Схема вечерни на всенощном бдении. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Схема вечерни на всенощном бдении.

2022-10-28 25
Схема вечерни на всенощном бдении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Возглас диакона и священника.

· Предначинательный псалом 103 “Благослови душе моя Господа.”

· Великая ектения.

· Псалом: “Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.”

· Малая ектения.

· “Господи воззвах” на очередной глас.

· Стихиры на “Господи воззвах”…

· Доматик или Богородичен.

· Вечерний вход (с кадилом).

· Пение гимна: “Свете тихий.”

· Прокимен дне.

· Чтение паремий (3 паремии). (Накануне великих и храмов. праздников).

· Сугубая ектения.

· Молитва: “Сподоби Господи”…

· Просительная ектения.

· Стихиры на литии.

· Лития. (Накануне великих и храмовых праздников).

· Стихиры на стиховне,

· “Ныне отпущаеши,” Трисвятое и “Отче наш.”

· Тропарь или (в воскресные дни) “Богородице Дево.”

· Благословение хлебов. (Накануне великих и храмов. праздн.).

· “Буди Имя Господне благословенно” и псалом 33.

· Благословение священника.

 

 

Символическое значение вечерни.

Начинательными возгласами священника и диакона молящиеся приглашаются воздать хвалу Господу. — В псалме 103-м изображается сотворение мира и человека и Божий Промысел о тварях. Каждение означает благодать Св. Духа. — Закрытие Царских врат — закрытие дверей Рая для согрешивших людей. — Великая ектения читается с тою же целью, как на Литургии. — Псалом “Блажен муж” поется для напоминания, что счастье и блаженство людей зависят от исполнения заповедей Божиих. — Словами “Господи воззвах” напоминается о покаянных чувствах, пережитых нашими праотцами после потери райского блаженства. — Стихиры “на Господи воззвах” поются с целью показать молящимся, что через веру в Спасителя и Его воскресение и подражание добродетелям Святых мы можем освободиться от греха и получить доступ в Царство небесное. Открытие Царских врат перед вечерним входом означает открытие входа в Царство Небесное с Пришествием Иисуса Христа. — Пением гимна “Свете тихий” художественно изображаются радостные чувства в предчувствии грядущего в мир Господа Иисуса Христа для спасения и просвещения людей. — Воскресный прокимен пророчески изображает перемену, произведенную Светом Иисуса Христа в жизни природы и в жизни людей. — Паремии читаются только под Великие праздники. В них содержатся ветхозаветные пророческие предизображения празднуемых христианских событий. — В молитве “Сподоби Господи” испрашивается Божия помощь сохранить нас в наступающую ночь. — В стихирах на литии и на стиховне изображаются искупительные заслуги Иисуса Христа и добродетели празднуемых Святых. — Молитва “Ныне отпущаеши” читается с целью: примером и личностью Симеона Богоприимца показать твердое ожидание в конце В. З. Мессии Христа, проливавшее в души всех чающих спасения душевный мир и спокойную смерть. — Пением “Богородице Дево” изображается граница между Ветхим и Новым Заветом: Благовещение Божией Матери. — Пением тропаря прославляются Святые верою в пришедшего Христа, совершившие высокие христианские подвиги. Благословение хлебов напоминает древний обычай освящать хлеб, вино и елей для подкрепления молящихся в течение Всенощного бдения. Вообще первая часть Всенощной — Вечерня — изображает ветхозаветный период домостроительства Божия о спасении людей, а вторая часть — Утреня — новозаветный период.

 

 

Общий очерк Утрени.

Утреня на Всенощном бдении начинается тотчас после благословения священником народа. Чтец произносит песнь, воспетую ангелами в ночь на Рождество Христово: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (трижды). Раздаваясь при закрытых Царских вратах, в полумраке (в некоторых церквах есть обычай уменьшать в это время свет), эти слова напоминают о Рождении Иисуса Христа, а по связи основной мысли предыдущей Вечерни (ветхозаветное ожидание И. Х). напоминают мир, который проповедовал Господь на земле, и благоволение, принесенное Им людям. Далее начинается отдел Всенощной, называемый чтением “шестопсалмия” (Пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 142). В этих псалмах говорится о вражде, которой был окружен Пр. Давид, но под Давидом прообразовательно разумеется Иисус Христос, а под его бедствиями — бедствия ожидаемого Мессии [127]). По прочтении первых трех псалмов священник выходит из алтаря на солею и тайно читает перед Царскими вратами 12 молитв, называемых “утренними,” в которых молится, между прочим, за предстоящих в храме и за всех православных христиан, просит Господа дать утро и день видеть в радовании, оставить им грехи, даровать искреннюю веру, твердую надежду и нелицемерную любовь, благословить все их дела, слова и помышления и удостоить Царства небесного (рис. 236, л. 60).

