Организационно-методического обеспечения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организационно-методического обеспечения

2022-10-27 36
Организационно-методического обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В помощь молодому учителю

    

ОТДЕЛ

Организационно-методического обеспечения

ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Минск – 2004

Правила для учителя

1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собст­венного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовер­шенствованию.

2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать об­становку взаимопонимания, от которой существенно зависит и харак­тер нравственных отношений в школе.

3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важ­нейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитан­никами. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требова­ния и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.

4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нрав­ственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоот­ношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не мо­гут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому прояв­лению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней.

Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать спо­собность откликаться на чужое несчастье.

5. Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регу­лирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее по­рой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, ох­ваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю ду­шевную боль.

6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами админи­стративного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению от­рицательного заряда в нравственной атмосфере.

7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, посто­янно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу прово­димых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.

8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от на­смешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не до­пускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которыми должен руководствоваться учитель во взаи­моотношениях с учащимися.

9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных по­ступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на со­вершенствование системы нравственных отношений, ее саморегули­рование.

11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит по­следнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребен­ка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное пра­вило для учителя.

12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и не­любимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.

13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положи­тельные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.

14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливо­сти, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкре­пляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных кон­фликтах.

16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориента­ции, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фак­тов, но не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.

18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основан­ные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоот­ношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учите­ля к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Постарайтесь названные нормы сделать правилами вашего про­фессионального поведения. Вне всякого сомнения, что следование им укрепит ваш авторитет.

 

НЕДОСТАТКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С УЧАЩИМИСЯ
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Недостатки в работе молодого учителя Реакция учащихся на недостатки Способы преодоления недостатка
Неумение поддерживать внимание школьников Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются, шалят Увлекательный рассказ; акти­визация учения школьников
Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися Наличие аритмии в овладении знаниями Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся Неприязненное отношение к учителю Сочетание требовательности с доверием
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться Безответственное поведение Соблюдение меры в требованиях
Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях Несерьезное, неуважительное отношение к учителю Тщательная обдуманность поступков
Неумение концентрировать внимание на глав- ном, естественном Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации
Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника Ощущение постоянной перегрузки Ориентация на овладение существенной (обязательной) информацией по учебнику
Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания Пассивное отношение к восприятию информации Постоянное нацеливание на переосмысление главного
Игнорирование самостоятельной работы учащихся Потеря ответственности и целеустремленности Чередование различных видов работы
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации Безразличное отношение к информации учителя Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания учащихся на ее осмысле­ние
Неумение опираться на коллектив учащихся Пассивное поведение части учащихся Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся
Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся Потеря ответственности в выполнении установки педагога Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складываю­щейся ситуации

 НЕДОСТАТКИ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Деятельность

Педагога

Мотивы поведения и состояния учащихся Пути устранения недостатка

Однообразная структура

урока

Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса Структура урока, соответствующая целям обучения школьников

Одергивание и угроза - основные стимулы общения

Неприязненное отношение к требованиям учителя Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику

Сосредоточение внимания лишь на отвечающем

ученике

Отсутствие внимания, скука Сочетание индивидуальной рабо­ты с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию

Невнимательное выслушивание опрашиваемого

ученика (несвоевременное

вмешательство в ответ,

постоянное подталкивание

или одергивание

Нервозное состояние отвечающего ученика Внимание к логически закончен­ ной информации (вербальной, средствами акцентов на глав­ном, составление плана)

