Русский язык как учебный предмет. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Русский язык как учебный предмет.

2022-11-24 24
Русский язык как учебный предмет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знания:

· об особенностях методики преподавания русского языка как науки;

· о родном языке как предмете усвоения;

· о целях, задачах, содержании, методах, приёмах, организационных формах обучения школьников русскому языку с учётом закономерностей усвоения родной речи;

· о разных способах обучения родному языку;

· о моделировании школьного курса русского языка;

· о средствах обучения родному языку;

· о формировании лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции школьников в процессе изучения важнейших тем школьного курса.

Умения и навыки:

·  умение оперировать методическими понятиями;

· умение решать общие и частные методические вопросы;

·  понимание учебной ситуации;

· умение составлять и защищать конспект урока;

·  умение анализировать посещённые уроки;

· умение провести урок в аудитории;

· навыки ориентирования в основных этапах становления методической науки;

· навыки критического оценивания имеющегося методического опыта;

· навыки соотнесения ведущих методических идей с современными тенденциями в обучении русскому языку;.

· навыки изготовления и использования наглядных пособий;

· навыки создания и применения мультимедийных проектов для методического сопровождения урока.

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины: электронная библиотека www.ibooks.ru, электронные учебники, учебная обязательная и дополнительная литература, учебно-методический комплекс по дисциплине, локальная сеть КамГУ им. Витуса Беринга, учебные специализированные аудитории с оборудованием.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, лабораторные работы, ролевые игры, имитации-инсценирования уроков русского языка, case-study.

Формы текущего контроля успеваемости: составление конспектов уроков, составление технологических карт, собеседование по терминам, защита лабораторных работ, проверка конспектов по темам для самостоятельной работы, защита проектов, защита рефератов, защита и анализ сценариев уроков.

Форма промежуточной аттестации: зачет (1 часть), зачет (2 часть), аттестационная работа (курсовое исследование-проект), экзамен, стажировка (профессионально-педагогическая практика по русскому языку; 4 недели (НОРб-17), 8 недель (РУб-17) – 4 курс, преддипломная практика: 8 недель (НОРб-17) – 5 курс).

 

 

Требования к знаниям, умениям, навыкам студентов по дисциплине и перечень формируемых дисциплиной компетенций (по ФГОС ВО)

  

Профессиональная подготовка будущих учителей русского языка складывается из усвоения ими теории обучения русскому языку, из овладения студентами технологией обучения языку, выработки у них навыков формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Это определяет специфику предмета как профилирующей дисциплины.

    Теоретико-методическая подготовка студентов состоит в том, чтобы:

1) вооружить их научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и воспитании школьников средствами своего предмета;

2) сформировать у студентов методические навыки и взгляды, связанные с процессом преподавания родного языка;

3) научить студентов создавать свой собственный педагогический опыт на основе имеющихся традиционных и нетрадиционных технологий обучения языку;

4) подготовить будущих учителей к самостоятельной творческой работе в школе.

Теоретическую подготовку студенты начинают на лекционных занятиях, формирующих методические мышление и компетентность в процессе рассмотрения важнейших общих и частных вопросов методической науки. На лекциях рассматриваются следующие основные вопросы:

1) об особенностях методики преподавания русского языка как науки;

2) о родном языке как предмете усвоения;

3) о целях, задачах, содержании, методах, приёмах, организационных формах обучения школьников русскому языку с учётом закономерностей усвоения родной речи;

4) о разных способах обучения родному языку;

5) о моделировании школьного курса русского языка;

6) о средствах обучения родному языку;

7) о формировании лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции школьников в процессе изучения важнейших тем школьного курса.

Практическая подготовка студентов реализуется во время практических, семинарских занятий и профессиональной практики по русскому языку: студенты учатся оперировать методическими понятиями, рассматривают общие и частные методические вопросы. Часть занятий, посвящённых истории развития методики и актуальным проблемам современной науки, проводится в форме семинаров.

На практических занятиях формируются методические умения и навыки студентов:

· понимание учебной ситуации,

· умение составить и защитить конспект урока,

· умение анализировать посещённые уроки,

· умение провести урок в аудитории,

· навыки изготовления и использования наглядных пособий и др.

Студент должен знать:

 

1) содержание и структуру школьных программ и учебников;

 

2) типологию уроков литературы и русского языка;

 

3) основные принципы построения урока;

 

4) виды и формы работы учащихся.

