Дни, в которые совершается Литургия. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Дни, в которые совершается Литургия.

2022-10-28 23
Дни, в которые совершается Литургия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литургия есть особо торжественная служба; между тем есть дни, в которые чувства скорби и печали должны быть особенно свойственны верующим. Поэтому существует несколько дней, в которые положено не совершать Литургии, а именно: в среду и пятницу Сырной недели, т.е. на масленице; по понедельникам, вторникам и четвергам на неделях Великого Поста (Св. Четыредесятницы); в Страстную Пятницу. Если же в перечисленные дни приходится храмовый или двунадесятый праздник (по срокам приходится иногда или Сретение, или Благовещение), то Литургия должна быть совершена.

 

 

Понятие об “обеднице” или изобразительных.

Иногда Литургия не совершается даже в те дни, когда ее возможно совершать, напр. когда священник уже совершил Литургию, но его просят прихожане совершить Литургию вторично; или когда в той или другой местности не бывает Церкви, а только часовня без Престола и Антиминса. В таких случаях существует обычай совершать для молящихся особую службу, носящую название “обедницы.” В состав “обедницы” входят многие молитвы из полной Литургии, за исключением Евхаристических молитв. Порядок “обедницы” такой: возглас священника и диакона; великая ектения; изобразительные псалмы 102 и 145; “Единородный Сыне”; Заповеди блаженства; прокимен, чтение Апостола и Евангелия; сугубая ектения и ектения за усопших; Символ Веры; просительная Ектения; Отче наш; пение тропарей и кондаков дневных; “буди имя Господне” и обычный отпуст. Так как в состав “обедницы” входят псалмы изобразительные, то обедница называется иначе последованием изобразительных. Под этим именем и с некоторыми дополнениями “изобразительные” составляют необходимую принадлежность Великопостного богослужения.

 

 

Понятие и часах.

“Часами” называются службы, освящающие определенные моменты дня, которые ознаменованы были важными в истории Церкви событиями, и которые, совпадая с ветхозаветными богослужебными дневными часами (1, 3, 6 и 9), дали повод уже первым христианам во главе с Апостолами молиться в храме Иерусалимском или дома в эти именно часы (Деян. 2:3, 15, 10:9, 3:1). Так как ветхозаветное богослужение и в частности молитвы, освящающие дневные часы, состояли главным образом в чтении и пении псалмов, то и христианские часы в начале содержали псалмы. В каждом часе содержится по три псалма. Позднее в состав часов вошли и христианские молитвы, которыми прославлялась память дневного Святого, или события из земной жизни Иисуса Христа, или же прославлялась наша усердная Заступница Матерь Божия. Поэтому на каждом часе читается молитва к Богородице, называемая “Богородичным,” а также молитва, располагающая к молитвенному обращению к Долготерпеливому и Многомилостивому Господу, любящему праведных и милующему грешников. Псалмы, тропари, кондаки, Богородичны и молитва “Иже на всякое время и на всякий час”… и являются составными частями часов, среди которых вставляются постоянные молитвы, напр. “Отче наш,” “Слава и ныне,” “Аллилуиа” и др. Перед началом часов бывает “обычное начало,” а в конце каждого часа читается молитва Господу Иисусу. В тропарях и кондаках, читаемых на часах, изображаются новозаветные христианские события. Новозаветные события изображаются также и в псалмах, хотя только пророчески и прообразовательно. Как уже говорилось (в § 49), на первом часе (по нашему 7—8 утра) вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата, происходивший в эти утренние часы. Поэтому для 1-го часа подобраны псалмы (5, 89, 100), в которых слышатся слова “суд,” “милость,” изображается злоба, беззаконие врагов [114]), кротость и незлобие Иисуса Христа и содержится обращение за помилованием [115]) (разумеется Иисус Христос).

       На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9—10 ч. утра (по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца [116]), а с другой стороны, напоминание о Св. Духе [117]).

       На шестом часе (по нашему 12—1 ч). вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях [118]). Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр. Последний псалом, 90-й: “Живый в помощи Вышняго,” указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: “на аспида и василиска наступивши” и пр. — на Его победу над адом.

