Основы составления проектов бюджетов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основы составления проектов бюджетов

2022-11-14 25
Основы составления проектов бюджетов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Согласно концепции правового регулирования организации бюджетного процесса, закреплённой положениями ФЗ от 26.04.2007 № 63 – ФЗ, БК РФ определяет только рамочные условия составления проектов бюджетов: методологические подходы к расчёту бюджетных параметров и состав инструментов бюджетного планирования, применение которых является обязательным. Согласно БК РФ прогнозирование доходов бюджета основывается на показателях прогноза социально-экономического развития и нормах действующего бюджетного, налогового и иного законодательства. Составление расходной части бюджета – планирование бюджетных ассигнований – осуществляется на основе представленных главными распорядителями (субъектами бюджетного планирования) реестрах расходных обязательств, обоснованиях бюджетных ассигнований, предложений по реализации долгосрочных бюджетных и ведомственных программ. При формировании бюджетов на 2010 год (2010 год и плановый период) должен быть реализован принцип раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Такой подход призван обеспечить гарантированное исполнение расходных обязательств, обусловленных действующими нормативными правовыми актами, надёжную оценку резервов бюджетных средств для принятия новых расходных обязательств и возможности экономного и эффективного использования имеющихся в распоряжении органов власти (органов местного самоуправления) бюджетных ресурсов. Ещё одним инструментом, призванным повысить обоснованность использования бюджетных ассигнований, качество оказания общественных услуг и в целом результативность деятельности сектора государственного управления, является государственное (муниципальное) задание. Государственное (муниципальное) задание позволяет определить потребность в объёме соответствующих услуг и оценить размер бюджетных ассигнований, необходимый для их оказания. Требования к составу и степени детализации информации, отражаемой в государственном (муниципальном) задании, обеспечивают возможность учета широкого спектра факторов, влияющих на стоимость общественной услуги, при принятии решения о распределении бюджетных ассигнований и выборе альтернативного способа исполнения соответствующих полномочий.

БК РФ установил, что порядок разработки государственных (муниципальных) заданий, бюджетных программ, планирования бюджетных ассигнований, ведения реестра расходных обязательств, а также интеграция этих и других инструментов бюджетирования в процесс составления проекта бюджета определяется органами власти (органами местного самоуправления) публично-правовых образований.

Во исполнение этого требования БК РФ было принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010, утвердившее Положение о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период. Постановлением № 1010 определён круг полномочий участников бюджетного процесса, осуществляющих подготовку проектов указанных бюджетов, механизм их взаимодействия, последовательность и сроки для выполнения действий по составлению проектов бюджетов.

В разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период участвуют Правительство РФ, а также формируемая в его составе Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее – Бюджетная комиссия), Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, СБП, главные администраторы доходов федерального бюджета.

Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период является исключительной прерогативой Правительства РФ, но фактически полномочия высшего органа исполнительной власти РФ заключаются в одобрении параметров социально-экономических и финансовых прогнозов, а также проекта федерального бюджета и концепций бюджетных программ. Непосредственное составление федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период – полномочие Министерства финансов РФ [1].

Проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период формируется на основе прогноза социально-экономического развития РФ, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенной политики РФ [1].

Согласно БК РФ, Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определены основные направления и ориентиры бюджетной политики на трехлетний период. До 2009 года Бюджетное послание Президента РФ включало следующие разделы:

- основные итоги бюджетной политики за отчётный период;

- цели и задачи бюджетной политики на очередной финансовый год, плановый период и дальнейшую перспективу;

- основные направления налоговой политики;

- основные приоритеты бюджетных расходов;

- политика в сфере межбюджетных отношений.

В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2009 – 2011 гг.» дана положительная оценка результатов реализации бюджетной политики в отчётном периоде. В частности, в числе её позитивных итогов названо формирование законодательной базы развития бюджетной системы государства, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора. Наряду с достижениями отмечены сохраняющие актуальность проблемы реформирования бюджетного процесса в РФ: отсрочка практического внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, неполнота нормативной правовой базы публично-правовых образований; недостаточная ориентация бюджетных учреждений на повышение качества оказываемых ими услуг; сохранение существенной внутри- и межотраслевой дифференциации их финансового состояния; низкая результативность инструментов межбюджетного регулирования; нарушение субъектами РФ норм права в сфере межбюджетных отношений и др.[3].