 

Студент должен уметь:

 

1) самостоятельно разрабатывать типовые уроки русского языка;

 

2) самостоятельно разрабатывать нестандартные уроки русского языка;

 

3) интерпретировать различные современные методики преподавания русского языка в аспекте речевого взаимодействия с обучающимися и современной лингводидактики;

 

4) определять различные методические предпосылки практики преподавания русского языка;

 

5) анализировать организацию учебного процесса по русскому языку в современной школе.

 

Студент должен овладеть следующими навыками:

 

1) методического отбора материала;

 

2) аналитической обработки дидактического материала;

 

 

3) применения современных методов и приёмов обучения русскому языку;

 

4) планирования и организации работы по методике преподавания русского языка в современных условиях;

5) решения методических задач, коммуникативно-деятельностного анализа дидактического материала по русскому языку;

6) методического мониторинга (контроля в практике преподавания русского языка).

 

         Студент должен владеть терминологией дисциплины; быть способным использовать свои знания при анализе педагогических ситуаций, возникающих в ходе проведения  современного урока русского языка; быть способным грамотно, с учётом современных тенденций выбрать стратегию, тактику, методическое поведение, адекватные условиям определённого коммуникативного пространства урока русского языка.

   Студент должен быть готовым  к профессиональной практической деятельности в области проведения современных уроков русского языка, правильно ориентироваться в выборе методического и речевого варианта, наиболее целесообразного и перспективного.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-16, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-12:

 

1) владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

2) способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

3) способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

4) готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

5) способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

6) осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

7) способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

8) владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

9) способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

10) способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5).

11) способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

12) способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

13) готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

14) способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

15) способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

16) готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

17) способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

18) способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

19) способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

20) готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

21) способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

22) владение информацией о принципах построения урока литературы и русского языка и навыками его методической организации (ПСК-12).

 

Рабочая программа по дисциплине

 

«Методика обучения и воспитания (по профилю «Русский  язык)»

Пояснительная записка

Комплексный подход к описанию педагогических явлений способен обеспечить как структурно-содержательное, так и дидактико-методическое единство в рассмотрении теории и практики урока русского языка с учётом новых достижений в педагогической науке, с одной стороны, а с другой – представить методику преподавания урока русского языка как целостную систему, все элементы которой отражают основные положения современной дидактики.

Изучение основ теории современного урока в аспекте тенденций современного языкознания, в условиях активизации интегрирующих процессов в лингвистике и лингводидактике способствует формированию нового теоретико-практического мировоззрения бакалавра педагогического образования.

Основной целью курса является формирование профессионально-педагогической компетентности бакалавра педагогического образования на основе изучения законов эффективной методической системы построения современного урока русского языка. Данный курс направлен не только на  реализацию стандартов нового поколения, но и на углубление и расширение информационного поля студентов.

 

 

Программа изучения курса

ЧАСТЬ – 1 (5 семестр)

Методика как наука.

История развития методической науки. Объект, предмет, методы исследования. Связь методики с другими науками. Профессиональный стандарт учителя.

Виды и формы опроса.

Значение контроля для процесса обучения. Виды и формы контроля. Опрос на уроке русского языка, виды опроса, методика организации и проведения опроса.

Домашнее задание по русскому языку: значение, цель, виды, формы, способы дифференциации и индивидуализации. Способы проверки домашних заданий.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баева О.И. Инновационные подходы к проведению уроков русского языка в средней школе. – Ставрополь, 2010.

2.  Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2009.

3.  Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М., 2009.

4. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М.: Дрофа, 2007.

5. Теория и методика обучения русскому языку \под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., Изд. Центр «Академия», 2005.

6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.

7.  Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.. 1998. (М.: Флинта: Наука, 2000.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 110 с.

2. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5–6 классы: уроки-игры, урок-путешествие, урок-КВН, урок-соревнование, урок-викторина / авт.-сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 91 с.

3. Кафедра русского языка. Системаработы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 119 с.

4. Русский язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы / авт.-сост. О. В. Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 95 с.

5. Русский язык. 5–9 классы. Интеллектуальный марафон: познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний / авт.-сост. Т. А. Курушина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2009. – 253 с.

6. Игровые технологии на уроках русского языка.5 9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238 с.: ил.

7. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.

