Праздник для друзей - животных — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Праздник для друзей - животных

2022-10-10 41
Праздник для друзей - животных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели:

1. Воспитывать гуманное отношение к животным.

2. Формировать стремление проявлять заботу о животных.

Ход занятия

Светлячок предлагает детям устроить настоящий праздник для друзей-животных. К встрече гостей детям предлагается украсить комнату.

Игра «Мой любимый цветок»

На полу зала или групповой комнаты три вазы: в одной — букет тюльпанов, в другой — розы, в третьей — нарциссы. Ведущий предлагает детям встать в кружок вокруг вазы с лю­бимыми цветами. Каждый выбирает себе место. Под музыку дети танцуют вокруг вазы. Затем музыка прерывается, дети бегут и встают лицом к стене, закрыв глаза. Ведущий меняет вазы местами. Снова играет музыка. Дети должны быстро встать в круг у вазы с их любимыми цветами. Выигрывает тот кружок, который первым найдет букет своих любимых цве­тов.

Светлячок высказывает восхищение красотой цветов и пред­лагает превратиться в бабочек и поиграть в следующую игру «Бабочки и цветочки».

Игроки разбиваются на пары, в парах встают по кругу ли­цом к центру так, чтобы первые номера смотрели в затылок вто­рым. В парах встают по кругу друг за другом так, чтобы каждый партнер был обращен лицом в центр круга.

Первые номера будут цветочками, они широко расставляют вперед руки — это у цветочков такие лепестки. Вторые номера будут стебельками, они кладут руки на пояс каждый своему цве­точку, крепко его обхватывают и пробуют, поворачивая цвето­чек из стороны в сторону, раскрыть его. Попробовали. А теперь разделим одну пару на бабочку и водящего. Водящий ловит ба­бочку, бабочка улетает и не дает себя поймать. Когда бабочка

58


устает летать, она садится на цветочек, который обхватывает ее своими лепестками и спасает от водящего. Если водящий пой­мал бабочку, они меняются ролями. Стебельки должны хорошо управлять своими цветочками, чтобы тем труднее было завлечь бабочку. Для этого цветочки нужно поворачивать в сторону от пролетающей бабочки.

Педагог предлагает вспомнить детям советы Светлячка о том, как нужно заботиться о животных, птицах.

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья».

Каждый день, когда встаем, Мы с братишкою вдвоем, Взяв крупы и хлебных крошек, На крыльцо бежим скорей. Много ласковых, хороших Прилетает к нам друзей. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры-воробьи.

Светлячок передает детям фонарик и предлагает загадать желание для всех его друзей-животных. В конце упражне­ния Светлячок вслух произносит свое желание: «Чтобы в гос­ти пришел доктор Айболит». Обыгрывается игровая ситуа­ция, после чего проводится игра «Доктор Айболит» (В.М. Ми­наева).

Взрослый или ребенок играет роль доктора Айболита. Ос­тальные изображают больных обезьян.

Доктор подходит к каждой обезьянке, лечит ее, жалеет. Пос­ле того как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздорав­ливают и радуются, что у них больше ничего не болит.

Взрослый показывает игрушку зайца и сообщает, что на праздник прискакало много зайцев и предлагает их угостить вкусной морковью.

Игра «Заяц и морковь»

На картоне или фанере надо нарисовать зайцев, а вместо ртов прорезать круглые отверстия.

59


BIO шагах от зайца становится играющий. В руках у него морковка. Ему завязывают глаза, два-три раза повертывают на месте и говорят: «Накорми зайца».

Играющий должен пойти вперед, держа морковку в вытя­нутой руке, и постараться сунуть ее зайцу в рот.

Животные тоже любят играть и веселиться. Так давайте же порадуемся и поиграем вместе с ними.

Игра «Скачут зайцы»

Понадобятся воздушные шарики, магнитофон.

Звучит музыка. Ведущий объявляет, например: «А теперь зажмите шарик ногами и прыгайте как зайцы!». Он выжидает немного, музыка продолжает играть. Затем ведущий останав­ливает музыку и говорит, к примеру: «А теперь возьмем шарик ртом — там, где узелок, и бежим спиной вперед!».

