14 24
О тех, кто злоречат христианина за веру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Злоречить за веру и добродетели могут незнакомые, знакомые и родные люди, неверующие, маловерующие и, что более прискорбно, верующие люди. Кратко разберем этот вопрос.

1. Во-первых, зло и гонение христиан происходит от дьявола.

Тихон Задонский (Сокровище духовное, с.108): «Скорбь (христианам) предсказана — и видим это. От кого же христианам скорбь тер­петь? Гонение от мучителей-язычников прекра­тилось, христиане живут между христианами. Действительно, явных гонителей и мучителей не стало, и слава Богу! Но дьявол, первейший мучитель, по-прежнему непрестанно воздвига­ет гонение на благочестивых, по Писанию: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохра­няющими заповеди Божий и имеющими свиде­тельство Иисуса Христа» (Откр.12:17). Вот пер­вейший мучитель христианский!».

Николай Сербский (Райская пирамида): «(Бесы хотели бы), чтобы люди жили в постоянных раздорах и были несчастны, и поэтому роптали ли бы против своего Творца. Их задачей с самого начала было заставить людей взбунтоваться против Господа. Им был мил убийца Каин, а не кроткий Авель. Они любят Исава и ненавидят Иакова, любят Саула и ненавидят Давида, любят Каиафу и ненавидят Гамалиила, любят Савла и ненавидят Павла. Именно поэтому они неутомимо преследуют праведников. Они пакостят праведнику и сами лично, но чаще через людей с гнильцой в душе. Они собирают вместе всех тех, кто морально слаб, и направляют их против героя Божьего, против витязя правды Господней. А Господь видит это, но попускает, чтобы немощные люди и бесы нападали на слуг Его. Всевидящий попускает все это, чтобы немощь показала себя еще и еще раз немощью - и устыдилась бы. Всемудрый попускает все это, чтобы люди увидели и убедились, что правда и в лохмотьях сильнее неправды в короне и на престоле. Всеблагий попускает все это, чтобы слугу Своего украсить еще раз венком победителя. Подобно тому, как воры и разбойники нападают на богачей в миру, так злые бесы и заблуждающиеся люди нападают на богача духовного. Святой Нил, делясь своим опытом, говорил: "Если ты истинно молишься, будь готов к нападению бесовскому". Апостол Павел рассказывал Тимофею, как он претерпел страдания и гонения, постигшие его в Антиохии, Иконии и Листрах: «каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь». А в конце подчеркнул, как правило: «да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:11-12)».

2. Во-вторых, злоречие исходит через неверующих неродных людей, которые злобно относятся ко всем христианам и к их вере. Злоречие от таких людей не удивительно, т.к. в них живет дух безбожия и даже противления Богу. Таким людям святой Нил сказал следующее:

Нил Синайский (Письма. П. 2.174): «Прочитав Писание, не будем дивиться, видя, что ты крайне гнушаешься праведными, смеешься и издеваешься над их благочестивым учением. Ибо на­писано: «мерзость грешнику богочестие» (или «грешнику же страх Господень ненавистен») (Сир.1,25), еще говорится: «Если мудрое слово» услышит «легкомысленный, и оно не понравилось ему, и он бросил его за себя» (21, 18). И сказано также: «Всякое животное любит подобное себе» (13, 19),— по­тому что и человек лукавый любит и приветствует другого лукавого».

Но не только отдельные люди могут гнать христиан.

Феофан Затворник (Толков. на посл. римлянам. 8,35):«Но иногда к гонителям частным присоединялось и правительство — и брало «меч» в руки, будто на поражение врагов, на обезглавление любителей Божиих».

3. Гнать и оскорблять за веру может неверующий близкий, например, муж – жену, мать – ребенка и т.п.

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь о Христе): «Ревнующие о благочестии, брат и сестра! Тебе придется слышать, и, может быть, нередко, более от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек; ты увидишь к себе сильное нерасположение, вражду за свое благочестие, хотя враждующие не будут выражать, что именно за благочестие они враждуют против тебя…».

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 5 запов., грех: Стеснение детей в делах богоугодных): «…грешно из-за себя стеснять детей в говенье или в более частом хождении в церковь».