8. Алгазина Н.Н., Фомичёва Г.А., Антонова Е.С. и др. МПРЯ: краткий курс лекций. В 2 ч. М.: МГОУ, 1997.

9.  Антонова. Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов вузов/Е.С.Антонова.-М.:КНОРУС, 2007.

10. Баранов М.Т. Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку // РЯШ, 1994, № 3.

11. Барышев Г.А. Забавная орфография: книга по русскому языку для чтения, обучения и развлечения с играми, стихами, рассказами и сказками. – М., 2000.

12. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – 2-е изд., испр. – М.. 1990.

13. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – 2 изд., перераб. – М., 1996.

14. Борисова Н.В., Соловнова А.А. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции. М., 1992.

15. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.. 1983.

16. Виды разбора на уроках русского языка. – М., 1985.

17. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М.: Дрофа, 2006.

18. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.. 2001

19. Единый государственный экзамен: русский язык: Контрольно-измерительные материалы/ под ред. Г.С. Ковалевой. – М.. 2004.

20. Горашова, Надежда Германовна. Поурочное планирование по русскому языку,7кл.:к учебнику М.Т.Баранова и др."Русский язык 7 кл. "/Н. Г. Горашова.-М. Экзамен, 2007.

21. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.

22. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М., 1990.

23. Диктанты с заданиями для старшеклассников/Ред.-сост.Т.Н.Леонтьева.-М.:Чистые пруды,2005.

24. Дудников А.В. Методика изучения грамматики в 8-летней школе. М.: Просвещение, 1977.

25. Жагорина А.С. Нестандартные уроки: Русский язык. 9 класс. М.: Корифец., 2008. – 112 с..

26. Золотова Г.А., Дручинина Г.А., Онипенко Н.К. Русский язык: От системы к тексту 10 кл. – М., 2002.

27. Игровые задачи на уроках русского языка:3-9 кл.:[пособие для учителя] /П.Аркадьев и др...-М.:Чистые пруды, 2005.

28. Как преподавать морфологию в школе/М.В.Панов, И.А.Громов. – М.:Чистые пруды,2007.

29. Костяева Т.А., Рыбченкова Л.М. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 кл. средней школы. – М., 1991.

30. Кушевич, Татьяна Алексеевна. Изучение выразительных возможностей русского языка:повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах/Т.А. Кушевич.-М.:Чистые пруды,2006.

31. Литвиневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006. – 592 с.

32. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. - М., 1991.

33. Ломилина Н.И. Уроки словесности: Дидакт. материалы по рус. яз. и лит.:Серебряный век рус. поэзии/Н.И.Ломилина, В.К. Сигов...-М:Интеллект-Центр,2002.

34. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.

35. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия /сост. М.С. Лапатухин. – М. 1960.

36. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.

37. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.. 2001.

38. Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку (Проект).// РЯШ, 1993, № 4.

39. Озёрская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: книга для учителя. М., 1989.

40. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку/ Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, В.И. Капинос и др. – М.. 2000.

41. Панов М.В. Как преподавать лексику в школе/М.В.Панов и В.В. Луховицкий.-М.:Чистые пруды,2006.

42. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.

43. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.. 1998. (М.: Флинта: Наука, 2000.

44. Пешковский А.М. Лингвистика. Поэтика. Стилистика: избр. тр.: [учеб.пособие]/А.М. Пешковский; сост. и науч. ред. В.Никитин.:Высш.шк.,2007.

45. Практические приемы объяснения и закрепления на уроках русского языка/авт.-сост. Н.А.Шапиро. -М.:Чистые пруды,2006.

46. Программы по русскому языку (разных лет и изданий).

47. Русская риторика: Хрестоматия /авт.-сост. Л.К. Граудина. – М, 1996.

48. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебн. пособие для пед.вузов и институтов повышения квалификации. М., 1998.

49. Совершенствование методов обучения русскому языку. Сб. ст. \ Сост. А.Ю. Купалова. – М,.1981.

50. Современный урок русского языка /сост. Л.А. Тростенцова. – М., 1980.

51. Скороход Л.К. Словарная работ на уроках русского языка. – М.. 1990.

52. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.. 1980.

53. Теория и методика обучения русскому языку \под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., Изд. Центр «Академия», 2005.

54. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.

55. Федоренко Л.П.Принципы обучения русскому языку. – М., 1973.

56. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: учебное пособие. Курск, 1994.