С шариками дети могут проделывать самые разные выкру­тасы: скакать, бегать, прыгать, бросать. При этом важно, чтобы звучала музыка, которую дети слушали бы с удовольствием и которая побуждала бы их к действию.

Совет. Существуют специальные музыкальные произведе­ния для детей, которые музыкальными средствами изобража­ют цирк зверей, а есть музыкальные записи с голосами разных животных^. Дети, послушав, могли бы подражать не только дви­жениям, но и голосам животных. С шариками это получится очень весело!

В конце занятия Светлячок благодарит детей за веселый праздник для его друзей.

В качестве напутственных слов можно прочитать следующее стихотворение Н.А. Фоменковой «Любите все живое».

Птички, бабочки, лягушки, Насекомые, зверюшки... Все привыкли жить на воле — Очень плохо им в неволе! Нельзя их в баночки сажать — Им надо ползать, петь, летать И плавать в тепленькой водице — Давить, топтать их не годится!


Пожалейте муравья!

Накормите воробья!

Не надо птиц сачком ловить,

А нужно просто всех любить!

Я очень дети вас прошу:

Любите все живое,

Ведь у нас одно на всех небо голубое!


60


Приложение

Диагностический инструментарий

для изучения проявления эмпатии у детей

Первая группа методик взята из книги Е.П. Ильина «Эмо­ции и чувства».СПб.: Питер, 2001.

1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(Методика взята из книги: Урунтаева ГЛ.,Афонькина ЮЛ. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение-Вла-дос, 1995.— С. 97, 98.)

Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и си­туации.

Проведение исследования. Сначала за детьми 3-7 лет наблю­дают в разных видах деятельности. Затем проводят индивиду­ально две серии.

Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на друго­
го ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя иг­
рушку? Почему? - '

Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила
кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала
свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете
закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? По­
чему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал.
Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете

62


подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Летя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера до­
гоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? По­
чему?

4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел ма­
ленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы
тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня
сказала... Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!».
В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сест­
ренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда
мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света
никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля?
Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и ска­
зал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим».
Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал
Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького ко­
тенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда
Саша... Что сделал Саша? Почему?

Обработка данных. Анализ результатов наблюдения прово­дят по следующей схеме.

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ров­
но, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по
собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложе­
нию взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная;
неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это
быстро надоедает и т.д.).

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам,
младшим детям, животным, взрослым, в чем это выражается и
в каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких
ситуациях, как на это реагирует.

5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, млад­
шим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпи­
зодически); что побуждает его заботиться о других; в каких дей­
ствиях выражается эта забота.

63


6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов серий особое внимание обраща­ют не только на правильность ответа ребенка, но и на его моти­вировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированное™ социальных эмоций и их вли­янии на поведение детей разного возраста.

2. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЫГРЫВАНИИ СЮЖЕТНЫХ СЦЕНОК

(Методика взята из книги: Эмоциональное развитие дошколь­ника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 100-102.)

Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подгото­
вительная группа) приводит брата (ясельная группа).

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп,
все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель
строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь
совершенно не над чем. Мальчик потерял варежки, и на про­
гулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать дру­
гим, что очень замерз.

3. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты,
низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

4. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей
рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования. Исследование проводится с деть­ми 4-7 лет.

Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и пред­лагает ее изобразить.

/ ситуация — показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

// ситуация — показать строгое лицо воспитателя, смею­щихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

64


/// ситуация — как мальчик не хочет показать, что он замерз.

IV ситуация — показать обиду девочки.

V ситуация — показать неподдельную радость за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изоб­ражают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмо­циональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выра­зительности и богатстве экспрессивно-мимических средств об­щения и о развитости умения сопереживать другим людям. Дан­ные оформляют в таблицу.

Таблица.

 

 

 

Возраст детей

Правильность передачи эмоций

Всего

Ситуация

I II III IV V  
5 лет            
6 лет            
7 лет            

3. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

(Методика взята из книги: Эмоциональное развитие дошколь­ника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 100-102.)

Проведение исследования. При чтении сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» наблюдают, как воспринимают ее дошкольники 5-7 лет. В протоколе фик­сируют особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценка событий.