Исходя из принципа преемственности бюджетной политики, необходимости преодоления недостатков действующей системы бюджетирования и решения макроэкономических проблем экономики РФ определены приоритеты бюджетной политики на 2009 – 2011 годы. Бюджетная политика РФ в указанном периоде должна формироваться с учётом тенденций развития мировых рынков сырья и капиталов, сохранения значительных диспропорций отраслевой, территориальной структуры экономики РФ, воздействия демографических и социальных факторов.

Повышение результативности бюджетной политики предполагается обеспечить посредством решения следующих задач (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Задачи бюджетной политики РФ на 2009 – 2011 гг.

 

Содержание задачи Меры по реализации
Сохранение значения бюджетной политики РФ как инструмента макроэкономического регулирования (инфляции и пропорций экономики) Механизмы обеспечения стабильности бюджетной системы, управления нефтегазовыми доходами
Усиление роли бюджета в стимулировании экономического развития РФ и повышении благосостояния населения Составление проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов с учётом параметров бюджетных прогнозов на 15-летнюю и более долгосрочную перспективу; Разработка бюджетной стратегии на 15-летнюю перспективу, включающую анализ бюджетных рисков, определение долгосрочных приоритетов развития экономики с учётом целевых установок на её повышение конкурентоспособности. Развитие механизмов мониторинга эффективности бюджетных расходов, эффективности использования бюджетных средств государственными корпорациями. Повышение прозрачности функционирования сектора государственного управления посредством формирования надёжной оперативной информации о результатах его деятельности
Формирование устойчивых механизмов пенсионного обеспечения Упорядочение источников финансирования пенсий, повышение эффективности управления пенсионными накоплениями, механизмы софинансирования пенсионных механизмов с использованием средств Фонда национального благосостояния
Повышение эффективности бюджетных расходов Переход к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания, принципов нормативно-подушевого финансирования и создания стимулов повышения качества оказания общественных услуг

Продолжение таблицы 2.2

 

Завершение формирования новой системы местного самоуправления Оказание методологической, методической и иной помощи муниципальным образованиям в освоении процедур управления муниципальными финансами
Модернизация механизмов финансирования реализации долгосрочных бюджетных программ и инвестиционных проектов Завершение разработки методологической и методической базы применения долгосрочных бюджетных программ и государственных инвестиций. Практическое внедрение норм БК РФ в части использования таких инструментов БОР, как долгосрочные целевые программы
Совершенствование практики БОР Обеспечение корреляции ДРОНД, долгосрочных целевых программ, ведомственных программ и обоснований бюджетных ассигнований; Модернизация механизмов разработки ведомственных программ
Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, временно сводными средствами федерального бюджета Диверсификация состава активов, в которые инвестируются средства Фонда национального благосостояния, с целью повышения доходности. Реализация мер, направленных на обеспечение максимальной надёжности размещения средств
Повышение эффективности деятельности сектора государственного управления  Оптимизация состава федеральной государственной собственности с учётом потребности в объектах для исполнения публичных полномочий РФ. Обеспечение полного и прозрачного учёта имущества казны
Расширение практики использования инструментов управления «по результатам» в организации межбюджетных отношений Процедуры учёта результативности деятельности органов государственной власти субъектов РФ при принятии решения о предоставлении межбюджетных трансфертов. Определение дополнительных сфер государственного управления, в которых могут быть применены механизмы делегирования полномочий, и оптимизация порядка расчета и распределения субвенций
Совершенствование механизмов государственного и муниципального финансового контроля Внесение в БК РФ дополнений в части организации государственного и муниципального финансового контроля

Составлено по [3]

Основные направления бюджетной политики РФ в 2010 – 2012 годах в значительной степени были предопределены неблагоприятной макроэкономической ситуацией, возникшей вследствие мирового финансового кризиса. Перечень задач, решение которых призвано обеспечить финансовую и социально-экономическую стабилизацию, минимизировать негативные последствия кризиса и создать предпосылки для устойчивого развития РФ в среднесрочной перспективе, свидетельствует о сохранении преемственности бюджетной политики.

Наряду с такими стратегическими направлениями как оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение вертикальной бюджетной сбалансированности и равного доступа граждан к государственным (муниципальным) услугам, повышение уровня жизни населения, в том числе социально незащищённых его слоёв, в число приоритетов бюджетной политики вошли:

 - своевременное и полное выполнение социальных обязательств;

 - сохранение макроэкономической стабильности в кратко- и среднесрочной перспективе посредством ограничения величины дефицита бюджета;

 - достижение максимальной обоснованной экономии бюджетных средств посредством применения программно-целевого подхода, ужесточения контроля целевого и эффективного использования бюджетных ассигнований.

