Литургия на Архиерейском служении. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Литургия на Архиерейском служении.

2022-10-28 29
Литургия на Архиерейском служении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литургия на Архиерейском служении состоит также из трех частей, но отличается большею торжественностью и продолжительностью. При входе епископа в храм его торжественно встречает все служащее духовенство с крестом и кадильницей (рис. 240, л. 61). Надевши архиерейскую мантию и взявши посох, епископ направляется на солею для поклонения св. иконам. Один из священнослужителей дает епископу крест для лобызания. Певчие поют: “Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу”…[98]). Поклонившись св. иконам и обернувшись лицом к народу на солее, с жезлом в руке, епископ первый раз благословляет народ Архиерейским благословением. В торжественной радости при виде пастыря, начальника и руководителя, певчие от лица всего народа поют по-гречески молитву: “Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филатте, ис полла эти деспота,” что значит: “Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многия лета.” Впоследствии часто раздается за Литургией это приветствие или полностью, или поется только последняя фраза: “Ис полла эти деспота.”

       С солеи епископ идет на середину храма и становится на ранее приготовленном ему амвоне. Затем епископ снимает мантию и остается в простой одежде, чтобы напомнить Спасителя, Который в начале Своей земной жизни являлся в смирении, простоте и уничижении. После этого начинается облачение епископа в архиерейские одежды. во время которого полагается петь молитву в честь Богородицы (“Свыше пророцы тя предвестиша”) или догматик или другую соответствующую дню молитву. Обыкновенно же певчие поют: “Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения, и одеждою веселия одея тя: яко жениху возложи ти венец, и яко невесту украси тя красотою”; а протодиакон читает другие молитвы, относящиеся к облачению. По облачении епископ берет в руки два ручных подсвечника — Дикирий и Трикирий; протодиакон с солеи произносит Евангельские слова, напоминающие об Архиерейском долге: “Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят твои добрая дела и прославят Отца Нашего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь” (Мф. 5:16). Епископ благословляет народ на все четыре стороны, народ кланяется, а певчие поют: “Тон деспотин”…

       Затем начинается чтение часов, за которыми епископ сидит, и встает только при чтении “Аллилуиа.” “Трисвятого,” “Отче наш” и “Честнейшую херувим.” Обычный возглас во время часов “Молитвами Св. Отец наших”… произносится так: “Молитвами св. владыки нашего, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.” Священник и чтец стоят посредине церкви.

       Во время часов выносится из алтаря рукоумывальник и полотенце, и архиерей умывает себе руки. Прислуживает ему обыкновенно лицо, рукополагаемое в священнический или диаконский сан, или посвящаемый в церковную должность “чтеца,” для выражения покорности священнослужителей и церковнослужителей епископскому сану. Во время чтения часов диаконы совершают каждение всем иконам. К концу часов все священнослужители выходят из алтаря боковыми и северными дверями. Моление перед Литургией совершает епископ. Старший из священников идет в алтарь и открывает Царские врата, начиная Литургию обычным возгласом. Далее следуют великая ектения и антифоны. Епископ стоит, окруженный сонмом священнослужителей. Сам епископ напоминает Спасителя, а священники Апостолов. Ко времени пения: “Единородный Сыне” все священнослужители уходят боковыми дверями в алтарь, епископ остается один среди храма. Затем совершается “малый вход.” Весь сонм священнослужителей снова выходит из алтаря на середину храма с Евангелием, свечами, дикирием, трикирием и рипидами (см. рис. 216, л. 53). После лобызания епископом Евангелия все священнослужители медленно удаляются Царскими вратами в алтарь с пением величественным напевом: “Приидите поклонимся и припадем ко Христу”… Епископ, войдя в алтарь и облобызавши престол, производит каждение алтаря, иконостаса и народа. Во время каждения из алтаря слышится, словно ангельское, пение трех детских голосов “Ис полла эти деспота” (Мальчики, поющие в алтаре эти слова, называются обыкновенно “исполлатчиками”).

