Многообразие структур урока развивающего типа обучения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Многообразие структур урока развивающего типа обучения

2022-10-27 21
Многообразие структур урока развивающего типа обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура урока изучения нового материала:

1 - первичное введение матриала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

2 - указание на то, что учащиеся должны запомнить;

3 - мотивация запоминания и ддительнот сохранения в памяти;

4 - сообщение, либо акryализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

5 - первичное закрепление материала под руководством учителя по­средством прямого повторения, частичных выводов;

6 - контроль результатов первичного запоминания;

7 - регулярное систематизирующее повторение через короткие, а за­тем более длительные промежутки времени в сочетании с раз­личными требованиями к воспроизведению, в том числе и с диф­ференцированными заданиями;

8 - внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

9 - частное включение опорного материала для запоминания в кон­троль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока формирования умений и навыков:

1- постано~ка цели урока,

2 - повторекие сформированньи умений и навыков, являющихся опорой,

3 - проведение проверочных упражнений,

4 - ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 - упражнения на их освоение,

6 - упражнения на их закрепление,

7 - тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, ин­струкции,

8 - упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 - упражнения творческого характера,

10 - итог урока,

11 - задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 - сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 - воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 - проверка выполненных работ;

5 - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 - задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1- сообщение темы, цели и задач урока;

2 - показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных сиryациях;

3 - проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 - проверка знаний основных понятий,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 - проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письмен­ный опрос;

6 - применение учащимися знаний, практические задания;

7 - выполнение комплексных творческих работ;

8 - итоги урока;

9 - домашнее задание.

 

Структура урока проверки знаний:

1- организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 - постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой матери­ал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 - изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответ­ствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

4 - подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следую­щий урок);

5 - определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

 

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 - сообщение темы, цели и задач урока;

2 - повторение и обобщение отдельньи фактов, собьтгий, явлений;

3 - повторение и обобщение понятый и усвоение соответствующей системы знаний;

4 - повторение и систематизация основных теоретических положе­ний и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1- организация начала урока;

2 - проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 - изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 - закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ра­нее полученными и сформированными;

7 - подведение итогов и результатов урока;

8 - задание на дом;

9 - подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Характеристика принципов комбинированной
лекционно­-семинарской системы Н.Л. Гузик
а

Название принципа Содержание принципа Основные методы, средства и условия реализации принципа
Тематическая концентрация материала Деление программного материала на крупные разделы блоки Переструктурирование программного учебного материала
Обучение на оптимальном уровне сложности Организация учебного труда каждого учащегося, направленная на мак­симальное использование индивидуальных воз­можностей Организация дифференцированного обучения
Постоянный и многократный контроль за качеством и глубиной усвоения материала и уровнем сформированности учебных умений Установление полной и оперативной обратной связи. Ежесуточный контроль Первичный, вторичный и окончательный контроль
Целенаправленное формирование учебных приемов Организация учебной деятельности учеников как самостоятельного исследования. Реализация дидактического правила «Учись учиться» Программы комбинированных семинарских занятий. Методики по изучению темы для учащихся. Инструкции по исследованию темы
Поэтапное рассмотрение учебного материала на различных уровнях познания Коллективное восприятие, осмысление, усвоение нового материала и методики его изучения. Овладение учебным материалом и применение знаний. Обобщение и систематизация знаний Этапы традиционного урока выделяющегося в отдельные уроки
Определение направления учебной деятельности учащихся на различных уровнях познания Организация учебной деятельности под девизами, определяющими направление учебной деятельности на уроке и направление применения знаний по данной конкретной тематике Объединение материала вокруг главных узловых проблем и закономерностей учебного предмета
Принцип сотрудничества детей в процессе обучения на уроке Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения Индивидуальная, групповая, коллективная работа
Обучение исключительно на уроке без традиционных домашних заданий Домашние задания индивидуальны и носят творческий характер Индивидуальное домашнее задание
Планирование развития учащихся в процессе изучения курса химии Планирование выработки определенных умственных операций и навыков учебного познания Составление программы развития мышления школьника

Структурные элементы урока

Организационный этап

I. Дидактическая задача этапа Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи ока
II. Содержание этапа Взаимные приветствия учителя и учащихся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность психологическая организация внимания
III. Условия дости- жения положи- тельных резуль- татов Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность (из урока в урок) организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований
IV. Показатели вы- полнения дидак тической задачи этапа Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся
V. Требования к ее реализации Кратковременная организация процесса. Требователь­ность, сдержанность преподавателя, ярко выраженная волевая направленность деятельности. Стимуляция деятельности учащегося, ее целенаправленность.
VI. Способы активи- зации на этапе Запись на доске цели урока. Сообщение консультан­тов о готовности класса
VI I Оши6ки, допускаемые при реализации Нет единства требований к учащимся, не стимулируется их познавательная активность

