Основатель и деятели школы Хуаянь — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основатель и деятели школы Хуаянь

2022-11-14 29
Основатель и деятели школы Хуаянь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родоначальником школы хуаянь и ее первым патриархом считается Ду Шунь(杜順)(557-640 гг.), известный также под монашеским именем Фа Шунь(法順)Род. в районе совр. г. Сиань (провинция Шэнь-си). В 18 лет принял монашество, начал проповедовать учение сутры «Хуаянь-цзин» в монастыре в горах Чжуннаньшань (终南山).

Ду Шунь при жизни пользовался широкой популярностью, его даже называли воплощением бодхисатвы Маньчжушри. Источники сообщают, что ему покровительствовали императоры Вэнь-ди (годы правления 589-605) и Taй-цзун (годы правления 627-650). Во время правления последнего, Ду Шунь был приглашен ко двору и награжден почетными титулами. В его сочинениях «Хуаянь фацзе гуаньмэнь» («Созерцание мира дхарм в хуаянь»)и «Хуаянь у цзяо чжи гуань» («Сосредоточение и созерцание сущности пяти учений по сутре Хуаянь») были заложены основные принципы философии хуаянь. [Духовная культура китая, с. 257].

Вторым " патриархом" школы стал Чжи Янь (智俨)(602—668 гг.). Продолжая, как и Ду Шунь, проповедовать сутру "Хуаяньцзин", он пишет ряд сочинений, в которых продолжает развивать взгляды Ду Шуня, изложенные в его сочинении "Созерцание мира дхарм в хуаянь". Однако половина работ ЧжиЯня утеряна. Из сохранившегося наиболее известно сочинение "Десять сокровенных врат в единой повозке хуаянь").*** Торчинов (словарь из нета)

 Третий патриарх - Фа Цзан (法藏) (643-712 гг.) был фактическим основателем школы хуаянь. Им было дано официальное название для этой школы, ему принадлежит и окончательная систематизация учения его предшественников. Фа Цзан известен также под именем Сянь Шоу, поэтому в то время школахуаянь также называлась школой сяньшоу.

Предки Фа Цзана были родом из Согды, а сам он родился в Китае. В молодости Фа Цзан был учеником СюаньЦзана, однако, разойдясь с ним во взглядах, примкнул к школе хуаянь, и вскоре стал ее третьим патриархом. Фа Цзан принимал участие в новом переводе сутры "Хуаяньцзин". Буддийская традиция передает, что Фа Цзан пользовался большим покровительством императоров, а особенно императрицы УХоу (武后) (годы правления 684—710). Это для нее он написал свой знаменитый "Очерк о золотом льве" (华严金狮子章), где изложил доктрину хуаянь на примере статуи золотого льва. Кроме того, им было написано огромное количество сочинений, а также комментариев к сутре "Хуаяньцзин" и другим сутрам.

Фа Цзан был большим мастером наглядного обучения. Его проповеди всегда сопровождались конкретными примерами.

Четвертым патриархом школы был Чэн Гуань (澄观) (760—820 гг.). С его именем связаны многие красочные легенды. Его называли, как и Ду Шуня, бодхисаттвой Маньчжушри. Чэн Гуань очень рано начал изучать буддийские сутры, много путешествовал по стране, знакомился помимобуддийских с конфуцианскими и даосскими сочинениями, изучил санскрит. Однако в центре его внимания всегда находилась сутра "Хуаяньцзин". К этой сутре он написал 60 цзюаней комментариев, 90 цзюаней популярного изложения этой сутры, а также ряд других работ. Одно из самых значительных его произведений — это "Чистое зеркало мира дхарм". Как и Фа Цзан, Чэн Гуань пользовался большим покровительством императоров. При его жизни популярность школы хуаянь возросла еще более.

