Появление и укоренение буддизма в Китае — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Появление и укоренение буддизма в Китае

2022-11-14 29
Появление и укоренение буддизма в Китае 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Начальный этап распространения буддизма за пределы Индии, предшествовавший его превращению в мировую религию, относится к эпохе правления царя Ашоки, когда при непосредственном покровительстве, а также поддержке светских властей миссионерская деятельность буддийского духовенства приняла широкие межгосударственные масштабы, распространяясь до отдаленных районов Южной и Юго-Восточной Азии. В начале н.э. буддизм проник в центральноазиатский регион и распространился по обширной территории Кушанского царства (на стыке Северной Индии и Средней Азии), после чего произошло его проникновение на Дальний Восток, в первую очередь в Китай.[История культуры китая, с.261]

До нас почти не дошли материальные памятники, свидетельствующие о проникновении буддизма в Китай, а имеющиеся сведения, как правило, относятся к области легенд.Уже в самых ранних буддийских сочинениях, написанных на китайском языке: "Сыщи эр чжанцзин" – Сутра в сорока двух главах"[25] и "Ли хо лунь" - "О понимании и заблуждении", сообщается знаменитая легенда, что император Мин-ди (明帝) (правил в 58 —75 гг. н.э.) [Хронологияc. 239]увидел во сне летающего перед дворцом святого, тело которого светилось, а сам святой пребывал в блаженстве и радости. На другой день один из сановников объяснил императору, что это был Будда, живущий в Индии. Узнав об этом Мин-ди отправил в Индию посольство за священными книгами.

Если учесть, что император Мин-ди правил в Китае во второй половине 1 в. н.э., то получается, что первые буддийские памятники датируют проникновение буддизма первым веком нашей эры. Последующая буддийская литература не раз возвращалась к этой теме, но уже выдвигала новые версии относительно времени проникновения буддизма в Китай. Все они, как правило, были украшены различными легендами.

Одна из них сообщает, что еще Бо И, помощник "правителя Юя", которому приписывается авторство памятника "Шаньхай цзин" - "Каталог гор и морей", знал о существовании Будды. А годы "правления" Юя китайская историческая традиция датирует 2205-2197 гг. до н.э.[28]!

В другой легенде говорится, что китайцы узнали о Будде в эпоху Чжоу, когда страной правил Чжао-ван (1052-1001 гг. до н.э.). Во времена его правления в Индии якобы родился Будда. Его чудесное рождение было отмечено потемнением неба, шумом, грохотом, выходом рек из берегов и т.д. На вопрос Чжао-вана, что все это значит, ему ответили: родился Будда. Затем, гласит легенда, во времена Му-вана (1001-946 гг. до н.э.) эти стихийные явления повторились. На вопрос Му-вана, что все это значит, ему ответили: Будда погрузился в нирвану.

Кроме того, сообщалось, что Конфуций знал о существовании Будды и считал его высшим святым[29]. Одна из наиболее распространенных легенд рассказывает о 18 монахах, прибывших в Китай, чтобы обратить в буддийскую веру Цинь Шихуанди (246-209 гг. до н.э.). Однако грозный император не пожелал последовать их учению и посадил монахов в тюрьму. Ночью они были освобождены золотым великаном ростом в 6 чжанов (один чжан равен 3,2 метра), который разрушил тюрьму. Перепугавшийся император попросил прошения у монахов.

Существуют и другие легенды. Нет необходимости перечислять их все. Важно подчеркнуть, что они ярко демонстрируют тенденцию китайских буддистов относить зарождение буддизма в Китае к самым отдаленным временам. Эта тенденция, очевидно, была обусловлена тем, что буддизму с самого начала своего проникновения в Китай пришлось вести ожесточенную борьбу с представителями местных учений, главным образом с конфуцианами и даосами. А по сложившейся китайской традиции, авторитет того или иного учения во многом зависел от древности его происхождения. И буддизму часто ставили в вину то, что он был более поздним учением, нежели китайские (конфуцианство, даосизм и др.). Так, например, в трактате "Ли хо лунь" задается вопрос: если учение Будды достигло уважения и величия, то почему о нем ни разу не упоминали ни Яо, ни Шунь, ни Конфуций? На это автор отвечает, что уделом Яо было долголетие, а уделом Шуня – долг, что Яо и Шунь также не упоминали о Конфуции и Лао-цзы, Что Будда также мудр, как и все четыре учителя.

