Когда смерть пришла в Багдад — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Когда смерть пришла в Багдад

2022-11-24 28
Когда смерть пришла в Багдад 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ученик одного багдадского суфия, находясь в ка­раван-сарае, случайно услыхал беседу двух незнакомцев, из которой понял, что один из них Ангел Смерти.

- В течение следующих трех недель я собираюсь посетить многих людей в этом городе, - сказал Ангел своему собеседнику.

Ученик был так напуган, что, стараясь оставаться незамеченным, даже затаил дыхание и просидел в своем углу не шелохнувшись, пока Ангел и его спутник не ушли. Затем он стал усиленно размышлять, как избежать возможной встречи со смертью, и решил, что если он покинет Багдад, Ангел не сможет его забрать. Ни секунды не медля, ученик нанял самого быстрого коня и вихрем помчался по направлению к Самарканду, не останавливаясь ни днем, ни ночью. Между тем Ангел Смерти встретился с суфийским учителем и они разговорились о разных людях.

- А где ваш ученик такой-то? - спросил он.

- Он должен быть где-то в городе, возможно, в караван-сарае, проводит время в созерцании, - ответил суфий.

- Странно, весьма странно, - сказал Ангел, -потому что он тоже в моем списке. И здесь написано, что я смогу его взять в течение 4 недель в Самарканде.

-200-

Рассказ о смерти в этой обработке взят из сборника "Хикайат-и-Никшия" ("Рассказы, изданные согласно за­мыслу").

Этот рассказ в фольклоре Среднего Востока поль­зуется всеобщим признанием. Его автор - великий суфий Фудайл ибн Айат, в прошлом был разбойником. Он умер в начале 9   века.

Согласно суфийскому преданию, подтвержденному историческими материалами, Гарун аль-Рашид, халиф Багдада, пытался собрать "все знания" при своем дворе. Различные суфии жили под его покровительством, но ни одного из них всемогущий монарх не мог заставить служить себе. Суфийские истории повествуют, как Гарун и его визирь посетили Мекку специально для того, чтобы увидеть Фудайла, который сказал при встрече:

- Повелитель правоверных! Я боюсь, что твое ми­ловидное лицо может оказаться в аду.

Гарун спросил мудреца:

- Знаешь ли ты человека, достигшего большего отречения, чем ты?

Фудайл ответил:

- Твое отречение больше моего. Я могу отрекаться от обычного мира, а ты отрекаешься от чего-то более великого - от вечных ценностей.

Фудайл объяснил халифу, что власть над самим собой лучше тысячелетней власти над другими.

-201

Филолог и дервиш

Как-то темной ночью идущий по дороге дервиш услыхал крик о помощи, доносившийся со дна за-■ брошенного сухого колодца.

- Эй, что случилось? - закричал дервиш, заглянув в колодец.

- Я филолог, - ответил голос, - не найдя в темноте дороги, к несчастью провалился в эту глубокую яму и теперь никак не могу отсюда выбраться.

- Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и веревку, ответил дервиш.

- Постойте минуточку, - закричал филолог, - вы неграмотно выражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится. Очень прошу вас ■ исправить их.

- Если это важнее их смысла, вам будет лучше побыть там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно говорить, - ответил дервиш и пошел своей дорогой.

Эту историю рассказал Джалаледдин Руми, и она записана в книге Афлаки "Деяния адептов". Эта книга, опубликованная в Англии в 1965 году под названием "Легенды суфиев", сообщает о дервишах ордена Мевлеви и их предполагаемых делах. Она была написана в 14 столетии.

Некоторые истории из сборника Афлаки представляют собой просто волшебные сказки, другие описывают действительные события, но там же есть и весьма необычные, известные суфиям как "иллюстративные ис-

-202-

тории", а в них описывается ряд событий, значение которых связано с психологическими процессами. По­этому такие истории получили название "художествен­ное творчество высоких ученых".

-203-

Дервиш и принцесса

Королевская дочь красотой своей была подобна луне и очаровывала всех.

Однажды какой-то дервиш поднес было ко рту кусок хлеба, как вдруг увидел ее. Пальцы его сами собой разжались, и хлеб упал на землю.

Проходя мимо, принцесса улыбнулась дервишу. Во­сторг поверг его в трепет, хлеб остался лежать в пыли, а сам он едва не лишился чувств. В этом экстатическом состоянии дервиш пробыл семь лет. Домом его стала улица, где спали бродячие собаки.

Безумный дервиш надоел принцессе, и ее тело­хранители решили его убить.

Тогда она вызвала его к себе и сказала ему:

- Никакой союз между нами невозможен. Ты должен немедленно уйти из города, потому что мои слуги хотят тебя убить.

Несчастный человек ответил ей так:

- С тех пор, как я увидел тебя, жизнь не имеет для меня никакой цены. Они прольют невинную кровь. Заклинаю тебя, ибо ты причина моей гибели, скажи, почему ты тогда улыбнулась мне?

- Глупец! - сказала принцесса, - когда я увидела, каким посмешищем ты себя выставил, я улыбнулась из жалости к тебе и только.

И сказав так, принцесса скрылась.