Недооценка или пере-

оценка познавательных

возможностей учащихся

Притупление интереса в учении Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение
  Отсутствие индивидуального подхода к учащимся Потеря уверенности в знаниях Умелое и своевременное по­ощрение интересов учащихся; постановка их перед фактом интеллектуального роста
  Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащимся Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей Создание творческой активности
  Нерациональное распре- деление времени на уроке Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении
  Противопоставление себя классу Конфронтация с учителем Разумная требовательность, установление деловых отношений
  Предпочтение словесному методу Снижение интереса к информации учителя Усиление внимания к частично­ поисковым проблемным методам общения
  Повышенное внимание к проблемному обучению Неумение строить логически законченный рассказ Сочетание объяснительно­ иллюстративных и эвристических методов общения  
  Деятельность педагога Мотивы поведения и состояния учащихся Пути устранения недостатка
  Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала(в качестве привлечения дополнительной информации Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний Обоснование путей сочетания слова учителя и средств на­глядности (по Л.В.Занкову)
  Формальное отношение к оценке знаний учащихся Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению Ознакомление учащихся с критериями оценок
  Перегрузка учащихся дополнительной информацией Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой Тщательный отбор дополни­ тельной информации
  Обезличенный подход к учащимся (безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений Неуважение педагога как несерьезного и неответственного человека Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отно­шениях и в общении
  Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала Потеря веры в собствен- ныв силы, негативное отношение к учению Переосмысление обязательной информации с учетом доступно­сти овладения его учащимися; дополнительные индивидуаль­ные занятия (в особых случаях)

Недооценка или пере­оценка абстрактного и конкретного в обучении (недостаточное внимание к формированию содер­жательных обобщений,

когда усвоение абстракт­но-всеобщего предшествует усвоению конкретно­

чувственного

Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предмет­ но-материальных условий происхождения понятии Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориен­тировка рассудочно­ эмпирического мышления на развитие у учащихся научно­ теоретического мышления (по В.В. Давыдову)
       

ЧТО ПОМОГАЕТ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ БЫСТРЕЕ
АДАПТИРОВАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ НАЧИНАЮЩЕЙСЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении. Необхо­димо прислушиваться к мнению каждого учителя, мастера и немастера, опытного и стремящегося к этому, ответственного и безынициативного, но не спешить с выводами и заключениями, а тем более с оценками рабо­ты коллег. Однако это не означает безликость специалиста в отношениях с коллегами. Свою точку зрения надо уметь отстаивать, но достаточно аргументировано, без лишней горячности, с соблюдением такта. Но и прятать себя не стоит. Справедливость всегда побеждает.

2. Знание предмета, личное трудолюбие и ответственность в деле. При этом очень важно безупречно, со всей серьезностью выполнять обще­ственные поручения. Выполнять любое общественное поручение нужно с душой, т.е. так, чтобы оно оставило след в душах питомцев. Это помогает учителю уже с первых шагов педагогической работы утвердиться в качестве серьезного и вдумчивого специалиста, умелого воспитателя.

3. Разумная требовательность и педагогический такт. Эти качества ха­рактеризуются и сопровождаются личным примером в деле. Разумная требовательность предполагает также объективность в суждениях и оценках. К любому совету, даже неквалифицированному, нужно при­слушиваться. А отстаивать свою точку зрения правомерно лишь на основе проверенных фактов. При этом надо помнить, что одно и то же действие в различных условиях проявляется по-разному. Молодому учителю важно как можно больше учиться опыту общения с детьми у опытных учителей, чаще посещать их уроки.

4. Чуткость и доброжелательность в отношении с коллегами по работе, уравновешенность в поведении, идейность во всем. При этом никогда не следует занимать выгодную для себя позицию, если приходится иметь дело даже с большинством недобросовестных и нечестных работников. Надо постоянно руководствоваться целями дела, интересами общества и государства. Моральный капитал возвышает человека в любой обстанов­ке, украшает его жизнь, делает человека нужным и счастливым.

 

Я группа.

Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися:

1) проявление невнимания к одаренным детям;

2) проявление невнимания к отстающим детям;

3) предъявление непосильных требований к учащимся;

4) необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплини­рованных учащихся;

5) нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать "дешевый" авторитет;

6) проявление фактов грубого обращения-с детьми;

7) стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокраще­ния расстояния "учитель - ученик";

8) неуверенность в себе, в правильности своего поведения втех или иных случаях;

9) незнание психологии детского возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися;

10) стремление завоевать авторитет "любой ценой";

11) невыполнение данных учащимся обещаний;

12) неоправданная апелляция по мелочам к руководству школы;

13) излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении к детям;

14) жалобы на детей родителям, классному руководителю, учителям.

Я группа.

Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями:

1) неуважение к опыту и мудрости старших;

2) бестактность в обращении со старшими;

3) стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива;

4) пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;

5) неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель;

6) обсуждение учителей "за глаза".

Я группа.

Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учите­лей между  собой:

1) необъективная оценка результатов работы своих товарищей;

2) отсутствие критического отношения к поведению товарищей;

3) нетребовательность друг к другу;

4) неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке (вместо "Вы" - "ты", вместо "Геннадий Ивано­вич" - "Гена").

Я группа.

Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанно­сти и общей  культуры молодого учителя:

1) стремление переложить порученное дело на другого;

2) невыполнение прямых обязанностей;

3) отсутствие инициативы и творческого начала в работе; 4) недисциплинированность;

4) нарушение норм и правил этикета.

Я группа.

Ошибки, связанные с недостаточной общей и "технической"  подготовкой молодого учителя

к самостоятельной работе:

1) недостаточное знание предмета и методики изложения;

2) неумение управлять своим состоянием;

3) отсутствие навыков общения;

4) неотработанная дикция, жесты, мимика, движение;

5) неумение правильно действовать в различных ситуациях;

6) медленная реакция, рассеянность на уроке;

7) мышечные зажимы, скованность.

Я группа.

Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и  возможностей:

1) самоуверенность, выражающаяся в неприятии советов, рекомендаций учителей;

2) высокомерие, выражающееся в неприятии советов, рекомендаций учителей;

3) формальное отношение к выполнению своих обязанностей;

4) категоричность суждений.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1) Соблюдение логики:

наука педагогика – теория обучения концепция – законы и закономерность общепедагогические принципы – дидактические принципы правила обучения.

2) Соблюдение специальных правил организации урока на основе логики процес­са обучения, принципов обучения и закономерностей преподавания.

1-е - определение задач (образовательной, воспитательной, развиваю­щей), связанных с общей дидактической установкой, вытекающих из социального заказа общества школе. В образовательную задачу включа­ется: усвоение новых знаний, умений, навыков, способов добывания и применения знаний и умений; в воспитательную - формирование убеж­дений, нравственных привычек, определенных качеств личности; в развивающую - формирование и развитие интеллектуальных способностей, формирование приемов самостоятельной познавательной деятельности.

2-е - уточнение типа урока, подготовка содержания учебного материа­ла, проведение его дидактической обработки (соотнесение с дидактиче­скими принципами, с возможностями и способностями учащихся, опре­деление логики изучения материала, формулирование выводов и опреде­ление времени для из обсуждения), определение и установление связи изучаемого материла с жизнью, с практикой, установление межпредмет­ных и внутрипредметных связей, определение учебных заданий для са­мостоятельной познавательной деятельности учащихся, отбор оборудо­вания урока и дополнительных источников знаний.

ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познава­тельную деятельность, способствующую умственному разви­тию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбо­ром соответствующих методов обучения.

Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического мате­риала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор на­глядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную по­знавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.

Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направ­ленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а так­же применение приобретенных знаний, умений и навыков.

Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, воз­буждения познавательного интереса учащихся по теме, повы­шения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

Причины этих трудностей

1-я Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодейст­вия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информатив­ность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (ана­лизируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут раз­личные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказы­вают помощь учителю в этом.

2-я Научная организация труда еще не вошла в практику школы долж­ным образом.

3-я Учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-­иллюстративного типа обучения.

4-я Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариа­тивного характера, заданий на творческую деятельность учащихся как при изучении нового материала, так и при применении полу­ченных знаний и умений.

5-я Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей.

 

Признаки современного урока

1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа об­щества.

2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с уче­том новейших достижений психологической науки и передовой педа­гогической практики.

3. Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены дей­ствия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить чис­ло ошибок и т.п.).

4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и разви­вающих задач.

5. Деятельностный подход в обучении.

6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.

7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.

8. Оптимизация содержания обучения.

9. Комплексный подход к организации учебного процесса.

10. Совершенная структура урока.

11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.

12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (прак­тических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.

13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учеб­ных ситуаций.

14. Оперативная обратная связь.

15. Высокий, но посильный темп урока.