За шестопсалмием следует Великая ектения, после которой раздается торжественная песнь Христу Богу, сошедшему на землю нашего ради спасения: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне.” — Эти слова напоминают нам, помимо пребывания Иисуса Христа на земле вообще, — торжественный Его вход в Иерусалим на вольные Страдания. К пению “Бог Господь”… присоединяется пение тропаря на тот же глас. Поется тропарь праздника или дня, а затем начинается чтение псалмов или “кафизм” (называемое в священных книгах “стихословием Псалтири”). Кафизма есть отделение Псалтири. Вся Псалтирь содержит в себе 150 псалмов, которые разделяются на 20 отделов или кафизм. Кроме того, каждая кафизма делится еще на три части или “славы,” так как по прочтении всякой такой кафизме читается “слава и ныне,” “Аллилуиа” (трижды). Чтение кафизм в церкви распределяется по особому плану [128]).

       На воскресной утрени всегда читается 2-ая и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются 15, 21 и 23 псалмы, где пророчески говорится о Страданиях, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа [129]). Чтение воскресных кафизм, таким образом, изображает страдания Спасителя. После чтения кафизм бывает малая ектения; затем Царские врата отверзаются и священнослужители выносят на средину храма Евангелие [130]).

Светильники увеличиваются светом, а на клиросе начинается пение следующих стихов из 134 и 135 псалмов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному, яко в век миеость Его. Аллилуиа.

Эта часть Всенощной носит название полиелея, что значит “многомилостие” (от греческого слова “поли” — много, и “елеос” — милость, или многоосвещение (от слова “поли” и “елей” — масло), в знак того, что в этом псалме часто встречается слово “милость,” или в знак того, что, как сказано выше, в этот момент особенно обильно возжигали елей и свечи. Открытие Царских врат и вынос Евангелия напоминает Воскресение Иисуса Христа. Пением полиелея обозначается бесконечная милость и слава Иисуса Христа, явленная людям в чуде Воскресения Его из мертвых. Словами полиелейного псалма верующие приглашаются хвалить Бога Отца за послание Сына Своего Единородного для нашего спасения. Для прославления же Самого Воскресшего Господа Иисуса, а равно для изображения Его явлений поются (под воскресные только дни) следующие высоконазидательные стихи, называемые “воскресными непорочными”:

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша. Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Слава: Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи. И ныне. Жизнодавца рождши греха, Дево, Адама избавила еси, Радость же Еве в печали место подала еси: Падшие же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек. Благословен Ты, Господи, научи меня Твоим заповедям. Сонм ангелов был изумлен, видя Тебя, Спасителя, мертвым, но разрушившего крепость смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада. Зачем вы, ученицы (т.е. мироносицы) смешали мир вместе со сердобольными (сострадательными) слезами? Блистающий Ангел приветствовал при гробе мироносиц словами: “видите (пустым) вы этот гроб и узнайте, что Спаситель воскрес из мертвых.” Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице во едином Существе, взывая с Серафимами: Свят, Свят, Свят, Ты, Господи. Жизнодавца родивши, Ты, Дева, избавила Адама от греха: Еве же радость вместо горя даровала; падших же (уклонившихся) от жизни к ней направил от Тебя Воплотившие Бог и Человек.

 

В двунадесятые праздники и в праздники великих святых перед вынесенною на середину храма иконою праздника или святого поется сначала священнослужителями, затем певчими “величание” в честь Господа, Божией Матери или святого. После выноса Евангелия, во время пения “Хвалите имя Господне” совершается каждение священнослужителями храма и молящихся, продолжающееся и при пении “Благословен еси, Господи,” или “величания,” если священнослужители не успеют обойти храм. После следующей за величанием или воскресными тропарями малой ектении поются “степенны” или “антифоны,” которые поются попеременно то на правом, то на левом клиросах [131]). Под Великие праздники поются следующие антифоны 4-го гласа:

 

От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. Ненавидящие Сиона посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше. Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне. От самой моей юности обуревают мою душу многие страсти, но Ты, Боже, защити и спаси меня. Устыдитесь ненавидящие Церковь Божию! ибо вы как трава от огня — иссохнете. Святым Духом оживляется всякая душа и возвышается чистотою и священно-таинственным образом просвещается Единством Св. Троицы.