И, наконец, пятым патриархом школы хуаянь был Цзун Ми (宗密) (780-841 гг.). Он проделал более сложный путь, прежде чем стать патриархом этой школы. Вначале Цзун Ми изучал Конфуция, а в 807 г. даже собирался сдавать экзамены. Однако встретившись с чаньским патриархом Дао Юанем, решил оставить мирскую жизнь и уйти в монахи. Став чаньским монахом, Цзун Ми прочитал комментарии Чэн Гуаня к сутре "Хуаяньцзин" которые произвели на него сильное впечатление, и окончательно решил перейти в школу хуаянь, признав себя учеником Чэн Гуаня. После смерти Чэн Гуаня он становится пятым, патриархом школы. В своих произведениях Цзун Ми, как и Чэн Гуань, продолжал в дальнейшем развивать взгляды Фа Цзана.

Цзун Ми был последним патриархом школы хуаянь. После его смерти начались сильные гонения на буддизм со стороны правительства, в результате чего были уничтожены многие буддийские школы. Уничтожена была и школа хуаянь.

 

Основные тексты школы

Написать про опору не только на сутру

Главным текстом, хоть и далеко не единственным значимым, для школы была китайская версия «Аватамсака-сутры», называвшаяся в переводе «Хуаянь-цзин» (华严经).Сами последователи школы хуаянь относят возникновение текста сутры ко времени Будды Шакьямуни. Они считают, что Будда начал проповедовать "истины", заложенные в "Аватамсака-сутре" сразу же после своего просветления. Однако никто из его слушателей не был подготовлен к пониманию "проповедуемых им "истин", так как они передавались в том виде, в каком Будда увидел их во время своего озарения. Могли понять его только бодхисаттвы. Тогда Будда вынужден был строить свои проповеди в упрощенной форме, чтобы постепенно подготовить людей к усвоению "истин", содержащихся в " Аватамсака-сутре".

Оригинал "Аватамсака-сутры" не сохранился. Как передает буддийская традиция, это было огромное, многотомное сочинение, насчитывающее 100 тысяч гатх(буддийские песнопений, представленные в виде нерифмованных стихов), тогда как китайские переводы не включают в себя и половины этих гатх. Принято считать, что существует три перевода "Аватамсака-сутры" на китайский язык. Первый из них был осуществлен Буддабадрой и его учениками в конце династии Цзинь(265-420 гг.). Он состоит из 60 цзюаней и 34 глав и включает в себя всего 25 тысяч гатх. Второй перевод сделан Шикшанандой и его учениками в период династии Тан (618-907 гг.). Этот перевод состоит из 80 цзюаней - 39 глав, т.е. 45 тысяч гатх. И наконец, в Китае существует текст "Аватамсаки" в 40 цзюанях, который соответствует последней главе двух предыдущих переводов. Этот текст сохранился также на санскрите и известен под названием "Гандавь-юха-сутра". Перевод этой сутры осуществил Праджна в 796-798 гг[Янгутов. Хуаянь].

Еще задолго до первого перевода сутры "Хуаяньцзин", осуществленного в конце династии Цзинь, ее отдельные главы переводили в Китае как самостоятельные сочинения, причем некоторые из них еще в самые первые века распространения буддизма в этой стране. Так, в конце династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) Локаракшей была переведена сутра (Сутра о Татхагате, услышанная из уст Будды), которая соответствует главе "Аватамсака-сутры" под названием "Эпитеты Татхагаты". Впоследствии она вошла в состав китайского перевода этой сутры. В первом перевод де она стала третьей главой, а во втором — седьмой главой.

Таким же образом обстояло дело и с другими главами "Аватамсака—сутры", переведенными задолго до полного перевода самой сутры. В период династии Вэй, (220-264 гг.) Цянь перевел сутру (Сутра об основных деяниях бодхисаттвы, услышанная из уст Будды).

В начале династии Цзинь знаменитый в то время буддийский переводчик Дхармаракша перевел несколько сутр: Сутра о светлых проявлениях Татхагаты, услышанная из уст Будды), Сутра о нахождении в миру, Сутра о постепенном совершенствовании и познании мудрости и добродетели) и, наконец, Сутра о поступках бодхисаттвы в десяти его состояниях.

