Символическое значение Литургии оглашенных. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Символическое значение Литургии оглашенных.

2022-10-28 29
Символическое значение Литургии оглашенных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Произносимые тайно священником слова перед начальным возгласом Литургии: “Слава в вышних Богу” обозначают Славу, воспетую Богу ангелами при рождении Спасителя. — Начальный возглас: “Благословенно Царство Отца и Сына и Св. Духа”… выражает хвалу Богу от людей за то, что мы отстали от идолослужения, узнавши с пришествием Иисуса Христа, что есть в мире Истинный, Триипостасный Бог, и Творец всей твари. — Мирная ектения и соответствующая ей молитва священника означают, что Литургия есть не только воспоминание Христовых страданий, но и ходатайство за наши грехи, и вместе с тем показывают сущность наших прошений к Богу. — Изобразительные антифоны обозначают благодеяния Бога к людям в В. Зав. и в том числе — ожидаемое воплощение Сына Божия, сокрытое от других людей, на предчувствуемое праотцами и пророками. — Праздничные антифоны и гимн: “Единородный Сыне” — напоминают о главнейшем благодеянии Бога: послании на землю Единородного Сына Своего. — Пение Евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и изображает качества истинно-христианской жизни.

Малый вход обозначает выход Спасителя на проповедь и шествование Его по городам и селениям Палестины для возвещения Царства Божия и Правды Его. Предносимый Евангелию светильник обозначает Иоанна Предтечу, который предшествовал Иисусу Христу и был, по словам Спасителя, “Светильник светящий и горящий” (Иоан. 6:35). — Открытие Царских врат знаменует то, что “Святое Святых,” т.е. Царство Небесное открыто людям учением и крестными страданиями Иисуса Христа, оживляя в частности слова Спасителя, сказанные Им в начале земного служения: “Истинно говорю вам: Отныне будете видеть небо отверстым и т. д” (Иоан. 1:51). — Пением “Приидите поклонимся” молящиеся приглашаются поклониться грядущему Господу. — В тропаре изображаются лица, получившие блаженство за исполнение заповедей Божиих, а также празднуемое событие. — Пением “Трисвятой песни” молящиеся располагаются к покаянию и к сознанию своей греховности, необходимых для нравственного роста христианина.

Чтение Апостола и Евангелия подробно излагает жизнь и учение Иисуса Христа о Боге и об отношениях к Богу и ближним, без знания чего невозможно получить спасение. Каждение между чтением Апостола и Евангелия обозначает духовное благоухание, распространившееся на земле после проповеди Христа и Апостолов. — Прокимен изображает содержание и силу следуемого за ним чтения. — Произносимый перед чтением Апостола и Евангелия возглас “Мир всем” имеет особенное значение, выражая мысль, что “Христос устранил вражду плотью своею и сотворил обоя во едино, небесная и земная” (Ефес. II. 14). Этот возглас соответствует словам 3 прошения велик. Ектении (“О мире всего мира и соединении всех”).

В сугубой ектении, как и в великой, перечисляются наши просьбы к Господу. В ектении и молитвах за оглашенных Св. Церковь приглашает уже верующих в Иисуса Христа помолиться за некрещенных и напоминает также, что и крещенные своими пороками могут потерять благодать спасения. Три краткие ектении после сугубой ектении до Херувимской песни вместе с молитвами символизируют трехлетнее учение И. Христа на земле.

 

 

Содержание Литургии верных.

Третья часть Литургии называется Литургией верных, потому что при совершении ее в древности могли присутствовать только верные, т.е. лица, обратившиеся ко Христу и крестившиеся. На Литургии верных совершаются самые важные священные действия, приготовлением к которым служат не только две первые части Литургии, но и все другие церковные службы. Во 1-х, таинственно-благодатное, силою Св. Духа Преложение или Пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя, и во 2-х — приобщение верующих Тела и Крови Господа, вводящее в единение со Спасителем, согласно Его словам: “ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем” (Иоанна 6:56). Постепенно и последовательно в ряде знаменательных действий и глубоко содержательных молитв открывается смысл и значение этих двух литургийных моментов.