       На девятом часе (по нашему 3—4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения. В псалмах (83, 84 и 85) указывается “на спасение, совершенное через смерть Христа,” на то, что “Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена — наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир”; наконец говорится, что в страданиях Иисуса Христа “милость и истина встретились, правда и мир облобызались” (пс. 84). Псалом 85 — “Преклони, Господи, ухо Твое” пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо. В псал. 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что “люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе.” Вообще, если внимательно вчитаться в составные псалмы часов, то в каждом почти стихе можно найти живое предуведение грядущих новозаветных событий. Эти псалмы рисуют во словах художественную картину того, как вечерняя заря В. З. соприкасалась с лучами восходящего Солнца Правды — Иисуса Христа.

       Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост.

           

       Тропарь 1-го часа:

Заутра услыши глас мой. Царю мой и Боже мой. Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.

 

Тропарь 3-го часа:

Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час, Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови в нас молящих Ти ся. Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови в нас, молящихся Тебе.

           

 

       Тропарь 6-го часа:

Иже в шестый день же и час на кресте пригвожден в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших, рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.

 

Тропарь 9-го часа:

Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.   Господи, Христе Боже, вкусивший ради нас смерть Своею плотью в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.

 

 

Схема часов.

 

· Обычное начало.

· Три псалма.

· На 1-м часе — 5, 89 и 100;

· на 3-м часе — 16, 24, 50;

· на 6-м часе — 53, 54, 90;

· на 9- м часе — 83, 84 и 85 пс.

· Слава и ныне, аллилуиа.

· Тропарь “часа,” праздника или Святого. (“Дневной” тропарь их Октоиха, а Святому — из “Минеи”).

· Богородичен.

· Трисвятое. “Отче наш.”

· Кондак праздника или Святого. (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из Минеи).

· “Господи помилуй” 40 раз. “Слава и ныне.” “Честнейшую Херувим.”

· Молитва: “Иже на всякое время и на всякий час.”

· Заключительная молитва к Господу Иисусу.

 

 

Изъяснение

Всенощного Бдения

 

Содержание

91. Вечернее богослужение.

92. Общий очерк Вечерни.

93. Схема вечерни на всенощном бдении.

94. Символическое значение вечерни.

95. Общий очерк Утрени.

96. Схема утрени на всенощном бдении.

97. Символическое значение Утрени.

98. Внешние признаки Вечерни и Утрени.

99. Время появления Всенощного бдения.

100. Отличие Вечерни и Утрени будничной от воскресной и праздничной.

 

 

Вечернее богослужение.

Вечерними службами освящаются моменты вечера и ночи. К числу этих служб, во-первых, относится вечерня. Вечерний час напоминает верующему о первом на земле вечере и о моменте, с которого началось исчисление времени, т.е. о сотворении мира. Поэтому на Вечерне в ветхозаветных псалмах вспоминается прежде всего сотворение мира и человека. Это первоначальное воспоминание дополняется новозаветными воспоминаниями, относящимися к жизни Иисуса Христа и святых. Поэтому в состав Вечерни, помимо псалмов, входят также изменяющиеся молитвословия седмичного и годового круга богослужения.

       Второю вечернею службой является “Повечерие.” По переводу с греческого языка это есть служба, совершаемая после вечери (ужина). Она содержит в себе моления о даровании мирного, безмятежного сна. Так как сон есть подобие смерти, то на службе Повечерия вместе с тем делается молящимся несколько напоминаний о памятовании дня смерти и последующего за ним воскресения [119]).

       Третьею вечернею службою является “Полунощница.” Название ее показывает, что это есть служба, которая должна совершаться в полночь; но Полунощница может совершаться и в другие ночные часы. Входящие в состав ее молитвы побуждают верующих всегда быть готовыми ко дню Страшного Суда, который может прийти внезапно, как “жених в полунощи.” Вместе с тем совершение Полунощницы должно напоминать верующим о Господе, грядущем на вольную Страсть, и о молитве Его в саду Гефсиманском [120]).