Подобный ответ, естественно, не мог удовлетворить оппонентов. Буддистам нужны были "сведения" о том, что их учение было известно и почитаемо в Китае еще в древние времена. Поэтому стали сочиняться легенды, в которых утверждалось, что китайцы знали о буддизме еще в двухтысячном году до нашей эры. Однако не все легенды были плодом досужих вымыслов. Многие из них возникли в результате своеобразной трактовки древнекитайских памятников. Так, основанием для утверждения, что Бо И знал о существовании Будды, послужил памятник "Шаньхайцзин"". В 18-й цзюани этого памятника упоминается о стране Тяньду, жители которой "любят людей". Страна Тяньду отождествлялась буддистами со страной Тяньчжу, т.е. Индией, а любовь жителей к людям рассматривалась как.следствие великой любви Будды[Каталог гор и морей, с. 159],

В западной буддологической литературе мнения большинства ученых (В.М. Алексеев, Л.Н. Меньшиков, В.М. Штейн, П. Демьевиль, Е. Цюрхер, А. Масперо и др.) о времени проникновения буддизма в Китай не расходятся. Оно датируется началом нашей эры. Версии, описывающие значительно более раннее знакомство китайцев с буддизмом опровергается известным науке факталогическим материалом: возможность контактов Китая с Индией в эпоху упанишад и раннего буддизма (сер.I тыс. до н.э.) принципиально исключается из-за отсутствия в то время устойчивых коммуникационных путей между этими странами. Даже много позднее индийские миссионеры попадали в Китай или через Среднюю Азию (по маршруту Великого шелкового пути, что стало реальным лишь с середины II в. до н.э.), или морскими путями[Путь и текст с. 24].

Что касается путей проникновения буддизма в Китай, то и на этот счет существует множество легенд. И в результате в научной литературе рождаются различные версии. Одни исследователи склонны считать, что буддизм проник в Китай из Средней Азии, другие выводят его непосредственно из Индии. Есть мнения, что буддизм пришел в Китай через Бирму. А В.М. Штейн утверждает, что «выводить китайский буддизм односторонне из Средней Азии или от "индо-скифов" не следует»[40].

Однако исследования советских археологов Г.А. Кошеленко, Б.А. Литвинского, Б.Я. Ставиского, Т.В. Грек, Е.Г. Пчелиной[41] и других доказывают, что решающую роль в распространении буддизма в Китае в 1 в. н. э. сыграла Средняя Азия.

Потребовались целые столетия, прежде чем новое учение смогло укрепиться в стране, культура которой до этого не подвергалась существенному влиянию извне. Тем более, что с первых же своих шагов буддизм столкнулся со многими препятствиями:

во-первых, традиционное недоверие ко всему новому, высказанное еще Конфуцием: "Передаю, но не создаю, верю и люблю древность, в этом я похож на ЛаоПэна"[Лунь Юй];

во-вторых, враждебное отношение ко всему иноземному. На протяжении многих веков в китайцах воспитывалось убеждение в том, что им нечему учиться у других народов;

в-третьих, тональный язык, иероглифическая письменность, затруднявшие передачу буддийских идей и понятий;

в-четвертых, противодействие приверженцев местных учений, особенно конфуцианцев.

Но были и благоприятные факторы. Например, наличие там даосизма, видимое сходство с которым облегчало буддизму, путь[Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае]. Однако решающую роль при этом сыграли складывающиеся экономические и социально-политические условия. Ко II в. н.э. ослабло военное могущество империи Хань. Она находилась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. По всей стране вспыхивали волнения и голодные бунты[Меликсетов].

Обострилась борьба и в области-идеологии. Конфуцианство, ставшее в период династии Хань господствующей идеологией, утрачивало свою значимость, а даосизм, как выразитель недовольства масс, пользовался все большим успехом. Широкий размах получила деятельность тайных даосских сект. Особой популярностью пользовалась даосская секта Тайпиндао или «Путь великого равенства» (太平道). Эта секта возникла в 1 в. н. э. Она проповедовала идеи равенства и осуждения богатства. Когда в 184 г. н.э. вспыхнуло грандиозное восстание "желтых повязок", секта Тайпиндао встала во главе его. Восстание было подавлено в 205 г. Вместе с поражением "желтых повязок" временно утратил свое значение и даосизм.