В этих словах содержится мысль о благодатной помощи, которая подается молящимся через Иисуса Христа и Церковь Божию, названную в антифонах “Сионом” (рис. 237, л. 60).

       После утренних антифонов произносится утренний прокимен, а затем читается Евангелие, повествующее о Воскресении Христовом (под воскресные дни) и об явлениях Его ученикам по воскресении. Воскресных утренних Евангелий одиннадцать. Эти Евангелия, заимствованные из всех четырех Евангелистов, читаются, чередуясь между собою в строгом порядке, одно за другим. В другие праздники читаются Евангелия применительно к празднуемому событию.

       По прочтении Евангелия поется певчими молитва:

 

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем, Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.   Увидев воскресение Христово, поклонимся Св. Господу Иисусу, единому безгрешному! Поклоняемся Твоему Кресту, Христе, воспеваем и прославляем Твое воскресение, потому что Ты — наш Бог и другого, кроме Тебя, мы не знаем, имя Твое призываем. Приидите все верующие поклониться Св. Христову воскресению: потому что вот через крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать Воскресение Его, п. ч. Он, претерпев распятие, Своею смертью разрушил смерть.

 

Верующие начинают лобызать Евангелие или же икону праздника, причем если бывает лития, священник помазует молящимся чело освященным (на литии) елеем с произнесением слов: “во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь.” Этим выражается желание, чтобы верующие были плодовитою духовною маслиною, чтобы они имели елей любви к Господу, проявившему Свои милости к верующим в празднуемом событии. Затем диакон произносит такое же моление, как и на литии: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и начинается пение “канона.” Величественным пением и чтением канонов, в которых говорится то про Воскресение Господа, то про верных Его слуг (Святых), как бы дается ответ на приглашение предыдущей молитвы “воспеть воскресение Его.” Святые люди прежде всего величественно Его воспевают (см. выше § 63 п. 10). После 3, 6 и 9 песни произносится Малая ектения [132]).

Так как в девятой песни канона воспоминается Богоматерь, то диакон, стоя с кадильницей перед иконою Божией Матери, возглашает: “Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим.” Певчие ублажают Богородицу пением: “Величит душа моя Господа и возрадовался Дух мой о Бозе Спасе моем” с припевом: “Честнейшую Херувим.”

После канона поется: “Свят Господь Бог наш” (трижды) и читается или поется “светилен” или утренний “экзапостилларий.” Светильным или экзапостилларием называется церковная песнь, заключающая в себе моление о ниспослании света и о просвещении нашего ума для достойного восхваления Господа в стихирах на хвалитех и в Великом славословии. После “светильна” или “экзапостиллария” поются “хвалитны,” в которых содержится славословие Богу от всей твари, даже неодушевленной, от царства природы.

“Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: Тебе подобает песнь Богу.”

“Хвалите Его вси Ангелы Его, хвалите Его вся силы Его: Тебе подобает песнь Богу” (См. 148, 149 и 150 псалмы).

К “хвалитным” псалмам присоединяются стихиры воскресные (во дни воскресные), или в честь празднуемого события или Святого, которые называются стихирами “на хвалитех.”

После стихир на “хвалитех” поется Богородичная песнь:

 

Преблагословенна еси, Богородице Дево: Воплощщим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.   В высшей степени благословенна Ты, Богородица Дева, п. ч. Воплотившийся из Тебя пленил ад, Адам вызван (из ада), проклятие уничтожено, Ева освобождена, смерть умерщвлена, и мы ожили. Поэтому, воспевая, взываем: “благословен Христос Бог благоволивый так, слава Тебе.”