Новацией Бюджетного послания Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 – 2012 годах» стало включение в состав документа раздела, посвящённого совершенствованию процедур составления и исполнения бюджета. Среди основных направлений оптимизации бюджетного процесса были определены:

1) минимизация бюджетных рисков;

2) повышение эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

3) обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета

4) дальнейшее расширение полномочий главных распорядителей средств федерального бюджета

5) совершенствование механизмов государственного (муниципального) финансового контроля;

6) повышение эффективности использования ресурсов в секторе государственного управления, главным образом, посредством внедрения государственных заданий;

7) внедрение программно-целевых принципов бюджетного планирования, в том числе переход с 2011 года к программной структуре бюджета и оптимизация действующих механизмов бюджетирования по результатам, и др.[4].

С учётом поставленных в Бюджетном послании Президента РФ приоритетных задач развития системы управления общественным финансами Министерством финансов РФ разрабатывается документ «Основные направления бюджетной и налоговой политики РФ». В данном документе получают конкретизацию заявленные в Бюджетном послании Президента РФ приоритеты в области расходов федерального бюджета, организации межбюджетных отношений, налогового регулирования. В последние годы в условиях внедрения БОР структура Основных направлений бюджетной и налоговой политики РФ претерпела существенные изменения. В частности, были обеспечены большая наглядность изложения и высокий уровень взаимосвязи приоритетов бюджетной политики государства с основными направлениями социально-экономического развития РФ в средне- и долгосрочной перспективе; представлена оценка результативности бюджетных расходов. Содержание «Основных направлений бюджетной и налоговой политики РФ» позволяет обосновать роль федерального бюджета и значение бюджетной политики РФ в решении важнейших проблем современного этапа развития государства.   

Также в целях составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Министерство финансов РФ получает от других участников бюджетного процесса необходимые сведения. В качестве примера таких материалов следует привести Реестры расходных обязательств СБП, предложения по подготовке и реализации инвестиций из федерального бюджета, доклады о результатах и основных направлениях деятельности СБП, методики распределения межбюджетных трансфертов и их расчёты, расчёты доходов и поступлений и источников финансирования дефицита федерального бюджета и т.д. 

Работа над составлением проекта федерального бюджета начинается примерно за 15 месяцев до начала финансового года, на который формируется бюджет. Последовательность процедур по подготовке проекта федерального бюджета представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Порядок составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период

 

Участник процесса подготовки проекта федерального бюджета Полномочие Срок для выполнения полномочия
Бюджетная комиссия Утверждение графика подготовки и рассмотрения материалов, разрабатываемых при подготовке проекта федерального бюджета До 01.11 года, предшествующего текущему году
Бюджетная комиссия Рассмотрение и согласование проекта основных направлений налоговой, бюджетной и таможенной политики на очередной финансовый год и плановый период; принятие решение о предоставлении на рассмотрение Правительства РФ концепций долгосрочных целевых программ До 15.12 года, предшествующего текущему году
Правительство РФ Рассмотрение уточнённого прогноза социально-экономического развития РФ на текущий финансовый год, очередной год и плановый период. Утверждение концепций долгосрочных целевых программ, предлагаемых к реализации начиная с очередного финансового года или планового периода До 30.12 года, предшествующего текущему году
Правительство РФ Одобрение основных направлений налоговой и таможенной политики До 15.02 текущего года
Субъекты бюджетного планирования Представление в Министерство экономического развития РФ, Минфин РФ предложений по подготовке и реализации инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включённые в долгосрочные целевые программы. Представление в Министерство регионального развития аналогичных предложений по подготовке и реализации инвестиций, обеспечивающих комплексное территориальное развитие До 01.03 текущего года
Министерство экономического развития РФ Представление в Бюджетную комиссию на рассмотрение предложений по подготовке и реализации инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые программы До 15.03 текущего года

 

Продолжение таблицы 2.3

 