       Когда оканчивается Литургия оглашенных, и непросвещенные, еще не крестившиеся, оставляют храм (как то было в древности), диакон произносит сокращенную великуюектению. Священник же тайно читает молитву с прошением к Господу очистить молящихся от духовной нечистоты, чтобы, получивши преуспеяние доброй жизни и духовное разумение, — достойно, без вины и осуждения предстоять перед Престолом, и чтобы неосужденно причаститься Св. Тайн для получения Царства Небесного. Оканчивая свою молитву, священник громко произносит:

      

Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.   Чтобы, всегда сохраняемые Твоим, Господи, руководством (силою), мы воссылали Тебе славу Отцу и Сыну и Св. Духу во всякие времена, — ныне и присно, и во веки веков.

 

Этим возгласом священник выражает, что только под руководством, под управлением Державного Господа мы можем сохранить свое духовное существо от зла и греха. Затем открываются Царские врата, чтобы через них пронести приготовленное вещество для Св. Евхаристии с жертвенника на Престол. Перенос приготовленного для совершения Таинства вещества с жертвенника на престол называется “Великим входом” в отличие от “Малого входа” [81]).

Глубокое таинственное значение великого входа, все те думы и чувства, которые он должен возбуждать в сердцах молящихся, изображаются следующей молитвой, называемой “Херувимской песнью.”

Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение [82]). Яко да Царя всех подъимем [83]), ангельскими невидимо дориносима [84]) чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие животворящей Троице трисвятую песнь, теперь отложим все житейские заботы, чтобы поднять Царя всех, Которого невидимо и торжественно сопровождают ангельские чины с пением “аллилуиа.”

 

Хотя Херувимская песнь обыкновенно при исполнении разделяется Великим входом на две части, на самом же деле она представляет одну стройную, связную молитву, настолько цельную, что на всем ее протяжении нельзя поставить ни одной точки. Св. Церковь этой песнью делает как бы такое воззвание: “Мы, которые в момент перенесения Св. Даров таинственно напоминаем херувимов и вместе с ними поем “Трисвятую песнь” Св. Троице, в эти минуты оставим все земные заботы, всякое житейское, греховное попечение, — обновимся, очистимся душою, чтобы нам поднять Царя славы, Которого в настоящие минуты поднимают невидимо Ангельские воинства (подобно тому, как в древности воины поднимали на щитах своего царя) и песнословят,” а затем благоговейно принять, причаститься.”

Во время пения певцами первой части Херувимской песни священник тайно читает молитву, в которой просит Господа сподобить его достойно совершить Св. Евхаристию. В этой молитве высказывается мысль, что Иисус Христос есть одновременно и приносимое Существо, как Св. Агнец, и приносящий Совершитель жертвы, как Небесный Первосвященник. Прочитав затем трижды с простертыми крестообразно руками (в знак усиленного моления) и молитву: “Иже херувимы,” священник вместе с диаконом переходит к жертвеннику. Здесь, покадив Св. Дары, священник полагает на левое плечо диакона “воздух,” покрывавший дискос и потир, а на главу — дискос; сам же берет Св. Чашу, и оба вместе выходят северными дверями, в преднесении подсвечника. Остановясь на солее лицом к народу, они молитвенно поминают Государя и весь Царствующий Дом, Св. Синод, местного Архиерея и всех православных христиан, — “да помянет их Господь Бог во Царствии Своем” (см. рис. 228, л. 57). Затем священник с диаконом возвращаются в алтарь через Царские врата. Певчие начинают петь вторую часть Херувимской песни: “Яко да Царя.” Войдя в алтарь, священник поставляет Св. Чашу и дискос на Престол, снимая покровцы с дискоса и чаши, но покрывая их одним “воздухом,” который предварительно кадится фимиамом. Затем Царские врата закрываются, и завеса задергивается. Во время Великого входа христиане стоят с преклоненными главами, выражая уважение к переносимым Дарам и просьбу, чтобы и их помянул Господь в Царствии Своем. Постановление дискоса и Св. Чаши на Престол и покровение их воздухом обозначает перенесение тела Иисуса Христа для погребения, поэтому и читаются при этом те молитвы, которые поются при выносе плащаницы в Великую пятницу (“Благообразный Иосиф” и др.).