Этап всесторонней проверки домашнего задания

I. Дидактическая задача этапа Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствования при этом знаний, умений и навыков
II. Содержание этапа Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины ликвидировать обнаженные недочеты
III. Условия дости- жения положи- тельных рзуль- татов Оперативность учителя, целевая направленность им деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания большинства учащихся класса
IV. Показатели вы- полнения дидак тической задачи этапа Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин.) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний материала, полученного учащимися на дом
V. Требования Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, доминирующий характер поисковых и проблемных заданий
VI. Дополнительная активизация Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся
VI I Oшибки Однообразие уроков и методов опроса. Отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

Этап всесторонней проверки знаний и умений

I. Дидактическая задача этапа Глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования
II. Содержание этапа Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование отчетов учащихся оценка знаний умений и навыков
III. Условия дости жения положи- тельных резуль татов Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов; постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе
IV. Показатели вы- полиения дидак тической задачи этапа Проверка учителем не только объема и правильности знании, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся
V. Требования Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота действенности учащихся. Привлечение учеников к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа
VI. Ошибки Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

Эman подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

I. Дидактическая задача этапа Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
II. Содержание этапа Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы
III. Условия дости-жения положи-тельных результатов Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями, навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках
IV. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока

Этап усвоения новых знаний

I. Дидактическая задача этапа Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; добиться от учащихся восприятия, осознания обобщения первичного и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному на основе приобретаемых обобщению; знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки
II. Содержание Этапа Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися
III. Условия достижения положительных результатов Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала; полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления; анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно; актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа
IV. Показатели выполнения дидактической задачи этапа При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качества знаний учащихся на последних этапах обучения
V. Требования Четкая постановка перед учащимися задач изучения темы, стимуляция интересов к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности, систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном и изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала
VI. Дополнительная активизация Использование нестандартных форм и способов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и другой наглядности
VIL Оши6ки Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения

Этап проверки понимания учащимися нового материала

I. Дидактическая задача этапа Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятии, закономерности с устранить обнаруженные пробелы
II. Содержание этапа Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий
III. Условия достижения положительных результатов Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение 'и т.д.; учет дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала
IV. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверни учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

 

Этап закрепления нового материала

I. Дидактическая задача этапа Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материал
II. Содержание этапа Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний
III. Условия достижения положительных результатов Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний '
IV. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать активность учащихся
V. Требования Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцирующей помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий
VI. Дополнительная активизация Разнообразие заданий, их практическая направленность Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главное

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

I. Дидактическая задача этапа Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методика его выполнения и подвести итоги урока
II. Содержание этапа Информация о домашнем задании; инструктаж по ее выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники
III. Условия достижении положительных результатов Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом
IV. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками
V. Требования Оптимальность объема и сложности задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интересов к домашнему заданию
VI. Дополнительная активизация Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения интервью защита проектов
VII Ошибки Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа ясности цели и способов выполнения

Подведение итогов занятия

I. Дидактическая задача этапа Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективы на будущее
II. Содержание этапа Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках
III. Условия достижения положительных результатов Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы
IV. Требования Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей
V. Дополнительная активизация Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем
VI. Ошибки Скомканность этапа, подведение итогов после звонка или отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке отсутствие поощрения

Нетрадиционные типы уроков

 

1 - ролевые игры;

2 - исполнение сказочного сюжета;

3 - урок фантазирования;

4 - деловая игра;

5 - круглый стол или конференция;

6 - пресс-конференция;

7 - урок открытых мыслей;

8 - урок-соревнование;

9 - урок КВН;

10 - викторина;

11- следствие ведут знатоки;

12 - аукцион знаний;

13 - урок-диспут;

14 - урок-турнир;

15 - урок-эврика;

16 - волшебный конверт;

17 - межпредметный интегрированный урок;

18 - урок-конкурс;

19 - урок творчества;

20 - математический хоккей;

21- урок-спектакль;

22 - смотр знаний;

23 - урок-игра;

24 - урок-зачет;

25 - урок-путешествие;

26 - урок-состязание;

27 - урок взаимообучения;

28 - урок-восхождение;

29 - урок-диалог;

30 - мозговая атака;

31- урок-брифинг;

32 - актуальное интервью;

33 - имитационно-ролевое моделирование;

34 - моделирование мышления учащихся;

35 - ролевая деловая игра;

36 - урок-лекция:

1) проблемная лекция,

2) лекция визуальная,

3) лекция вдвоем,

4) лекция-пресс-конференция,

5) лекция-консультация,

6) лекция-провокация,

7) лекция-диалог.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.