В переводах эпохи Локаракши и Дхармаракши (конец II -начало IV в.н.э.) широко использовалась даосская терминология для передачи буддийских понятий, что затрудняло понимание сути буддийского учения. Но начиная с Дао Аня, как уже сказано, переводчики вводят санскритские термины в их китайской транскрипции. В связи с этим многие ранние переводы подвергаются вторичному переводу. Такая же участь постигла и переводы Дхармаракши. Так, Кумараджива заново перевел "Сутру о постепенном совершенствовании и познании мудрости и добродетели", а Гитамитра - " Сутру о поступках бодхисаттвы в десяти его состояниях". В это время и был осуществлен первый перевод "Аватамсака-сутры", получившей название "Хуаяньцзин". И хотя в эти годы большой популярностью пользовались "Праджня-сутра" и другие сочинения мадхьямиков, переводчики "были чужды всех антипатий, которые раздирали буддистов на Западе и переводили все без разбора, к какой бы школе что ни принадлежало". Но популярность вышеуказанных сутр оттесняла на задний план вновь переведенные сутры, которые зачастую забывались после своего перевода. Та же участь постигла и "Хуаяньцзин", и она оставалась малоизвестной вплоть до VI в.[духовная культура, 2 том]

В основу философских построений школы хуаянь лег текст сутры "Хуаянь цзин". Как отмечено ранее, существуют три перевода сутры "Хуаянь цзин" на классический китайский язык вэньянь. Структура первого и второго переводов характеризуется делением текста на отдельные части, каждая из которых представляет собой описание "собраний" с участием самого Будды Шакьямуни и множества его последователей. Эти собрания записаны одно за другим: восемь собраний в тексте первого перевода и девять - в тексте второго. Каждое собрание, в свою очередь, состоит из нескольких глав. Первый перевод сутры содержит 34 главы, а второй -39 глав.

Основное содержание сутры "Хуаянь цзин" составляет учение о «Мире дхарм» дхармадхату (кит. 法界). Термин дхармадхату иногда выступает синонимом абсолютной истины, кроме того, этим термином обозначается вселенная. Однако в сутре "Хуаянь цзин" понятие он в основном употребляется в значении мира дхарм. Учение о дхармадхату и о дхармах занимает важнейшее место в философии школы хуаянь.

Наряду с учением о Дхармадхату в сутре "Хуаянь цзин" большое внимание уделяется концепции Единого. Единое - это состояние Будды. Достигший этого состояния избавлен от всех противоречий, присущих миру, в котором мы живем. Для него все сливается в единую гармонию. Достижение такого состояния равнозначно нирване, которая считается высшей реальностью. Это основная цель, к которой стремится каждый буддист. Концепция Единого сыграла большую роль в формировании школы хуаянь, впоследствии став ее центральной категорией.

Кроме этих двух проблем сутра содержит в себе разработку многих положений буддийской философии: теории причинности, учения о пустоте и разуме, о ступенях бодхисаттвы в его достижении состояния будды и др.

Что касается третьего 40-цэюаневого перевода сутры "Хуаянь цзин", то его структура не совпадает с первыми двумя. Сутра состоит из одной главы и представляет собой описание путешествия юноши Судханы (кит.Шаньцай) с целью постигнуть учение о дхармадхату [авалокитешвара, с. 154].

Хотя сутра "Хуаянь цзин" легла в основу учения школы хуаянь, а сама школа названа в ее честь, это не означает, что по содержанию сутры "Хуаянь цзин" можно составить адекватное представление об учении школы. Хуаяньские мыслители не занимались лишь разъяснением содержания своей основной сутры, они щедро черпали из нее идеи и вместе с тем строили свою собственную философскую доктрину. Причем для этой цели использовались не только сутра "Хуаянь цзин", но и другие сутры, например: "Баньжо цзин"(般若经) – "Праджня-сутра", "Непань цзин"(涅盘经) – "Нирвана-сутра"), "Чэн вэйши лунь"(成唯识论) –"О становлении виджняны", а также "Дачэн ци синь лунь"(大乘起信论) – "О пробуждении веры в Махаяну". Первые два канонапринадлежат мядхьямикам, а остальные два — йогачарам. Последняя изэтих сутр была очень популярной на Дальнем Востоке.(ссылка на Торчинова)