16. Эмоциональный подъем на уроке.

17. Наличие НОТ учителя и ученика.

18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Условия организации урока

Социально-педагогические

1. Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хоро­шей научной, дидактической и методической подготовкой.

2. Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией.

3. Наличие хорошей учебно-материальной базы (хороший учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, соот­ветственно оборудованное классное помещение).

4. Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.

Психолого-дидактические

1. Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно­воспитательнот процесса.

2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.

3. Наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения, обес­печивающем интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

4. Применение активных форм и методов обучения.

5. Система работы по развитию умственных и познавательных способно­стей учащихся.

6. Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.

7. Научная организация педагогического труда, труда ученика.

Требования к современному уроку

I. Дидактические требования к современному уроку:

1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и ет составньпс элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с тре­бованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня под­готовки и подготовленности учащихся.

3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдель­ных его этапах.

4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную акп3вность, соче тание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уро­ке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.

5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

6. Создание условий для успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку:

1. Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкрет­ного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздей­ствия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

2. Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

Ø соотношение нагрузки на память учаидихся и их мьпплеине;

Ø х определение объема воспроизводящей и творческой деятельности; планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

Ø х вьшолиение учителем и учаицнНшся проблемнo-эвритическот обуче­ния (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

Ø учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осу­ществляемых учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

Ø соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарин, вызывающие положительные чувства в связи с проделаниой рабо­той, установки, сттпмулирующие интерес, волевые усилия к преодо­лению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и ~.п.).

2) особенности самоорганизации учителя:

Ø подготовленность к уроку - главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

Ø рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энер­гичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, пе­дагогическая находчивость и др.);

Ø педагогический такт (случаи проявления);

Ø психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радост­ного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

3. Организация познавательной деятельности учащихся:

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

Ø планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

Ø использование установок в форме убеждения, внушения;

Ø планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенно­сти учащихся;

Ø использование различных форм работы для актуализации в памя­ти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражне­ния по повторению).

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

Ø.в определение уровня сформированности знаний и умений у учащих­ся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятый, обобщающих образов, "открытий", выводов);

Ø опора на психологические закономерности формирования представ­лений, понятый, уровней понимания, создания новых образов в ор­ганизации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

Ø планирование приемов и форм работы, обеспечивающих актив­ность и самостоятельность мышления учащихся (система вопро­сов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно­-эвристического решения задач, использование задач с недостаю­щими и излишними данными, организация поисковой и исследо­вательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоя­тельности учащихся);

Ø руководство повышением уровня понимания (от описательного, срав­нительном, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблем­ному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

Ø использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение от­бору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);

3) закрепление результатов работы:

Ø формирование навыков путем упражнений;

Ø обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

4. Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень ум­ственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальных, груп­повых и фронтальных форм работы учащихся на уроке.

5. Учет возрастных особенностей учащихся:

3) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрас­тными особенностями учащихся;

4) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

5) дифференцированный подход к сильным и слабьпи ученинам. V  

III. Гигненическне требования к уроку

1) температурный режим;

2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);

3) освещение;

4) предупреждение утомления и переутомления;

5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вы­числительных, графических и практических работ);

6) своевременное и качественное проведение физкультминуток; л соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

7) соответствие росту школьника классной мебели.

IV. Требования к технике проведения урока

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся - завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогиче­ский оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, опти­мально сочетать различные методы и приемы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

Классические типы уроков:

1- вводный;

2 - тренировочный;

3 - контрольный (проверочный);

4 - закрепление знаний, умений, навыков;        .

5 - урок самостоятельной работы;

6 - с использованием ТСО и ЭВТ;

7 - урок практической работы;

8 - комбинированный урок;

9 - повторительно-обобщающий;

10 - урок повторения;

11- овладения знаниями, умениями, навыками;

12 - предметный урок (характерный для начальных классов)

 

 

Структурные элементы урока

Организационный этап

I. Дидактическая задача этапа Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи ока
II. Содержание этапа Взаимные приветствия учителя и учащихся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность психологическая организация внимания
III. Условия дости- жения положи- тельных резуль- татов Треб

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.218 с.