Тема: Опрос на уроках русского языка. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема: Опрос на уроках русского языка.

2022-11-24 31
Тема: Опрос на уроках русского языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задания:

1. Составьте конспект «Оценка устных ответов учащихся».

2. Изучите материал из пособия Блинова Г.И., Панова Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М.,1986 – С. 60 – 69.

3. Изучив рекомендуемые источники информации, составьте таблицу-схему «Виды и формы опроса на уроках русского языка».

4. Составьте краткие конспекты (по любым источникам!!):

  1) требования к формулировке вопросов и заданий;

2) организация индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся;

3) организация и проведение лабораторной работы по русскому языку;

Контрольная работа и тестовый контроль на уроках русского языка.

5. Подготовьтесь к терминологической зарядке:

· дифференцированное обучение

· индивидуальное обучение

· опрос

· успеваемость учащихся

· лабораторная работа

· лексический тренажёр

· контрольная работа

· тест по русскому языку

· индивидуальный опрос

· фронтальный опрос

· уплотнённый опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. Теория и методика обучения русскому языку \под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., Изд. Центр «Академия», 2005.

2. Антонова. Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов вузов/Е.С.Антонова.– М.:КНОРУС, 2007.

3. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М., 2009.

4.  Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М., 2007.

5. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка. – М., 2001. – Гл.12, § 44-46.

6. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.. 1980.

7. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.,1989. (любое издание)

8. Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М.,1986.

Желтовская Л.Я. Экономные приемы и средства проверки знаний учащихся // Совершенствование методов обучения русскому языку. Сост. А.Ю. Купалова – М.,1981, С.152 –158.

10. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности (Технология обучения всего класса). – РЯШ, 1996, № 4, С.3 – 7.

11. Ладыженская Т.А. Развернутые устные ответы учащихся на уроках русского языка. – РЯШ, 1979, № 4.

12. Панов Б.Т. Поурочный балл. – РЯШ, 1982, № 3.

13.  Шохов Н.Н. Организация интенсивного обучения русскому языку (из опыта работы). – РЯШ, 1996, № 4, С.43 – 76.

 

 

План практического занятия № 6

Из дневника мудрого учителя: Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать (Р. Декарт)

Тема: Комплексный методический анализ урока русского языка

 

Задания:

1. Подготовьтесь к протоколированию урока русского языка (чистые листы бумаги с разделением на 4 колонки: время, этап урока // ход урока (деятельность учителя + деятельность учеников) // методы и приемы, технологии обучения // примечания (ваши комментарии + частичный анализ этапов урока, методов, приёмов).

2. Изучите материал школьного учебника по теме, которая была изучена на уроке (Степени сравнения прилагательных. 6 класс)

3. Ознакомьтесь с программой по русскому языку для данного класса, данного раздела.

4.   Составьте подробный протокол урока! Подготовьте подробный методический анализ урока русского языка! Сдайте в письменном (печатном) виде.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Качественный анализ урока возможен только при наличии подробной и точной протокольной записи.

Предварительно необходимо получить у учителя разрешение на посещение урока.

Дата ______

Урок (предмет) ____________

Класс______

Время урока (по расписанию уроков и звонков) __________

Учитель____________

Тема_______________

Тип урока: _______________

Форма урока: _______________

Цели урока:

Обучающая_______

Развивающая________________

Воспитательная______________

 

Протокол наблюдения урока

 

 

Время + Этап урока Ход урока (деятельность учителя + деятельность учеников) Методы и приемы, технологии обучения Примечания (ваши комментарии + частичный анализ этапов урока, методов, приёмов)
  Отмечается начало каждого этапа урока или нового вида работы. Этапы указываются.   Ход урока расписывается подробно: фиксируется ход урока с указанием методов и приемов, применяемых учителем, текстов упражнений, вопросов и заданий, ответов учащихся, наглядных пособий, ТСО и т.д.; делаются заметки относительно поведения учащихся, их активности и т. п.   Описываются способы деятельности учителя и учащихся, методические приёмы.   Делаются первичные выводы о реализации принципов обучения, эффективности и особенностях используемых методов, достижений целей обучения. Дается оценка методов и приемов, упражнений, качества наглядных пособий, ответов учащихся, отмечается длительность каждого этапа урока,  

P. S. Составьте подробный конспект урока. Цели урока и этапы урока прописывать обязательно. Промежуточные выводы ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!

 

  Общие выводы об уроке.

Успех наблюдения на уроке во многом зависит от его целенаправленности и плавности. Поэтому внимательно изучите вопросы к анализу урока и пользуйтесь ими как в момент наблюдения, так и при обсуждении урока.

    1. Каков тип урока, соответствует ли он содержанию учебного материала, дидактической задаче и месту данного урока в системе других; удачно ли выбрана последовательность этапов, сумел ли учитель четко провести каждый их этапов, в том числе заключительный.