Учение школы хуаянь содержится в основном в сочинениях ее пяти патриархов: Ду Шуня, Чжи Яня, Фа Цзана, Чэн Гуаня и Цзун Ми. Помимо этих патриархов и другие монахи занимались не только пропагандой учения школы хуаянь, но и писали комментарии к сутре "Хуаянь цзин", а также свои собственные сочинения. Это такие монахи, как Хуй Юань, Фа Шэнь, Чжи Гуан, Чжи Линь, Цзинь Юань и др. Однако основные проблемы хуаяньского учения решались не ими, а патриархами школы, и прежде всего Фа Цзаном, третьим патриархом, фактическим основателем и окончательным систематизатором этого философского учения.

Многочисленные труды Фа Цзана можно разделить на четыре группы.

1. сочинения, в которых более или менее полно изложены основные положения философского учения школы хуаянь;

2. сочинения, в которых развивались отдельные стороны учения;

3. комментарии к сутре "Хуаянь цзин";

4. комментарии к другим сутрам.

Мы не ограничиваемся изложением системы взглядов Фа Цзана, но и предпринимаем попытки показать учение хуаянь в его эволюции. Основные принципы этого учения были заложены в сочинении Ду Шуня "Хуаянь фацзе гуань" – "Созерцание мира дхарм в хуаянь"), поэтому названному труду уделено самое пристальное внимание. Уместно отметить, что эта работа дошла до нас лишь в комментариях Цзун Ми "Чжу хуаянь фацзе гуань" – "Комментарии к созерцанию мира дхарм в хуаянь".

Большинство сочинений второго патриарха - Чжи Яня утеряно. Судя по дошедшему до нас, он выступал в основном как популяризатор наследия Ду Шуня. Вместе с тем разработаны отдельные стороны учения Ду Шуня. Так, в рассматриваемом сочинении "Хуаянь ичэн ши сюань мэнь" – "Десять сокровенных врат в одной повозке хуаянь" получили свое дальнейшее развитие представления Ду Шуня о Едином. Два последних патриарха Чэн Гуань и Цзун Ми также способствовали углублению учения Фа Цзана. В настоящей монографии использованы те сочинения, в которых отдельные стороны учения Фа Цзана не просто развивались, но и приобретали несколько новое звучание. Например, в сочинении Чэн Гуаня "Хуаянь фацзе сюань цзин - "Сокровенное зеркало мира дхарм в хуаянь") хуаяньское учение о Дхармадхату приняло окончательный и завершенный вид.В труде Цзун Ми "Юань жэнь лунь" - "О началах человека") была дополнена и улучшена классификация школ китайского буддизма, предпринятая в начале Фа Цзаном.Янгутов. Фил учение хуаянь

Очень важным для понимания и изучения традиции Хуаянь является текст "Золотого льва Хуаянь".Он представляет собой запись устных разъяснений учения Хуаянь ("Аватамсака-сутры"), данных Фа-цзаном императрице У Цзэ-тянь (武则天) у статуи золотого льва, стоявшей перед одной из дворцовых палат во втором году под девизом правления Шэн-ли, т. е. в 699 г. Эти пояснения оказались необходимы потому, что императрица У Цзэтянь, благоволившая к Фа-цзану и школе Хуаянь в целом, оказалась не способна понять отвлеченные рассуждения Фа-цзана о хуаяньской доктрине и нуждалась в конкретном поясняющем примере. Как повествуют об этом события "Жизнеописания достойных монахов, [составленные] при Сун", Фа-цзан, увидев, что императрица не понимает учения "Аватамсака-сутры" об общем и особенном, десяти сокровенных вратах, единении шести признаков и прочем, указал на фигуру золотого льва и использовал этот образ в качестве сравнения. После такого упрощенного объяснения У Цзэ-тянь наконец поняла суть учения Фа-цзана и его школы.