       Наконец, к числу вечерних служб надо отнести и “Всенощное бдение,” называемое обыкновенно просто “Всенощной” и “Бдением.” Из всех вечерних служб Всенощная более всех известна молящимся, потому что она совершается накануне воскресных и праздничных дней, когда православные христиане имеют больше возможности посещать храм. Между тем, Вечерня, Повечерие и Полунощница совершаются в будничные дни, когда не все имеют возможность посещать храм. Всенощная является составной службой из Вечерни, Утрени и Первого часа.

 

Общий очерк Вечерни.

Всенощная начинается возгласом диакона: “востаните, Господи благослови.” Священник, воздавая от лица молящихся славу Господу, также возглашает: “Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков” (рис. 233, л. 59) и приглашает молящихся поклониться Господу, возглашая — 3 раза: “приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.” Затем начинается пение избранных стихов величественного 103 псалма, художественно изображающего сотворение мира и человека:

Благослови, душе моя, Господа; Благословен еси, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси, Господи. На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Посреде гор пройдут воды, дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся. Благослови, душа моя, Господа. Господи, Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием.        Благословен Ты, Господи, по Твоему слову стоят на горах воды. Между горами станут воды. Дивны дела Твои, Господи, все сделал Ты премудро, Слава Тебе, Господи, сотворившему вся вселенную.

           

Во время пения 103 псалма священник с диаконом совершают каждение всего храма; фимиам изображает веяние Св. Духа над сотворенным веществом (Бытия 1:21).

       Торжественное начало всенощного бдения, помимо сотворения мира, напоминает нам вместе с тем и невинное состояние прародителей в раю, когда они, еще не согрешившие, не знали ни страданий, ни мучений совести, блаженствовали, наслаждаясь красотою лицезрения Божия и прославляя Его бесконечные совершенства. Но не продолжительно было их блаженство. После грехопадения они были изгнаны из рая и проводили остальную жизнь в раскаянии и сожалении о своих грехах. Закрытие входа в рай для наших прародителей изображается закрытием Царских врат. После пения “предначинательного псалма” и закрытия Царских врат читается Великая ектения, чтобы показать, как и на Литургии, сущность наших просьб и характер нашей молитвы к Господу [121]). Стоя перед закрытыми Царскими вратами молящиеся изображают положение наших праотцов Адама и Евы, которые стояли перед дверьми рая, оплакивая свою горькую участь. Такое чувство сожаления об утраченном блаженстве и обращение к Богу за помилованием выражается в следующем моменте всенощного бдения…

       Поется несколько выборных стихов из 1, 2 и 3 псалмов, в которых слышится раскаяние грешника и надежда на помощь Божию.

 

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа. Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа. Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа. Блажен человек, который не ходит на собрания нечестивых. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Блаженны все надеющиеся на Него (на Бога). От Господа спасение и благословение Его над народом Его.

 

Эти стихи вносятся в состав Вечери Св. Церковью с тою целью, чтобы после напоминания молящимся о грехопадении Адама и Евы напомнить им о том, что спасение и блаженство посылаются людям только за исполнение ими воли Божией, за “хождение по заповедям Божиим, а не по стопам нечестивых.”

       Сделав перерыв малой ектенией, Св. Церковь еще дальше, еще глубже изображает покаянное чувство первых людей, наших праотцев, и надежду на Божию помощь. Поется молитва:

 

Господи, воззвах к Тебе услыши мя, услыши мя, Господи, воззвах к Тебе услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи (пс. 140). Да исправится молитва моя; яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя, услыши мя, Господи (ст. 2). Господи, к Тебе взываю, поспеши ко мне, внемли гласу моей молитвы, когда взываю к Тебе, услышь меня, Господи. Да направится молитва моя к Тебе, как фимиам, а воздеяние (поднятие) рук моих, как жертва вечерняя.

 

В изложенных молитвах и песнопениях вспоминается о ветхозаветных событиях, а дальше слышатся иные молитвы, несущие отраду и утешение христианскому сердцу и говорящие о том, что молитва людей услышана, “жертва” принята и что теперь мы имеем выход из греховного состояния через веру в Искупителя, Иисуса Христа и через исполнение Его Божественного учения.