В этой обстановке буддийское учение быстро находило все новых адептов, так как обещало избавление от страданий. Однако в первое время оно воспринималось как непонятное, таинственное учение. И лишь благодаря переводам многочисленной буддийской литературы на китайский язык, начавшимся с середины II в. н.э., китайцы стали постепенно знакомиться с сутью этого учения. Поэтому период с середины II в. н. э. до V в. н. э. можно назвать периодом знакомства китайцев с буддизмом. Данный период характеризуется в первую очередь усиленной переводческой деятельностью буддийских монахов, прибывших в основном из Средней Азии и Индии.

Буддийская традиция считает первыми переводчиками буддийских сутр двух легендарных индийских монахов Кашьяпу Матангу и Дхармаракшу, в честь которых был построен монастырь Баймасы (Монастырь белой лошади) в г. Лоян, но до сих пор не установлена историческая реальность этих двух монахов. Первыми переводчиками, чье действительное существование не вызывает сомнения, были Ань Шигао и Локаракша (Чжилоуцэячань), прибывшие в Китай во времена правления Хуань-ди (147-168 гг.).

Ань Шигао пользовался большей известностью, чем Локаракша. Прибыв в.Лоян из Парфии на втором году правления Хуань-ди (в 148 г.), до 171 г. он перевел свыше 30 буддийских сутр.

Локаракша прибыл в Лоян из Бактрии в конце правления Хуань-ди, деятельность его приходится в основном на годы правления императора Лин-ди (168-190 гг.). Ему принадлежит неполный перевод знаменитой сутры "Праджня-парамита[Янгутов. Хуаянь. с. 17].

Перевод буддийских сутр с санскрита, как сказано, был сопряжен с немалыми трудностями. Главным препятствием был трудный, многодиалектный язык, не имевший дотоле опыта с чужеземными заимствованиями". Поэтому первым переводчикам буддийской литературы часто приходилось использовать даосские понятия для передачи буддийских идей. Это очень затрудняло понимание буддийского учения, и не удивительно, что буддизм вначале воспринимался как одно из учений о дао, а позже его отождествляли с учением сюань сюе (玄学), которое оказало большое влияние на становление китайского буддизма

Однако начиная с Дао Аня (312-385 гг.), наступает новая эпоха в переводческой деятельности буддийских монахов, которая характеризуется тем, что переводчики начинают освобождаться от даосских терминов и вводят санскритские термины в их китайской транскрипции.[Васильев]. Так, если в начале понятие "нирвана" передавалось даосским понятием "увэй" ("недеяние"), то затем оно начинает обозначаться термином непань (涅盘).

Высшего расцвета переводческая деятельность буддийских монахов на втором этапе распространения буддизма в Китае достигает в липе Кумарадживы (Цзю-молошень, ок.344-ок. 413 гг.). И уже к исходу V в. н. э. «буддизм запечатлел в храмовой эпиграфике стелу, исповедующую пришествие в Китай буддизма на "приличном" языке, т.е. конфуциански достойном и стилистически выдержанном, без буддийских переводческих угловатых трафаретов, столь чуждых и противных китайскому уху и глазу (даже до сей поры)». Первые же переводы " походили, по выражению Кумарадживы, на разжеванную кашу"[52].

Успех переводов способствовал тому, что буддизм проникал во все слои населения. Самым знаменательным в этом было то, что буддийские идеи проникают в среду образованной знати, в буддизм все чаще переходят выходцы из аристократических семей, порой даже императоры считают себя буддистами [Меликсетов].

С V в. н. э. начинается третий этап становления китайского буддизма. В этот период, благодаря интенсивной деятельности переводчиков, продолжавшейся в течение, нескольких веков, китайцы получили возможность познакомиться с буддийским учением в том виде, в каком оно было на самом деле без всяких даосских домыслов. С этого момента начинается процесс осмысления нового учения, который в дальнейшем привел к оформлению отдельных школ.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.