       После перенесения Св. Даров начинается приготовление священнослужителей к достойному освящению Св. Даров силою Св. Духа, а верующих — к достойному присутствию при этом освящении. Сначала читается просительная ектения, в которой, кроме обычных молений, прибавляется прошение:

О предложенных Честных Дарех, Господу помолимся. О поставленных на Престол и предложенных Честных дарах, Господу помолимся.  

Во время 1-й просительной ектении священник тайно читает молитву, в которой просит Господа удостоить его принести Св. Дары, жертву духовную за наши грехи неведения, и “вселить Духа благодати в нас и в предлежащие Дары сии.” оканчивается молитва возгласом:

 

Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с ним же благословен еси, со Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. По милости твоего Единородного Сына, с Которым Ты прославляешься с пресвятым, благим, подающим жизнь Св. Духом, во все времена.

      

Словами этого возгласа Св. Церковь выражает ту мысль, что надеяться на получение благодати Св. Духа для освящения священнослужителей, молящихся и представленных Честных Даров можно в силу “щедрот,” т.е. милосердия Господа нашего Иисуса Христа.

       После просительной ектении и возгласа, священник указывает на необходимое условие для получения благодати словами: “мир всем”; присутствующие отвечают: “и духови твоему,” а диакон продолжает: “возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы”… Значит, необходимые условия для приобщения к Телу и Крови И. Хр. и для получения Св. Духа это: мир и любовь друг к другу. Затем певчие поют: “Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.” Эти слова являются продолжением возгласа диакона и тесно связаны с ним. После слов “Единомыслием исповемы” невольно является вопрос, кого же мы будем единодушно исповедовать. Ответ: “Троицу Единосущную и Нераздельную.” Внешним доказательством взаимной любви верующих в древней христианской Церкви был обычай при этих словах лобызаться друг с другом. Мужчины лобызались с мужчинами, женщины с женщинами. Ныне этот обычай сохранился только в алтаре между священнослужителями, если они совершают Литургию соборне; перед этим они трижды поклоняются пред крестом и целуют Дискос, Потир и Престол.

       Перед следующим затем моментом — исповеданием Символа Веры — диакон возглашает: “Двери, двери, премудростью вонмем.” Возглас “двери, двери” в христианской Церкви в древности относился к преддверникам храма, чтобы они тщательнее наблюдали за дверьми, дабы в это время не вошел кто-нибудь из оглашенных или кающихся, или вообще из лиц, не имевших права присутствовать при совершении Таинства Причащения. А слова “премудростью вонмем” относились к стоящим в храме, чтобы они заградили бы двери своей души от житейских греховных мыслей. Символ веры поется, чтобы засвидетельствовать перед Богом и Церковью, что все стоящие в храме суть верные, имеющие право присутствовать на Литургии и приступить к Причащению Св. Таин. Во время пения Символа Веры открывается завеса Царских врат в знак того, что под условием веры может быть для нас открыт Престол благодати, откуда мы приемлем Святые Таинства. Во время пения “Символа Веры” священник берет покровец “воздух” и колеблет им воздух над Святыми Дарами, т.е. опускает и подымает покровец над ними (см. рис. 229, л. 58). Это веяние воздуха означает приосенение Св. Даров силою и благодатью Св. Духа.