57. Хрестоматия по методике русского языка //под ред. А.В. Текучева. – М.. 1982.

58. Чеснокова Л.Д. Трудные случаи морфологического разбора: учебное пособие для студентов-филологов. М.: Высшая школа, 1991.

59. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М.-СПб., 1998.

60. Шапиро Н. А. Тексты для занятий по синтаксису и пунктуации в 9 классе/Н. А. Шапиро. – Чистые пруды,2007.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ _+ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

· Журналы «Русский язык в школе», «Русская речь», «Русская словесность» и др.

· Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru.

·  Издательский дом «Первое сентября»,
http://rus.1september.ru -газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
http://lit.1september.ru - газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

·  Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.

·  http://www.rusedu.ru/- архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.

Организация самостоятельной работы студентов по ТМОРЯ

Тема Вид отчётности Срок представления материалов
1. Основные термины по ТМОРЯ (I часть) Составление тезауруса по ТМОРЯ, готовность к терминологическим зарядкам Каждое практическое занятие
2. Учебник – ведущее средство обучения Методический анализ школьного учебника (письменно) Практическое занятие №1  
3. Программы по русскому языку для средней школы   Методический анализ программы по русскому языку Практическое занятие №1  
4. Методы и приёмы обучения русскому языку Законспектируйте статью И.Я. Лернера «Система методов обучения» (дидактический аспект) //Совершенствование методов обучения русскому языку. – М., 1981, с. 14 – 27 Практическое занятие №2
5. Календарно-тематическое планирование Составьте календарно-тематическое планирование (программа, класс, раздел по выбору студента). Оформление в соответствии с требованиями (см. лекцию!) (письменно). Практическое занятие №2
6. Подготовка конспекта урока открытия нового знания по ЛЕКСИКЕ (тема и класс по выбору студента) Работа с источниками, подбор материалов, составление и оформление конспекта (письменно). 17 декабря 2019 г.
7. Подготовка конспекта обучающего урока НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ (тип урока, форма урока, класс, раздел, тема – по выбору слушателя).   Работа с источниками, подбор материалов, составление и оформление конспекта (письменно). 17 декабря 2019 г
8. Методика анализа посещённого урока Составление протокола урока; комплексный методический анализ урока русского языка (письменно) декабрь

 

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ И СХЕМ

Готовясь к составлению таблиц и схем по заданиям к организации самостоятельной работы, не забудьте сделать следующее:

 

1. Ознакомьтесь с литературой, указанной в плане подготовки к практическому занятию (например, «Типы уроков по русскому языку», «Виды и формы опроса», «Средства обучения» и т.д.).

2. Найдите главное основание для классификации, сформулируйте его.

3. Найдите другие основания для классификации и сформулируйте их.

4. Выделите необходимое число граф по вертикали и горизонтали, в которых конспективно представьте полученную в ходе чтения информацию (о типах уроков, видах опроса, средствах наглядности и т.д.).

5. Не забудьте вставить в таблицу в отдельную графу полную информацию об источнике, с которым вы работали.

6. Предусмотрите в таблице графу, в которой будет кратко представлен пример из статьи, учебника или пособия, иллюстрирующий теоретическую информацию. 

 

 

ПРОВЕРКА РАБОТ УЧЕНИКОВ

1. Прочтите работу ученика и найдите в ней орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

2. Прочтите Нормы оценки письменных работ учеников.

3. Прочтите работу еще раз и определите, какие ошибки являются грубыми, негрубыми, повторяющимися, однотипными.

4. Подберите упражнения для профилактической работы над орфографическими и пунктуационными ошибками.

5. Выделите грамматические ошибки и классифицируйте их.

6. Выделите речевые ошибки и определите их причину, вид ошибки.

7. Найдите и отметьте стилистические недочеты.

8. Подберите упражнения для работы над грамматическими и речевыми ошибками и стилистическими недочетами на уроке.

 

 

План практического занятия №1

Из дневника мудрого учителя: Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность (Б. Шоу)

План методического анализа учебника

 

 

1. Автор, название учебника, издательство, год издания, программа обучения, аннотация (имеющаяся или собственная).

2. Аппарат учебника (справочный материал, форзацы, условные обозначения, сокращения).

3. Содержание учебного материала (оглавление, с чего начинается, чем заканчивается, принцип расположения материала: линейный //ступенчатый// концентрический).