       Эти мысли содержатся в стихирах, поемых после “Господи воззвах.” Последняя стихира из ряда воскресных стихир “на Господи воззвах” называется “догматиком-Богородичным”; п. ч. в ней содержится догмат или учение о воплощения Иисуса Христа от Божией Матери и соединении в Нем двух естеств — Божеского и человеческого [122]). В стихирах под праздники в честь Святых изображаются и прославляются высокие качества и добродетели воспоминаемых Святых, к подражанию которым приглашаются молящиеся. Стихиры на “Господи воззвах” поются на такие же напевы, как и “Господи воззвах” и также разделяются на 8 гласов, чередующихся между собою. Догматики также поются на 8 гласов, но каждый глас имеет особый догматик.

       Во время пения догматика Царские врата, бывшие закрытыми с окончания пения предначинательного псалма, снова открываются. Открытие Царских врат означает открытие входа в Царство небесное людям с пришествием Иисуса Христа на землю, а также и то, что Свет Неба, знаменуемого алтарем, снова откроется людям. Священник с диаконом выходят из алтаря на солею, означая этим явление Иисуса Христа для спасения людей (рис. 231, л. 58). Выход священнослужителей, составляя особый торжественный момент всенощной, называется “вечерним входом” (с кадилом). Получив на солее благословение от священника на Святой вход, диакон кадилом делает в Царских вратах знамение креста и возглашает: “премудрость, прости.” Возгласом “премудрость,” как и на Литургии, возбуждается особенное внимание верующих к воспоминаемому моменту. Молящиеся, созерцая свет, льющийся из алтаря, и представляя Иисуса Христа, грядущего к людям, в благоговении встречают Его пением Следующего гимна:

 

Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий живот даяй: темже мир Тя славит. Тихий Свет (сияние) святой славы Бессмертного Небесного Отца, Святого и Блаженного, Иисусе Христе! Мы, доживши до заката солнца, и видя вечерний свет, воспеваем Отца, Сына и Св. Духа Бога. Достойно, воспевать во все времена благоговейными голосами, Тебя, Сыне Божий, дающего жизнь. Потому мир и прославляет Тебя.

 

Сравнение Иисуса Христа со светом показывает, что Иисус Христос Своим учением вывел Людей из состояния душевного мрака и неведения и привел их к правде Божией.

       Вслед за тем поется прокимен, или стих, заимствованный из псалмов. На каждый день недели существует особый вечерний прокимен, и потому эти прокимны называются “дневными” прокимнами. В них обыкновенно содержится сущность дневного священного воспоминания. Так, под воскресенье поется прокимен [123]):

 

Господь воцарися, в лепоту облечеся. Господь воцарился. Он облечен величием (пс. 92).

 

Под большие праздники после прокимна читаются “паремии,” или избранные места из Свящ. книг Ветхого (а иногда и из Нового) [124]) Завета, в которых излагаются пророческие предсказания сущности праздника, или же высказывается похвала празднуемому Святому [125]). За паремиями следует сугубая ектения, после которой читается молитва:

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже Отец наших и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. — Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. — Господи, милость Твоя во век: дел руку Твоею не презри, Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе Слава подобает: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

В этой молитве мы просим Господа, чтобы нам безгрешно провести вечер. Затем произносится просительная ектения. После нее верующие со смирением преклоняют головы в то время, как священник тайно читает молитву, прося Господа Иисуса Христа ниспослать молящимся небесную помощь и сохранить верующих в Него от всякого врага и от действий дьявола в наступающую ночь.