В своем произведении "Парламент птиц" Аттар говорит о неправильном понимании субъективных эмо­ций, которые питают веру человека в то, что оп-

-204-

ределенный опыт, переживаемый им (улыбка принцессы), является особым даром (обожание), тогда как на самом деле он может быть чем-то совершенно иным (жалость). Так как подобный вид литературы пользуется своими собственными приемами, многие составили себе не­верное представление о суфийской классике, полагая, что она не имеет никакого отношения к описанию психологических состояний.

-205-

Увеличение необходимости

Деспотичный правитель Туркестана однажды ве­чером, слушая рассказы дервиша, спросил его о Хидре.

- Хидр, - сказал дервиш, - приходит тогда, когда в нем нуждаются. Человек, который схватит его за полы халата, когда он появится, станет совершенным мудрецом.

- Это может произойти с каждым? - спросил король.

- Да, с каждым, кто достоин, - ответил дервиш. "Кто достойнее меня?!" - подумал король и тут

же велел издать указ: "Того, кто приведет ко мне невидимого Хидра, великого покровителя людей, я озо­лочу".

Крик глашатаев услыхал бедный старик Бахтияр-баба. Он пришел к жене и сказал:

- У меня есть план. Скоро мы разбогатеем, но потом мне придется умереть. Я этого не боюсь, зато ты проживешь до конца своих дней в достатке.

И вот Бахтияр-баба предстал перед королем и заявил, что в течение 40 дней он сможет найти Хидра, если король выдаст ему тысячу золотых.

- Если ты в самом деле приведешь Хидра, -сказал король, - получишь еще десять тысяч. Но если не приведешь, - умрешь позорной смертью в назидание тем, кто полагает, что можно шутить с королями.

Бахтияр остался доволен этим условием и ушел, получив тысячу золотых. Вернувшись домой, он отдал деньги жене, чтобы она могла безбедно прожить остаток своих дней.

Все сорок дней он провел в размышлении, готовясь к переходу в другой мир.

На сороковой день он снова пришел к королю.

- Мой повелитель, - сказал он, - по своей жадности ты решил, что с помощью денег сможешь вызвать

-206-

Хидра. Но Хидр, как известно, не появляется в ответ на призыв, обусловленный жадностью.

От этих слов монарх пришел в бешенство.

- Негодяй, - взревел он, - ты поплатишься жизнью за свою дерзость. Кто ты такой, чтобы смеяться над желаниями короля?!

Бахтияр как ни в чем не бывало продолжал:

- В легенде говорится, что любой человек может встретиться с Хидром, но польза от этой встречи зависит от того, насколько чисты его намерения. Хидр, говорят, может посетить человека, если он достоин его посещения, и будет присутствовать столько времени, сколько достоин его присутствия человек. Таковы условия, и не в нашей власти что-либо изменить.

- Довольно разглагольствовать, - закричал король, - этим ты не сггасешь свою жизнь. Осталось только, чтобы мои министры выбрали тебе казнь.

С этими словами правитель повернулся к своим министрам и спросил:

- Какую смерть заслуживает этот человек? Первый министр ответил: "Его надо сжечь живьем

в предостережение другим".

Второй министр, получив слово, сказал: "Лучше всего разрубить его на части".

Третий министр высказался так: "Я думаю, его нужно отпустить и обеспечить всем необходимым для жизни, потому что только нужда, которую испытывала его семья, толкнула его на преступление".

Только министр окончил свою речь, в приемный зал вошел древний старец и прямо с порога заговорил:

- Каждый из этих людей высказался так, как ему подсказывало его тайное пристрастие.

- Что это значит? - спросил удивленный король.

- Это значит, что первый министр в прошлом был пекарем, поэтому он предложил зажарить Бахтияра. Второй министр был когда-то мясником, и   поэтому посоветовал четвертовать Бахтияра. Третий министр, изучая искусство управления государством, сумел ра­зобраться в причинах этого происшествия.

Теперь примите к сведению следующее: во-первых, Хидр появляется и помогает тому, кто способен извлечь пользу из его посещения. Во-вторых, этот человек по имени Бахтияр, которого я называю Баба в знак его жертвы, вынужден был поступить так, как поступил, потому что находился в сильнейшем отчаянии. Он уве­личил свою необходимость во мне, и я к нему пришел.

- 207 –

- Сказав так, древний старец исчез на глазах изум­ленных присутствующих.

Стремясь выполнить указание Хидра, король назначил Бахтияру постоянную пенсию. Первого и второго ми­нистров изгнали из дворца, а тысяча золотых была возвращена в казну благодарным Бахтияром и его женой.

А как король смог снова встретиться с Хидром и что произошло между ними, описывается в рассказе о "Невидимом мире".

 

Бахтияр-баба, как говорят, был суфийским мудрецом, который жил в Хорасане скромной и ничем не при­мечательной жизнью, пока с ним не произошли вы­шеописанные события.

Эта история, которая приписывается также многим другим суфийским шейхам, иллюстрирует концепцию того, как человеческие стремления переплетаются с дру­гими уровнями бытия. Хидр представляет собой звено, связующее эти две сферы.

Заглавие рассказа выбрано по ассоциации со строкой из знаменитой поэмы Джалаледдина Руми:

"Новые органы восприятия пробуждаются тогда, когда в них есть необходимость.

Поэтому, о человек, увеличь свою необходимость, чтобы увеличилась твоя восприимчивость".

Этот вариант рассказан дервишским мастером из Афганистана.

-208-


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.