4. Организация повторения (в начале года: тексты + задания; в конце года/ раздела: контрольные вопросы, таблицы, схемы, разборы и т.д.) – приведите конкретные примеры.

5. Характер тренировочных упражнений (списывание, диктант, конструирование, реконструирование, редактирование и др. виды) – приведите конкретные примеры.

6. Охарактеризуйте соотношение продуктивных и репродуктивных форм учебной деятельности.

7. Наличие в учебнике таблиц, схем, иллюстраций, репродукций, рисунков.

8. Каков характер включения материалов по развитию речи, каковы тексты, виды творческих работ, сведения по стилистике, риторике и культуре речи?

9. Справочный материал: приложения, схемы разборов, наличие кратких словарей.

10. Получил ли отражение в учебнике коммуникативный принцип?

11. Получил ли отражение в учебнике принцип сознательности?

12. Соответствует ли учебник дидактическим принципам научности, доступности, наглядности, последовательности и систематичности?

13. Позволяет ли учебник реализовать развивающие, образовательные и воспитательные цели обучения, сформировать 4 компетенции?

14. Оценка учебного пособия – Ваше мнение!!!

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Титульный лист:

  • Наименование программы.
  • Ф.И.О. авторов.
  • Год составления программы.

2. Пояснительная записка содержит следующую информацию:

  • цели и задачи обучения;
  • общая характеристика учебного предмета;
  • место предмета в учебном плане ОУ;
  • особенности преподавания учебного предмета в данном классе;
  • используемая система или линия учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников;
  • количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;
  • другая информация.

План практического занятия № 2 – 3

Из дневника мудрого учителя: Ключом ко всякой науке является вопросительный знак (О. Бальзак)

Пояснительная записка

    Настоящее планирование составлено на основе Программ общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5–9 классов (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский). Программа раскрывает содержание федерального компонента ФГОС средствами предмета с целью изучения русского языка.

Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова [и др.] – М.: Просвещение, 2016. – 190 с.

Методические рекомендации: ************************

Количество часов по учебному плану: 8 + 2(развитие речи)

Планирование составлено в соответствии с авторскими материалами, методическими рекомендациями, учебным планом МБОУ «Средняя школа №42».

Календарно-тематическое планирование

(русский язык, раздел «Лексика. Культура речи»)

Далее таблица (см. материалы приложения КТП)

План практического занятия № 4

Из дневника мудрого учителя: Урок – это 2400 секунд…Пусть полезной будет каждая!!!

Практическое занятие № 5

Из дневника мудрого учителя: Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя (К. Д. Ушинский)

План практического занятия № 6

Из дневника мудрого учителя: Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать (Р. Декарт)

Тема: Комплексный методический анализ урока русского языка

 

Задания:

1. Подготовьтесь к протоколированию урока русского языка (чистые листы бумаги с разделением на 4 колонки: время, этап урока // ход урока (деятельность учителя + деятельность учеников) // методы и приемы, технологии обучения // примечания (ваши комментарии + частичный анализ этапов урока, методов, приёмов).

2. Изучите материал школьного учебника по теме, которая была изучена на уроке (Степени сравнения прилагательных. 6 класс)

3. Ознакомьтесь с программой по русскому языку для данного класса, данного раздела.

4.   Составьте подробный протокол урока! Подготовьте подробный методический анализ урока русского языка! Сдайте в письменном (печатном) виде.

 

Протокол наблюдения урока

 

 

Время + Этап урока Ход урока (деятельность учителя + деятельность учеников) Методы и приемы, технологии обучения Примечания (ваши комментарии + частичный анализ этапов урока, методов, приёмов)
  Отмечается начало каждого этапа урока или нового вида работы. Этапы указываются.   Ход урока расписывается подробно: фиксируется ход урока с указанием методов и приемов, применяемых учителем, текстов упражнений, вопросов и заданий, ответов учащихся, наглядных пособий, ТСО и т.д.; делаются заметки относительно поведения учащихся, их активности и т. п.   Описываются способы деятельности учителя и учащихся, методические приёмы.   Делаются первичные выводы о реализации принципов обучения, эффективности и особенностях используемых методов, достижений целей обучения. Дается оценка методов и приемов, упражнений, качества наглядных пособий, ответов учащихся, отмечается длительность каждого этапа урока,  

P. S. Составьте подробный конспект урока. Цели урока и этапы урока прописывать обязательно. Промежуточные выводы ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!