Затем Церковь приводит молящихся к молитвенному созерцанию самого Таинства. Начинается главнейший момент Литургии — освящение Св. Даров. Еще раз убеждая верующих стоять в храме с полным благоговением, диакон говорит: “станем добрее, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити,” т.е. будем стоять хорошо, чинно, с благоговением и вниманием, чтобы в спокойствии духа приносить святое возношение. Верующие отвечают: “милость мира, жертву хваления,” (“έλαιον είρήνης, θυσίαν αίνέσεως”), т.е. мы будем приносить то святое возношение, ту бескровную жертву, которая со стороны Господа есть милость, есть дар Его милосердия, данный нам, людям, в знак примирения Господа с нами, а со стороны нас (людей) есть хвалебная жертва Господу Богу за все Его благодеяния [85]).

       Выслушав готовность верующих обратиться к Господу, священник благословляет их именем Пресвятой Троицы: “благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (χοινωνία = кинониа, т.е. общение) Святого духа буди со всеми вами.” Певчие, выражая священнику те же чувства, отвечают: “и со духом твоим.” Священник продолжает:

 

Горе имеимъ сердца. “Ανω βχώμεν τάς χαρδίας.” Устремим наши сердца наверх, на небо, к Господу.

           

Певчие от лица молящихся отвечают: “имамы ко Господу,” т.е. мы действительно вознесли сердца ко Господу и приготовились к Великому Таинству.

       Приготовив себя и верующих к достойному предстоянию при совершении Св. Таинства, священник приступает к самому совершению его. По примеру Иисуса Христа, возблагодарившего Бога Отца перед преломлением хлеба на Тайной Вечере, священник приглашает всех верующих к благодарению Господа возгласом: “благодарим Господа (по-гречески: Εύχαριστήσωμεν = евхаристисомен Τφ Κύριω).

       Певчие начинают петь “достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней” [86]). В это время священник тайно читает благодарственную (евхаристическую) молитву, которая представляет одно неразрывное целое вплоть до пения хвалебной молитвы в честь Божией Матери (“Достойно есть, яко воистину”) и делится на три части. В первой части Евхаристич. мол. вспоминаются все благодеяния Божии, явленные людям от сотворения их, напр.: сотворение мира и людей, и восстановление их через Иисуса Христа и другие благодеяния, “их же вемы и их же не вемы, явленная (видимые) и неявленная.” Как особенное благодеяние указывается служба Литургии вообще и совершающаяся служба в частности, которую Господь соблаговолил принимать, несмотря на то, что в эту минуту Ему на небесах предстоят архангелы и тьмы ангелов, поющих и вопиющих, взывающих и глаголющих победную песнь: “Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.” Таким образом, тот возглас священника (“победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще”), который слышится перед пением “Св. Св. Св. Господь Саваоф”… непосредственно примыкает к 1-ой части Евхаристической молитвы. Последние слова молитвы, предшествующие возгласу священника, читаются так:[87]).

Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил и предстоят Тебе тысящи Архангелов, и тьмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрылатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Благодарим Тебя и за службу сию, которую ты сподобил принять из рук наших, хотя Тебе предстоят тысячи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестикрылатые и многоочитые, превысшие, окрыленные, победную песнь поя, возглашая, взывая и говоря: “Свят Господь Саваоф (Бог воинств), полны небо и земля славы Твоея”, “Осанна в вышних! благословен грядущий во имя Господне, осанна в вышних”.

В то время, как на клиросе поют “Свят, Свят…” священник приступает к чтению второйчасти Евхаристической молитвы, в которой после восхваления всех лиц Святой Троицы и отдельно Сына Божия — Искупителя, вспоминается, как Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения. Установление Таинства Причащения в Евхаристической молитве передано следующими словами: “Иже (т.е. Иисус Христос) пришед, и все еже о нас смотрение (попечение) исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб, во святые Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив, освятив, преломив, даде Своим Учеником и Апостолом, рек: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов”; подобне и чашу по вечери, глаголя: “Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.” “Поминающе убо сию спасительную заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие, — Твоя от Твоих Тебе приносяще [88]), о всех и за вся Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш”… (Рис. 230, л. 58).