Ø Прослеживалась ли связь данного урока с предыдущими и    

    последующими (по характеру деятельности учащихся, по    

    дидактическому материалу), заметно ли было продвижение

    учащихся в овладении приемами работы и в развитии их 

    самостоятельности?

Ø Правильно ли сформулирована цель урока, сообщена ли она учащимся // сформулирована учащимися самостоятельно? Учтены ли индивидуальные особенности детей?

Ø Степень достижения целей занятия.

    1. Тема учебного занятия: степень сложности темы вообще и для данной группы, для отдельных учеников.

Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках данной темы?

 

    1. Содержание учебного занятия:  соответствует ли содержание занятия его целям?

Ø Какие и как были реализованы принципы общей дидактики: научность и доступность, преемственность и перспективность, сознательность, связь теории с практикой, учет индивидуальных особенностей школьников, наглядность и др.; общеметодические принципы и принципы частнометодические? Какие принципы не удалось реализовать? Почему?

Ø Как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей?

Ø Способствовало ли содержание занятия развитию интереса к обучению?

Ø Формированию каких умений и навыков способствует материал урока?

 

    1. Структура учебного занятия: ее соответствие типу урока, логика, пропорциональность.

Ø Характеристика отдельных структурных элементов: каковы этапы занятия, их последовательность и соответствие структуре урока данного типа (по ФГОС); организация проектирования нового знания, его закрепление и выработка умений и навыков, задание на дом, подведение итогов урока, рефлексия, комментирование оценок.

Ø Как происходило проектирование нового знания, актуализация знаний, была ли достаточной интеллектуальная нагрузка детей во время объяснения нового материала?

Ø Выделите основной этап урока, охарактеризуйте его.

 

 

    1. Какие методы и приемы были использованы на уроке?

Ø Как они соотносятся с содержанием материала, дидактическими задачами, обеспечили ли активность и самостоятельность учащихся?

Ø Эффективны ли использованные на уроке методы и приемы (оправданы ли они характером лингвистического материала и особенностями его усвоения учащимися, соответствуют ли этапу обучения)?

Ø Удалось ли выбранными приёмами сформировать у школьников мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?

Ø Какие упражнения были использованы на уроке, их 

   образовательная и воспитательная ценность. Формирование каких

умений и навыков обеспечено в ходе выполнения упражнений?

Ø Как был оснащен урок (тексты, карточки, средства наглядности, ТСО, ЭОР)?

Ø Какие особенности методической системы учителя (приёмы, методы, технологии) можно выделить? В чём их преимущества?

 

    1. Деятельность учителя на уроке:

Ø Умение управлять работой класса и отдельного ученика. Как организовано управление индивидуальной работой детей, группой, парами?

Ø  Умение точно формулировать для школьников задачи урока и отдельно его этапы.

Ø  Умеет ли рационально организовать беседу, разъяснить приемы деятельности ученикам, дать устные образцы любого вида языкового анализа и сделать обобщение по материалу урока?

Ø Использует ли разнообразные формы контроля и поощрения для активизации деятельности школьников?

Ø Четко ли мотивирует оценку знаний и навыков учащихся?

Ø Учитывает ли учитель индивидуальные особенности школьников, когда вовлекает их в работу (дифференцированные задания)? умение организовать работу и познавательную активность детей.

Ø Владеет ли языком предмета (лингвистическими, методическими терминами, терминологическими сочетаниями и стандартизованными средствами выражения мысли)?

Ø Умеет ли использовать выразительные возможности устной речи и невербальные компоненты общения (мимика, жесты) для организации внимания учащихся?

Ø Как организовано время урока? Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия?

Ø Как оцениваются достижения школьников на уроке?

Ø Определите вид контроля, какова его эффективность?

Ø Каковы наиболее интересные находки учителя, его удачи, каковы ошибки и неудачи? Раскрылась ли в проведении урока методическая индивидуальность учителя?

 

    1. Деятельность учащихся на уроке:
  1. В какой степени сознательно воспринимали обучающиеся материал, понятна ли им была цель урока?
  2.  Заинтересованность учащихся на уроке, активность на отдельных этапах урока.
  3.  Способность к самостоятельным умозаключениям, умелое и последовательное выполнение действий по применению теории на практике, опора на зрительную, слуховую, речедвигательную и моторную память, их развитие.
  4.  Внимание (произвольное и непроизвольное) и его устойчивость.
  5.  Речевая деятельность учащихся.
  6.  Устные высказывания на лингвистические темы (воспроизведение формулировок определенных понятий, правил, способов применения теории на практике, сопоставления языковых явлений, краткий и развернутый ответ на вопросы).
  7. Как отвечали учащиеся (глубина, самостоятельность, умение приводить примеры, сопоставлять, обобщать, форма и качество речи)?
  8. Наблюдалась ли заинтересованность учащихся от начала до конца урока?
  9. Умение творчески применять знания и умения.
    1. Психологический режим урока: организация восприятия учебного материала, способы поддержания внимания, опора на различные виды памяти, наличие системы в формировании умений и навыков, пути активизации мыслительной деятельности школьников, процесс формирования новых понятий.