 

  Общие выводы об уроке.

Успех наблюдения на уроке во многом зависит от его целенаправленности и плавности. Поэтому внимательно изучите вопросы к анализу урока и пользуйтесь ими как в момент наблюдения, так и при обсуждении урока.

    1. Каков тип урока, соответствует ли он содержанию учебного материала, дидактической задаче и месту данного урока в системе других; удачно ли выбрана последовательность этапов, сумел ли учитель четко провести каждый их этапов, в том числе заключительный.

Ø Прослеживалась ли связь данного урока с предыдущими и    

    последующими (по характеру деятельности учащихся, по    

    дидактическому материалу), заметно ли было продвижение

    учащихся в овладении приемами работы и в развитии их 

    самостоятельности?

Ø Правильно ли сформулирована цель урока, сообщена ли она учащимся // сформулирована учащимися самостоятельно? Учтены ли индивидуальные особенности детей?

Ø Степень достижения целей занятия.

    1. Тема учебного занятия: степень сложности темы вообще и для данной группы, для отдельных учеников.

Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках данной темы?

 

    1. Содержание учебного занятия:  соответствует ли содержание занятия его целям?

Ø Какие и как были реализованы принципы общей дидактики: научность и доступность, преемственность и перспективность, сознательность, связь теории с практикой, учет индивидуальных особенностей школьников, наглядность и др.; общеметодические принципы и принципы частнометодические? Какие принципы не удалось реализовать? Почему?

Ø Как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей?

Ø Способствовало ли содержание занятия развитию интереса к обучению?

Ø Формированию каких умений и навыков способствует материал урока?

 

    1. Структура учебного занятия: ее соответствие типу урока, логика, пропорциональность.

Ø Характеристика отдельных структурных элементов: каковы этапы занятия, их последовательность и соответствие структуре урока данного типа (по ФГОС); организация проектирования нового знания, его закрепление и выработка умений и навыков, задание на дом, подведение итогов урока, рефлексия, комментирование оценок.

Ø Как происходило проектирование нового знания, актуализация знаний, была ли достаточной интеллектуальная нагрузка детей во время объяснения нового материала?

Ø Выделите основной этап урока, охарактеризуйте его.

 

 

    1. Какие методы и приемы были использованы на уроке?

Ø Как они соотносятся с содержанием материала, дидактическими задачами, обеспечили ли активность и самостоятельность учащихся?

Ø Эффективны ли использованные на уроке методы и приемы (оправданы ли они характером лингвистического материала и особенностями его усвоения учащимися, соответствуют ли этапу обучения)?

Ø Удалось ли выбранными приёмами сформировать у школьников мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?

Ø Какие упражнения были использованы на уроке, их 

   образовательная и воспитательная ценность. Формирование каких

умений и навыков обеспечено в ходе выполнения упражнений?

Ø Как был оснащен урок (тексты, карточки, средства наглядности, ТСО, ЭОР)?

Ø Какие особенности методической системы учителя (приёмы, методы, технологии) можно выделить? В чём их преимущества?

 

    1. Деятельность учителя на уроке:

Ø Умение управлять работой класса и отдельного ученика. Как организовано управление индивидуальной работой детей, группой, парами?

Ø  Умение точно формулировать для школьников задачи урока и отдельно его этапы.

Ø  Умеет ли рационально организовать беседу, разъяснить приемы деятельности ученикам, дать устные образцы любого вида языкового анализа и сделать обобщение по материалу урока?

Ø Использует ли разнообразные формы контроля и поощрения для активизации деятельности школьников?

Ø Четко ли мотивирует оценку знаний и навыков учащихся?

Ø Учитывает ли учитель индивидуальные особенности школьников, когда вовлекает их в работу (дифференцированные задания)? умение организовать работу и познавательную активность детей.

Ø Владеет ли языком предмета (лингвистическими, методическими терминами, терминологическими сочетаниями и стандартизованными средствами выражения мысли)?

Ø Умеет ли использовать выразительные возможности устной речи и невербальные компоненты общения (мимика, жесты) для организации внимания учащихся?

Ø Как организовано время урока? Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия?

Ø Как оцениваются достижения школьников на уроке?

Ø Определите вид контроля, какова его эффективность?

Ø Каковы наиболее интересные находки учителя, его удачи, каковы ошибки и неудачи? Раскрылась ли в проведении урока методическая индивидуальность учи


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.203 с.