Отношения к другим школам и традициям — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Отношения к другим школам и традициям

2022-11-14 24
Отношения к другим школам и традициям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помимо тех споров, которые вели различные буддийские школы между собой, им зачастую приходилось отбивать нападки со стороны других учений (конфуцианства, даосизма). Однако если споры между буддийскими школами по поводу отдельных положений их учений иногда и носили принципиальный характер, эти школы не были враждебны друг другу. А что касается борьбы буддистов с даосами и конфуцианцами, то здесь разногласия были острыми и непримиримыми. Одним из самых уязвимых мест у буддистов было наличие множества школ, каждая из которых претендовала на роль единственной школы, проповедующей истинное учение Будды. Такое положение не могло не обратить на себя внимание как самих буддистов, так и их противников. Даосы постоянно упрекали буддистов в том, что их учение содержит разные по содержанию, зачастую даже противоположные друг другу "истины". Естественным поэтому было стремление буддистов решить эту проблему путем упорядочивания своих "истин". В этих целях они предпринимали различные классификации школ.

Патриархами хуаянь Фа Цзаном и Цзун Ми была разработана наиболее исчерпывающая и претендующая на обоснованность классификация школ буддизма.В своей классификации Фа Цзан не рассматривает учения других школ как нечто ложное и еретическое, а считает их определенными стадиями учения Будды, стоящими на более низких ступенях по сравнению с хуаянь. Такая оценка мотивировалась легендой, о том, как Будда сразу же после своего "просветления" начал проповедь учения, содержащегося в "Аватамсака-сутре", но из-за того, что никто из его слушателей не смог понять его, вынужден был строить свои проповеди упрощенно. По мнению мыслителей хуаянь, свое учение Будда разделил на несколько стадий. Каждая стадия соответствует определенному уровню подготовленности людей к восприятию истинного учения Будды.

Фа Цзан насчитывает пять таких стадий, которые демонстрирует опять-таки на примере золотой статуи льва, показывая, как все эти учения рассматривают взаимоотношение центральных категорий ли и ши.

Первая, самая низшая, стадия - учение Тхеравады. Школы саутрантики и вайбхашики признавали реальность мира явлений, а также сознания, но отрицали наличие личности. По этому поводу Фа Цзан заключает, что люди на этой стадии видят лишь существование льва (ши), который постоянно подвержен рождению и уничтожению, так как ничто в мире явлений не вечно. Они видят лишь этого льва, ошибочно полагая, что он реально существует, но за этим львом не видят золото (ли), которое составляет его истинную сущность.

Вторая стадия - начальное обучение Махаяне. На этой стадии отрицается реальность мира явлений. К этой стадии Фа Цзан относит школы саньлунь и фасян, отрицающие реальное существование мира явлений.

Третья стадия — конечное обучение Махаяне. Фа Цзан относит сюда школу тяньтай, которая учит, что все в мире имеет основу Будды, так как исходя из догматики этой школы, причина рождает условие существования двух видов, т.е. существование льва и принятие золотом временной формы. Золото здесь понимается как истинно сущее, как "природа Будды".

Четвертая стадия - учение о мгновенном, проповедуемое школой чань, которое Фа Цзан характеризует следующим образом: "Когда эти оба вида взаимно исчерпывают друг друга, они исчезают. Ложные чувства не существуют, оба бессильны. Пустота и существование исчезают, имена и слова прерываются, у отдыхающего ума нет привязанностей. Это называю "Учением Махаяны о мгновенном".

И, наконец, самая высшая стадия - это изложенное выше учение школы хуаянь, которую Фа Цзан называет "совершенным учением одной повозки".