Нравственное богословие (Грехи против 5 запов., грех: Грубое обхождение с родителями, укоры им и злословие их): «Грех особен­но укорять родителей в духовных делах их, например, в богомолье, в милостынях, когда по поводу этих дел посторонние лица (мир)глумятся над ними и ропщут на них».

Нравственное богословие Е.Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех Супружеская вражда из-за религиозного направления): «Вражда в супружестве из-за духовного направления неразумная и неблагородная. Не слишком ли странно это в жене: умного и набожного человека все умные же и благонамеренные люди ценят и уважают; иные даже за находку считают пользоваться его дружеством: а жена не­довольна им и во всем доме возбуждает против него вражду! Злоупотребляя его христианскою терпеливостью, не опасаясь за такие крутые меры взыскания, какие можно бы­ло бы встретить со стороны мужа с иным светским направлением, она оскорбляет его, и наедине и при дру­гих! Какая неблагодарность и жестокость! Или не стран­но ли это в ином муже: богобоязненная жена—самое вер­ное лицо ему и составляет его честь, между тем он не ценит ее и презирает ее! Видя в строгой жизни ее уко­ризну себе, развращенный или только холодный к религии муж ненавидит ее, по крайней мере, смотрит на нее как на что-то жалкое, неразумное или отжившее свой век. И так супружеская религиозная вражда неосновательна во всех отношениях и есть грех. Пусть то лицо, которое выносит ее, еще более возвышается своим духом от угнетений: но как же жестоко например, самому мужу быть гонителем своей жены (Диоклитиан и замучил свою жену, царицу Алексан­дру)!—О, супруги-супруги, враждующие между собой из-за религиозного направления! Поверьте, что если б вы были одинаково набожны, то жизнь ваша и еще во сто раз бы­ла бы любезнее».

Нравственное богословие Е.Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех Супружеская вражда из-за религиозного направления): «Враги человеку – домашние его» (Мф.10,36). Эта вражда несправед­лива. При единстве плоти муж и жена, однако, имеют каждый свою душу, свою свободу, Что же им гневаться-злобиться, если один или одна из них любит духовное, божественное? Уже и то худо, что нет подражания добро­му примеру: а тут еще притеснение, упреки на каждом шагу «монахом, богомолкой». Как же в других-то случаях защищается и уважается свобода, а здесь ей нет хода? Своими, а не чужими, силами тела и духа трудится для спасения муж или жена: за что же быть недовольным другому лицу? Нет; хоть бы и болели у мужа ноги от долгого стояния на молитве, хоть бы он мало ел или не питался мясом (известны такие примеры между престаре­лыми супругами), жене нечего в таком случае скучать: жизнь ее мужа еще более продлится от душеспасительных подвигов его».

Такое отношение родных неверующих людей или язычников к верующим было на протяжении всей истории христианства.

Иоанн Максимович (Илиотропион… кн.5, гл.3): «Что же нового и необыкновенного в этом? Так было всегда в мире: … было обыкновенным переносить обиды и неправды, страдать от друзей, родственников и людей, облагодетельствованных нами. Истинны слова Христовы, предсказанные Им наперед о том, как будет в мире в последующие времена: "отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей" (Лук.12:52-53)».

4. Также не понимать и укорять могут маловерующие или верующие родные или неродные христиане.

Вначале заметим, что к маловерующим мы относим людей верующих в Бога, но не посещающих храм или редко посещающих, а также не знающих или поверхностно знающих основы христианских добродетелей. К верующим же относятся христиане постоянно посещающие храм, участвующие в Таинствах, и более или менее знающих об учениях христианской веры. Но и верующие могут считаться маловерующими по отношению к тем христианам, которые ведут сознательную внутреннюю духовную жизнь.

К сожалению, не только в полу-христианских семьях (когда один из супругов верующий, а другой нет или когда родители верующие, а дети - нет, или наоборот), но и в христианских семьях встречаются разногласия между супругами или родителями и детьми, связанные с мирской и духовной жизнью. И если укоры и злословия от неверующих родных более понятны, то укоры, непонимания и т.п. от родных христиан по поводу веры и добродетелей кажутся абсурдом, т.к. этого, казалось бы, не может быть. Но, к сожалению, это бывает и к тому же не редко.

