III раздел. Формы организации учебного процесса в высшей школе. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

III раздел. Формы организации учебного процесса в высшей школе.

2022-10-29 41
III раздел. Формы организации учебного процесса в высшей школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Лекция – основной вид занятия в вузе.

1. Общая характеристика и основные требования, предъявляемые к лекции.

2. Характер и формы подготовки к лекции.

3. Положительные и отрицательные стороны лекции.

4. Классификации лекций.

Основные понятия: лекция, характер и формы подготовки к лекции, положительные и отрицательные характеристики, классификация лекций, классические и неклассические лекции.

1. Общая характеристика и основные требования,
предъявляемые к лекции

Из всех форм организации массового обучения, самым пригодным для общего образования оказались появившаяся в XVІ веке теоретически обоснованная и сконструированная Я.А. Каменским классно – урочная система, а для университетов лекционно – семинарская возникшая в XII–XIII веках.

В классно – урочной системе – главным учебным занятием является урок, а в лекционно – семинарской – теоретическое занятие – лекция, практическое – семинар.

Слово «лекция» в переводе с латинского lection означает чтение. Впервые лекции появились в Древней Греции. В России лекционную форму обучения ввел основатель Московского университета М.В. Ломоносов. Он считал важным для лектора «учиться красноречию, разум свой острить через беспрестанные упражнения в сочинении и произношении слов, а не полагаться на правила и чтение авторов». В Московском университете вначале лекции читались на латинском, немецком и французском языках и только с 1767 г. стали читаться на русском языке.

Галерею выдающихся лекторов отечественной школы составляют представители различных наук.

Математик М.В. Остроградский придавал большое значение как научной, так и методической сторонам лекции. Выдающимися лекторами были историки О.В. Ключевский и Т.И. Грановский. Русский хирург и педагог Н.И. Пирогов считал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным содержанием. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев обращали особое внимание на эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. Непревзойденным мастерством и искусством чтения лекций обладали ботаник К.А. Тимирязев и химик Д.И. Менделеев.

Не вдаваясь дальше в историю лекции как формы педагогического общения и передачи знаний, остановимся подробнее на её общеметодических аспектах. Вузовская лекция – главное звено всего цикла обучения студентов. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы.

Лекция – это устное изложение темы (раздела) в соответствии с логикой и системностью излагаемого материала. Лекция – наиболее распространённая экономичная форма передачи информации (знаний) студентам высшего учебного заведения.

Лекция одновременно является видом учебного занятия и словесным информационно-развивающим методом. Она позволяет преподавателю решать следующие дидактические, воспитательные и развивающие задачи:

- систематизация и обобщение накопленных знаний;

- сообщение новых знаний;

- формирование на основе знаний взглядов, убеждений, мировоззрения;

- развитие познавательных и профессиональных интересов.

Современная лекция – результат творческого процесса, серьёзного, долгого и кропотливого труда преподавателя.

Многовековая практика чтения лекций в вузе позволила выработать комплекс основных требований, которые предъявляются к современной лекции. Среди многих требований рассмотрим лишь те, соблюдение которых обязательно для любого преподавателя. Прежде всего, 1. Каждая лекция должна быть актуальной. 2. Фундаментальность и научность исключительно важные составляющие академической лекции. 3. Содержание лекции должно: иметь социально-экономическую и профессиональную направленность; соответствовать современному состоянию развития науки, техники и технологий; учитывать тенденции и перспективы развития науки (явлений); опираться на отечественный и зарубежный опыт.

Каждая лекция должна вызывать у студентов вопросы и побуждать их к дальнейшей познавательной деятельности. Речь лектора должна быть яркой, лектор должен уметь интонационно выделить главное в содержании, кроме того, лекция требует логической и содержательной законченности.

2. Характер и формы подготовки к лекции

По своей структуре лекции могут существенно отличаться одна от другой. Структурирование лекции определяется во многом её содержанием и особенностями излагаемого материала. Несмотря на это, существует некий общий алгоритм, который «задаёт» её структуру, характер и формы подготовки к лекции.

Прежде всего рассмотрим характер подготовки к лекции. 1. Начинать подготовку к лекции необходимо с формулировки её темы и вопросов, содержание которых предстоит раскрыть. Эта работа при отсутствии опыта является достаточно трудоёмкой. Важно, чтобы формулировки темы и вопросов были лаконичными, отражали суть, смысл и предполагаемое содержание всей лекции. 2. Далее приступают к подбору литературы, которая содержит необходимый для данной лекции материал. Используя обилие имеющейся информации, взятой из литературы, преподаватель создаёт композицию как всей лекции, так и отдельных её вопросов и подвопросов. Желательно добиться того, чтобы вопросы по объёму были примерно равновеликими. 3. Специально к конкретной лекции могут быть подготовлены вспомогательные материалы и пособия (схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.). 4. В содержание лекции включается информация (факты, примеры и др.), которая мобилизует активность и внимание студентов. 5. Полученное содержание редактируется и фиксируется на соответствующем носителе. 6. Если лекция будет читаться впервые, то желательно осуществить её хронометраж. 7. При тиражировании лекции её структура, содержание, иллюстративный материал обновляются, дополняются, извлекается неактуальный (устаревший) материал, уточняются формулировки вопросов, понятий, категорий, терминов, определений.

Не менее важно знать и существующие формы подготовки лекции. В настоящее время в практике работы вузовских преподавателей используются следующие четыре формы подготовки:

1. Написание полного текста и освоение его содержания. Чаще всего это бывает конспект (изложение лекции в письменном виде). При чтении лекции по особо трудным проблемам рекомендуется разрабатывать не только полный текст, но и составлять тезисы, которые раздаются студентам на лекции для более успешного усвоения её содержания.

2. Написание тезисов лекции и подбор иллюстративного материала.

3. Заготовка специальных карточек, содержащих сжатое содержание отдельных проблем, фактов, формулировки определений, законов, закономерностей, особенностей и свойств, процессов и явлений и т.д. Такие карточки при необходимости используются по ходу лекции.

4. Подготовка диапозитивов, слайдов или мультимедиа продукта представлено в виде текста и других наглядных форм краткое содержание лекции. Демонстрируя аудитории диапозитивы, слайды, мультимедиа продукты преподаватель даёт вербальный комментарий, включает студентов в дискуссию.

Определив характер и формы подготовки к лекции, необходимо обратить внимание на то, что молодому преподавателю желательно начинать подготовку своих лекций, используя первую, главную форму. Накопив определённый опыт, можно включать элементы других форм и, лишь став профессиональным лектором, позволить себе чтение лекций на основе тезисов, карточек и слайдов, мультимедиа продукта.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.