 

    1. Эмоциональная атмосфера урока:

 

Ø Стиль отношений учителя и учащихся, способы установления дисциплины, увлеченность учителя, речь, наличие чувства юмора.

Ø Общий эмоциональный фон урока.

 

    1. Общие результаты учебного занятия

 

Ø Каков образовательный, воспитательный, развивающий эффект урока?

Ø Выполнение запланированного объёма (45 минут, все необходимые этапы присутствуют и т.д.)

Ø Ваша ОЦЕНКА результаты и эффективность занятия.

Ø Рекомендации по улучшению качества учебного занятия.

Методические рекомендации

 

Тема: Составление и защита технологической карты / конспекта урока русского языка

 

1. Познакомьтесь с правилами составления конспекта урока русского языка.

2. Изучите материал по теме.

3. Подберите дидактический материал для урока.

4. Продумайте и изготовьте (в миниатюре) наглядные пособия.

5. Продумайте сценарий урока.

6. Составьте подробный конспект урока выбранного типа (тема и класс по выбору студента), оформите в соответствии с требованиями (см. материалы лекций, методической литературы, примеры конспектов студентов (в папке по МПРЯ)).

Рекомендуемые источники информации:

1. Теория и методика обучения русскому языку \под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., Изд. Центр «Академия», 2005.

2. Антонова. Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов вузов/Е.С.Антонова.– М.:КНОРУС, 2007.

3. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М., 2009.

4. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М., 2007.

5. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка. – М., 2000.

6. Борисова Н.В., Соловнова А.А. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции. – М., 1992.

7. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.

8. Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка – М., 1986.

9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.

10. Программы и учебники по русскому языку для школы.

11. Канарская О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры: инновационный подход. – СПб., 1994.

12. Русский язык с помощью сказки: Видеопрограмма: 5 – 6 кл. // сост. Л.М. Зельманова. – М., 1994.

13. Александровская В.М. Уроки-практикумы в VI кл. – РЯШ, 1988, № 3; 1989, № 6.

14. Баландина О.П. Урок-игра «А что у вас?» в V кл. – РЯШ, 1990, № 6.

15. Богданова Г.А. Из опыта проведения уроков-зачетов. – РЯШ, 1988, № 2.

16. Ващенко А.А. Из опыта работы в парах сменного состава. – РЯШ, 1990, № 2.

17. Домарев К.П. Урок-зачет: дидактическая игра по теме «Синтаксис и пунктуация» в V кл. – Русская словесность, 1995, № 6.

18. Ивкина С.В. Урок-практикум в IV кл. – РЯШ, 1989, № 4.

19. Камандина С.В. Урок-путешествие как форма обобщения и систематизация знаний учащихся //РЯШ, 2005. – №2.

20. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности. – РЯШ, 1996, № 4.

21. Купалова А.Ю. О подготовке первого урока по новой теме. – РЯШ, 1985, № 3.

22. Лихоманова Э.В. Урок-практикум «Общественный смотр знаний» в VIII кл. – РЯШ, 1989, № 4.

23. Малыхина Е.Б. Последний урок по теме «Глагол». – РЯШ, 1991, № 4.

24. Милованова Н.Н. Веселый первоапрельский урок на тему «Повторение изученного о глаголе». – РЯШ, 1995, № 1.

25. Милованова Н.Н., Львова О.Н. Интегрированный урок-игра «Сказки и речевой этикет». – РЯШ, 1995, № 2.

26. Панов Б.Т. Активные способы проверки письменных домашних заданий. – РЯШ, 1985, № 3.

27. Панов Б.Т. Типы уроков и совершенствование учебного процесса. – РЯШ, 1984, № 4.

28. Пахнова Т.М. Анализ текста и работа со словарем на уроке-зачете. – РЯШ, 1990, № 4.

29. Родионова Н.А. Интегрированный урок на тему «Заимствованные слова». – РЯШ, 1991, № 2.

30. Родченко О.Д., Коренева Л.А. Урок-дискуссия как форма общения на уроке русского языка. – РЯШ, 1990, № 4.

31. Савенкова Н.П. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка. – РЯШ, 1988, № 3.

32. Служевская Т.Л. Одна из форм работы по русскому языку. – РЯШ, 1984, № 1.

33. Смирнова О.Л. Обобщающее повторение имени существительного в V кл. (Заседание ученого Совета). – РЯШ, 1989, № 2.

34. Соколова Г.Б. Уроки игрового повторения в VI кл. – РЯШ, 1988, № 2.

35. Тумина Л.Е. Сказка на уроках русского языка в V кл. – РЯШ,1995, №2.

36. Федорова М.В. Урок-семинар как один из путей активизации самостоятельной деятельности учащихся. – РЯШ, 1988, № 2; 1990, № 3.

37.   Школьные учебники по русскому языку.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.