Бюджетная комиссия Рассмотрение и согласование предложений по подготовке и реализации инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые программы До 01.04 текущего года
Субъекты бюджетного планирования Представление в Правительственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, Минфин РФ, МЭР, Министерство регионального развития РФ проектов ДРОНД в части определения целей, задач и показателей деятельности СБП До 01.04 текущего года
Правительство РФ Одобрение сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономи-ческого развития РФ; предложений по изменению структуры и объёма действующих расходных обязательств; основных направлений бюджетной политики РФ; предложений по подготовке и реализации инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включённые в долгосрочные целевые программы До 15.04 текущего года
Субъекты бюджетного планирования Представление в Минфин и МЭР РФ: а) предложений по изменению объёма и структуры расходных обязательств на очередной финансовый год и первый год планового периода; б) предложений по объёму и структуре расходных обязательств РФ на второй год планового периода в части реализации долгосрочных целевых программ; в) аналогичных предложений в Министерство регионального развития РФ – в части программ, касающихся комплексного территориального развития и предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ До 01.05 текущего года
Министерство экономического развития РФ Рассмотрение и представление в Бюджетную комиссию указанных выше предложений СБП по определению и изменению структуры и объёма расходных обязательств До 15.05 текущего года
Бюджетная комиссия Рассмотрение и согласование указанных выше предложений СБП по определению и изменению структуры и объёма расходных обязательств   До 01.06 текущего года

Продолжение таблицы 2.3

 

Правительство РФ Утверждение основных характеристик федерального бюджета, долгосрочных целевых программ; одобрение распределения предельного объёма бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых обязательств; принятие актов о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, не включённых в бюджетные программы До 15.06 текущего года
Минфин РФ Направление СБП следующих материалов: А) проектировки изменения предельных объёмов бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих расходных обязательств в очередном финансовом году и первом году планового периода; Б) проектировки предельных объёмов бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих расходных обязательств во втором году планового периода; В) проектировки распределения бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение принимаемых обязательств в очередном году и плановом периоде; Г) методические указания по распределению бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации расходов бюджетов До 20.06 текущего года
Министерство регионального развития РФ и Минфин РФ Согласование проекта методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ До 20.06 текущего года
МРР РФ, Минфин РФ и СБП Согласование проектов методик распределения субвенций и субсидий между бюджетами субъектов РФ До 20.06 текущего года
Минфин РФ Направление в финансовые органы субъектов РФ и МРР РФ исходных данных для проведения расчёта дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ До 01.07 текущего года
Субъекты бюджетного планирования Направление в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ методик распределения субвенций и субсидий между бюджетами субъектов РФ и исходных данных для проведения расчётов; представление исходных для проведения расчёта в МРР РФ     До 01.07 Текущего года

Продолжение таблицы 2.3

 

Субъекты бюджетного планирования Представление в Минфин РФ следующих материалов: а) предложения по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на очередной год и первый год планового периода и по распределению бюджетных ассигнований на второй год планового периода в разрезе кодов бюджетной классификации расходов; б) плановые реестры расходных обязательств (РРО) и обоснования бюджетных ассигнований (ОБАС); в) пояснительная записка – в части вопросов, отнесённых к ведению СБП До 10.07 текущего года
Главные администраторы доходов федерального бюджета и ГАИФДБ Представление в Минфин РФ расчётов по видам (подвидам) доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета  До 10.07 текущего года
Субъекты бюджетного планирования Представление в Правительственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, Минфин РФ, МЭР, Министерство регионального развития РФ проектов ДРОНД До 15.07 текущего года
Минфин РФ Проведение сверки исходных данных для расчётов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ с финансовыми органами субъектов РФ; представление в МРР РФ расчётов распределения дотаций До 20.07 текущего года
Субъекты бюджетного планирования Проведение сверки исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по бюджетам субъектов РФ; проведение и предоставление в МРР РФ расчётов распределения субсидий и субвенций между бюджетами субъектов РФ До 20.07 текущего года
Бюджетная комиссия Рассмотрение несогласованных вопросов по формированию и изменению ведомственной структуры расходов федерального бюджета, расчётам по статьям классификации доходов и источникам финансирования дефицита бюджета и др. До 25.07 текущего года
Министерство экономического развития РФ Представление в Минфин РФ уточнённых параметров прогноза социально-экономического развития РФ и данных по ФАИП по состоянию на 01.07 текущего года До 25.07. текущего года

Окончание таблицы 2.3

 

Субъекты бюджетного планирования Представление в Минфин РФ методик распределения субсидий и субвенций и непосредственное их распределение между бюджетами субъектов РФ для формирования приложений к ФЗ о федеральном бюджете До 25.07 текущего года
Минфин РФ Внесение проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и материалов, подлежащих представлению в Государственную думу Федерального собрания РФ вместе с проектом ФЗ До 11.08 текущего года
Правительство РФ Рассмотрение и одобрение проекта ФЗ о федеральном бюджете До 20.08 текущего года
Правительство РФ Внесение проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и материалов, подлежащих представлению вместе с проектом ФЗ, в Государственную думу Федерального собрания РФ До 26.08 текущего года

Составлено по [11]

Остановимся на более подробном рассмотрении отдельных аспектов выполнения СБП полномочий в ходе подготовки проекта федерального бюджета. Как следует из содержания  таблицы, СБП должны разработать и представить в Правительственную комиссию ДРОНД, результаты  рассмотрения  которых в значительной мере определяют структуру бюджетных ассигнований.

