Тема:  Русский язык как учебный предмет. Программы и учебники по русскому языку для школы. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема:  Русский язык как учебный предмет. Программы и учебники по русскому языку для школы.

2022-11-24 28
Тема:  Русский язык как учебный предмет. Программы и учебники по русскому языку для школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

1. Роль русского языка в системе общего образования (социальная значимость, наиболее значимые функции, языковая картина мира, диалог культур).

2. Стратегические основания методики преподавания русского языка (компетентностный подход, деятельностный подход).

3. Общедидактические, общеметодические принципы обучения в современных условиях преподавания русского языка.

4.  Цели и задачи обучения русскому языку на современном этапе. Целеполагание. Рефлексия.

5.  Структура и содержание курса русского языка в средней школе.

6.  Программы по русскому языку для средней школы.

7.  Средства обучения русскому языку (общая характеристика).

8.  Функции учебника. Структура учебника по русскому языку.

9.  Действующие учебники по русскому языку.

10.  Учебные пособия, дополняющие учебник.

Задания:

  1. Изучите Профессиональный стандарт педагога.
  2. Изучите программы по русскому языку: их содержание, структуру, объяснительную записку. Ознакомьтесь с Концепцией образования по русскому языку (будьте готовы представить анализ одной из программ по русскому языку – по выбору студента).

Ø Русский язык 5-9 класс (по УМК Т.А. Ладыженской и др.)

Ø Русский язык 5-9 класс (по УМК М.М. Разумовской, П.А. Леканта)

Ø Русский язык 5-9 класс (по УМК М.В. Панова)

Ø Русский язык 5-9 класс (по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова)

Ø Русский язык 5-9 класс (по образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой)

Ø Русский язык 5-9 класс (по УМК Л.М. Рыбченковой)

 

  1. Ознакомьтесь с разными (!!!) школьными учебниками по русскому языку. Подготовьте методический анализ одного школьного учебника на выбор (Задание сдаётся в письменном виде каждым студентом группы! Схема анализа в УМК по ТМОРЯ). Должен быть представлен анализ РАЗНЫХ действующих учебников для разных классов. Убедительная просьба: распределите имеющиеся в библиотеке учебники!
  2. Прочитайте в любом учебнике по ТМОРЯ раздел «Из истории создания программ по русскому языку».
  3. Подготовьте индивидуальное сообщение:

Ø Парубченко Л.Б. Новый школьный курс русского языка (Об учебниках под. ред. М.В. Панова) //РЯШ, 2009, № 5, с. 3. ________________  

Ø Изучите ФГОС нового поколения: Особенности внедрения ФГОС нового поколения (требования, плюсы и минусы, критерии эффективности обучения)………………………………………………..

7. Подготовьтесь к терминологической  зарядке:

· методика преподавания русского языка

· речевая среда

· закономерность усвоения речи

· методическая система

· принцип обучения

· коммуникативный принцип

· контекстный принцип

· обобщение понятий

· понятие

· языковая компетенция

· лингвистическая компетенция

· коммуникативная компетенция

· культуроведческая компетенция

· процесс обучения

· целеполагание

· предмет обучения в курсе русского языка

· знания

· умение

· навык

Рекомендуемые источники информации:

1. Теория и методика обучения русскому языку \под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., Изд. Центр «Академия», 2005.

2.Антонова. Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов вузов/Е.С.Антонова.-М.:КНОРУС, 2007.

3. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка – М., 2000.

4. Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка – М., 1986.

5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.

6. Михайлов М. М. Наука о русском языке и школьный учебник. // «Русская словесность» 1995, №3. С. 26 – 28.

7.Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Составитель А. В. Текучёв – М., 1982.

8. Парубченко Л.Б. Новый школьный курс русского языка (Об учебниках под. ред. М.В. Панова) //РЯШ, 2009, № 5, с. 3

9. Баринов Е.А. и др. Методика русского языка. – М., 1974.

10. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка в школьный учебник. / Русская словесность, 1996, № 4.

11. Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее (полное) общее образование) // РЯШ, 2000, №2. С. 7 – 9.

12.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.

 

План методического анализа учебника

 

 

1. Автор, название учебника, издательство, год издания, программа обучения, аннотация (имеющаяся или собственная).

2. Аппарат учебника (справочный материал, форзацы, условные обозначения, сокращения).

3. Содержание учебного материала (оглавление, с чего начинается, чем заканчивается, принцип расположения материала: линейный //ступенчатый// концентрический).

4. Организация повторения (в начале года: тексты + задания; в конце года/ раздела: контрольные вопросы, таблицы, схемы, разборы и т.д.) – приведите конкретные примеры.

5. Характер тренировочных упражнений (списывание, диктант, конструирование, реконструирование, редактирование и др. виды) – приведите конкретные примеры.

6. Охарактеризуйте соотношение продуктивных и репродуктивных форм учебной деятельности.

7. Наличие в учебнике таблиц, схем, иллюстраций, репродукций, рисунков.

8. Каков характер включения материалов по развитию речи, каковы тексты, виды творческих работ, сведения по стилистике, риторике и культуре речи?

9. Справочный материал: приложения, схемы разборов, наличие кратких словарей.

10. Получил ли отражение в учебнике коммуникативный принцип?

11. Получил ли отражение в учебнике принцип сознательности?

12. Соответствует ли учебник дидактическим принципам научности, доступности, наглядности, последовательности и систематичности?

13. Позволяет ли учебник реализовать развивающие, образовательные и воспитательные цели обучения, сформировать 4 компетенции?

14. Оценка учебного пособия – Ваше мнение!!!

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Титульный лист:

  • Наименование программы.
  • Ф.И.О. авторов.
  • Год составления программы.

2. Пояснительная записка содержит следующую информацию:

  • цели и задачи обучения;
  • общая характеристика учебного предмета;
  • место предмета в учебном плане ОУ;
  • особенности преподавания учебного предмета в данном классе;
  • используемая система или линия учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников;
  • количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;
  • другая информация.

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.