Урок как основная форма организации обучения и воспитания. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Урок как основная форма организации обучения и воспитания.

2022-11-24 30
Урок как основная форма организации обучения и воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типы и структура урока. Понятие о технологии обучения. Нетрадиционные уроки в школе.

Виды и формы опроса.

Значение контроля для процесса обучения. Виды и формы контроля. Опрос на уроке русского языка, виды опроса, методика организации и проведения опроса.

Домашнее задание по русскому языку: значение, цель, виды, формы, способы дифференциации и индивидуализации. Способы проверки домашних заданий.

Повторение и обобщение на уроках русского языка.

Виды и формы повторения и обобщения в школе. Роль уроков повторения и обобщения в систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Использование наглядности и ТСО на уроках повторения и обобщения. Организация и проведение уроков повторения и обобщения на разных этапах обучения школьников. Организация самостоятельной работы на уроках повторения и обобщения. Упражнения для повторительно-обобщающих уроков. Развитие речи на уроках повторения и обобщения.

 

Список основной и дополнительной литературы

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

                                                                                                                                               

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баева О.И. Инновационные подходы к проведению уроков русского языка в средней школе. – Ставрополь, 2010.

2.  Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2009.

3.  Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М., 2009.

4. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М.: Дрофа, 2007.

5. Теория и методика обучения русскому языку \под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., Изд. Центр «Академия», 2005.

6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.

7.  Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.. 1998. (М.: Флинта: Наука, 2000.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 110 с.

2. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5–6 классы: уроки-игры, урок-путешествие, урок-КВН, урок-соревнование, урок-викторина / авт.-сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 91 с.

3. Кафедра русского языка. Системаработы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 119 с.

4. Русский язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы / авт.-сост. О. В. Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 95 с.

5. Русский язык. 5–9 классы. Интеллектуальный марафон: познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний / авт.-сост. Т. А. Курушина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2009. – 253 с.

6. Игровые технологии на уроках русского языка.5 9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238 с.: ил.

7. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.

8. Алгазина Н.Н., Фомичёва Г.А., Антонова Е.С. и др. МПРЯ: краткий курс лекций. В 2 ч. М.: МГОУ, 1997.

9.  Антонова. Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов вузов/Е.С.Антонова.-М.:КНОРУС, 2007.

10. Баранов М.Т. Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку // РЯШ, 1994, № 3.

11. Барышев Г.А. Забавная орфография: книга по русскому языку для чтения, обучения и развлечения с играми, стихами, рассказами и сказками. – М., 2000.

12. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – 2-е изд., испр. – М.. 1990.

13. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – 2 изд., перераб. – М., 1996.

14. Борисова Н.В., Соловнова А.А. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции. М., 1992.

15. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.. 1983.

16. Виды разбора на уроках русского языка. – М., 1985.

17. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М.: Дрофа, 2006.

18. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.. 2001

19. Единый государственный экзамен: русский язык: Контрольно-измерительные материалы/ под ред. Г.С. Ковалевой. – М.. 2004.

20. Горашова, Надежда Германовна. Поурочное планирование по русскому языку,7кл.:к учебнику М.Т.Баранова и др."Русский язык 7 кл. "/Н. Г. Горашова.-М. Экзамен, 2007.

21. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.

22. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М., 1990.

23. Диктанты с заданиями для старшеклассников/Ред.-сост.Т.Н.Леонтьева.-М.:Чистые пруды,2005.

24. Дудников А.В. Методика изучения грамматики в 8-летней школе. М.: Просвещение, 1977.

25. Жагорина А.С. Нестандартные уроки: Русский язык. 9 класс. М.: Корифец., 2008. – 112 с..

26. Золотова Г.А., Дручинина Г.А., Онипенко Н.К. Русский язык: От системы к тексту 10 кл. – М., 2002.

27. Игровые задачи на уроках русского языка:3-9 кл.:[пособие для учителя] /П.Аркадьев и др...-М.:Чистые пруды, 2005.

28. Как преподавать морфологию в школе/М.В.Панов, И.А.Громов. – М.:Чистые пруды,2007.

29. Костяева Т.А., Рыбченкова Л.М. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 кл. средней школы. – М., 1991.

30. Кушевич, Татьяна Алексеевна. Изучение выразительных возможностей русского языка:повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах/Т.А. Кушевич.-М.:Чистые пруды,2006.

31. Литвиневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006. – 592 с.

32. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. - М., 1991.

33. Ломилина Н.И. Уроки словесности: Дидакт. материалы по рус. яз. и лит.:Серебряный век рус. поэзии/Н.И.Ломилина, В.К. Сигов...-М:Интеллект-Центр,2002.

34. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.

35. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия /сост. М.С. Лапатухин. – М. 1960.

36. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.

37. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.. 2001.

38. Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку (Проект).// РЯШ, 1993, № 4.

39. Озёрская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: книга для учителя. М., 1989.

40. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку/ Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, В.И. Капинос и др. – М.. 2000.

41. Панов М.В. Как преподавать лексику в школе/М.В.Панов и В.В. Луховицкий.-М.:Чистые пруды,2006.

42. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.

43. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.. 1998. (М.: Флинта: Наука, 2000.