В дальнейшем объяснения Фа-цзана были записаны его учениками и составили текст "Золотого льва Хуаянь". Поскольку этот текст в сжатой и ясной форме излагает основное содержание учения школы Хуаянь, он практически со времени своего составления стал пользоваться значительным авторитетом среди китайских буддистов, а также за пределами Китая - в Корее, Японии и в тангутском государстве Си-Ся. [Солонин. Лев Х. с. 98]

В сунское время текст "Золотого льва Хуаянь" комментировался несколько раз. На настоящий момент имеются четыре наиболее значительных комментария: "Комментарий к Золотому льву Хуаянь", составленный в сунскую эпоху видным хуаянъским наставником Чэн-цянем из храма Чжень-жун юань на горе Утайшань; "Разъяснение [текста] Золотого льва по категориям среди облаков" (возможно, имеется в виду гора Утай-шань), доставленное выдающимся представителем буддийской мысли сунского периода Цзин-юанем (1011-1088); а также два комментария, созданные представителями японской школы Кэгон (Хуаянь) - "Сверенный текст Золотого льва" монаха Цзин-я (Кэйга) и "Ясно разъясненный текст Золотого льва" Гао-бяня (Кобэн, прибл. 1173-1233). В последнее время все эти комментарии были сведены вместе с текстом Золотого льва китайским ученым Фан Ли-тянем в книгу "Исправленный и разъясненный Золотой лев Хуаянь", снабженную биографическими данными о Фа-цзане, анализом содержания его учения и сведениями о комментариях и комментаторах.

Поскольку "Золотой лев" представляет собой сжатое изложение базовых положений учения Хуаянь, его содержание должно рассматриваться не изолированно, но в контексте философской, прежде всего онтологической проблематики не только школы Хуаянь, но и всего китайского буддизма в целом. По мнению некоторых исследователей, теория "полноты принципов", разработанная Чжань-жанем, представителем школы тяньтай, носит на себе явные следы хуаяньских влияний. ***Солонин. Золотой Лев Хуаянь

Разумеется, интеллектуальное наследие школы не ограничевается названными текстами, но именно в них наиболее выразительно представлены основные идеи хуаяньских мыслителей.

Основные идеи

 

Теория причинности

Анализ философского учения школы хуаянь необходимо начинать с изложения теории причинности, как важнейшего инструмента всех метафизических построений не только хуаянь, но и других школ буддизма. Она занимает центральное место уже в раннем буддизме. При помощи теории причинности буддистами объяснялась "вторая благородная истина"[Сидоров, С. Буддизм] - истина о причине страдания. Согласно этой теории, известной как пратитья-самутпада, возникновение и существование одного явления находится в зависимости от другого явления. Исходя из этого, ранние буддисты создали формулу «двенадцать звеньев цепи причинной зависимости», которая выглядит следующим образом:

 1. Неведение истины.

 2. Из неведения возникают впечатления прошлой жизни.

 3. Из впечатлений прошлой жизни возникает сознание.

 4. Из сознания возникают имя и форма.

 5. Из имени и формы возникают шесть областей (области шести органов чувств - глаза, уха, носа, языка, тела, т.е. осязания, ума).

 6.Из шести областей возникает соприкосновение с объектами.

 7. Из соприкосновения с объектами возникает ощущение.

 8. Из ощущения возникает жажда (желание чего-либо).

 9. Из жажды возникает привязанность.

 10. Из привязанности возникает стремление к жизни.

 11. Из стремления к жизни возникает рождение.

 12.Из рождения возникает страдание[Чаттерджи С., Датта Д].

 Каждое звено, являясь следствием предыдущего, выступает, в свою очередь, причиной следующего звена. Буддисты не ставят вопрос об источнике причинности: "нельзя узнать начало того времени, с которого начинается действие этого закона и границ пространства, заключающего в себе управляемый им мир"[Ольденберг].

Изложенное выше считается следствием действия общего закона причинности, а особым проявлением этого закона - учение о карме. Понятие "карма" тесно связано с учением ранних буддистов о том, что все сущее подвержено процессу перевоплощения. Теория кармы рассматривает "данное бытие индивида как следствие его прошлого, а его будущее явится следствием его нынешнего существования".

Эта теория причинности заложила глубокие основы для дальнейших философских построений поздних буддистов. Так, третий пункт причинной связи, гласящий, что сознание, из которого возникает имя и форма, определил субъективно-идеалистическую линию в буддийской философии, оказавшую сильное влияние на школу хуаянь.