Далее следует пение тропарей и кондаков, причем после обычного возгласа диакона: “Господи, спаси благочестивыя и услыши ны” — протодиаконом делается молитвенное возглашение с пожеланием многолетия Св. Синоду, Государю, Епископу, Военачальникам, Градоначальникам и Христолюбивому воинству. После этих выкличек священнослужители поют кондак дня и епископ делает первый свой возглас “Яко Свят еси, Боже наш” и начинается пение “Св. Боже.” Трисвятое поется 6 ½ раз: попеременно поют сначала священнослужители в алтаре, затем певчие на клиросе и исполлатчики на середине храма. Перед пением “Святый Боже” исполлатчиками Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа — “духовный ветроград” (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: “Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди “и,” его же насади десница Твоя” (см. рис. 226, л. 57). Далее Литургия следует обычным порядком (чтение Апостола и Евангелия [99]), сугубая ект. молитва за Государя, др. ектении) до Великого входа. За Великим входом обычное поминовение гражданского и духовного начальства, делаемое священником и диаконом, повторяется Архиереем. (Рис. 241, л. 61).

       Дальнейшей особенностью является еще то, что после молитвы за живых и умерших, после слов “И всех, и вся,” протодиакон возглашает велегласно великую похвалу, поминая в отдельности Государя, Царствующий Дом, служащего Епископа, “приносящего Святыя Дары Сия Господеви Богу нашему.” Певчие величественным напевом отвечают: “И о всех, и за вся.” Царские врата за Архиерейским служением бывают открыты до пения “Причастного.” Это делается в знак того, что Сын Божий, живя среди людей, был виден ими, и небо, означаемое алтарем, было отверсто для земнородных. Дальнейший порядок Литургии обыкновенный.

       Во время архиерейского служения совершается иногда рукоположение в священнический и диаконский сан, составляющее Таинство Священства.

       После Литургии епископ обыкновенно благословляет поочередно народ.

       Литургия на архиерейском служении, при всей своей сложности по сравнению с обыкновенной, сохранила много следов исторической древности и помогает наглядному уяснению вопроса об историческом развитии Литургии.

 

 

Развитие Литургии.

Когда говорится, что наша Литургия составлена Св. Василием Великим или Св. Иоанном Златоустом, то невольно думается, что все молитвы и песнопения, входящие в состав Литургии, написаны этими церковными писателями или, по крайней мере, ими включены в состав Литургии. На самом деле это не так. Одни молитвы появились раньше Св. Василия Великого и Иоанна Златоуста (“псалмы” и “Отче наш”), а другие молитвы появились после смерти их и в различные сроки включались в состав Литургии. Так напр. из молитв, произносимых и поемых вслух, молитва “Единородный Сыне” была составлена в 535 г. [100]); “Святый Боже” — в 439 [101]); “Херувимская песнь” — около 573 г. [102]); Символ Веры — в конце V в. (488 г). или в начале VI (510 г). века [103]); “Достойно есть яко воистину” — в 980 г. [104]); “Да исполнятся уста наша” — в 620 г.; Молитва за Государя — в 1881 г. [105]); Блаженны (стихи и тропари) включены около XV в.; Заамвон. молитв. — в X—XI в.; “Господи, Спаси благочестивыя” также после IV в. [106]).

       Что же касается второго разряда молитв — произносимых священником тайно, то относительно их появления существует следующее мнение. Молитвы начального “входа” и “облачения,” проскомидийная и принятии Св. Даров, м. “малого входа,” м. “Трисвятого,” м. “Великого входа” и заамвонная появились значительно позже Святого И. Златоуста. Да и самая проскомидия в современном виде сложилась окончательно в XII в. сначала занимая положение между Литургией оглашенных и Литургией верных, а затем уже предшествуя Литургии оглашенных [107]).

       Отсюда ученые делают следующий вывод: если принять во внимание сочинения Св. Иоанна Златоуста, где он неоднократно делает указания на Литургию своего времени, и затем исключить составные части Литургии, которые появились после Иоанна Златоуста и Василия Великого, то вид Литургии, совершавшейся при них, в главных частях получится таков. Первым действием, после приветствия предстоятеля молящимся словами “мир всем,” было пение псалмов, затем чтение Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета (Евангелие читалось посредине Церкви) и поучение; затем ектения и молитвы об оглашенных; молитва о верных; проскомидия в самостоятельном отделении храма (теперь проскомидия совершается перед Литургией оглашенных); ектения о предложенных Честных Дарах, внушение мира и любви; лобызание; напоминание о закрытии дверей; Евхаристическая молитва (читалась вся вслух); освящение Даров; молитва поминовения живых и умерших; ектения об Освященных Дарах; Отче наш; возношение Св. Даров и “Святая Святым”; Причащение; благодарение за Причащение.