       В то время, как последние слова Евхаристической молитвы (Тебе поем…) поются певчими на клиросе, священник читает третью часть этой молитвы: “Еще приносим Ти словесную[89]) сию и бескровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем [90]), низпосли Духа Твоего Святого на ны, и на предлежащия Дары сия.” Затем священник произносит трижды молитву к Пресвятому Духу (Господи, иже Пресвятаго Духа (см. § 89) и далее слова: “И сотвори убо хлеб сей, Честное Тело Христа Твоего.” “Аминь.” “А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего.” “Аминь.” “Преложив Духом Твоим Святым [91]). Аминь, Аминь, Аминь.”

       Вот главнейший и святейший момент Литургии. В это время хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя. Священнослужители и все присутствующие в храме в благоговейном почтении творят перед Святыми дарами земной поклон.

Евхариития есть благодарственная жертва Богу за живых и умерших, и священник после освящения Св. Даров поминает тех, за кого принесена эта жертва, и прежде всего святых, потому что в лице святых и через святых Св. Церковь осуществляет заветное свое желание — Царство Небесное. Но из сонма или ряда (изрядно) всех святых — выделяется Матерь Божия; а потому и слышится возглас: “Изрядно о Пречистей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.” Верующие на это отвечают хвалебной песнью в Честь Божией Матери: “Достойно есть… блажити Тя Богородицу” [92])… Священнослужитель продолжает тайно молиться: за всех усопших и за живых — епископов, пресвитеров, диаконов и за всех православных христиан “в чистоте и честнем жительстве пребывающих,” за установленные власти и воинство, за Св. Синод и местного Архиерея, на что верующие отвечают: “И всех и вся,” (по-греч. χαί πάντων, χαί πάσών), т.е. помяни, Господи, всех верующих, и мужчин, и женщин. Затем священник молится за град наш и живущих в нем. Вспомянувши Церковь небесную, единодушно прославившую бога, он внушает единодушие и мир также и земной Церкви, возглашая: “И даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков.” Затем после благословения верующих словами: “И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами,” начинается приготовление верующих к Причащению: читается вторая просительная ектения, к которой прибавляются прошения:

 

О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся… Яко да человеколюбец Бог наш, прием я (их) во святый, и пренебесный и мысленный свой жертвенник, в воню, благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся. Ύπέρ τών προσχοςμισθέντων χαί άγιασθέντων Τιμίων Δώρων, του Κυριόυ δεηθώμεν. Помолимся, чтобы Человеколюбивый Бог наш, приняв их (Св. Дары) в святой небесный, духовно-представляемый Свой жертвенник, как духовное благоухание, как приятную Ему от нас жертву, подал нам Божественную благодать и дар Св. Духа.  

 

Во время второй просит. ект. священник в тайной молитве просит Господа удостоить нас причаститься Св. Таин, этой священной и духовн. трапезы для оставления согреш. и в наследие Царства Небесного. За ектенией после возгласа священника: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, небеснаго Бога Отца, и глаголати,” следует пение молитвы Господней. В это время диакон, стоя перед Царскими вратами, опоясывается крестообразно орарем для того, чтобы: беспрепятственно, не опасаясь ниспадения ораря, служить священнику во время Причащения, и чтобы выразить свое благоговение перед Св. Дарами подражанием Серафимам, которые, окружая Престол Божий, закрывали лица свои крыльями (Исайи 6:2-3).

Затем священник вновь преподает мир верующим и, когда они, по зову диакона, преклоняют свои главы, тайно молит Господа освятить их и сподобить их неосужденно причаститься Св. Таин. После сего священник, подняв с благоговением над дискосом Св. Агнец, возглашает: “Святая Святым.” Смысл тот, что Св. Дары могут быть преподаны только святым. Верующие, сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, со смирением отвечают: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу (к славе) Бога Отца [93]). Аминь.” Затем совершается Причащение священнослужителей, которые приобщаются Тела и Крови отдельно, подражая Св. Апостолам и первенствующим христианам. Во время причащения священнослужителей для духовного назидания верующих поются молитвы, называемые “причастными стихами,” (сверх того иногда произносятся проповеди, или поются другие молитвы и псалмы, написанные в концертной музыкальной форме).