 

Во время этой песни Царские врата, бывшие закрытыми во время чтения канона, снова открываются в знак того, что Матерь Божия открыла нам вход в Царство небесное. Затем священник возглашает: “Слава Тебе, показавшему нам свет” (Слава Тебе, Господи, что Ты открыл нам свет истинного Богопознания). Слова этого возгласа переносят нас в глубокую древность христианства и лучше других молитв напоминают о том, что эта служба (всенощное бдение) продолжалась до восхода солнца. Видя утреннюю зарю, священник от лица верующих благодарил Господа за то, что Он, Милосердный, сподобил нас дожить до нового дня, снова увидеть солнечный свет: “Слава Тебе, показавшему нам свет.” Под видимым светом христиане подразумевают теперь свет веры, свет истинного Богопознания, возвещенный нам Господом Иисусом Христом. Поэтому, возводя мысль свою от света дневного, естественного, к свету духовному, верующие отвечают на возглас священника Великим славословием:

 

Слава в вышних Богу,| и на земли мир,| в человецех благоволение.| Хвалим Тя, благословим Тя,| кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя,| великия ради славы Твоея.| Господи, Царю небесный, Боже Отче Вседержителю.| Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе| и Святый Душе.| Господи Боже, Агнче Божий,| Сыне Отечь,| вземляй грех мира, помилуй нас: | вземляй грехи мира, приими молитву нашу,| седяй о десную Отца, помилуй нас.| Яко Ты еси един свят,| Ты еси един Господь Иисус Христос,| во славу Бога Отца. Аминь.|

На всяк день благословлю Тя| и восхвалю имя Твое во веки и в век века.

Сподоби,| Господи, в день сей бех греха сохранитися нам.| Благословен еси,| Господи, Боже отец наших,| и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.| Буди,| Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.| Благословен еси, Господи,| научи мя оправданием Твоим (трижды).

Господи,| прибежище был еси нам в род и род.| Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.|

Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою,| яко Ты еси Бог мой,| яко у Тебе источник живота,| во свете Твоем узрим свет.| Пробави милость Твою ведущим Тя.|

 

Таким образом, к Царству Славы, к Царству Святых присоединяется для прославления Господа и Царство Благодати, т.е. живых людей. Великое славословие оканчивается Трисвятою песнью: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.” После Великого славословия и Трисвятой песни в праздничные дни поется тропарь праздника, а в воскресные дни поются “отпустительные тропари,” называемые так потому, что поются перед отпустом, или окончанием утрени (См. Учебн. Часосл.).

Отпуст. троп. 1, 3, 5 и 7 гласа следующий:

 

Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба, и Начальнику жизни нашея: разрушив бо Смертию смерть, победу даде нам и велию милость.   Ныне совершилось спасение мира, воспеваем Воскресшего из гроба и Начальника нашей жизни, п. ч. Он разрушил своею Смартью смерть, доставил нам победу и великую милость.

 

Отп. троп. 2, 4, 6 и 8 гласа следующий:

Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада: разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый; явивый же себе Апостолом Твоим, послал еси “я” на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, Едине Многомилостиве. Господи, Ты воскрес и разорвал оковы ада. Ты разрушил осуждение смерти и избавил всех от сетей дьявола. Явившись Своим Апостолам, послал их на проповедь, и через них, мир даровал вселенной Ты, Единый многомилостивый.

 

В отпустительных тропарях говорится о воскресении Иисуса Христа и о трудах Св. Апостолов по распространения христианства. Затем следуют ектении сугубая и просительная, после которых происходит “отпуст” (рис. 238, л. 60) [133]) Утрени, в обычное последование которого вставлены некоторые дополнения. Вставлена, напр.  следующая молитва: “утверди, Боже, Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая Александровича и Святую православную веру, и православных христиан во век века.”

После окончания Утрени читается Первый час, на котором вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата. В заключение Первого часа священник перед Царскими вратами читает следующую молитву:

 

Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир. Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный, исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Твоих Святых. Аминь. Христос, истинный свет, просвещающий и освящающий всякого, вступающего в мир человека. Пусть обнаружится в нас свет Лица Твоего, чтобы через него мы могли созерцать неприступный (т.е. Высший) Свет (Самого Бога). Утверди нашу жизнь в Твоих заповедях молитвами Пречистой Твоей Матери и всех Святых.

 

После этой молитвы певчие поют:

Взбранной Воеводе победительная, — яко избавльшеся от злых,| благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую,| от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:| радуйся Невесто Неневестная.| Богородица! Мы, рабы Твои, воспеваем победные песни Тебе, как Военачальнице, ополчившейся за нас, и благодарственные, п. ч. Ты нас избавила от бед как имеющая силу непобедимую, освободи нас от всяких бед; чтобы мы взывали к Тебе — радуйся Невеста, не вступившая в брак.

 

После этого делается отпуст (рис. 239, л. 60).

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.