Наиболее полная разработка учения о причинности принадлежит Фа Цзану. Его трактовка причинности была воспринята более поздними мыслителями школы (Чэн Гуанем и Цзун Ми) и применялась ими в их сочинениях. Можно сказать, что теория причинности, изложенная Фа Цзаном, была характерной для всех хуаяньскнх мыслителей.[Янгутов, с. 31]

Фа Цзан считал, что всякое возникновение обусловлено причиной. Eгo сочинение «Сто врат в море идей сутры "Хуаянь цзин"» начинается с этого тезиса: "Все существующее возникает через причинность". Затем, ссылаясь на сутру "Хуаянь цзин", Фа Цзан пишет: "Все дхармы возникли через причинность, а без причинности нет возникновения". Эту мысль Фа Цзан пояснил императрице У Цзэтянь (У Хоу) на примере статуи золотого льва следующим образом: "Золото не имеет собственной природы (т.е. не имеет собственной постоянной формы), но благодаря работе искусного" мастера постепенно возникает вид льва. Возникновение обусловлено лишь этой причиной, поэтому говорим - возникновение обусловлено причиной"[Золотой лев Хуаянь111]. Иначе говоря, ничто в мире само собой не появляется, для каждого возникновения необходима определенная причина, так же как для создания статуи золотого льва необходима работа искусного мастера, ибо сама по себе эта статуя в природе не существует.

Фа Цзан, как и ранние буддисты, совершенно правильно полагает, что причинность является всеобщей. Но он не допускает того, что причинность – это объективно существующее, присущее самим вещам внутреннее отношение, принимая сознание как причину существования отдельной вещи, а саму вещь как продукт сознания.

По мнению Фа Цзана, сознание, будучи причиной существования материальных вещей, в свою очередь, зависит от них. Сознание может существовать лишь как проецирующее предметы внешнего мира. Объект является причиной сознания, а сознание является основой объекта, т.е. сознание и предметы внешнего мира взаимосвязаны.

Но поскольку предметы внешнего мира являются продуктами того же сознания, постольку независимо от него они не могут стать причиной друг друга. Таким образом, отдельное явление может породить другое явление, но только совместно с сознанием. Более того, сознание само по себе не может стать причиной возникновения и существования предметов внешнего мира, т.е. ни сознание, ни предметы внешнего мира независимо друг от друга не могут стать причиной чего-либо. Лишь сумма двух причин (сознание плюс определенный предмет внешнего мира) может образовать причину, способную производить какое-либо следствие.

Итак, одно явление существует в зависимости от другого, а другое - от третьего и т.д., а все они, в свою очередь, зависят от сознания, которое связывает все эти явления воедино. Значит, существует связь всеобщей взаимозависимости. Иначе говоря, если явление А зависит от явления В, а явление В зависит от С, то А также зависит от С. Кроме того А и В зависят от С, В и С зависят от А, А и С зависят от В и т.п.

Школа хуаянь восприняла принцип понимания ранними буддистами понятия "причинность", но самой теории причинности дала, как и другие школы позднего буддизма, конкретную интерпретацию. В учении хуаянь теряет свою значимость формула "двенадцати звеньев цепи причинном зависимости", однако третий пункт абсолютизируется. Но в отличие от учения йогачаринов (а вслед за ними и учения фасян) хуаяньские мыслители пытаются избежать крайности субъективного идеализма и в то же время отрицают объективное существование материального мира, выдвинув идею взаимообусловленности сознания и предметов внешнего мира, где сознание все-таки является определяющим по отношению к материальным предметам. Поэтому сознание выступает как основная причина, а предметы внешнего мира - как дополнительная. Само сознание Фа Цзаном понимается и как субстанция, и как субъект.

Одним из важнейших следствий теория причинности школы хуаянь является фактическое исключение учения о карме. Хуаянь не признает путь достижения нирваны через многочисленные перерождения, ибо нет никакой нирваны вне сансары. Это обосновывалось школой хуаянь в ее учениях о дхарме и Едином.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.