Обработка данных. Выделяют индивидуальные особеннос­ти эмоционального поведения детей при прослушивании раз­ных частей сказки:

1. Отмечают, сопровождается ли вхождение в сюжет засты­ванием в одной позе (замиранием), двигательным беспокой-

65


ством, неосознанными (положил локоть на плечо товарища и оба не замечают этого) или неожиданными действиями (девоч­ка внезапно громко хлопает в ладоши в неподходящий момент и сама вздрагивает от произведенного звука).

2. Обращают внимание, проявляется ли более определенное сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сю­жета:

а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей,
превращающееся иногда в копирование их действий (мальчик
делает глоток воображаемой воды точно так же, как гусь Мар­
тин; у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опускаются,
глаза наполняются слезами, лицо страдающее; девочка прижи­
мает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния);

б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов
сказки, связанное с сопереживанием ее персонажам (например,
мальчик берет воображаемое ружье и тихо стреляет из него в '
момент появления охотников);

в) желание избежать сильного сопереживания (некоторые
дети ударяют себя, щиплют, закрывают глаза).

3. Фиксируют, сопровождается ли появление эмоциональ­ной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие пе­реглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; вос­клицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуаци­ям и соседям-зрителям, типа «Зачем, ну зачем гуси туда поле­тели?»).

О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персона­жам можно судить по мимике дошкольников: на лицах не отра­жается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т.е. и слезы, и теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических си­туаций; облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т.д. Когда герою грозит опасность, дети пугаются: широко рас­крывают глаза, вскакивают, вздрагивают.

66


4. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДОШКОЛЬНИКОВ

(Методика взята из книги: Эмоциональное развитие до­школьника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 130-132.)

Подготовка исследования. Приготовиться к выразитель­ному чтению сказки О. Уайльда «Звездный мальчик». Нари­совать мать-нищенку и сына из сказки «Звездный мальчик» (размер рисунка 50 х 100 см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить подарки: от нищенки (малозначитель­ный для ребенка) и от мальчика (более привлекательный и ценный).

Проведение исследования. Исследование проводится с одни­ми и теми же детьми 5-7 лет и состоит из трех серий.

Первая серия. Экспериментатор предлагает подгруппе де­тей послушать сказку О. Уайльда «Звездный мальчик» (чтение прерывает на том месте, когда сын прогоняет родную мать).

Вторая серия. Работа ведется индивидуально. Каждому ре­бенку напоминают, в чем смысл метафоры «отдать кому-то свое сердце». Затем предлагают отдать вырезанное из красной бума­ги сердечко тому персонажу, который больше всех понравился, показался самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одно­му из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два нравственно противоположных героя: сын (звездный мальчик) и мать-нищенка. После этого он должен рассказать, кому и поче­му он отдал «сердце».

Третья серия. Работа ведется индивидуально. Через неко­торое время предлагают еще раз встретиться с теми же персо­нажами, однако на этот раз сами герои сказки желают пода­рить детям что-то на память. Детям напоминают, что подарки обычно принимают от тех, кто нам нравится и дорог. Каждый должен принять подарок только от одного персонажа. Ребенок, принимая подарок от лучшего, по его мнению, героя, должен обосновать свой выбор.

Обработка данных. В первой серии наблюдают внешние эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застыв­шие позы, вскрикивания, вопросы, заданные взволнованными голосами, мимика. По итогам выбора во второй серии экспери­мента судят о содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний. Отмечают

67


эмоциональные проявления, степень уверенности или сомне­ния в процессе выбора.

Ситуация, предложенная в третьей серии, дает возможность проверить глубину и устойчивость чувств, вызванных события­ми сказки.

Детей делят на группы:

1) дети, отдавшие предпочтение матери-нищенке в обеих
ситуациях выбора;

2) дети, отдавшие «сердце» матери и затем взявшие подарок
от звездного мальчика;

3) дети, отдавшие «сердце» звездному мальчику и пожелав­
шие принять от него подарок;

4) дети, отдавшие «сердце» звездному мальчику и потом взяв­
шие подарок от матери.