Нетрудно заметить, что в основе классификации Фа Цзана лежит принцип признания реальности внешнего мира: на первой стадии — признание реальности внешнего мира, на второй — отрицание его, а на третьей, четвертой и пятой — условное признание иллюзорного существования внешнего мира и наличие в иллюзорном мире истинно сущего - частицы Будды. Классификация Фа Цзана охватывает почти все основные школы буддизма, однако за ее пределами остаются школы, проповедующие учение о карме (ранний буддизм), а также проповедующие веру в рай будды Амитабы цзинту (净土宗). Эти недостатки позднее были учтены пятым патриархом Цзун Ми. Цзун Ми, вслед за Фа Цзаном, рассматривал доктрины других буддийских школ как определенные стадии учения Будды. Он сохранил ту же последовательность стадий и не изменил их число. Тем не менее классификация Цзун Ми во многом отличается от классификации Фа Цзана.

В своей классификации Цзун Ми обращает внимание не только на школы буддизма, но и на традиционные китайские философские школы, которые, по его мнению, проповедуют ложные учения; Особенно резким нападкам Цзун Ми подвергает воззрения конфуцианцев и даосов. Он пишет: "Два учения: конфуцианство и даосизм — говорят, что люди, скот и прочее — все рождены и вскормлены великим дао из небытия. Это они называют - дао следует самому себе и рождает первоначальное ци, первоначальное ци рождает небо и землю, небо и земля рождает тьму вещей. Поэтому невежество и знание, богатство и бедность, горе и радость являются врожденными свойствами и исходят из воли неба. Поэтому после смерти все возвращается к небу и земле обратно в свое небытие". Это, по существу, материалистическое положение, которое Цзун Ми приписывает конфуцианцам и даосам, вызывает у него резкое возражение.Учения конфуцианцев и даосов, по мнению Цзун Ми, вводят людей в заблуждение и отдаляют их от истины. Истину проповедуют всего несколько школ китайского буддизма, а учения остальных школ лишь постепенно приближают людей к Истине. От простого и примитивного к сложному и глубокому и, наконец, к Истине. Своей классификацией Цзун Ми и иллюстрирует этот путь к Истине.

Цзун Ми не просто дает классификацию, но делает и некоторый разбор учений буддийских школ. В основу классификации Цзун Ми кладет отношение к принципу реальности внешнего мира. Однако в отличие от Фа Цзана, он в этом более последователен. Самая первая и низшая стадия на пути достижения Истины - это «Учение о людях и небе» жэньтяньцзяо (人天教). На этой стадии люди только начинают думать о том, как стать Буддой. Поэтому они говорят о карме трех времен (прошлого, настоящего, будущего), которая является причиной добра и зла. И, как пишет Цзун Ми, по представлениям адептов этого учения, совершившие десять тяжких грехов после смерти попадают в ад. Совершившие средние грехи становятся голодными духами, а совершившие легкие грехи становятся животными. Напротив, те, кто избежал эти три вида грехов, рождаются среди людей. А те, кто достиг осуществления своих обетов, рождаются в раю. Те же, кто соблюдал четыре святые истины Будды и придерживался восьмиричного пути, попадают в нирвану.

Нетрудно догадаться, что под этим учением подразумевался ранний буддизм. Но сюда же, очевидно, относится и школа Чистой земли цзинту. Во-первых, именно в этой школе было развито представление об аде и рае, во-вторых, обеты культивировались также в этой школе.

Цзун Ми называет эти школы примитивными. По его мнению, они — начало пути постижения Истины. На этой Стадии нет еще метафизических построений, поэтому на ступень выше стоит учение Хинаяны сяочэнцзяо (小乘教).

Представители этой школы, как объясняет Цзун Ми, считают, что внешний вид, имеющий форму и бренное тело, а также думающее и страдающее сознание в действительности существуют. Однако тело и сознание существуют порознь, независимо друг от друга. Поэтому существует тело человека, его сознание, но нет между ними никакой связи. Значит, нет личности, которая могла бы сказать про себя Я или "мое". Я как такового нет. Поэтому множество людей по своему неведению держатся за это ложное индивидуальное Я, а отсюда появляются у них три клеши (моральные или психические загрязненности): жадность, гнев, пристрастие. Эти три клеши затемняют разум человека, дают волю человеческим чувствам, создавая тем самым плохую карму. Следовательно, спасение людей — в отказе от своего Я.

