Алгоритм анализа учителем проведенного урока — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

2022-10-27 20
Алгоритм анализа учителем проведенного урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Какими требованиями руководствовался.

2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме.

3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых.

4. Как определил триединую задачу урока.

5. Как спланирована деятельность учащихся.

6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку.

7. Какие приемы и методы работы учителя и учащихся, как они оправ­дали себя, если нет, то почему.

8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО. Какова их психолого-педагогическая ценность, если нет, то почему.

9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способно­стей, что это доказывает.

10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педа­гогическая ценность.

11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспи­тания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения.

12. Как был предвиден ход урока, как оправдан.

13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников. Как они были преодолены. Причины затруднений. Пути устранения.

14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает, если нет, то почему.

15. Оценка результативности урока.

16. Доволен ли уроком.

17. Направления совершенствования урока.

Примерная схема анализа проведенного унока учителем

Общие сведения

1 - класс;

2 - дата проведения урока;

3 - тема урока;

4 - задачи урока.

Оборудование урока

1- какие средства обучения использованы;

2 - подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

3 - как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока

1- соответствует ли содержание программе, задачам урока;

2 - проведена ли его дидактическая обработка;

3 - формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

4 - с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навьпп3 формировались и закреплялись на уроке;

5 - как материал урока способствовал развитию творческих сил и спо­собностей учащихся;

6 - какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

7 - как осуществлялись межпредметные связи;

8 - способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока

1- какой тип урока избран, его целесообразность;

2 - место урока в системе уроков по данному разделу;

3 - как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

4 - каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;

5 - соответствие структуры урока данному типу;

6 - как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения

1- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

2 - в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

3 - как реализовался принцип доступности обучения;

4 - с какой целью использовался каждый вид наглядности;

5 - как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;

6 - как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

7 - в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

8 - какой характер познавательной деятельности преобладал (репродук­тивный, поисковый, творческий);

9 - как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;

1 0 - как стимулировалось положительное отношение учащихся к уче­нию.

Методы обучения

1- в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

2 - каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;

3 - какие методы способствовали активизации учения школьников;

4 - как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечи­вала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;

5 - какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке

1- как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

2 - как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, класс­ная;

3 - осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

4 - как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

5 - правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

6 - как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

7 - какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

8 - как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя

1 - умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

2 - показ учащимся рациональных способов учебной работы;

3 - определение объема учебного материала на урок;

4 - поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократ-ий или авторитарный), объективность;

5 - роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся

1- организованность и активность на разных этапах урока;

2 - адекватность эмоционального отклика;

3 - методы и приемы работы и уровень их сформированности;

4 - отношение к учителю, предмету, к уроку, к домашнему заданию;

5 - уровень усвоения основных знаний и умений;

6 - наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока

1- выполнение плана урока;

2 - мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и разви­вающей задач урока;

3 - уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

I- усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

II - применение в аналогичной и сходной ситуации;

II I- применение в новой ситуации, т.е. творческое;

4 - общая оценка результатов и эффективности урока;

5 - рекомендации по улучшению качества урока.

Примепная схема анагниза идока ппоблемнo-пазвиваюшехо типа обучения
(схему можно использовать и для самоанализа)

1- готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);

2 - внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;

3 - организационные действия учителя (при необходимости);

4 - планирование учителем и сообщение учащимся образовательных и развивающих задач урока;

5 - актуализация знаний и способов деятельности учащихся;

б - какие методы проблемного обучения использовались учителем (по­исковые, исследовательские, проблемное изложение);

7 - применение проблемных методов в учении школьников;

8 - соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

9 - объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

10 - учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны бли­жайшего их развития;

11 - подходы повышения у учащихся положительной мотивации учения;

12 - постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

13 - владение учителем способами создания проблемных ситуаций;

14 - соблюдение правил постановки учебной проблемы;

15 -использование учебника, соотношение репродуктивной и частично­-поисковой работы с ним;

16 - соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;

17 - формирование специальных и общих учебных умений учащихся;

18 - наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;

19 - умения учащихся осуществлять логические операции;

20 - развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);

21 - затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они устранены;

22 - соблюдение требований проблемно-развивающего обучения в до­машней работе учащихся: какие задания были предложены (на про­должение исследования начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на примене­ние знаний и умений в новой, ситуации, на самостоятельное теорети­ческое осмысление);

23 - учет учителем индивидуальных особенностей, способностей, подготовленности учащихся и предложение дифференцирован­ных заданий;

24 - что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;

25 - общая результативность урока.

Вопросы для самоконтроля учителя по выбори оптимального варианта урока

1. Учитывались ли при планировании урока особенности личности учащихся и классного коллектива, выявленные в результате педаго­гического консилиума.

2. Оптимально ли планировались задачи урока:

а) комплексно ли (задачи образовательные, воспитательные, за­дачи развития);

6) конкретизировались ли задачи с учетом особенностей класса;

в) продуманы ли пути и способы-реализации поставленных задач с помощью содержания, форм, методов, средств, условий и т.д. 3. Оптимально ли отобрано содержание (учтены ли требования про­граммы, материал учебника, методических рекомендаций: выделено ли главное, существенное с точки зрения поставленных учебно-воспитательных задач; выбран ли наиболее рациональный вариант логики раскрытия темы (индуктивный или дедуктивный); дополнено ли содержание учебника новыми научными данными, политехниче­скими, краеведческими, профориентационными и другими фактами, примерами, упражнениями, позволяющими в максимально возмож­ной мере решить круг образовательных задач, включая восполнение пробелов в знаниях, умениях, навыках; дополнено ли содержание те­мы заданиями и упражнениями, направленными на развитие навыков учебного труда, познавательных интересов и способностей школьни­ков данного класса на основе дифференцированного и индивидуаль­ного подхода к ним и т.д.).

4. Оптимально ли отобраны формы и методы обучения:

а) продумано ли сочетание фронтальных, парных, групповых и индивидуальных форм работы;

б) учтены ли при выборе методов обучения на уроке сильные и слабые стороны каждого из них, исходя из поставленных задач, содержания урока, особенностей учащихся, уровня их подго­товленности к обучению с помощью того или иного метода.

5. Обеспечены ли оптимальные условия для проведения данного урока:

а)  учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока оснащения);

б) школьно-гигиенические (воздушный и световой режим, раз­мещение учащихся класса, место урока в расписании, профи­лактика утомляемости учащихся и т.д.);

в) морально-психологические (педагогический такт и оптимизм, отношения с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе и т.д.).

6. Оптимально ли выбраны тип и структура урока (последовательность избранных элементов урока и дозировка времени).

7. Выбран ли оптимальный объем и оценена ли сложность домашнего задания, дифференцировано ли оно с учетом реальных учебных возмож­ностей учащихся. Возможно ли его выполнение за время, отведенное школьно-гигиеническими нормами.

8. Целенаправленна ли работа учителя по предупреждению неуспеваемо­сти учащихся.

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.