Тихон Задонский (Сокровище духовное, с.108): «Иисус Христос Господь наш от Своих по­страдал, как написано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Пророки Его от сво­их единоплеменников пострадали, как видим в Писании (Мф.13:57; 23:37). Так и христиане от своих христиан, но ложных, страдают. Злой сосед доброго соседа ненавидит и гонит; злой муж добрую жену и злая жена доброго мужа ненавидит и гонит; брат и сестра доброго бра­та и сестру ненавидит и гонит. «И враги челове­ку — домашние его» (Мф.10:36). Вот христиан­ские гонители — лживые христиане!... Видишь, христианин, от кого христиане страдают».

Иоанн Максимович (Илиотропион… кн.5, гл.3): «Давида царя преследовали не только Ахитофел, ближайший его советник, и не только его тесть Саул, но и Авессалом, его сын. И даже Господа Иисуса Христа кто убил? Убили Его не язычники (идолопоклонники), но возлюбленные Богом сыны Израилевы. Его спросят, от чего у Тебя рубцы на руках, и Он ответит: "оттого, что меня били в доме любящих меня" (Захар. 13:6). Еще более печально, сколько потерпел Иисус Христос и от самих учеников своих. Иуда Искариотский, которому за несколько часов до злодеяния Христос умыл ноги, сделал его участником Своей Тайной Вечери (Святого Причащения) - этот неблагодарный ученик и раб предал своего Господа врагам. Возлюбленный Петр отвергся от Него при страдании Его, а прочие Его ученики оставили Его и бежали. Что удивляемся мы? "Враги человеку - домашние его", сказал пророк (Мих.7:6). Но уповающий на Бога все это удобно побеждает».

То, что гонителями стали христиане, является делом дьявола.

Василий Великий (Письма, п.134): «…поелику увидел он (диавол), что Церковь в гонениях от врагов умножается и более процветает, то переменил свое намерение и уже не въявь воюет, но ставит нам тайные за­сады, прикрывая злой умысел свой именем, какое все носят, что­бы страдали мы то же, что и отцы наши, но не казались страждущими за Христа, потому что и гонители имеют имя христиан».

Конечно, очень больно, когда страдаешь от тех, кто является родным и по плоти и по духу.

Иоанн Максимович (Илиотропион… кн.5, гл.3): «Скажешь - терпеть от врага как-то легче. Но самое невыносимое зло, какое только можно себе представить есть то, когда приходится страдать от людей кажущихся добронравными. Это превосходит всякое терпение: оно смущает вас и оскорбляет донельзя».

Но не только маловерующий христианин может укорять или обижать верующего. Но и верующий, зараженный духовной гордынею, может унижать человека менее духовно-сведущего.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 5 запов., грех: Гордость духовная вместо христианского смирения): «Ближнего своего он (духовно гордый христианин) обижает пренебрежением, упреком грешника. Он не только чернит пред собой всех грешных: «хищницы, неправедницы, прелюбодеи» (Лк.18,11), но иной раз или пред иными и лично упрекает кого, принижает пред собой: «или яко же сей мытарь».Как буд­то христианство, благодать, царство небесное—его одного достояние («нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15,26)—думает он), а не могут быть получены эти на­следства и другими!».

Итак, мы обозначили группы людей, могущих гнать людей за веру. И, к сожалению, мы не только бываем теми, кто страдает за веру, но и сами иногда выступаем в качестве тех, кто укоряет и не понимает ближнего за его веру. 

Далее кратко заметим, как христианин должен относиться к различным хулителям.

Николай Сербский (Письма духовным детям. П.1): «Знай: те, которые изводят нас насмешками, и есть те самые враги наши, о которых сказал Господь в заповеди Своей: «любите врагов своих». Не ведая, что творят, они делают нам добро. Огорчая и обижая нас, они раздувают в нас искру божественного пламени. Облаивая нас сзади, когда мы идем в храм, они гонят нас ближе к Богу. Досаждая нам на земле, они делают нам небо милее. Как снег и ветер не желают дереву добра, однако нехотя укрывают его от мороза, так и враги твои».

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.