Затем под Великие и храмовые праздники в состав всенощной включается ряд молитв и действий, совершающихся посредине храма и увеличивающих торжественность богослужения. Это так называемая лития и благословение хлебов. Слово “лития” означает общее усердное моление (“Господи помилуй” поется до 50 раз). При пении “стихир на литии” священник и диакон с кадильницею в преднесении светильников исходят из алтаря Царскими вратами и идут в притвор для молитвы. Лития иногда совершается вне храма, на площади, под открытым небом. На литии Церковь обращается с молитвою к Господу Богу о всех православных христианах, в особенности же о Государе Императоре и о всем Царствующем Доме, о Св. Синоде, о всех пастырях церковных, о всякой душе христианской скорбящей и озлобленной (т.е. озабоченной, страждущей), милости Божией и помощи требующей, об избавлении от глада, губительства (заразы), труса (землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани. Певчие поют многократно “Господи помилуй,” а именно: 40, 30 и 50 раз и, наконец, два раза по трижды (рис. 234, л. 59). Литию священник оканчивает молитвой к Богу (“Владыко Многомилостиве”), которую молящиеся выслушивают с наклоненными головами. Затем священнослужители подвигаются вперед, ближе к алтарю, к приготовленному столику с хлебцами, при пении новых стихир, называемых “стихирами на стиховне” [126]). Эти стихиры называются так потому, что соединяются не с постоянными стихами, заимствованными из псалмов (как напр. стихиры “на Господи воззвах” и стихиры “на хвалитех”), а со стихами, изменяющимися и берущимися из разных книг Священного Писания. В этих стихирах, в подкрепление надежды молящихся на Спасителя, прославляются и раскрываются искупительные заслуги Спасителя, или добродетели воспоминаемых Святых. Стихиры на стиховне, подобно другим стихирам, разделяются и поются на 8 гласов.

       За стихирами на стиховне читается или поется молитва Симеона Богоприимца: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко”… Чтением этой молитвы Св. Церковь желает примером Св. Симеона Богоприимца расположить к такому времяпровождению, чтобы мы во всякое время готовы были явиться на Суд Божий и в спокойствии совести, с сознанием исполненного долга и веры в Спасителя, подобно Симеону Богоприимцу, окончить свою земную жизнь. Читаемая в конце вечерни молитва “Ныне отпущаеши” личностью Праведного Симеона художественно изображает конец ветхозаветного периода, преисполненного ожиданиями Мессии Христа. Затем, в воскресные и обыкновенные, непраздничные дни поется песнь Богородице. В великие праздники поются тропари праздника или дня. Пением молитвы “Богородице Дево,” содержащей в себе приветствие Архангела Гавриила в момент Благовещения Ей, изображается это священное событие, служащее переходом от Ветхого к Новому Завету. Пением же тропарей вообще обозначается, что если вера в грядущего Спасителя доставляла ветхозаветным праведникам (как напр. Симеону Богоприимцу) тихую, безмятежную смерть, то вера в пришедшего Спасителя вдохновляла новозаветных праведников даже на мученическую и подвижническую жизнь. Во время пения тропаря диакон или священник трижды кадит находящийся перед солеею столик с хлебами, пшеницею, вином и елеем. После пения тропаря священник, взяв один хлеб, делает им изображение креста над прочими хлебами и читает молитву, в которой, вспоминая о чудесном насыщении Иисусом Христом пятью хлебами 5000 человек, просит Господа, чтобы Он благословил “хлебы сия, пшеницу, вино и елей,” при этом он указывает рукой на каждое из этих веществ, творя таким образом знамение креста. Благословение хлебов напоминает о древнем обычае предлагать освященные хлебы, вино и елей молящимся для подкрепления их в течение “всенощного” молитвенного бдения (рис. 235, л. 60).

Затем певчие поют “Буди Имя Господне благословенно отныне и до века”… (трижды) и читается 33-й псалом: “благословлю Господа на всякое время,” после чего священник, как и на Литургии, преподает Божие благословение: “благословение Господне на вас Того, благодатию и человеколюбием: всегда, ныне и присно, и во веки веков” (рис. 238, л. 60).

Затем начинается вторая часть Всенощной — “Утреня.” Когда же не бывает большого или храмового праздника, а бывает воскресная Всенощная, то после просительной ектении опускается лития и все относящееся к ней, т.е. стихиры на литии, выход священнослужителя на средину храма, провозглашение усиленных молений, благословение хлебов. В таком случае после просительной ектении следуют “стихиры на стиховне,” “Ныне Отпущаеши”…, “Богородице Дево” и “Буди Имя Господне.” Таким образом на обыкновенной, воскресной вечерни изображение Ветхого завета дано яснее и последовательнее.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.