       Нарисовавши так Литургию IV в. времени Св. Иоанна Златоуста, ученые стараются определить время появления и остальных частей Литургии, чтобы выяснить вопрос, из каких частей состояла Литургия при Апостолах, как она росла и развивалась и в чем обнаружилась литургическая деятельность Василия Великого и Иоанна Златоуста.

       Проповедуя всюду об Иисусе Христе и христианской вере, Апостолы научали новых христиан и совершению Литургии. Из тех главных городов, где проповедовали Апостолы, порядок, содержание и образ совершения Литургии переходил и в меньшие окрестные города, села и местности.

 

В чем же состояла Литургия Апостольских времен?

       На основании некоторых указаний Священного Писания (1 Кор. 11:18-34; Иуды — 12, ст.; 1 Кор. 14:26; Ефес. 5:19 Кол. 3:16; Деян. 2:42) ученые склоняются к выводу, что при жизни Св. Апостолов Евхаристическая служба была воспроизведением Тайной Вечери Иисуса Христа, т.е. древнехристианская Литургия была “вечерей” в собственном смысле. Она совершалась вечером в воскресные дни и начиналась братским общением и вкушением христианами обыкновенной пищи. После таких трапез братолюбия, по-гречески называвшихся “агапами,” происходило моление и освящение избранных хлеба и чаши, которые и служили веществом для Св. Причащения в воспоминание об Иисусе Христе. Однако, помимо благодарственных к Богу псалмов и молитв и благословенных молитв над хлебом и чашею, которые составляли необходимую составную часть как еврейских праздничных вечерь, как Тайной Вечери Иисуса Христа, так и древнехристианских агап, в состав Евхаристического богослужения уже в Апостольское время входило чтение Св. Писания, пение Ветхозаветных гимнов (см. § 13), поучение и молитва совершителя богослужения или предстоятеля [108]). Предстоятели произносили молитвы, руководствуясь вдохновением и чувствами своего сердца. выбор чтений и песнопений и распорядок их между собою зависел от воли тех же предстоятелей или Св. Апостолов, или поставленных ими священных лиц. Передача и ознакомление с Литургией делались Апостолами не письменно, а происходило устным образом. Преемники Апостолов также пользовались свободой при произнесении молитв. Поэтому долгое время при совершении Литургии в отдельных областях и даже городах Церкви Христовой наблюдались некоторые особенности, смотря по тому, из какого главного города и от которого Апостола получила свое начало Литургия [109]). Но, ввиду замечавшегося несходства в совершении Литургии, уже в Апостольский век было стремление придать ей однообразный вид.

       После Апостольского периода в составе Апостольской Литургии происходят некоторые изменения: одни части выпускаются, а взамен их появляются другие. Так, прекращаются “агапы” или трапезы братолюбия.