По причащении священнослужителей открываются Царские врата для Причащения мирян. Открытие Царских врат знаменует открытие гроба Спасителя, а вынос Св. Даров — явление Иисуса Христа после воскресения. После возгласа диакона: “Со страхом Божиим и верою приступите,” и пения стиха “Благословен, грядый во имя Господне,” “Бог Господь и явися нам” священник приобщает мирян Тела и Крови Спасителя посредством лжицы. Во время причащения поется известный стих: “Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите.” После Причащения священник полагает вынутые частицы (из просфор) в Св. Потир, напояет их Св. Кровью, что означает очищение их страданиями И. Хр. от грехов, а затем благословляет всех, говоря: “Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние [94]) Твое.” Певчие за народ отвечают:

Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть.   Мы, видевши истинный свет и принявши Духа небеснаго, обрели истинную веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас.  

Во время сего священник тайно читает стих “Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя,” указывающий на то, что перенесение Св. Даров на жертвенник знаменует Вознесение Господне. Диакон переносит на главе Дискос на жертвенник, священник же, произнося тайно: “Благословен Бог наш,” благословляет Св. Чашей молящихся и произносит вслух: “Всегда, ныне и присно и во веки веков” (рис. 232, л. 59). Видя Спасителя возносящимся, Апостолы поклонились Ему и восхвалили Господа. То же делают и христиане, воспевая во время перенесения Даров следующую песнь:

 

Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам: Соблюди нас во твоей Святыни, весь день поучатися правде Твоей, аллилуиа (3 р.).   Господи, пусть уста наши будут полны прославлением Тебя, чтобы мы воспевали славу Твою за то, что Ты удостоил нас причаститься Твоих Святых, Божественных, бессмертных и подающих жизнь Тайн. Сохрани нас достойными Твоей святыни (помоги нам сохранить святость, полученную в Причащении), чтобы и нам весь день поучаться Твоей праведности (жить праведно, по Твоим заповедям), аллилуиа.

 

При перенесении Св. Даров на жертвенник диакон кадит, обозначая фимиамом светлое облако, которое скрыло возносившегося Христа от взора учеников (Деян. 1:9). Те же благодарственные мысли и чувства возглашаются и в последующей ектении, читающейся так: “Прости, приимше (όρθοί μεταλαβόντες, т.е. прямыми, — с благоговением принявши) Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа,” “Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию.” Последнее прошение ектении: “День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.” Священник во время этой ектении свертывает Антиминс и, изобразивши Св. Евангелием крест над Антиминсом, говорит: “Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.” Перенесением Св. Даров на жертвенник и ектенией оканчивается Божественная Литургия. Тогда священник, обращаясь к верующим, говорит: “с миром изыдем,” т.е. мирно, в мире со всеми выйдем из храма. Верующие отвечают: “О имени Господни,” (т.е. памятуя об имени Господа) “Господи помилуй.”

Священник выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где стоит народ, читает молитву, называемую “Заамвонником.” В заамвонной молитве священник еще раз просит Создателя спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, даровать мир миру, церквам, священникам, Государю, воинству и всем людям. Заамвонная молитва по своему содержанию представляет сокращение всех ектений, которые читались верующими во время Божественной Литургии. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией словами: “Буди имя Господне благословенно отныне и до века,” а также читается благодарственный псалом (33 псалом): “Благословлю Господа на всякое время,” (при этом иногда раздается присутствующим “антидор” или остатки просфоры, из которой был вынут Агнец, для того, чтобы и приступавшие к Причащению вкусили бы от крупиц, оставшихся от Таинственной трапезы).

       После 33 пс. священник последний раз благословляет народ, говоря: “Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.” Наконец, обратясь лицом к народу, священник делает отпуст, в котором просит Господа, чтобы Он, как благой и человеколюбивый, по ходатайству Пречистой Своей Матери и всех Святых, спас и помиловал нас. Хор поет “многолетие.” Молящиеся прикладываются ко Кресту.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.