Следующие две методики взяты из книги: Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов: В помощь практическим психоло­гам: Учебное пособие.Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1996.

5. РОЛЬ ИГРЫ ПО СЮЖЕТУ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Задача. Определить, какие возможности заложены в сказ­ке для эмоционального развития дошкольника, для становле­ния и развития его эмпатических переживаний.

Описание методики. В исследовании применяется метод выбора-предпочтения, известный в литературе как «моральный выбор», когда ребенок условиями эксперимента становится в альтернативную для него ситуацию.

С целью проведения эксперимента рекомендуется исполь­зовать сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про славного Го­роха и его прекрасных дочерей — царевну Кутафью и царевну Горошинку». Главные персонажи сказки воспроизводятся в виде двух пар кукол: красивой, но эгоистичной, жестокой и не­благодарной Кутафьи, и некрасивой, однако бескорыстной, доб­рой и отзывчивой Босоножки (Горошинки). Эти персонажи со-

68


здаются для девочек. Для мальчиков создается аналогичная пара: царевич Орлик и Иван Босой (на основе сказки создается к два ее варианта: для мальчиков и для девочек при половом со­хранении сюжетной линии оригинала).

Сначала, до проведения эксперимента, детям предъявля­ются эти пары кукол в качестве привлекательной и непривле­кательной игрушки как контрольные пары, с целью определе­ния предпочтений испытуемых. Затем эти куклы предъявля­ются после проведения каждого этапа эксперимента для свободного выбора одной из них, но выступающие уже в в ка­честве основных персонажей сказки. По сюжету сказки про­водится игра-драматизация с костюмами детей, идентичны­ми костюмам кукол.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми в возрасте
от 4,5 до 5 лет. Кукольный спектакль дети могут смотреть груп­
пой (по 3-4 ребенка).                         4

Эксперимент включает несколько этапов:

1. Контрольный этап, до чтения сказки, предъявление
пары описанных выше кукол. Каждый ребенок должен выб­
рать куклу, которую он предпочитает, и объяснить свое пред­
почтение.

2. Чтение сказки вслух, с показом иллюстраций к ней (ил­
люстрации должны быть похожи на кукол). После прослушива­
ния с ребенком проводится беседа с целью установить, насколь­
ко испытуемый усвоил сюжетную линию сказки, ее нравствен­
ное содержание. Затем ребенку предлагается пересказать
содержание сказки, давая при этом оценки полярным персона­
жам.

3. Детям предъявляется также пара кукол в качестве персо­
нажей для свободного выбора. Ребенок должен назвать имена
персонажей сказки. Затем экспериментатор спрашивает испы­
туемого, что ему нравится больше всего в поступках персона­
жей, описанных в сказке, и кого он за добрые дела хотел бы взять
с собой в группу.

4. Игра-драматизация начинается с выбора испытуемым
костюма для соответствующей роли, который осуществляет­
ся ребенком добровольно. Взрослый не только инициирует
игру, но и является ее участником. Эпизоды драматизации

69


последовательно составляют сюжет сказки. Игровыми пра­вилами выступают заданные сказкой этические взаимоотно­шения ее героев. В некоторые моменты эти правила могут прийти в противоречие со сложившимися нравственными представлениями испытуемых, что может привести к возник­новению различных вариантов игры, вплоть до отказа от роли, и выхода из игры.

Если при выборе роли и костюма ребенок колеблется, сомне­вается, это означает, что на предыдущих этапах эксперимента он не проявил устойчивого эмоционального отношения к поляр­ным персонажам. Испытуемые, проявившие ярко выраженное сочувствие, как правило, без колебаний выбирают непривлека­тельные костюмы, а испытуемые, не сумевшие адекватно оце­нить полярных персонажей, предпочитают нарядный костюм отрицательного героя.

Анализ результатов. Целью данного эксперимента явля­ется выявление динамики эмпатийного процесса. Экспери­ментатор должен подробно протоколировать все замеченные им реакции детей на каждом этапе эксперимента. Анализ прото­колов позволит выявить общие тенденции в формировании эм­патийного переживания детей, а также наличие ин­дивидуальных особенностей у отдельных испытуемых.

6. РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ ПОД ВЛИЯНИЕМ СКАЗКИ

Задача. Выявить особенности развития сопереживания у детей 6 лет под влиянием сказки.

Описание методики. Материалом для проведения экспе­римента является сказка О. Уайльда «Звездный мальчик» (музыкальный спектакль, записанный на пластинку). Испы­туемым предлагается прослушать только первую часть сказ­ки, которая заканчивается описанием эпизода, когда «звезд­ный мальчик», прекрасный и нарядный, забрасывает камня­ми свою мать-нищенку, проискавшую его по белу свету 10 лет. Сын отказывается признать свою мать и прогоняет ее с поразительной жестокостью. Пластинка прослушивается дважды..


Затем показывается приготовленная заранее картинка с изображением двух полярных персонажей сказки (матери-ни-|; щенки и «звездного мальчика»). Детям дается инструкция, в которой разъясняется смысл метафорического выражения «От­дать кому-то свое сердце» и предлагается вырезанное из бумаги сердечко, которое каждый ребенок должен «отдать» сказочно­му персонажу, который больше всего ему понравился, показался хорошим. Процедура дарения «сердец» проводится строго ин­дивидуально.

Каждый испытуемый рассказывает экспериментатору о том, кому он отдал свое «сердце» и почему. Беседа подробно прото­колируется (или записывается на магнитофон).

Во второй части эксперимента детям предлагается еще раз «встретиться» с теми же персонажами, однако на этот раз герои сказки сами желают подарить детям что-то на память; при этом принять подарок можно только от одного из персонажей. Экс-| периментатор дает указание, что подарки принимают только от тех, кто нравится и дорог им.

«Звездный мальчик» дарит детям яркий декоративный зна­чок с изображением сказочных героев (открытку), а нищенка-мать — менее привлекательный бумажный ромбик. Каждый ребенок, принимая подарок от лучшего, по его мнению, персо­нажа, должен обосновать свой выбор.

Анализ результатов. Все высказывания и мотивировки де­тей подробно протоколируются. При анализе полученных про­токолов выделяются следующие виды мотивировок:

1. Мотивировки испытуемых, принявших «ценный пода­рок» от «звездногомальчика»:

а) морально-оценочное обоснование;

б) эстетическое;

в) полная неадекватность восприятия обоих персонажей
замыслу сказки;

г)  потребительский и одновременно эстетический подход.
2*. Мотивировки испытуемых, отвергнувших подарок «звезд­
ного мальчика»:

а) выбор, адекватный замыслу сказки, но при этом обна­
руживается ситуативный подход;

б) обобщенно-нравственный подход.


 


70


71


ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ

(Методика взята из книги: Непомнящая НИ. Становление личности ребенка 6-7 лет/ Научно-исследовательский инсти­тут общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1992. — С. 150-151.)

Испытуемому задаются вопросы о личностных качествах:

1. Как ты считаешь, ты добрый мальчик (девочка)? Почему?

2. Что такое добрый человек?

3. Что такое злой человек?

4. Тебя хвалят? Кто? За что?

5. Бывает, что тебя ругают? Кто? Когда? Почему?

6. Кто тебе в группе больше всех нравится?

7. Меньше всех нравится?

8. Кого ты больше всего жалеешь?

9. Если бы ты увидел (а), что мальчик (девочка) плачет, что
ты сделал (а) бы? Что почувствовал (а) бы?.

 

10. Кто у вас в группе самый добрый?

11. Кто у вас в группе самый злой?

12. Есть такой человек, на которого ты хотел (а) бы быть по­
хожим (ей)? Если ребенок понимает этот вопрос как внешнее
сходство, то объясняется, что имеется в виду. После этого зада­
ются такие вопросы: а ты такой (ая) же? Чем не такой (ая) же?
И т.п:

Все свои ответы ребенок должен обосновать. При этом вы­ясняется осознание им своих личностных качеств и отноше­ния к себе, что понимает ребенок под такими словами, как «добрый» и «злой», предпочтение им определенных лиц, со­поставление себя с ними, наличие идеала, осмысляется или нет другой человек, а если осмысляется, то что при этом оказы­вается значимым, какие личностные качества, например, за­ступиться за друга для ребенка важнее, чем то, что другой не шалит.