       В первое время “агапы” предшествовали самому Таинству Причащения. Однако, соединение агап с Евхаристией сопровождалось иногда непорядками, вследствие чего среди христиан все более и более укоренялось благочестивое желание не вкушать пищи до принятия Св. Причащения. Поэтому с течением времени, по старому мнению одной группы ученых, уже около 65 г. после Р. Х. и несомненно уже к концу I века агапы постепенно выходят из употребления и, если еще совершаются, то совершаются после Причащения, а не перед ним, как то было раньше [110]). По новому мнению другой группы ученых агапы продержались в некоторых местах (всего дольше в церквях африканских: абиссинских и карфагенских) даже до IV в. но постепенно утрачивая таинственное значение Евхаристической вечери с причащением Св. Таин, и, по присоединении своего богослужебного содержания в одних местах к Утрени, а в других к Вечерни, явившись в новом виде — в виде благотворительных трапез, устраиваемых по окончании богослужения, то из добровольных пожертвований богатыми в пользу бедных, то из начатков злаков, плодов и овощей, приносимых в пользу клира и уделяемых им на пропитание бедных, то в присутствии духовенства, то под руководством только почетных мирян. Но когда бы ни прекратились агапы, в начале II века, по мере того, как появлялись священные книги Нового Завета, за Литургией стало читаться и Священное Писание Нового Завета (Ветхий Завет читался раньше). Тогда же появились молитвы за “новопросвещенных” и другие, в которых, по мнению ученых, находятся черты наших ектений. Кроме того, в описании Литургии II века (находящемся в сочинении Св. муч. Иустина) находится указание, что верующие уже тогда приносили предстоятелю хлеб, чашу с водою и вином, и в этом принесении ученые усматривают момент, соответствующий современной проскомидии. В III—IV в. появился ряд новых молитв над различными классами тогдашней Церкви, напр. “за оглашенных,” “за бесноватых,” “за кающихся.”

Следовательно, современная Литургия оглашенных определилась во II веке [111]). Молитвы за оглашенных и кающихся были длинны и читались вслух, оттого Литургия удлинялась. Поэтому выдающиеся церковные деятели IV в. снизойдя к человеческой немощи и желая придать дальнейшее единство в совершении Литургии, занялись сокращением Литургии и приданием ей письменного изложения. В числе таких деятелей были: Св. Василий Великий, Иоанн Златоуст — на Востоке, а на Западе — Амвросий Медиоланский, папа Лев Великий, папа Геласий, Григорий Великий, в Сирии и Армении — Св. Григорий. Эти св. Отцы действительно и составили Литургии в письменном изложении, каждый своего имени и для подчиненных церквей своей церковной области.

       Деятельность Св. Василия Великого и Иоанна Златоуста состояла в сокращении литургийных молитв, которые дошли от предшествующих времен, и в письменном изложении их.

       В частности о Св. Иоанне Златоусте теперь установлено, что составил или сократил следующие молитвы из числа читаемых священником тайно: молитву об оглашенных, две молитвы о верных пред Великим входом, молитву по перенесении Св. Даров с жертвенника на престол, Евхаристическую молитву за живых и умерших, молитву приготовления верующих к причащению (во время 2 просительной ектении), после Отче наш, перед возношением Св. Даров и после причащения.

       Что же касается формы Литургии, которую сократил Василий Великий, то прежде думали, что этою Литургиею была так называемая палестинская Литургия — Апостола Иакова. Теперь предполагают, что это была Литургия антиохийская, называемая Климентовой Литургией и находящаяся в древнехристианском сочинении, под заглавием “Сборник Апостольских постановлений” [112]). Подобно сему и о Св. И. Златоусте существует два мнения. По одному (старому) он сократил литургию Василия В.; по другому (вновь возникающему) Св. Златоуст мог самостоятельно, независимо от Василия В. сократить молитвы (по преимуществу Евхаристические, и за живых и умерших) какой-либо антиохийско- малоазийской Литургии, напр. той же Климентовой. При этом обращается внимание, что и по сокращении литургийные молитвы при Св. Василии и Иоанне Златоусте продолжали читаться вслух, и только впоследствии они стали читаться священнослужителями тайно.

       С течением времени ученые озаботились разысканием и сличением между собою различных письменных памятников, свидетельствующих о совершении Литургии в различные века ее существования и в различных местах ее совершения (в районе Палестинском, Александрийском, Антиохийском, Римском, Константинопольском и Сирийском) и в первоначальном зерне принадлежащих, так сказать, первым составителям (Апостолам — Иакову, Марку, Фаддею, Петру и др.). Путем такого сравнения возможно устанавливать, какие же молитвы и какие моменты Литургии сохранились неизменными и постоянными во все времена существования Божественной Литургии. Таким моментом является Евхаристическая молитва, содержащая в себе ту же хвалу Богу и те Божественные Слова, которые произнесены были впервые Господом нашим Иисусом Христом на Тайной Вечери: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое.” Существенные мысли и слова Евхаристической молитвы являются “сердцевиною,” около которой появились наслоения других молитв и песнопений Литургии [113]).

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.