44. Пешковский А.М. Лингвистика. Поэтика. Стилистика: избр. тр.: [учеб.пособие]/А.М. Пешковский; сост. и науч. ред. В.Никитин.:Высш.шк.,2007.

45. Практические приемы объяснения и закрепления на уроках русского языка/авт.-сост. Н.А.Шапиро. -М.:Чистые пруды,2006.

46. Программы по русскому языку (разных лет и изданий).

47. Русская риторика: Хрестоматия /авт.-сост. Л.К. Граудина. – М, 1996.

48. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебн. пособие для пед.вузов и институтов повышения квалификации. М., 1998.

49. Совершенствование методов обучения русскому языку. Сб. ст. \ Сост. А.Ю. Купалова. – М,.1981.

50. Современный урок русского языка /сост. Л.А. Тростенцова. – М., 1980.

51. Скороход Л.К. Словарная работ на уроках русского языка. – М.. 1990.

52. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.. 1980.

53. Теория и методика обучения русскому языку \под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., Изд. Центр «Академия», 2005.

54. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.

55. Федоренко Л.П.Принципы обучения русскому языку. – М., 1973.

56. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: учебное пособие. Курск, 1994.

57. Хрестоматия по методике русского языка //под ред. А.В. Текучева. – М.. 1982.

58. Чеснокова Л.Д. Трудные случаи морфологического разбора: учебное пособие для студентов-филологов. М.: Высшая школа, 1991.

59. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М.-СПб., 1998.

60. Шапиро Н. А. Тексты для занятий по синтаксису и пунктуации в 9 классе/Н. А. Шапиро. – Чистые пруды,2007.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ _+ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

· Журналы «Русский язык в школе», «Русская речь», «Русская словесность» и др.

· Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru.

·  Издательский дом «Первое сентября»,
http://rus.1september.ru -газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
http://lit.1september.ru - газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

·  Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.

·  http://www.rusedu.ru/- архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.

Организация самостоятельной работы студентов по ТМОРЯ

Тема Вид отчётности Срок представления материалов
1. Основные термины по ТМОРЯ (I часть) Составление тезауруса по ТМОРЯ, готовность к терминологическим зарядкам Каждое практическое занятие
2. Учебник – ведущее средство обучения Методический анализ школьного учебника (письменно) Практическое занятие №1  
3. Программы по русскому языку для средней школы   Методический анализ программы по русскому языку Практическое занятие №1  
4. Методы и приёмы обучения русскому языку Законспектируйте статью И.Я. Лернера «Система методов обучения» (дидактический аспект) //Совершенствование методов обучения русскому языку. – М., 1981, с. 14 – 27 Практическое занятие №2
5. Календарно-тематическое планирование Составьте календарно-тематическое планирование (программа, класс, раздел по выбору студента). Оформление в соответствии с требованиями (см. лекцию!) (письменно). Практическое занятие №2
6. Подготовка конспекта урока открытия нового знания по ЛЕКСИКЕ (тема и класс по выбору студента) Работа с источниками, подбор материалов, составление и оформление конспекта (письменно). 17 декабря 2019 г.
7. Подготовка конспекта обучающего урока НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ (тип урока, форма урока, класс, раздел, тема – по выбору слушателя).   Работа с источниками, подбор материалов, составление и оформление конспекта (письменно). 17 декабря 2019 г
8. Методика анализа посещённого урока Составление протокола урока; комплексный методический анализ урока русского языка (письменно) декабрь

 

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ И СХЕМ

Готовясь к составлению таблиц и схем по заданиям к организации самостоятельной работы, не забудьте сделать следующее:

 

1. Ознакомьтесь с литературой, указанной в плане подготовки к практическому занятию (например, «Типы уроков по русскому языку», «Виды и формы опроса», «Средства обучения» и т.д.).

2. Найдите главное основание для классификации, сформулируйте его.

3. Найдите другие основания для классификации и сформулируйте их.

4. Выделите необходимое число граф по вертикали и горизонтали, в которых конспективно представьте полученную в ходе чтения информацию (о типах уроков, видах опроса, средствах наглядности и т.д.).

5. Не забудьте вставить в таблицу в отдельную графу полную информацию об источнике, с которым вы работали.

6. Предусмотрите в таблице графу, в которой будет кратко представлен пример из статьи, учебника или пособия, иллюстрирующий теоретическую информацию. 

 

 

ПРОВЕРКА РАБОТ УЧЕНИКОВ

1. Прочтите работу ученика и найдите в ней орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

2. Прочтите Нормы оценки письменных работ учеников.

3. Прочтите работу еще раз и определите, какие ошибки являются грубыми, негрубыми, повторяющимися, однотипными.

4. Подберите упражнения для профилактической работы над орфографическими и пунктуационными ошибками.

5. Выделите грамматические ошибки и классифицируйте их.

6. Выделите речевые ошибки и определите их причину, вид ошибки.

7. Найдите и отметьте стилистические недочеты.

8. Подберите упражнения для работы над грамматическими и речевыми ошибками и стилистическими недочетами на уроке.

 

 

План практического занятия №1

Из дневника мудрого учителя: Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность (Б. Шоу)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.