После беседы и ответов на вопросы взрослый просит ребен­ка вообразить ситуации, аналогичные тем, которые имели ме­сто реально в эксперименте на отношение «Я — другой». Ре­бенку напоминается о том, как он помогал малышу убрать и помыть детали «Конструктора». Затем ему говорится: «Если

72


тебя спросят, ты хочешь помочь малышам или...». При этом перечисляются дела в порядке усиления их значимости для ребенка. По значимости при всех различиях предлагаемые дела можно выстроить следующим образом (от менее значимых к более):

1) что-то доделать; предлагается, например, доделать вер­
тушки, дописать палочки и кружочки и т.п.;

2) писать буквы, чтобы в школе успевать;

3) дело, которое ребенок делать не хочет, но взрослый про­
сит его сделать, говоря, например: «У тебя лучше получается»
и т.п.;

4) дело, от которого ребенок отказывается, но взрослый го­
ворит, что об этом просили воспитательница, один из родите­
лей, дети, тот, на которого ребенок хотел походить (дается в
последовательности от более значимого к менее значимому
лицу). Наиболее типичные приемы усиления значимости та­
ковы: «Воспитательница будет недовольна, если ты этого не
сделаешь», «Петя скажет, что ты плохой мальчик, потому
что...», «Тебя будут ругать», «Тебе не разрешат играть с ребя­
тами».

Воображаемые ситуации аналогичны реальным, имеющим место в эксперименте на отношение «Я — другой», в них также вводится дефицит времени, конфликт ситуаций своей и друго­го. Но в данном эксперименте можно более тонко проанализи­ровать значимость для ребенка отношения к нему разных лиц. Скажем, вводятся такие ситуации:

1. Ребята писали палочки и не закончили. Что ты хочешь —
закончить писать палочки или учиться буквы писать, чтобы в
школе успевать?

2. Воспитательница сказала, что нужно сделать то-то и
то-то. (Предлагается дело, которое ребенок отказывается де­
лать.)

 3.                                                          Предлагается сделать то, о чем просила воспитательница,
или то, что хотела бы мама ребенка (два дела несовместимы),
т.е. задается конфликт ситуаций.          .

 4. Предлагается сделать то, о чем просила воспитательница
или мама (в зависимости от выбора в ситуации 3), и то, что по-

73


нравится детям, а ребенок этого делать не хочет, т.е. конфликт ситуаций усиливается.

5. Предлагается сделать то, что ребенок делать отказыва­
ется, но что понравится тому, на кого хотел бы походить ребе­
нок.                   .

При ценностности отношений с другими и значимости от­ношения других к себе такая оценка очень важна.


ЛИТЕРАТУРА


 


74


 

1. Богданова О.С., Калинина ОД. Содержание и методика
этических бесед с младшими школьни.ками: Пособие для учи­
телей. — М.: Просвещение, 1982.

2. Богданова О.С., Петров ВЛ. Воспитание культуры пове­
дения учащихся 1-3 классов: Пособие для учителей. — 2-е изд.,
испр. — М.: Просвещение, 1978.

3. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник
статей/ Российский государственный педагогический ун-т им.
А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. — СПб.: ДЕТ­
СТВО-ПРЕСС, 2000.

4. Ильин В.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001.

5. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь.../ Художни­
ки Г.В. Соколов, В.Н. Куров. — Ярославль: Академия разви­
тия, Академия, К, 2000.

6. Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. —
К.: Рад. Шк., 1988.

7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия.
Игры: Пособие для практических работников дошкольных уч­
реждений. — М.: АРКТИ, 1999.

8. Непомнящая* Н.И. Становление личности ребенка 6-7
лет/ Научно-исследовательский институт общей и педагогичес­
кой психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1992.

9. Плешаков АЛ. Природа: Учебное пособие для начальной
школы: «ВентанаГраф», 1996

 

10. Пляцковский М.С. От.улыбки станет всем светлей. —
РИО «Самовар», 1990.

11. 500 лучших.детских игр/ Сост. А.Г. Бочарова, Т.М. Го-
рева, В.Я. Окунь. — М.: ООО Издательство Яуза, ЗАО Иэд-во
ЭКСМО-Пресс, 2002.