Практика  составления  ДРОНД – одного  из  механизмов повышения  эффективности расходов бюджета – заимствована из зарубежного опыта бюджетирования  по  результатам.  Впервые в качестве эксперимента ДРОНД были подготовлены и представлены главными распорядителями средств федерального  бюджета  в  ходе разработки  проекта  федерального бюджета  на  2004 год. Основой для формирования докладов, отражавших цели главных  распорядителей  средств  федерального  бюджета  на  2004  год и  среднесрочную  перспективу,  послужили  методические  указания  Министерства  финансов  РФ. Также  Министерством  финансов  РФ  была  разработана  система  формализованных  критериев  для  оценки  докладов,  применение  которой  позволило  выявить  основные  недостатки  планирования деятельности  главными  распорядителями средств  федерального  бюджета и сложности  в составлении докладов. В частности, низким уровнем качества отличались представленные главными распорядителями средств федерального бюджета обоснования бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программ и исполнения полномочий, а также предложенные ими системы индикаторов результативности расходов. Наряду с этими недостатками доклады характеризовались недостаточной степенью внутренней согласованности сведений и показателей, а также невысоким уровнем корреляции заявленных целей и задач с приоритетами макроэкономической и бюджетной политики РФ [53]. На протяжение 2004 – 2008 гг. продолжалась работа по совершенствованию методики и практики составления ДРОНД в направлении преодоления указанных недостатков.  

Методические материалы Министерства финансов РФ, послужившие руководством для подготовки ДРОНД на 2004 год, стали основой Положения о ДРОНД, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249.

В соответствии с Положением в ДРОНД должны быть представлены следующие пять разделов: цели и задачи деятельности; расходные обязательства и источники доходов, администрирование которых осуществляет СБП; результаты деятельности; распределение бюджетных ассигнования по целям, задачам, программам; результативность бюджетных расходов.

Первый раздел содержит структуру целей и задач, определённых СБП. Их формирование должно основываться на принципах декомпозиции и системности. Это означает необходимость соблюдения соответствия целей и задач СБП приоритетам государственной политики на среднесрочную перспективу. Иными словами, структура целей и задач СБП должна давать ответ на вопрос, каким образом деятельность СБП содействует реализации стратегии развития страны в предстоящем периоде. Количество приоритетных целей, поставленных СБП, не должно превышать пять. Формирование целей СБП осуществляется на основе следующих критериев:

- специфичность – соответствие цели сфере компетенции СБП;

- измеримость – возможность оценки степени достижения цели при помощи количественных индикаторов;

- релевантность – наличие непосредственной связи цели с основной деятельностью СБП;

- достижимость – реалистичность [6].

Для достижения заявленных целей СБП определяются тактические задачи, в отношении каждой из которых в ДРОНД приводится обоснование её соответствия цели, сфере деятельности СБП, полномочиям СБП и подведомственных ему главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Во втором разделе приводятся сведения об общем объёме исполняемых СБП расходных обязательств, содержится анализ изменения их структуры за отчётный, текущий период, очередной финансовый год и плановый период.

В третьем разделе должна быть представлена система индикаторов для проведения мониторинга реализации программ и оценки степени решения тактических задач. Для целей анализа по каждому индикатору приводятся следующие данные: фактические значения за отчётный финансовый год и предшествующий ему год; ожидаемые значения показателей текущего года; целевые (планируемые) значения – на очередной финансовый год и плановый период.

Основными видами индикаторов, используемых для проведения мониторинга, являются: показатели непосредственных результатов деятельности; показатели эффекта – результата для внешних пользователей, например, потребителей общественных услуг. К индикаторам предъявляются следующие требования: адекватность, достоверность, объективность, прозрачность, экономичность, сопоставимость и полнота. Необходимым условием проведения мониторинга и оценки также выступает своевременность и регулярность осуществления контрольных и аналитических процедур, что обеспечивает формирование актуальной информационной базы. 

В четвёртом разделе приводится краткая характеристика бюджетных целевых программ СБП с указанием статуса программы, сроков реализации, целей, перечня показателей оценки выполнения, объёма бюджетных ассигнований, необходимого для её реализации.