Эта ступень в классификации Цзун Ми соответствует первой ступени в классификации Фа Цзана, которую он назвал "учением невежественных, слушающих дхарму". Первые и вторые стадии признают реальность объективного мира. А это, по мнению Цзун Ми, большое препятствие на пути освобождения. Поэтому большой шагвперед, считает он, - это учение Махаяны и внешних проявлениях дхарм дачэн фасянцзяо (大乘法相教), которое отрицает наличие внешнего мира, но утверждает, что все дхармы имеют восемь сознаний, и восьмая среди них Алая, которая и есть их основа.

То, что Цзун Ми называет учением Махаяны о внешнем проявлении дхарм, есть на самом деле учение школы йогачаров и школы фасян. Цзун Ми, как и Фа Цзан, обвиняет школу фасян в абсолютизации сознания, которое фасян считает единственной реальностью. Потому он на голову выше ставит учение мадхьямиков, отрицающих реальное существование не только внешних предметов, но и сознания. Здесь мы видим, что Цзун Ми проявляет большую скурпулезность в своей классификации, чем Фа Цзан, который сводит к одной ступени как йогачаров, так и мадхьямиков.

Учение мадхьямиков Цзун Ми называет разрушением внешнего вида Махаяны дачэн посянцзяо (大乘破相教).

Это учение, как пишет Цзун Ми, разрушает предыдущее представление Хинаяны и Махаяны о реальности и внешнего мира, и сознания. За всем этим существует лишь пустота. Очень высоко оценивая доктрину этой школы, Цзун Ми критикует ее за то, что она не признает существование "природы Будды" во всех вещах. Поэтому самой высшей, пятой стадией Цзун Ми считает учение "одной повозки" о проявляющейся "природе Будды" ичен сянсинцзяо (一乘顯性教), к которому относятся китайские школы буддизма тяньтай, чань и хуаянь. Высшая среди них — хуаянь[Торчинов. Введение в буддологию].

Ставя в один ряд со школой хуаянь две другие школы, Цзун Ми проявляет большую терпимость, чем Фа Цзан. Это, очевидно, объясняется тем, что Цзун Ми в свое время был чаньским монахом и, перейдя в хуаянь, все же не порывал со школой чань и даже предпринимал некоторые попытки к объединению этих двух учений[Энциклопедия буддизма].

Данная классификация школ китайского буддизма отражает гносеологические воззрения хуаяньских мыслителей о ступенчатом познании буддийских истин. Она вскрывает характер взаимоотношения между школами буддизма - их терпимость друг к другу, а также основные разногласия, существующие между ними, которые можно выразить следующим образом:

 а) признание метафизических построений - отрицание метафизических построений;

 б) признание существования реальности внешнего мира - отрицание реальности внешнего мира;

 в) признание существования какой-либо реальности - отрицание всякой реальности;

 г) признание наличия собственного Я - отрицание собственного Я;

 д) признание наличия "природы Будды" во всех вещах — отрицание наличия "природы Будды" во всех вещах.

Последний пункт имеет значение в том смысле, что от его решения зависит решение следующих вопросов: о тождестве или различии нирваны и сансары, о достижении состояния Будды мгновенно или же постепенно.

Хуаяньские мыслители очень точно подметили основные пункты разногласий, существовавшие среди буддийских школ. Их классификация явилась как бы наглядной иллюстрацией состояния буддизма в средневековом Китае, в период его наивысшего расцвета. Буддийские школы современной им эпохи, в классификации Цзун Ми и Фа Цзана выстроились в единый ряд: от простого к сложному, от признания реальности внешнего мира к отрицанию реальности внешнего мира. Классификация школ китайского буддизма, предложенная хуаяньскими мыслителями, не потеряла свою значимость и в наши дни. Она может послужить хорошим методическим подспорьем для изучающих не только китайский буддизм, но и буддизм вообще.

Классификация школ китайского буддизма, предпринятая мыслителями школы хуаянь, показывает не только взаимоотношения школ китайского буддизма и их основные различия, но и место школы хуаянь среди них.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.