12. Психология воспитания: Пособие для методистов до­
школьного и начального школьного образования, преподавате-

75


лей, психологов/ А.Д. Грибанова, В.К. Калиненко, Л.М. Кла-рина и др., под общ. ред. В.А. Петровского. — 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995.

13. Регина Граббат. Игры для малышей от 2 до 6 лет /Пер. с
нем. О. Асписовой. — М.: РОСМЭН, 1999.

14. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба
в детских дошкольных учреждениях разных типов. В помощь
практическим психологам: Учебное пособие. —Ростов-на-Дону:
Изд-во РГПУ, 1996.

15. Стрелкова Л. Учебно-методическое пособие для детских
дошкольных учреждений и начальной школы. Кн. 1. Начало
пути (для детей младшего и среднего дошкольного возраста). —
М.,1995.

16. Урунтаева ГЛ., Афонькина ЮЛ. Как я расту: Советы
психолога родителям. — М.: Просвещение, 1996.

17. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. — Харьков: ФОЛИО;
СПб.: КРИСТАЛЛ, 1996.

18. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и
проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. —
Ярославль: «Академияразвития», 1997

19. Шмаков С А., Безбородова НЛ. От игры к самовоспита-
ни: Сборник игр-коррекций. — М.: Новая школа, 1993.

20. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для вос­
питателей дет. сада/А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Ко-
шелева и др.; под ред. А.Д.Кошелевой. — М.: Просвещение,
1985.

21. Якобсон МЛ. Эмоциональная жизнь школьника. — М.,
1996.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................;............................................................ 3

РАЗДЕЛ 1

Я И МОИ РОДНЫЕ...................................................................................................... 8

Занятие 1

Самый дорогой на свете человек..................................................................... 8

Занятие 2

Почему мы обижаем близких нам людей?.................................................. 10

Занятие 3

Братья и сестры................................................................................................. 13

Занятие 4

Ссоры братьев и сестер ...'.............................................................................. 15

Занятие 5

Учимся понимать переживания родных

и близких нам людей......................................................................................... 18

Занятие 6

Наши бабушки и дедушки....................,.......................................................... 20

РАЗДЕЛ 2

УЧИМСЯ СОЧУВСТВОВАТЬ

И СОПЕРЕЖИВАТЬ ДРУЗЬЯМ............................................................................. 24

Занятие 1

Друг в беде не бросит........................................................................................ 24

Занятие 2

Друг заболел........................................................................................................ 27

Занятие 3

Как помочь больному другу?........................................................................... 29

Занятие 4

Учимся понимать боль другого человека................................................... 31

Занятие 5

Други в радости, и в горе всегда рядом....................................................... 34

Занятие 6

День рождения друга......................................................................................... 37


77


РАЗДЕЛ 3

МЫ И НАШИ ДРУЗЬЯ-ЖИВОТНЫЕ..................................................................... 41

Занятие 1

Собака — верный друг человека.................................................................... 41

Занятие 2

Учимся заботиться о детенышах животных............................................... 44

Занятие 3

Почему грустит котенок?.................................................................................. 48

Занятие 4

Не мучайте животных!....................................................................................... 51

Занятие 5

Подарим птицам нашу доброту..................................................................... 54

Занятие 6

Праздник для друзей-животных..................................................................... 57

ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................... 60

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ............................ 60

1. Изучение эмоционально-обусловленного

поведения дошкольников...............................:.......................................... 60

2. Изучение эмоциональных проявлений детей

при разыгрывании сюжетных сценок..................................................... 62

3. Изучение эмоционального поведения детей

при восприятии литературных произведений.................................... 63

4. Изучение влияния художественной литературы

на эмоциональный опыт дошкольников................................................ 65

5. Роль игры по сюжету сказки

в формировании социальных эмоций детей 5-6 лет......................... 66

6. Развитие эмпатии у детей 6 лет

под влиянием сказки................................................................................... 68

Осознание себя и других в отношениях с другими................................. 69

ЛИТЕРАТУРА.................................................. '................................................,......... 72

78


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.