Пятый раздел посвящён оценке деятельности СБП: качеству исполнения СБП расходных обязательств, реализации программ. Оценка деятельности проводится по шести направлениям:

1) степень достижения целей, степень решения тактических задач;

2) степень соответствия запланированного уровня затрат фактическому;

3) оценка динамики затрат и результатов на очередной финансовый год и плановый период от плановых показателей предыдущих лет;

4) экономическая эффективность;

5) общественная эффективность (соотношение непосредственных результатов с затратами на их достижение);

6) общественно-экономическая эффективность (соотношение конечного общественно значимого результата программы и объема бюджетных ассигнований на её реализацию) [6].

Вторым документом, разрабатываемым в ходе подготовки проекта федерального бюджета, является реестр расходных обязательств РФ. Полномочия по ведению реестра расходных обязательств РФ осуществляет Министерство финансов РФ в ходе непосредственного взаимодействия с субъектами бюджетного планирования, каждый из которых составляет часть реестра расходных обязательств, соответствующую сфере его компетенции. Исходя из состава полномочий, закреплённых за субъектом бюджетного планирования, им осуществляется расчёт бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения расходных обязательств. На современном этапе порядок составления реестра расходных обязательств субъектом бюджетного планирования и подготовки им обоснований бюджетных ассигнований регламентирован методическими материалами, утверждаемыми Министерством финансов РФ.

Реестр расходных обязательств РФ представляет собой перечень нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства РФ и правовые основания для иных расходных обязательств РФ [1]. При этом в реестре расходных обязательств должны быть указаны положения (статьи, пункты и т.д.) нормативных правовых актов, а также оценка объёма бюджетных ассигнований, требуемых для исполнения расходных обязательств.

СБП отдельно составляет реестр расходных обязательств, не содержащий сведений, относящихся к государственной тайне, и реестр расходных обязательств, включающий сведения такого характера.

Характеристика типов расходных обязательств, представленная в БК РФ, ограничивается выделением публичных обязательств и в их составе публичных нормативных. Расходные обязательства, не отнесённые к категории публичных, принято классифицировать как гражданско-правовые обязательства. Методические указания дают более детальную классификацию расходных обязательств, включающую следующие их типы:

- расходные обязательства по обеспечению государственных функций законодательной и судебной власти;

- расходные обязательства по оказанию государственных услуг;

- расходные обязательства на социальное обеспечение населения;

- расходные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющихся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями;

- расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов;

- расходные обязательства, установленные международными договорами и соглашениями;

- расходные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга РФ;

- расходные обязательства, не отнесённые к другим типам [13].

Для расчёта объёмов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения расходного обязательства, могут быть использованы нормативный метод, метод индексации, плановый метод («метод прямого счёта). Кроме того, допускается применение и иных методов бюджетного планирования. Выбор метода расчёта объёма бюджетных ассигнований основывается на типе расходных обязательств. При этом в качестве приоритетного метода, практика использования которого должна расширяться, рассматривается метод прямого счёта. Это обусловлено тем, что применение планового метода обеспечивает проведение более точных расчётов и не ставит планируемые объёмы бюджетных ассигнований в зависимость от ранее сформированных пропорций распределения бюджетных средств. Благодаря этому появляется возможность более полного учёта динамики социально-экономических и иных факторов, влияющих на структуру бюджетных ассигнований, преодоления ошибок и недостатков бюджетной политики предыдущих периодов в области расходов бюджета, минимизации дисбалансов в финансировании сфер и секторов экономики.

С другой стороны, недостатком планового метода является сложность расчётов, значительные затраты времени на сбор и обработку информации, необходимой для планирования.

Примерами расходных обязательств, объём бюджетных ассигнований на исполнение которых рассчитывается при помощи планового метода, являются расходные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга РФ; расходные обязательства по предоставлению инвестиций.

Метод индексации относится к числу наиболее широко используемых на современном этапе. Смысл его заключается в корректировке значения показателя на определённый коэффициент. В качестве коэффициента в большинстве случаев применяется индекс роста цен (в целом по экономике или в отдельной отрасли). Метод индексации применяется при планировании бюджетных ассигнований на исполнение гражданско-правовых расходных обязательств, например по оплате товаров, работ, услуг.

Нормативный метод предусматривает осуществление расчёта посредством умножения установленного правовым актом норматива (тарифа) на количественный показатель. Данный метод является оптимальным для <


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.