Правила развития творческих качеств личности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Правила развития творческих качеств личности

2022-10-27 30
Правила развития творческих качеств личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Тренируйте ум в решении логических задач.

2. Находите причины каждого отрицательного явления в жизни, причи­ны собственных неудач, и настанет день, когда Вы будете находить причины загадочных научных педагогических проблем.

3. Критически относитесь к каждому сомнительному факту, сенсациям, своим собственным идеям, считая, что они не могут быть совершен­ными, всегда спрашивайте себя: "Что еще можно сделать для улуч­шения разработанной идеи?".

4. Развивайте у себя вдумчивое отношение к самому будничному делу: иногда "мелочи" могут стать основой решёния проблемы, главным ар­гументом в научном и исследовательском поиске.

5. Совершенствуйте склонность к остроумию, неожиданным решениям, разумному риску, дерзости в интересах дела.

6. Постоянно узнавайте себя. Хорошее знание своих сил и способно­стей, умение управлять собой стимулирует деятельность сознания, создает творческое настроение, приносит радость.

7. Развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом зрения.

8. Дисциплинируйте работу своего мозга, не позволяйте себе отвле­каться, заставляйте голову работать для живого дела, для практиче­ского осуществления вашей мечты.

9. Учитесь творить точно, ярко, образно, логично, литературно правильно. Кто не умеет хорошо творить, тот не умеет правильно мыслить. Старай­тесь творить своими словами, изредка прибегая к определенным конспективным записям, так как они дисциплинируют речь, не позволяют от­влекаться с рассуждениями. Стремитесь к тому, чтобы вам было достаточ­но развернутого, а потом и свернутого плана выступления или ответа. В нем нужно фиксировать, в какой очередности будет раскрыт вопрос.

10. Ищите объяснение любому явлению. Почаще задавайте себе вопросы типа: "А почему, зачем, для чем?", "А как можно объяснить это с точки зрения науки, опыта человека", "А что, если сделать не так, а иначе (ука­зать как)?", "Что получится, если...?" и др.

11. Сами ищите ответы на вопросы жизни, не пользуйтесь готовыми мыслями не сопоставив их с научными выводами.

12. Чаще прислушивайтесь к людям опытным, знающим жизнь, а также теоретически обоснованным тем или иным действиям, поступкам, делам (чтобы Вам "не изобретать велосипед").

13. Не разделяйте учения и своего собственного умственного развития. Помните, что самому опытному и знающему человеку и то нужно со­вершенствоваться. Используйте для этого любое дело, любое учебное занятие или задание. Задавайте вопросы тем, кто вас учит, а больше всего спрашивайте себя сами; прежде, чем услышать ответ, подумай­те, что бы вы сами сказали по этому поводу. Затем сравните ответы и подумайте, в чем их сходство и различие и почему. Сделайте выводы.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ –
ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный опреде­ленными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Признаки современного урока

1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа об­щества.

2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с уче­том новейших достижений психологической науки и передовой педа­гогической практики.

3. Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены дей­ствия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить чис­ло ошибок и т.п.).

4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и разви­вающих задач.

5. Деятельностный подход в обучении.

6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.

7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.

8. Оптимизация содержания обучения.

9. Комплексный подход к организации учебного процесса.

10. Совершенная структура урока.

11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.

12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (прак­тических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.

13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учеб­ных ситуаций.

14. Оперативная обратная связь.

15. Высокий, но посильный темп урока.

16. Эмоциональный подъем на уроке.

17. Наличие НОТ учителя и ученика.

18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Условия организации урока

Социально-педагогические

1. Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хоро­шей научной, дидактической и методической подготовкой.

2. Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией.

3. Наличие хорошей учебно-материальной базы (хороший учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, соот­ветственно оборудованное классное помещение).

4. Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.

Психолого-дидактические

1. Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно­воспитательнот процесса.

2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.

3. Наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения, обес­печивающем интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

4. Применение активных форм и методов обучения.

5. Система работы по развитию умственных и познавательных способно­стей учащихся.

6. Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.

7. Научная организация педагогического труда, труда ученика.

Требования к современному уроку

I. Дидактические требования к современному уроку:

1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и ет составньпс элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с тре­бованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня под­готовки и подготовленности учащихся.

3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдель­ных его этапах.

4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную акп3вность, соче тание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уро­ке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.

5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

6. Создание условий для успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку:

1. Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкрет­ного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздей­ствия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

2. Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

Ø соотношение нагрузки на память учаидихся и их мьпплеине;

Ø х определение объема воспроизводящей и творческой деятельности; планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

Ø х вьшолиение учителем и учаицнНшся проблемнo-эвритическот обуче­ния (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

Ø учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осу­ществляемых учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

Ø соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарин, вызывающие положительные чувства в связи с проделаниой рабо­той, установки, сттпмулирующие интерес, волевые усилия к преодо­лению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и ~.п.).

2) особенности самоорганизации учителя:

Ø подготовленность к уроку - главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

Ø рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энер­гичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, пе­дагогическая находчивость и др.);

Ø педагогический такт (случаи проявления);

Ø психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радост­ного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

3. Организация познавательной деятельности учащихся:

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

Ø планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

Ø использование установок в форме убеждения, внушения;

Ø планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенно­сти учащихся;

Ø использование различных форм работы для актуализации в памя­ти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражне­ния по повторению).

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

Ø.в определение уровня сформированности знаний и умений у учащих­ся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятый, обобщающих образов, "открытий", выводов);

Ø опора на психологические закономерности формирования представ­лений, понятый, уровней понимания, создания новых образов в ор­ганизации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

Ø планирование приемов и форм работы, обеспечивающих актив­ность и самостоятельность мышления учащихся (система вопро­сов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно­-эвристического решения задач, использование задач с недостаю­щими и излишними данными, организация поисковой и исследо­вательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоя­тельности учащихся);

Ø руководство повышением уровня понимания (от описательного, срав­нительном, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблем­ному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

Ø использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение от­бору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);

3) закрепление результатов работы:

Ø формирование навыков путем упражнений;

Ø обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

4. Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень ум­ственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальных, груп­повых и фронтальных форм работы учащихся на уроке.

5. Учет возрастных особенностей учащихся:

3) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрас­тными особенностями учащихся;

4) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

5) дифференцированный подход к сильным и слабьпи ученинам. V  

III. Гигненическне требования к уроку

1) температурный режим;

2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);

3) освещение;

4) предупреждение утомления и переутомления;

5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вы­числительных, графических и практических работ);

6) своевременное и качественное проведение физкультминуток; л соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

7) соответствие росту школьника классной мебели.

IV. Требования к технике проведения урока

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся - завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогиче­ский оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, опти­мально сочетать различные методы и приемы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.